Опыт работы: "Технология наглядного моделирования".
методическая разработка по логопедии на тему
Данный материал будет интересен и полезен педагогам, воспитателям, молодым специалистам, учителям - логопедам ДОУ. Информация о том,что такое технология наглядного моделирования,и н а каких этапах коррекционной работы можно использовать данный прием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_na_konkurs_2017g.docx | 30.09 КБ |
opyt_raboty.pptx | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайд№1 Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги! Меня зовут Ананьева Любовь Михайловна, я - учитель-логопед детского сада комбинированного вида №6 «Незабудка» Слайд №2 хочу предложить Вашему вниманию опыт своей работы!
Слайд №3 В современном мире красивая и грамотная речь – это залог успеха! Ребенок, который правильно говорит и без труда излагает свои мысли, способен свободно общаться со сверстниками, хорошо учиться и чувствует себя уверенно!
Уже к 4-5 годам, современный ребенок с нормальным речевым развитием овладевает всей системой родного языка: правильно произносит все звуки, свободно воспроизводит сложные слова, четко излагает свои мысли, говорит связно. Слайд №4 Совершенно другой вариант отмечается у ребенка с общим недоразвитием речи. Для таких детей характерны нарушения формирования всех компонентов речевой системы в целом (звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи). Недоразвитие речи у детей может быть выражено в различной степени: от полного отсутствия речи до незначительных отклонений в развитии.
Слайд №5 Исходя из педагогической практики, могу с уверенностью сказать, что работая с детьми с ОНР, непросто научить даже дошкольников седьмого года жизни - монологической речи. Для того, что бы хоть как то решить эту проблему, необходимо опираться на образы и средства, которыми овладевает ребенок в этом возрасте. Слайд №6 Всем известно, Дошкольный возраст – это возраст, основными средствами, которого являются сенсорные эталоны, различные символы, знаки, наглядные модели.
Слайд №7 Перспективным направлением, совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей с ОНР, считаю использование технологии наглядного моделирования(по другому Мнемотехника) Мнемотехника - очень древняя наука,она имеет свою историю. Слайд №8 Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь - это результат применения мнемотехники, а вот использование данного приема для развития речи в дошкольной практике - это новое направление.
Слайд №9 Мнемотехнику в своей практике я использую уже несколько лет, и применяю ее на разных этапах коррекционной работы. Именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности и формирует выразительную, грамматически правильную, связную речь.
Слайд №10 Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в моей работе с дошкольниками состоит в том, что:
- во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ОНР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью;
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям:
- Слайд №11 на этапе коррекции звукопроизношения;(после постановки звуков, на этапе автоматизации и дифференциации, использую различные мнемотаблицы со скороговорками, чистоговорками для отработки звуков; тексты цепной организации);
- Слайд №12 на этапе формирования навыков звукового анализа и синтеза( использую символы для запоминания характеристик к звукам. Цветовые изображения помогают упражнять в дифференциации понятий «гласный-согласный», «твердый согласный-мягкий согласный», «звонкий-глухой». Для определения места звука в слове я использую модель «Улиточка». );
- Слайд №13 на этапе формирования лексико-грамматических категорий(для практического усвоения падежных конструкций с предлогами использую простые модели; знакомя детей с приставками предлогами, я так же использую карточки схемы);
- Слайд №14 на этапе формирования связной речи( использую графическое моделирование для заучивания стихов, потешек. Дети сами(под руководством взрослого) составляют схемы, мнемодорожки для составления рассказов и их пересказывания);
- Слайд №15 на этапе профилактики дисграфии и дислексии(В подготовительной группе с целью профилактики нарушений чтения и письма, я использую ребусы, изографы).
Использование наглядных моделей в процесс обучения позволяет педагогу развивать импрессивную речь детей, обогащать их словарный запас, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.
Слайд №16 Можно сделать вывод, что использование мнемотехники в коррекционном процессе значительно повышает результативность в работе с детьми с ОНР(диаграмма, которую вы можете видеть на слайде). Совершенствуются все категории речи, психические процессы(в особенности память, внимание, мышление).
Слайд № 17-18 Для установления партнерских отношений и повышения качества коррекционной работы в своей практике огромное значение уделяю работе с родителями и педагогами. Очень часто, из беседы с родителями можно услышать жалобы на плохую память ребенка, на трудности при восприятии информации на слух, снижение внимания и работоспособности в целом. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, я провожу мастер- классы (практикумы), консультациии по использованию мнемотехники в домашних условиях, даю рекомендации и советы по спользованию данной технологии воспитателям логопедических и общеобразовательных групп.
Слайд № 19-20 Для того, чтобы добиться высоких результатов в своей профессиональной деятельности, я не останавливаюсь на достигнутом и постоянно самосовершенствуюсь:
- посещаю курсы повышения квалификации;
- выступаю на методических объединениях, семинарах муниципальных и региональных уровней;
- распространяю опыт среди коллег на профессиональных сайтах.
Слайд №21 В дальнейшей перспективе планирую и дальше работать в этом направлении:
- организовать проектную деятельность по теме: «Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы посредством использования элементов мнемотехники»
- разработать новые мнемодорожки и мнемотаблицы для коррекционной работы;
- продолжать привлекать специалистов и родителей воспитанников к использованию мнемотехники, для создания комплексного и всестороннего развития детей с ОНР.
Применяя в своей работе метод наглядного моделирования, я с увереностью могу сказать, что это весьма интересное, эффективное и творческое направление, не только в работе с детьми, но и в совершенствовании возможностей взрослых. Слайд №22 Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опыт работы : «Технология наглядного моделирования»
В современном мире красивая и грамотная речь – это залог успеха! Ребенок, который правильно говорит и без труда излагает свои мысли, способен свободно общаться со сверстниками, хорошо учиться и чувствует себя уверенно!
Общее недорозвитие речи (ОНР) характеризуется нарушением компонентов речевой системы: ОНР Недоразвитие просодики Нарушение звукопроизношения Недостаточная сформированность связной речи Недоразвитие грамматического строя речи Недоразвитие речевой моторики Недоразвитие фонематического слуха Недостаточность лексического запаса
В речи детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: Маленький словарный запас; Бедная речь, состоящая из простых предложений; Редкое использование метафор, сравнений; Затрудняются строить монологи и диалоги.
Д ошкольный возраст - это возраст, основными средствами которого являються сенсорные эталоны, символы, знаки и наглядные модели.
Мнемотехника – система различных приёмов и методов, ускоряющих запоминание благодаря образованию дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Мнемотехника - очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники.
Использование наглядного моделирования вызывает интерес; использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью ; применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Актуальность:
Коррекционную работу по преодолению ОНР у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям: Коррекция звукопроизношения
Формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы
Ф ормирование лексико-грамматических категорий
Формирование связной речи
Профилактика дисграфии и дислексии
Диаграмма речевого развития детей по результатам использования мнемотехники
Работа с родителями и педагогами
Работа с родителями и педагогами
Повышение профессионального мастерства
Представление педагогического опыта
Перспективы самообразования: организовать проектную деятельность по теме: «Повышение эффективности коррекционно-логопедической работы посредством использования элементов мнемотехники »; разработать новые мнемодорожки и мнемотаблицы для коррекционной работы; продолжать привлекать специалистов и родителей воспитанников к использованию мнемотехники, для создания комплексного и всестороннего развития детей с ОНР .
Ананьева Любовь Михайловна учитель-логопед высшей квалификационной категории МБДОУ д/с КВ №6 «Незабудка» Информация для сотрудничества: E-mail: lepenochek@yandex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщенный опыт работы учителя-логопеда на тему "Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с общим недоразвитием речи пересказу текстов и заучиванию стихотворений"
Материал из обобщенного опыта работы по теме: Применение метода наглядного моделирования, приемов мнемотехники и пиктограмм при обучении детей с ОНР пересказу текста и заучивании стихотворений" можно ...
Обобщённый опыт коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Шабалиной Светланы Витальевны по теме: "Применение метода наглядного моделирования в логопедической работе"
В своей работе я часто использую символы и моделирование сюжета. Моделирование- это способ последовательного формирования речевых умений и навыков, который позволяет определять содержание и последоват...
Опыт работы: "Технология проектирования в детском саду"
Опыт работы представлен на основе краткосрочного проекта "Масленица"...
Опыт работы «Технология акватерапии как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» воспитателя МБДОУ №4 Николаевой С.М.
Заседание РМО №2 от 14.12.2017гОпыт работы воспитатателя МБДОУ №4 г.о.г.Выкса Николаевой С.М.«Технология акватерапии как средство снятия психоэмоционального напряжения у детей раннего возр...
Обобщенный опыт работы: " Технология экспериментирования- как современный метод развития познавательной активности детей дошкольного возраста"
Для педагогов....
Опыт работы "Метод наглядного моделирования в формировании речевых навыков у детей дошкольного возраста"
Обобщенный педагогический опыт воспитателя на тему "Метод наглядного моделирования в формировании речевых навыков у детей дошкольного возраста"...
Опыт работы. Технология кроссенс в детском саду
Автор – Филатова Ольга Сергеевна, воспитатель МДОУ детский сад № 1 «Аленушка» г. Тейково, Ивановской области.В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностног...