Игры и упражнения для развития связной речи ребенка
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Словохотова Лариса Геннадьевна

Игры и упражнения для развития связной речи ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_upr._dlya_razvitiya_svyaznoy_rechi.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития связной речи у детей 6-7-ми лет.

                                         1. Игра «Загадки»

  (составление описательных загадок о любом предмете по плану)

Например: Придумать описательную загадку о сосне по плану.

Где растёт? Какая по величине? Какая хвоя? Какие шишки?

Для чего используют сосну люди?

                                      2. Игра «Небылицы»

(работа над пониманием распространённых предложений)

 Взрослый: Незнайка придумал предложения по картинкам и всё перепутал. Помогите Незнайке исправить ошибки.

  • Коза принесла корм девочке.
  • Чашка разбила Лену.
  • Мяч играет с Сашей.
  • Дорога едет по машине.
  • Вова разбил стеклом мяч.
  • Оля с картинкой рисуют папу.
  • Мама несёт сумку в капусте.

                         3. Игра « Откуда хлеб пришёл?»

                              (развитие диалогической речи)

                      Взрослый задаёт вопрос, а ребёнок отвечает.

Откуда хлеб пришёл? – Из магазина.

А в магазин как попал? – Из пекарни.

Что делают в пекарне? – Пекут хлеб.

Из чего? – Из муки.

Из чего мука? – Из зерна.

Откуда зерно? – Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? – Выросла в поле.

Кто её посеял? – Колхозники.

                                   4. Игра «Сравни»

(составить сравнительный рассказ о белом и буром медведях,

    используя сложносочинённые предложения с союзом а)

Бурый медведь живёт в нашем лесу, а белый    … .

У бурого медведя шерсть коричневая, а у белого    … .

Бурый медведь ест малину, мёд, рыбу, а белый    … .

Бурый медведь спит в берлоге, а белый    … .

   

                             5. Игра «Закончи предложение»

( закрепление структуры сложноподчинённого предложения с   союзом «чтобы»)

Я надела новую шубу,чтобы  …

… чтобы было тепло.                         … чтобы не замёрзнуть.

Мы зажгли свет, чтобы  …

… чтобы было светло.                        …чтобы читать книгу.

Мы полили цветы, чтобы …

… чтобы они не завяли.                     … чтобы они быстро росли.

                                  6. Игра «Скажи складно»

                            (работа с деформированной фразой)

     По теме «Зима»:

Белый, земля, снег, покрыть, пушистый.

Падать, снежинки, тихо, красивый.

Дети, высокий, слепить, снеговик.

Ребята, санки, на, кататься.

     По теме «Транспорт»:

Машина, дорога, широкая, ехать.

Самолёт, небо, летит, в, высоко.

Волны, корабль, плывёт, большой, по.

Шоссе, автомобиль, по, мчится, быстрый.

Магазин, около, мотоцикл, остановиться.

                          7. Игра « Почемучкины вопросы»

Почему птицы улетают на юг?                          Почему ночью темно? Почему зимой нельзя купаться в реке?             Почему летом жарко?

Почему медведь зимой спит?                    Почему заяц зимой белый?

Почему дома нельзя играть с мячом?     Почему из трубы идёт дым?

Почему в доме делают окна?                    Почему белка зимой серая?

                                  8. Игра «Найди ошибку»

Шёл дождь, потому что я взяла зонтик.

Цветы не поливали, потому что они засохли.

Солнышко прячется, потому что ночью темно.

У Кати день рождения, потому что ей подарили книгу.

Река замёрзла, потому что дети взяли коньки.

                             9. Игра «Составь предложения»

  • Морковь - овощ, а яблоко - … .

      Морковь растёт в огороде, а яблоко - … .

      Из моркови делают салат, а из яблок - … .

  • Составить предложения со словом «стол», употребляя «маленькие слова» (предлоги) в, на, под, у, за, из, к, между.

                             10. Игра «Медведи» (по ролям)

                              (развитие диалогической речи)

Встретились белый и бурый медведи, поздоровались. Затем белый спрашивает у бурого:

– Где ты живёшь?  – В лесу.

– А я на севере на льдине. У тебя шерсть какого цвета?

– Коричневого.

– А у меня шерсть белая. Что ты ешь? – Листья, ягоды, рыбу.

– Я тоже ем рыбу, а ещё тюленей. Что ты делаешь зимой?

– Сплю в берлоге.

– А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.

                                  11. Игра « Составь рассказ»

 (составить предложения из слов и пересказать  рассказ, придумать        название рассказу)

В, жарко, лес, тихо, и. Высоко, стрижи, над, летать, земля, быстрые.

Ягоды, на, кусты, висеть, малина, крупные. Рыжие, на, ветка, с, белки, ветка, прыгать. Под , сидеть, ёж, берёза, колючий.

В, лес, хорошо, летний!

                               12. Игра «Доскажи словечки»

  • Суп в … налили из … .
  • Чай в … налили из … .
  • Сахар в чай положили из … .
  • Соль в … насыпали из … .

                     13. Игра « Доскажи – перескажи»

 Взрослый читает текст, ребёнок вставляет по ходу пропущенные слова-картинки. Затем нужно пересказать рассказ.

    … (муравей) выбежал из … (муравейник) и побежал по муравьиной тропке. Бежал, бежал и к старому (пень) подбежал. Вокруг  … (пень) … (муравей) оббежал. Около … (пень) …(муравей) нашёл много … (ветка), обрадовался, от … (пень) отбежал и к … (муравейник) побежал. Быстро побежал … (муравей) домой и позвал на помощь других … (муравьи).

     Скоро вся муравьиная семья из …(ветки) построит новый  … (муравейник).

                  14. Игра «Вопросы – ответы»: Кто где живёт?

– Где живут пчёлы?                – Пчёлы живут в улье.

– Где живут муравьи?             – Муравьи живут в муравейнике.        

– Где живут птицы?                – Птицы живут в гнезде.

– Где живут бобры?                – Бобры живут в хатке.

– Где живут коровы?              – Коровы живут в коровнике.

– Где живут куры?                  – Куры живут в курятнике.

– Где живут волки?                 – Волки живут в логове.

– Где живут ежи?                    – Ежи живут в норе.

     Уважаемые родители! Надеюсь, что предложенный материал поможет вам при занятиях с малышами.

Но хотелось бы дать еще несколько советов. Старайтесь сделать так, чтобы начатая вами и ребенком работа (рассказывание, пересказ, заучивание стихотворения) была доведена до определенного завершения. Это очень организует малыша. Упустив этот момент, вы рискуете тем, что ваш ребенок привыкнет «перескакивать» с одного дела на другое, с одной книги на другую. Сознание выполненного дела доставляет ребенку большую радость, особенно если вы это отметите: «Какой ты молодец! Какой красивый рассказ у тебя получился! Какое интересное стихотворение…»

     Желаю вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения на развитие связной речи у детей с ТНР

Рекомендации для родителей и педагогов особенно речевых группы, какие игры и упражнения можно использовать на развитие сявзной речи у детей с ТНР...

Игры и упражнения для развития связной речи детей

Игры и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста...

Игры и упражнения для развития связной речи

«Исправь ошибку»Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточност...

Игры и упражнения для развития связной речи детей.

Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.  Основными средствами развития связной речи являются:- сказки;- дидактические игры;- ...

Презентация "Игры и упражнения для развития связной речи детей 5-го года жизни"

Презентация"Игры и упражнения для развития связной речи детей 5-го года жизни"...

Круглый стол для родителей подготовительной группы «Игры и упражнения для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

повышение родительской компетенции в речевом развитии ребенка старшего дошкольного возраста....

Речевые игры и упражнения в развитии связной речи детей с ОНР

Речевые игры и упражнения в развитии связанной речи детей с ОНР (слайд 1) (2 слайд) Речь ребёнка не является врождённой функцией.Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием.Чем бо...