КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: "«НЕБЫТИЕ» СЛОВА (АЛАЛИЯ)".
консультация по логопедии на тему
Консультация учителя-логопеда для родителей. Тема консультации: "«НЕБЫТИЕ» СЛОВА (АЛАЛИЯ)". Материал для консультации взят из книги "Ребенок и его развитие" Т.Г. Визель.
Из консультации родители получат ответ на вопрос "Что же такое алалия?", познакомятся с причинами возникновения алалии, ее видами и проявлениями. Как действовать конкретно, если рбенок-алалик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: "«НЕБЫТИЕ» СЛОВА (АЛАЛИЯ)". | 29.52 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ
«НЕБЫТИЕ» СЛОВА (АЛАЛИЯ)
Наиболее тяжелым расстройством речи, возникающим в следствие органического поражения ЦНС, является алалия. В отличие от дизартрии при алалии нет параличей или парезов речевых органов. Картина речевого расстройства сводится к общему недоразвитию речевой функции, то есть у ребенка или совсем не развивается речь или же развивается с грубыми отклонениями. Слово не рождается, остается в «небытии». Ребенок плохо понимает речь других людей. При нормальном развитии дети, слушая речь взрослых, обучаются говорить. Именно слух, способность понимать то, что говорят другие, обеспечивает развитие речи ребенка. Если же такое внимание затруднено, то ребенку не на что опереться, неоткуда взять образец того, как и что надо говорить. Однако следует подчеркнуть, что дети с алалией не глухие, то есть физический слух, способность слышать вообще, у них есть. Они не различают, не распознают именно звуки речи: слышат, что человек что-то говорит, но не понимают, что именно. Также и мы слышим, но не понимаем тех, кто говорит на неизвестном нам иностранном языке.
Алалии, при которых в первую очередь нарушено понимание речи, а затем уже устная речь, носят название сенсорных. Детей с сенсорной алалией часто путают с глухими детьми. Правильный диагноз в этом случае имеет большое значение, так как лечение и обучение глухого ребенка принципиально отличаются от лечения и обучения алалика. Не принятые своевременно меры по лечению и обучению ребенка с алалией действительно могут привести к непоправимому отставанию в умственном развитии.
Дети с сенсорной алалией встречаются нечасто. Более распространена другая форма этого недуга, а именно, моторная алалия. Дети с моторной алалией могут (хоть и не в полном объеме) понимать речь окружающих, но сами не говорят. Родители, как правило, недоумевают: ребенок слышит, в общем, понимает речь, может совершать различение движения губами, языком (дует, жует и пр.), но сам не говорит. Это действительно трудно понять.
Речь это функция, которая появляется у ребенка в результате освоения им внешнего мира – мира, который его окружает. Первые познания основаны на способности обращать внимание на предметы, их качества, действия. Внешний мир и есть содержание речи.
Обязательным условием начального развития ребенка являются:
- Отсутствие врожденных нарушений мышления, слуха и зрения, параличей речевых мышц;
- Контакты (в том числе речевые) с ребенком со стороны взрослых;
- Полноценная среда обитания.
Последнее условие является очень важным. Надо иметь в виду, что ребенок запоминает не только то, что познает активно, но и то, что отпечатывается в его мозге как бы без его участия. Таким образом, какова среда обитания, то и отпечатается в нервных клетках детского мозга. Всю жизнь это будет храниться в памяти, что может и не осознаваться, и в критические моменты неожиданно проявлять себя теми или другими поступками, причину которых человек сам, как правило, не понимает.
С точки зрения работы мозга, основное условие приобретения ранней речи – это связь между теми звуками и зрительными образами, которые существуют во внешнем мире, и той областью в мозге, которая перерабатывает их в речь. Для этого между областями мозга существуют проводники, по которым передается информация. Проводящие пути – это пучки белых волокон. Если они все повреждены, то речь не приобретается, если частично – нарушения речи менее грубые. Оно может ограничиваться только нарушением звукопроизношения (дислалией).
Наиболее велика вероятность того, что причиной безречия у детей является неполноценность проводящих путей (белое вещество), которые связывают различные зоны мозга (серое вещество).
Считается, что плохое состояние белого вещества мозга (нарушение проводимости) обусловлено различными неблагополучиями во время беременности (токсикозы, угроза выкидыша, гестоз и т. д.), лекарственными воздействиями, отрицательными экологическими факторами, а так же чрезмерным возбуждением центральной нервной системы (ЦНС).
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ АЛАЛИЯ?
В такой ситуации необходимо использовать те проводники, которые не повреждены и активны. Их временно надо использовать вместо поврежденных. Все проводники редко бывают неполноценными. Дети, у которых речевые проблемы, ориентируются в пространстве, узнают знакомых людей, игрушки, знают, что с ними делать, запоминают цвета, дают адекватные реакции на события. Значит, большая часть проводников у них работает. Бояться использования неречевых приемов не надо.
Как же действовать конкретно?
- Опознание произнесения звуков речи.
Если ребенок с нормальным физическим слухом не различает звуки природы, включая голоса животных, и звуки, издаваемые предметами, то речь развиваться у него не будет. Вначале ребенок учиться различать на слух все шумы, и только при этом условии он осваивает, тоже на слух, звуки речи.
Если ребенок не справился с узнаванием и произнесением звуков речи по слуху, надо предоставить ему другую возможность, а именно, сделать звук речи максимально зримым, образно говоря, показать его.
Сделайте так, чтобы источники звучаний присутствовали в поле зрения ребенка воде игрушек, рисунков. Например:
- Изображая вой ветра, показывайте соответствующий рисунок, а затем изображайте, как он дует – соответствующей позой тела, жестами и мимикой. При этом протяжно и долго произнесите «УУУ…», показывая ребенку, как сложены у вас губы.
- Изображая крик оттого, что больно, широко откройте рот и произнесите: «ААА…» с соответствующей мимикой лица. Покажите ребенку позу рта при крике.
- Изображая стук, покажите, как строят дом: берут гвозди и забивают их молотком. При каждом ударе молотка произнесите четко «тук – тук – тук…». Покажите вашу артикуляцию и скажите «язык похож на молоточек» и т. п.
Если удастся привлечь внимание ребенка к буквам, то в каждый показ можно включать яркие плакаты с написанными на них буквами.
Число отрабатываемых звучаний наращивайте постепенно: вначале 2 звучания, затем подключается еще одно, затем еще одно и т. д.
После каждого «показа» звука просите ребенка делать вместе с вами: «Делай так, как я!».
Поощряйте ребенка за любые действия и продолжайте показывать, как нужно действовать.
- Контроль за приобретением способностей различать и произносить звуки речи.
Проверьте:
- Узнает ли ребенок по звучанию в отсутствии соответствующей игрушки или картинки, кого вы изображали? Для этого дайте имитацию звучания, а потом предъявите игрушки или картинки и попросите ребенка угадать, откуда этот звук, то есть указать на соответствующий предмет.
- Есть ли у ребенка попытки»подогнать» свои звуки под предоставленные ему образцы?
Если ребенок справляется, все правильно, если нет, продолжайте все перечисленные выше действия.
Ребенок, неспособный произносить звуки речи, не сможет произносить слова, в том числе повторять их. И даже если он способен произносить звуки речи по отдельности, сказать целое слово он может далеко не всегда. Такое бывает по причине плохого чувства ритма. С ребенком, обделенным этим чувством, нужно делать много ритмических движений под ритмическую музыку и одновременно говорить – логопедическая ритмика.
- Понимание и самостоятельное говорение слов.
Слова тоже приобретаются по слуху, но главное при этом, чтобы они не просто копировались, а понимались. Каждое слово – это дубль предмета, только уже не в предметной, а в звуковой форме. Если предметов вокруг ребенка будет мало, то и слов будет мало. Но бывает так, что предметов достаточно, а слова не появляются. Это значит, что предметы, которые ребенок видит, не попадают в ту речевую область мозга, где они становятся словами. В этом случае необходимо предоставить им другую возможность.
Превратите выработку способности опознавать предметы на ощупь и с помощью других анализаторов в игру. Заготовьте «Волшебный мешочек». Поместите туда разные предметы.
Ребенок будет угадывать, какой предмет он нащупал, а потом сличать с тем, который будет доступен ему зрительно.
Благодаря сначала «слепому» способу опознания предмета, а затем зрительному, образы предметов, которые ребенок увидит, попадут в речевую зону мозга не по тем проводникам, которыми должны были попасть, а по тем, которые имеются между другими анализаторами и этой речевой зоной.
Кроме ощупывания, ребенку, который не понимает слова, полезно «рисовать» на теле различные фигурки, например, круги (мячик, арбуз, солнце, яблоко), линии (дорожки, нитки), квадраты (коробочки, домики, кубики) и потом просить выбрать, то что вы «рисовали» из числа предъявленных ему зрительных реальных предметов.
Ребенок, понимающий слова, начнет их произносить. Понимание слов – показатель того, что звуки речи обрели для него смысл, и эти смысловые единицы он и будет озвучивать.
- Понимание и построение предложений.
Если ваш ребенок говорит отдельные слова, но не может построить предложение, хотя знает все необходимые для этого слова, то причина этого в том, что он не может осмыслить центрального слова в предложении, а именно, действия и того, что из него вытекает.
Каждое предложение – маленький рассказ, имеющий сюжет. Если ребенок «не видит» внутренним взором всю ситуацию, о которой нужно сказать, то надо играть с ним в язык жестов. «Разговаривая» с ребенком жестами, необходимо, однако, каждое слово произносить вслух. В этом случае слова-действия вложатся в жесты и будут доставлены в ту речевую зону мозга, которая предназначена для фразовой речи.
К каждому предложению заготовьте сюжетную картинку. Попросите также ребенка нарисовать то, о чем надо сказать. Предварительно покажите, как это сделать.
Далее, необходимо продемонстрировать, что в предложении употребляются не только слова-предметы (существительные) и слова – действия (глаголы), но и слова – качества (прилагательные), слова – обстоятельства (наречия), слова в разных грамматических формах. Поэтому жестами надо показывать качества (большой, маленький, горячий, холодный), обстоятельства (хорошо, плохо, далеко, близко), вспомогательные слова (над, под, в, на) и т. п.
Бояться того, что ребенок перейдет на жесты не надо, он ведь слышит, как звучат предложения, и, поняв их грамматическую и смысловую суть, начнет говорить предложения – не жестами, а словами.
Я желаю вам приступить к занятиям с ребенком с пониманием сути ваших действий, надеждой на положительный результат, терпением.
При переходе к вызову собственной речи (способности говорить слова, объясняться словами) алалика учат грамоте и, в первую очередь, чтению. Это обусловлено тем, что при алалии не страдает зрительная (затылочная) кора мозга, на нее и делается ставка. И здесь дело не в том, чтобы обучить его правилам грамматики, письма, чтения, а в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а то и тройную нагрузку.
Логопедическую работу при алалии следует начинать рано, как только замечено отставание ребенка в речевом развитии. В любом случае отсутствие речи к двум годам – это уже тревожный сигнал. Большое значение имеет постоянное общение родителей с ребенком, начиная буквально с первых дней его появления на свет. Дети должны слышать человеческие голоса, различать интонации, улавливать эмоции, передаваемые речью. Эти начальные уроки играют фундаментальную роль в речевом развитии ребенка.
Итак, алалия – это тяжелые расстройства речевой функции, причиной которых являются органические поражения мозга. Они требуют применения комплекса лечебных и учебных мер, которые должны осуществляться совместными усилиями специалистов и родителей. Только при этом условии можно рассчитывать на существенное продвижение в речевом развитии, а иногда и «выравнивание» его до нормы.
Источник: Визель Т.Г. Ребенок и его развитие. – М.: В. Секачев, 2016. – 101-112с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей № 2( делим слова на слоги)
Поможет родителям вспомнить. как делить слова на слоги....
Консультация для родителей "Интересный мир слов"
Идея о том, что дети – великие лингвисты, известна, наверное, каждому родителю. Все мы умиляемся забавным детским этимологиям и наивному, но поразительно точному чутью языка. Но ребенок растет, ...
Консультация для родителей "Фонетический анализ слов"
Консультация для родителей по теме "Фонетический анализ слов". Это материал, который напоминает родителям правила русского языка в разделе "фонетика".Различение понятий "буква" и "звук"....
Консультация для родителей "Секрет волшебных слов".
Каждый помнит, как в детстве наши мамы нам делали массаж - игру "Рельсяы-рельсы, шпалы-шпалы ехал поезд запоздалый..."...
Консультация для родителей «Постигая смысл слов».
Уровень развития речи дошкольников различен. Одни дети свободно распоряжаются словарным запасом; у других активный словарь небольшой, хотя значительное количество слов хорошо понимается (пас...
Консультация для родителей - "В каких словах жужжит жук"
Маленькие дети часто многие звуки произносят неправильно. Если дефекты произношения не исчезает к 4-5 года – значит, ребенок нуждается в специальных упражнениях....
Консультация для родителей "Игры со словами для уставших родителей"
Приведенная подборка игр не требует особых знаний, усилий, много времени и отлично подходит для уставших родителей и вечернего времяпрепровождения....