Опыт работы: "Технология наглядного моделирования".
методическая разработка по логопедии на тему

Ананьева Любовь михайловна

Данный материал будет интересен и полезен педагогам, воспитателям, молодым специалистам, учителям - логопедам ДОУ. Информация о том,что такое технология наглядного моделирования,и н а каких этапах коррекционной работы можно использовать данный прием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_na_konkurs_2017g.docx30.09 КБ
Файл opyt_raboty.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Слайд№1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги! Меня зовут Ананьева Любовь Михайловна, я - учитель-логопед детского сада комбинированного вида №6 «Незабудка» Слайд №2 хочу предложить Вашему вниманию опыт своей работы!

Слайд №3 В современном мире красивая и грамотная речь – это залог успеха! Ребенок, который правильно говорит и без труда  излагает свои мысли, способен свободно общаться со сверстниками, хорошо учиться и чувствует себя уверенно!

Уже к 4-5 годам, современный ребенок с нормальным речевым развитием овладевает всей системой родного языка: правильно произносит все звуки, свободно воспроизводит сложные слова, четко излагает свои мысли, говорит связно. Слайд №4 Совершенно другой вариант отмечается у ребенка с общим недоразвитием речи. Для таких детей характерны нарушения формирования всех компонентов речевой системы в целом (звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи). Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.

Слайд №5  Исходя из педагогической практики, могу с уверенностью сказать, что работая с детьми с ОНР, непросто научить даже дошкольников седьмого года жизни - монологической речи. Для того, что бы хоть как то решить эту проблему, необходимо опираться на образы и средства, которыми овладевает ребенок в этом возрасте. Слайд №6 Всем известно, Дошкольный возраст – это возраст, основными средствами, которого являются сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.

Слайд №7 Перспективным направлением, совершенствования процесса  коррекционно-развивающего обучения в группе детей с ОНР, считаю использование  технологии наглядного моделирования(по другому Мнемотехника)  Мнемотехника - очень древняя наука,она имеет свою историю. Слайд №8 Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь - это результат применения мнемотехники, а вот использование данного приема для развития речи в дошкольной практике - это новое направление.

Слайд №9  Мнемотехнику в своей практике я использую уже несколько лет, и применяю ее на разных этапах коррекционной работы. Именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности и формирует выразительную, грамматически правильную, связную речь.

Слайд №10 Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в моей работе с дошкольниками состоит в том, что:

  • во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

    Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:

  • Слайд №11 на этапе коррекции звукопроизношения;(после постановки звуков, на этапе автоматизации и дифференциации, использую различные мнемотаблицы со скороговорками, чистоговорками для отработки звуков; тексты цепной организации);
  • Слайд №12 на этапе формирования навыков звукового анализа и синтеза( использую символы для запоминания характеристик к звукам. Цветовые изображения помогают упражнять в дифференциации понятий «гласный-согласный», «твердый согласный-мягкий согласный», «звонкий-глухой». Для определения места звука в слове я использую модель «Улиточка». );
  • Слайд №13 на этапе формирования лексико-грамматических категорий(для практического усвоения падежных конструкций с предлогами использую простые модели; знакомя детей с приставками предлогами, я так же использую карточки схемы);
  • Слайд №14 на этапе формирования связной речи( использую графическое моделирование для заучивания стихов, потешек. Дети сами(под руководством взрослого) составляют схемы, мнемодорожки для составления рассказов и их пересказывания);
  • Слайд №15 на этапе профилактики  дисграфии и дислексии(В подготовительной группе с целью профилактики нарушений чтения и письма, я использую ребусы, изографы).

Использование  наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу  развивать импрессивную речь детей, обогащать их словарный запас, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

Слайд №16  Можно сделать вывод, что использование мнемотехники в коррекционном процессе значительно повышает результативность  в работе с детьми с ОНР(диаграмма, которую вы можете видеть на слайде). Совершенствуются все категории речи, психические процессы(в особенности память, внимание, мышление).

     Слайд № 17-18  Для установления партнерских отношений и повышения качества коррекционной работы в своей практике огромное значение уделяю работе с родителями и педагогами. Очень часто, из беседы с родителями  можно услышать жалобы на плохую память ребенка, на трудности при восприятии информации на слух, снижение внимания и работоспособности в целом. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, я провожу мастер- классы (практикумы), консультациии по использованию мнемотехники в домашних условиях, даю рекомендации и советы по спользованию данной технологии воспитателям логопедических и общеобразовательных групп.

 Слайд № 19-20 Для того, чтобы добиться высоких результатов в своей профессиональной деятельности, я не останавливаюсь на достигнутом и постоянно самосовершенствуюсь:

- посещаю курсы повышения квалификации;

- выступаю на методических объединениях, семинарах муниципальных и региональных уровней;

- распространяю опыт среди коллег на профессиональных сайтах.

Слайд №21 В дальнейшей перспективе планирую и дальше работать в этом направлении:

- организовать проектную деятельность по теме: «Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы посредством использования элементов мнемотехники»

- разработать новые мнемодорожки и мнемотаблицы для коррекционной работы;

- продолжать привлекать специалистов и родителей воспитанников к использованию мнемотехники, для создания комплексного и всестороннего развития детей с ОНР.

Применяя в своей работе метод наглядного моделирования, я с увереностью могу сказать, что это весьма интересное, эффективное и творческое направление, не только в работе с детьми, но и в совершенствовании возможностей взрослых.       Слайд №22       Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ананьева Любовь Михайловна учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ д/с КВ №6 «Незабудка» Информация для сотрудничества: E-mail: lepenochek@yandex.ru

Слайд 2

Опыт работы : «Технология наглядного моделирования»

Слайд 3

В современном мире красивая и грамотная речь – это залог успеха! Ребенок, который правильно говорит и без труда излагает свои мысли, способен свободно общаться со сверстниками, хорошо учиться и чувствует себя уверенно!

Слайд 4

Общее недорозвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением компонентов речевой системы: ОНР Недоразвитие просодики Нарушение звукопроизношения Недостаточная сформированность связной речи Недоразвитие грамматического строя речи Недоразвитие речевой моторики Недоразвитие фонематического слуха Недостаточность лексического запаса

Слайд 5

В речи детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: Маленький словарный запас; Бедная речь, состоящая из простых предложений; Редкое использование метафор, сравнений; Затрудняются строить монологи и диалоги.

Слайд 6

Д ошкольный возраст - это возраст, основными средствами которого являються сенсорные эталоны, символы, знаки и наглядные модели.

Слайд 7

Мнемотехника – система различных приёмов и методов, ускоряющих запоминание благодаря образованию дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Слайд 8

Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники.

Слайд 10

Использование наглядного моделирования вызывает интерес; использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью ; применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Актуальность:

Слайд 11

Коррекционную работу по преодолению ОНР у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям: Коррекция звукопроизношения

Слайд 12

Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы

Слайд 13

Ф ормирование лексико-грамматических категорий

Слайд 14

Формирование связной речи

Слайд 15

Профилактика дисграфии и дислексии

Слайд 16

Диаграмма речевого развития детей по результатам использования мнемотехники

Слайд 17

Работа с родителями и педагогами

Слайд 18

Работа с родителями и педагогами

Слайд 19

Повышение профессионального мастерства

Слайд 20

Представление педагогического опыта

Слайд 21

Перспективы самообразования: организовать проектную деятельность по теме: «Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы посредством использования элементов мнемотехники »; разработать новые мнемодорожки и мнемотаблицы для коррекционной работы; продолжать привлекать специалистов и родителей воспитанников к использованию мнемотехники, для создания комплексного и всестороннего развития детей с ОНР .

Слайд 22

Ананьева Любовь Михайловна учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ д/с КВ №6 «Незабудка» Информация для сотрудничества: E-mail: lepenochek@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"

Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...

Обобщённый опыт коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Шабалиной Светланы Витальевны по теме: "Применение метода наглядного моделирования в логопедической работе"

В своей работе я часто использую символы и моделирование сюжета. Моделирование- это способ последовательного формирования речевых умений и навыков, который позволяет определять содержание и последоват...

Опыт работы: "Технология проектирования в детском саду"

Опыт работы представлен на основе краткосрочного проекта "Масленица"...

Опыт работы «Технология акватерапии как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» воспитателя МБДОУ №4 Николаевой С.М.

Заседание РМО №2 от 14.12.2017гОпыт работы воспитатателя МБДОУ №4 г.о.г.Выкса Николаевой С.М.«Технология  акватерапии как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возр...

Опыт работы "Метод наглядного моделирования в формировании речевых навыков у детей дошкольного возраста"

Обобщенный педагогический опыт воспитателя на тему "Метод наглядного моделирования в формировании речевых навыков у детей дошкольного возраста"...

Опыт работы. Технология кроссенс в детском саду

Автор – Филатова Ольга Сергеевна, воспитатель МДОУ детский сад № 1 «Аленушка» г. Тейково, Ивановской области.В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностног...