Логопедическая программа
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении содержание образовательно-воспитательного процесса выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Данная программа предполагает в направлении «Познавательно – речевое развитие» в образовательной области «Коммуникация» использование логопедической поддержки.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду функционирует логопункт.
В связи с появлением в общеобразовательных садах большого количества детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений:
- «Программа подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6-го года жизни» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» (Н.В. Нищева);
- «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина)
-«Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.»( Т.А. Ткаченко)
Исходя из ФГОС ДО в программе учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка с речевыми нарушениями, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (Образовательные потребности), его индивидуальные потребности;
- соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования;
- возможности освоения ребенком с нарушением речи программы на разных этапах ее реализации;
- создание условий для получения образования детьми с нарушениями речи, использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.
В МБДОУ Детский сад № 7 « Радуга» осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедического пункта. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, ОНР, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МБДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы на логопедическом пункте при массовом детском саде.
В нашем ДОУ реализуется программа «От рождения до школы». Эта программа рассчитана на дошкольников с речевой патологией.
Согласно нормативам «Санитарно-эпидемиологические требованиям устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ. СанПин 2.4.1.1249-03, утвержденных Главным государственным врачом РФ, а также опыта функционирования дошкольных логопедических пунктов, показывает, что следует уменьшить количество подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу.
В соответствии с СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка. Развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
Задачи коррекционного обучения детей-логопатов решаются следующие задачи:
- ранее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развития слухового восприятия;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками МДОУ.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
1-я половина сентября– обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН. ОНР-III-IVУр. Р.( 6 года жизни, разделено на 3 периода обучения)
Iпериод:
2 половина сентября – 1 половина ноября -9 недель; 18 занятий -2 занятия в неделю (7 час. 30 мин.).
IIпериод:
2 половина ноября – 1 половина февраля – 12 недель; 24 занятия -2 занятия в неделю (10 час.).
IIIпериод:
2 половина февраля – май - 12 недель; 24 занятия - 2 занятия в неделю (10) час.).
Звукопроизношение + связная речь.
Всего 66 занятий в год (27 час. 30мин.).
С 15 мая – повторение пройденного материала.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР –III-IVур.р.(7 года жизни разделено на 3 периода обучения)
I период:
сентябрь – октябрь – 7 недель; 13 занятий -2 занятия в неделю (6 часов 30 минут).
II период:
Ноябрь – февраль- 16 недель; 32 занятия – 2 занятия в неделю(16 часов).
III период:
Март- май – 11,5 недель; 23 занятия -2 занятия в неделю (11 часов , 30 минут)
- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь.
Всего 68 занятий в год34 час.
С 1 июня - повторение пройденного материала.
Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, до 5 человек, периодичность занятий – 2 раза в неделю, 30 минут для детей подготовительного возраста, 25 минут для детей старшего возраста.
Продолжительность занятий с детьми:
ФН – от 3 до 6 месяцев;
ФФН и ФН – 1 год;
ОНР – III-IVур.р. -1-2 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.
Индивидуальные занятия.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.
ФН – 2 раза в неделю;
ФФН – 2 раза в неделю;
ОНР – III – IVур.р. – 2-3 раза в неделю.
Заключение
Данная программа доступна к применению на дошкольномлогопункте. С ее помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьется фонематическое восприятие, навыкизвукослогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чем и заключается главная цель данной программы
Учебно – тематическое планирование
Название | ФН, ФФН, ОНР – III– у детей 6 года жизни | ФН, ФФН, ОНР – III – у детей 7 года жизни | ||||
Всего занятий в год | Подгрупповые занятия | Индивидуальныезанятия | Всего занятий в год | Подгрупповые занятия | Индивидуальные занятия | |
Формирование звукопроизношения | 132 | 66 | 66 | 138 | 68 | 68 |
Обучение связной речи | 116 | 50 | 66 | 103 | 35 | 68 |
Подготовка к обучению грамоте | 16 | 16 | 15 | 15 | 18 | 18 |
Количество часов | 38ч.30м. | 27ч.30м. | 11ч. | 45ч.35м. | 34ч. | 11ч.35м. |
Характеристика контингента воспитанников
Речь детей с ОНР III уровня характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове. На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим. Сходным по звучанию. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, не употребляются сложные конструкцию. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтнзу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.
К группе с ОНР(IV) отнесены дети с остаточными явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У детей наблюдаются незначительные изменения всех компонентов языка. Имеются немногочисленные нарушения звукопроизношения и дифференциации звуков, нарушения слоговой структуры. Остаётся недостаточная сформированность фонетических процессов, степень выраженности которых может быть различной. Количественный состав словарного запаса детей данной группе шире и разнообразней, чем у детей, имеющих выраженное общее недоразвитие речи. Однако, и они допускают в самостоятельных высказываниях ряд ошибок, обусловленных смешением слов по смыслу и акустическому сходству. Грамматическое оформление устных высказываний также характеризуется наличием специфических ошибок, отражающих недостаточное усвоение детьми предложного и падежного управления, согласования, сложных синтаксических конструкций.
В речи детей с ФФН отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способностьк анализу и синтезу. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является несформированность процессов восприятия звуков речи. Для таких детей характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.Несмотря на различную природу дефектов, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена. Наиболее выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при относительно благополучном, на первый взгляд, понимании обращенной речи. Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохраненной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.
Направления коррекционно-развивающей работы.
Коррекционная работа включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание.
-Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с речевыми нарушениями, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения. Система получения точных данных может быть обеспечена посредством мониторинга речевого развития ребенка, представляющего собой систему сбора, обработки информации. На её основе подбираются педагогические технологии, методики и формы деятельности, соответствующие образовательным потребностям каждого ребенка. Используются методики: Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. Коноваленко В.В.,Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста. После проведения логопедической диагностики индивидуального развития на основе данной Программы разрабатывается коррекционно-педагогическое сопровождение, формируются подгруппы, подбираются педагогические технологии, методики и формы, соответствующие образовательным потребностям каждого ребенка.
- Коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков. Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ОНР, ФФНР. Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течении дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых НОД. При комплектовании подгрупп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. НОД организуется с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
На коррекционно-развивающих НОД с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.
- Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с речевыми нарушениями и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников.
- Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с речевыми нарушениями, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Форма организации обучения – подгрупповая и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что НОД остается одной из форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого НОД.
Основная цель индивидуальных НОД состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. На индивидуальных НОД логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать дефект, сгладить невротически е реакции.
На данных НОД дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, в словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребенок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строиться по следующим основным направлениям:
- совершенствование мимической моторики;
- совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика);
- развитие артикуляционного и голосового аппарата;
- развитие просодической стороны речи;
- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
- развитие диалогической и монологической речи.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда с конкретным воспитанником ДОУ включает те направления, которые соответствуют структуре его речевого нарушения.
Направления коррекционно-развивающей работы.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
- развитие фонематического восприятия;
- совершенствование слоговой структуры;
- коррекция звукопроизношения.
Общее недоразвитие речи.
- обогащение словаря;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие фонематического восприятия;
- развитие слоговой структуры слов;
- коррекция звукопроизношения.
Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению ФНР, ФФН, ОНР IIIур. р.у детей 6-го года жизни.
Iпериод | ||
Основное содержание работы | Развитие речи | |
произношение | Фонематическое восприятия | |
Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Закрепление навыка правильного произношения звуков (гласных, согласных), имеющихся в речи детей. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки, на наглядно-графическую символику. Постановка отсутствующих в речи звуков (в соответствии с индивидуальными особенностями речи детей). Автоматизация поставленных звуков в составе слогов, слов, предложений, тек- сов. Воспитание правильной ритмикоинтонационной и мелодической окраски речи. | Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Знакомство с буквами, обозначающими звуки. Знакомство с анализом и синтезом обратных слогов. Преобразование слогов за счёт одного звука. Различение односложных и многосложных слов. Выделение звука из ряда других звуков. Выделение ударного гласного в начале слова; выделение послед- него согласного в конце слова. Выделение среднего звука в одно- сложном слове (мак). Усвоение понятий «гласный – со- гласный» звук | Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени (я пою, мы поём, вы поёте, они поют). Закрепление навыка употребления формы родительного падежа с предлогом у. Согласование притяжательных местоимений мой, моя, моё с существительными мужского, женского, среднего рода. Закрепление навыка употребления в самостоятельной речи категорий прошедшего времени глаголов множественного числа (гуляли, пели, катали, купили). Составление предложений по демонстрации действий. Объединение этих предложений в короткий текст. Составление рассказа по картине с опорой на вопросительно – ответный и наглядно – графический планы. |
II период | ||
Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппарата. Развитие умения анализировать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонетического оформления. Постановка отсутствующих звуков. Автоматизация произношения ранее поставленных звуков в предложениях и коротких текстах. Автоматизация произношения вновь поставленных звуков. Дифференциация на слух сохранных звуков (с проговариванием), различающихся: по твёрдости – мягкости ([п] – [пь], [т] – [ть] и т.д.); по глухости – звонкости ([п] – [б], [к] – [г] и т.д.); в обратных слогах; в слогах со стечением двух согласных; в словах и фразах. | Определение наличия звука в слове. Распределение картинок, названия, которых включает: дифференцируемые звуки; определённый заданный звук. На том же материале: определение места звука в слове; выделение гласных звуков в положении после согласного в слове; совешенствование навыков употребления в речевом контексте слов сложнойзвуконаполняемости; анализ и синтез прямого слога; выделение согласного звука в начале слова; выделение гласного звука в конце слова. Практическое знакомство с понятием «твёрдый – мягкий звук и глухой – звонкий». Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны произношения в чужой и собственной речи. Различение слов, близких по звуковому составу; определение количества слогов (гласных) в слове. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания), различающихся: по твёрдости – мягкости ([п] – пь] [т] – [ть] и т. д.); по глухости – звонкости ([п] – [б], [к] – [г] и т. д.); в обратных слогах; в слогах со стечением двух согласных; в словах и фразах; составление предложения с опредлённым словом анализ двусловного предложения анализ предложения с постепенным увеличением количества слов. | Закрепления в самостоятельной речи навыка: согласования прилагательных с существительным в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных; согласование прядковых числительных с существительными. Закрепление умения: подбирать однокоренные слова; образовывать сложные слова (снегопад, пылесос, листопад); составлять предложения по демонстрации действий, картине, вопросам; распространять предложение одно- родны-ми, подлежащими, сказуемы- ми, дополнениями, определения- ми; составлять предложения по опорным словам; составлять предложения по картине, серии картин, пересказывать тексты насыщенные изучаемыми звуками. Закрепление знаний и умений, полученных ранее, на новом словесном материале. Распространение предложений за счёт введения однородных членов: сказуемых, подлежащих, дополнений, определений Составление предложений по картине, по вопросам. Закрепление навыка составления рас- сказа по картине (с опорой на вопросительноответный и нагляднографичесий планы). Составление рассказа по серии сюжетных картин. |
III период | ||
Дифференциация звуков по месту образования: [с] – [ш], [з] – [ж]; [р] – [л]; в прямых и обратных слогах; в слогах со стечении- ем трёх согласных; в словах и фразах; в коротких текстах и стихах; закрепление умений, полученных ранее, на новом речевом материале. Закрепление правильного произношения звуков. Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. Совершенствование дикции. Совершенствование интонационной выразительности речи. | Составление схемы слова с выделением ударного слога. Выбор слова к соответствующей графической схеме. Выбор графической схемы к соответствующему слову. Преобразование слов за счёт за- мены одного звука или слога. Подбор слова с заданным количеством звуков. Определение последовательности звуков в слове (спеллинг). Определение порядка следования звуков в слове. Определение количества и порядка слогов в слове. Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука. Составление слов из заданной последовательности звуков. | Закрепления навыка образования уменьшительной формы существительных (ящичек, сумочка, вазочка), прилагательных (сосновый лес, сосновая шишка, ветка, иголка и т.д.) Подбор однородных слов (чай, чай- ник, чайная); приставочных глаголов (машина поехала к дому, отъехала от дома, объехала вокруг дома). Употребление предложных конструкций (залез под шкаф, вылез из шкафа, спрятался между столом и шкафом). Образование существительных от глаголов и наоборот (читать – читатель, учить – учитель, лётчик – летать, пловец – плавать). Формирование навыка составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности. Формирование навыка составления предложений с элементами творчества. Составление рассказов с элементами творчества. Употребление в самостоятельной речи простых и сложных предложений, усложняя их однородными членами и т.д. Оформление речевых высказываний в соответствии с фонетическими нормами русского языка |
Планируемые результаты логопедической работы: правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи; дифференцировать все изученные звуки; называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению ФНР, ФФН, ОНР IIIур. р.у детей 7-го года жизни.
I период | ||
Звуковая сторона речи | Развитие речи | |
Основное содержание работы | ||
Произношение | Фонематическое восприятие | |
Постановка отсутствующих звуков. Закрепление правильно произносимых звуков. Выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых звуков. Формирование грамматически правильной речи. Усвоение слов различной звукослоговой сложности в связи с закреплением правильного произношения звуков. Усвоение доступных ритмических моделей слов: `та – та, та – `та, `та – та – та, та – `та – та. Определение ритмических моделей слов: вата –`тата, вода – та`та т. д Соотнесение слова с заданной ритмической моделью: `вата – `тата, во`да – та`та. Различение звуков на слух: по твёрдости – мягкости; по глухости – звонкости; по месту образования Анализ и синтез звукослогового состава слов, усвоенной звукослоговой структуры. | Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуляционные признаки. Последовательное знакомство с буквами на основе чёткого правильного произношения твёрдых и мягких звуков. Выделение начального гласного из слов типа: ива, утка. Последовательное называние гласных из ряда двух – трёх гласных (аи, уиа). Анализ и синтез прямых и обратных слогов. Выделение последнего со- гласного из слов типа: мак, крот. Выделение слогообразующего гласного в позиции после согласного из слов типа: ком, сом, кнут. Выделение первого согласного в слове. Анализ и синтез слогов («та», «ми») и слов («кит», «суп»). Выкладывание из цветных фишек обратных слогов. Преобразование слогов. Звукослоговой анализ слов типа: косы, сани, выкладывание схемы слов из фишек. Усвоение терминов «звук», «буква», «слово», «слог», «гласный звук», «согласный звук», «твёрдый звук», «мягкий звук». Составление графической схемы слова. Называния порядка следования звуков в слове. Выделение и называние гласных, согласных звуков в слове. Умение давать качественную характеристику звуку. Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. | Изучение грамматических форм слов за счёт сравнения и сопоставления: существительных единственного и множественного числа с окончаниями и, ы, а (куски, кусты, кружки, письма), различных окончаний существительных множественного числа, личных окончаний существительных множественного числа родительного падежа (много кус- ков, оленей, лент, окон, стульев и т. д.) Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (залаяла собака, залаяли собаки); сравнение личных окончаний глаголов настоящего времени в единственном и множественном числе (поёт Валя, поют – дети); привлечение внимания к родовой принадлежности предметов (мой стакан, моя сумка, мои туфли). Образование слов способом присоединения приставки (наливает, поливает, выливает…); способом присоединения суффиксов (мех – меховой - меховая, лимон – лимонный – лимонная); к словам с уменьшительно-ласкательным значением (пенёк, лесок, колёсико); способом словосложения (пылесос, сено- кос, снегопад). Изменение грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение форм множественного числа родительного падежа существительных (много – яблок, платьев). Распрострастранение простого предложения прямым дополнением (Валя читает книгу); выделение слов из предложений с помощью вопросов: кто? что делает? делает что?; составление предложений из слов, данных полностью или частично в начальной форме; воспитание навыка отвечать крат- ким или полным ответом на вопросы. Составление простых распространённых предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам; по демонстрации действий, по вопросам. Объединение нескольких предложений в небольшой рассказ. Составление детьми предложений по результатам выполнения словесной инструкции (надо встать со стула, выйти из-за стола, подойти к большому столу, взять зелёную грузовую машину и поставить её на среднюю полку шкафа). Развитие умения составлять рассказ из предложений данных в задуманной последовательности. |
II период | ||
Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. Усвоение слов сложного слогового состава (трату- ар, экскаватор, перекрёсток и др.) в связи с закреплением правильного произношения. Усвоение многосложных слов (учительница, часовщик, электрический и др.) Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппарата. Различение на слух: [ч] – [ть] – [сь] – [щ], [ц] – [ть] – [сь], [щ] – [ч] – [сь] – [ш] и их дифференциация. Усвоение многосложных слов в связи с закреплением правильного произношения. Анализ и синтез звуко- слогового состава слов, усвоенной звукослоговой структуры. Совершенствование дикции и интонационной выразительности речи. | Совершенствование навыков звукового-слогового анализа и синтеза слов. Составление схемы слов из фишек и полосок. Звукослоговой анализ слов различной сложности типа: вагон, кошка, плот, красный, краска. Определение различий и качественных характеристик звуков: «гласный» – «со- гласный», «твёрдый» – «мягкий», «звонкий» – «глухой». Закрепеление слогообразующей роли гласных (в каждом слоге один гласный звук). Развитие умения находить в слове ударный гласный. Развитие умения подбирать слова к данным схемам. Развитие умения подбирать слова к данной модели (1-ый звук твёрдый согласный, 2-ой – гласный, 3-ий мягкий согласный например; лось, конь, соль т.п.) Преобразование слов за счёт замены звука (суп – сук, вата – дата, угол – уголь). Определение количества слов в предложении и их последовательности. Деление слов на слоги. Формирования операции звукослогового анализа на основе наглядно-графических схем слов. Формирование навыка пре- образования слогов и слов с помощью замены звуков (му – пу). Преобразование слов за счёт замены или добавления звуков (мышка – мушка – мишка, стол – столик и др.). Определение количества слов в предложении и их последовательности. Совершенствование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. Выкладывание из поло- сок схемы предложения. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостающими словами, исправлять деформированное предложение. | Продолжать изучение изменения грамматических форм слов в зависимости от рода, числа, падежа, времени действия. Усвоение наиболее сложных форм множественного числа существительных (пальто, торты, крылья). Усвоение падежных окончаний существительных (В лесу жила белка. Дети любо- вались белкой. Дети кормили белку. У белки пушистый хвост.); прилагательных с существительными мужского и женского рода в единственном и множественном числе (большой мишка, большая кошка, большие кубики); согласование приллагательных существительными среднего рода и сопоставлению окончаний прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе (ой… голубой платок; ая… голубая лента; ое… голубое блюдце; ые… голубые полотен-ца). Согласование числительных с существительными роде, числе, падеже (Куклам сшили… два платья..,пять платьев..., две рубашки…, пять рубашек). Употребление глаголов настоящего, про- шедшего и будущего времени (играю – играл – буду играть); глаголов совершенного и несовершенного вида (рисует – нарисовал). Развитие умения подбирать родственные слова (снег, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежный, снежок и т. д.) Образование слов (на новом материале) способом присоединения приставки (при- был, приполз, прибежал, прискакал; уехал, приехал, подъехал, заехал, объехал, переехал, выехал); присоединение суффиксов – образование относительных прилагательных (деревянный, ая, ое, ые;пластмассовый, ая, ое, ые; за счёт словосложения (трёхколесный, первоклассник) Образование существительных, обозначающих лица по их деятельности, профессии (учитель, ученик, учительница, хоккей, хоккеист) Привлечение внимания к многозначности слов (лисички – животные, лисички – грибы) Образование уменьшительно- ласкательной формы прилагательных (У зайчика маленький кротких хвостик. У лисы большой пушистых хвост.) Практическое употребление образованных слов в составе предложений в раз- личных падежных формах (У меня нет… стеклянной вазы. Машина подъехала к гаражу. Саша катался на трёхколёсном велосипеде.)Употребление сочетаний прилагательных с существительными единственного и множественного числа в составе предложения в разных падежах (В лесу много… зелёных сосен. Детей кормили капустой… белого кролика. Дети давали корм… белым роликам…) |
Планируемые результаты логопедической работы: правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях; чётко дифференцировать все изученные звуки; называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове; различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне; называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; производить элементарный звуковой анализ и синтез; овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
Формы и средства организации образовательной деятельности.
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.
Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в сетке занятий не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя – логопеда. Основную нагрузку несет индивидуальная и подгрупповая логопедическая работа, которая проводится 2 – 3 раза в неделю с каждым ребенком.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 – 30 минут.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей.
Выпуск детей проводится в течении всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребенка.
Программа составлена с учетом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Развитие речи (воспитатели).
Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности (различные дидактические, подвижные игры для развития речи).
Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок. Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей, осуществление контроля над правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.
Развития познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе учителя – логопеда и воспитателей:
Приоритеты учителя – логопеда:
- звукопроизношение;
- фонематические процессы;
- языковой анализ;
Приоритеты воспитателей:
- моторный праксис;
- психологическая база речи;
- обогащение и активизация словаря;
Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель)
Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитание чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития «мышечного тонуса», развития слухового восприятия, двигательной памяти.
Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях.
Взаимодействие с родителями
После проведения логопедического обследования, логопед предоставляет родителям полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка. Далее учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционной – развивающую программу, предназначенную для занятий с ребенком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Программа предусматривает:
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду;
- помочь ребенку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома.
- Игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка, систематические занятия с ребенком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков;
- Создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия.
В работе с детьми опираемся на методологические подходы развивающего обучения:
- Необычное начало занятия;
- Удержание паузы для «включения» мыслительных процессов детей;
- Не оставления без внимания ни одного ответа;
- Развитие речи в любых формах деятельности;
- Учет возможностей и терпимое отношение к затруднения детей;
- Поддержка у детей ощущения успешности.
Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение места для логопедических занятий и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1. Фамилия, имя ребенка_________________________________________________
2. Дата рождения, возраст________________________________________________
3. Домашний адрес, телефон______________________________________________
4. ФИО родителей, место работы, возраст на момент рождения ребенка
Мать________________________________________________________________
Отец________________________________________________________________
5. Общее развитие ребенка: знание имени_______ фамилии______ адреса_______
телефона_______ состава семьи_______________ ФИО, профессий родителей
____________________________________________________________________
6. Пространственные представления: вправо-влево__________________________
вверх-вниз_________________ вперед-назад______________________________
7. Временные представления: времена года________________________________
дни недели____________________ части суток___________________________
вчера, сегодня, завтра____________________ до и после___________________
8. Математические представления: прямой счет_________ обратный__________
больше_______ меньше_______ одинаково_______________________________
Геометрические фигуры:_____________________________________________
9. Основные цвета:___________________ оттенки:__________________________
10. Особенности поведения: спокойный, беспокойный, контактность, конфликтность, аккуратность__________________________________________
11. Слух________ Зрение________ Интеллект_________
12. Состояние общей моторики___________________________________________
13. Состояние мелкой моторики, ведущая рука______________________________
14. Общее звучание речи: голос_______________ темп__________ разборчивость
_______________ наличие носового оттенка__________ интонация________
наличие запинок___________ заикание___________
15. Артикуляционный аппарат: прикус__________ строение зубов______________
небо____________
подъязычная связка________________ саливация_________________________
16. Подвижность языка, губ______________________________________________
17. Обследование звукопроизношения:
С | СЬ | З | ЗЬ | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ |
Л | ЛЬ | Р | РЬ | Й | М | МЬ | Н | НЬ |
Б | БЬ | П | ПЬ | Д | ДЬ | Т | ТЬ | В |
ВЬ | Ф | ФЬ | К | КЬ | Г | ГЬ | Х | ХЬ |
Обследование фонематического слуха.
18.1. Фонематическое восприятие:
а) дифференциация звуков:
б) повторить слоги:
та-да-та____________ ка-га-га____________ па-ба-ба_________________
кот-год-кот____________________ том-дом-ком_______________________
18.2. Фонематический анализ:
а) выделить гласный звук, стоящий в начале слова:
облако__________ иглы___________ аист___________ удочка____________
б) выделить гласный звук, стоящий в конце слова:пила_______ грибы_______
кенгуру_________ очки_________ кольцо__________
г) выделить согласный звук, стоящий в конце слова: кот_______ жук_______
автобус___________ дом___________ шар___________ стул_____________
19. Обследование слоговой структуры слова:
а) трехсложные слова из открытых слогов: машина_______________________
лопата_______________ корова________________ собака________________
б) трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:
светофор_______________ карандаш_____________ автобус_____________
вертолет_______________ пистолет_____________ цыпленок___________
в) слова со сложной слоговой структурой:
велосипед______________ сковорода_____________ полотенце___________
телевизор____________ милиционер____________ мотоцикл____________
г) повторить словосочетания:
слесарь-инструментальщик_________________________________________
космонавт-исследователь___________________________________________
молодой экскурсовод________________________________________________
строгий регулировщик______________________________________________
д) повторить предложения:
Лара забрала Рому домой.___________________________________________
На перекрестке стоит регулировщик.________________________________
Валерия Александровна учила Лару.__________________________________
20. Обследование словаря.
20.1. Предметный словарь (имя существительное):
а) подобрать обобщающее слово:
части тела_____________________ посуда_____________________________
одежда_________________________ обувь______________________________
овощи__________________________ фрукты___________________________
мебель__________________________ дик.животные____________________
дом.животные__________________ деревья____________________________
цветы__________________________ продукты_________________________
транспорт______________________ инструменты_____________________
техника________________________ школьн. принадлежн._______________
спорт.принадлежн.______________
ягода___________________________ птицы____________________________
грибы___________________________ рыбы_____________________________
головн. уборы____________________ профессии_________________________
музыкальн. инстр._______________ насекомые_________________________
б) назвать малознакомые предметы:
памятник______________ фонтан____________ пасека_________________
клумба_______________ водопад______________ манжета_______________
в) назвать слово по описанию действия:
Где читают или обменивают книги?_________________________________
Где смотрят спектакли?______________ Где живет скворец?___________
Где зимой спит медведь?______________ Где работает повар?___________
20.2. Глагольный словарь:
а) назвать действие по предъявленному предмету:
самолет (летит)________ лошадь (скачет)_________ дятел (долбит)_______
мальчик (рисует, умывается)__________________ девочка (моет)__________
молния (сверкает)__________ солнце (светит)_______ рыба (плавает)______
дождь (идет)___________ вода (капает)_________ часы (ходят)____________
б) назвать близкие по значению слова-действия:
шьет – вяжет – вышивает___________________________________________
варит – жарит – печет_______________________________________________
20.3. Словарь признаков (имя прилагательное):
а) антонимы:
светлый - _____________ сладкий -_____________ мягкий -_______________
маленький -_____________ высокий -____________ короткий -____________
широкий -______________ толстый -____________
б) какой формы предмет:
круглой___________ квадратной______________ треугольной_____________
прямоугольной________________ овальной______________________
в) подобрать прилагательные к существительным:
лимон_________________ клубника_________________ рябина_____________
белка_________________ стакан__________________ ежик________________
г) назвать прилагательные по тактильному ощущению: какой в чайнике чай__
___________ какой снег на ощупь____________ какой дождь летом________
д) относительные прилагательные:
шкаф из дерева____________________ чашка из фарфора_________________
шапка из шерсти_________________ машина из металла________________
КАКОЙ ДЕНЬ? зима_________ весна________ лето________ осень________
е) притяжательные прилагательные: ЧЕЙ ХВОСТ?
заяц__________________ лиса__________________ волк___________________
20.4. Наречие:
а) качественные наречия: Как ползает черепаха?____________________ Как
светит месяц?_________________ Как скачет конь?____________________
б) наречия времени: Когда, в какое время суток дети идут в детский сад?__
___________ Когда ребята идут гулять?___________ Когда дети ложатся
спать?________________
20.5. Числительные:
а) количественные числительные:_______________________________________
б) порядковые числительные:__________________________________________
20.6. Местоимения: он______________ она______________ они_______________
21 Обследование грамматического строя речи.
21.1. Понимание обращенной речи:
а) выполнение инструкции из одного задания, затем из двух:закрой книгу____
достань ручку______ достань ручку и положи ее на тетрадь_____ положи
линейку за тетрадь________
б) понимание предложений с причинно-следственной связью:
Петя ударил Васю. Кому было больно?________________________________
Я пошел в кино, после того как сделал уроки.___________________________
Володя сломал карандаш, который ему подарила Оля.___________________
Что было раньше?
в) понимание предлогов: К________ ПЕРЕД_________ ЗА________ В________
НА________ ИЗ_________ У________ ПОД__________ ОКОЛО____________
МЕЖДУ_________ НАД_________ ОТ_________ ИЗ-ПОД_________С_______
ИЗ-ЗА_________ ЧЕРЕЗ_________
21.2. Словоизменение:
а) употребление падежных конструкций:
Кто это? (им.п.)_____________________________________________________
Без чего? (родит.п.)___________________________________________________
Дает корм кому? (дат.п.)_____________________________________________
Мальчик нарисовал кого? (винит.п.)____________________________________
Работает чем? (творит.п.)____________________________________________
Мечтает о чем? (предлож. п.)_________________________________________
б) согласование существительных с прилагательными:
майка_______________ роза__________________ сумка____________________
мяч_________________ флаг_________________ автобус___________________
яблоко______________ кресло________________ полотенце________________
в) согласование существительных с глаголами в единств.и множеств. числе:
бабочка_________ бабочки_________ тюльпан_________ тюльпаны________
девочка_________ девочки_________ мальчик__________ мальчики_________
г) изменение существительных по числам:
кошка_____________ кровать_____________ лампа______________
вагон______________ стол_______________ гриб_________________
гнездо_________ письмо_________ яйцо__________ кот_________ ухо_______
д) множественное число существительных в родительном падеже: НЕТ ЧЕГО?
парты__________ ведра__________ вишня___________ блюдца_____________
е) согласование существительных с числительными:
1 2 3 7
тетрадь_______________ _______________ _______________ ______________
карандаш______________ _______________ _______________ ______________
яблоко_________________ _______________ _______________ ______________
ж) изменение глаголов по временам: Что делает девочка?_________________
Что делала девочка?________________ Что будет делать?_______________
21.3. Словообразование:
а) образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок:
ЕХАТЬ ИДТИ БЕЖАТЬ ЛЕТЕТЬ
ПРИ _____________ _____________ _______________ __________________
У _____________ ______________ ________________ _________________
ЗА _____________ _____________ ________________ ___________________
б) образование глаголов с противоположным значением:
завязывать_____________ приклеить_____________ включить____________
задвинуть______________ притащить_______________
в) образование уменьшительно-ласкательных форм:
Аня________________ Женя_________________ Костя____________________
ключ_______________ пуговица_______________ звезда___________________
22. Обследование связной речи:
а) составить предложения по картинкам___________________________________
______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) составить рассказ по серии картин______________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) пересказ____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
23. Логопедическое заключение: _________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Список литературы
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-С.П.: Детство-Пресс, 2002
2. Боровцова Л. А. Документация учителя-логопеда ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Волкова Г.А. Методика психолго-логпедического обследования детей
с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.
4. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятияв подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1998.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
8. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
9. Н.В.Нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
10. Поволяева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
11.Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2005.
12. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
13.Ткаченко Т.А. учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
14.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
15.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
17.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития. -М.:АРКТИ,1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект коррекционной /логопедической/ программы, Перспективный план работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи «Звуковичок.
Перспективный план работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи«Звуковичок»...
Логопедическая программа на 2017-2018 учебный год
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга», ул. Советская,43 Кулундинского района Алтайского края ПРИНЯТО ...
Логопедическая программа "Занятия с логопедом"
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа...
Модифицированная коррекционно - логопедическая программа
Новизна программы в том, что формой являются занятия, направленные на ориентировыанное, коррекционно-развивающее обучение. Практическая значимость занятий с использованием личностного подхода к каждом...
Логопедическая программа
Коррекционая логопедическая программа...
Коррекционно-логопедическая программа для детей с расстройствами аутистического спектра, отягощённое умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Коррекционно-логопедическая программа для детей с расстройствами аутистического спектра, отягощённое умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...