Логопланшет - эффективное средство формирования фонематических процессов у детей с ТНР.
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Логопланшет - эффективное средство формирования фонематических процессов  у детей  с  ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопланшет – эффективное средство формирования фонематических  процессов  у детей                       с ТНР.

                                                                                                                                                                                     В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования  и утяжелением речевой патологии в настоящее время я искала новые эффективные идеи в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам, соответствовали их возрасту, уровню речевого развития и наиболее эффективно решали образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.

Стандарт определяет новые требования и компетенции учителя-логопеда.

Эти требования подразумевают постоянное самообразование, повышение уровня своей профессиональной компетенции, овладение новыми образовательными технологиями  самостоятельную разработку обучающих средств.

  Представляю свою разработку как обучающее средство -Логопланшет.

 Идея создания Логопланшета появилась благодаря тому, что к настоящему времени мной накоплен богатый материал игр и игровых приемов для формирования фонематических процессов.

В процессе работы возникла необходимость не только в обобщении и систематизации накопленного материала, но и в качественном его использовании, максимального полезном для детей.

Я искала новую, интересную форму преподнесения накопленного материала.

Обучение детей с ТНР начинается рано, за время обучения они быстро привыкают к инструкциям и форме преподнесения заданий. Приходится искать новые формы работы, чтобы поддерживать интерес к заданиям. Таким средством явился Логопланшет.

Логопланшет – это игра, познание, исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний, развитие коммуникативной функции и просто интересный, высоко мотивирующий вид совместной и индивидуальной деятельности.

Использование Логопланшета в работе с детьми с ТНР решает следующие задачи по развитию фонематических процессов:

Выделять звуки из ряда других звуков, на фоне слов, определять местоположение звука, давать характеристику звуков;

Проводить звуковой анализ и синтез; преобразовывать – транспонировать слова; составлять и анализировать предложения; подготовить  к усвоению словообразующего механизма чтения, способствовать развитию смыслового чтения.

Параллельно ведется работа по:

дифференциации высоты, силы, интонации, тембра голоса и различение слов близких  по звуковому составу.

 Достоинством этой разработки является то, что:

  • Логопланшет информативен;
  • Полифункционален: способствует развитию фонематических процессов, звукового анализа и синтеза, грамматического строя речи, просодической её стороны, способствует обогащению словарного запаса, развитию мышления, зрительного восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики, что помогает преодолеть недоразвитие в целом;
  • Пригоден к использованию одновременно группой детей и в индивидуальной работе;
  • Вариативен: есть несколько вариантов использования заданий, что позволяет  осуществлять творческий подход к работе;
  • Содержание и его структура доступны детям разного дошкольного возраста и разного уровня речевого развития;
  • Обеспечивает игровую, познавательную активность детей;

Логопланшет представляет из себя прочную основу, в правом нижнем углу находится клавиатура, которая служит средством мотивации к выполнению заданий (нужно выполнить задания, чтобы подготовиться к овладению настоящим компьютером) так же непосредственно используется для работы с буквами.

Логопланшет оснащен различными действующими моделями, которые одерживают интерес к процессу обучения. Это тактильные кнопочки, волшебные клубочки, передвижные слоговые дорожки, вышивалочки, звуковые  лесенки, ламинированные стирайки, вкладыши, кармашки, подвижные стрелочки, различные символы и детали, которые ребенок может доставать и передвигать сам, складывать  и раскладывать по своему усмотрению и многое другое.

        Игры и игровые задания подобраны на гласные звуки и звуки раннего генеза. Взрослый может использовать предложенный  материал, подбирая странички планшета индивидуально или в подгрупповой работе, учитывая уровень развития речи ребенка и его индивидуальные особенности.

Кроме того, страничку с интересующими заданиями ребенок может выбрать сам.

В самостоятельном освоении Логопланшета ребенку помогут специально разработанные символы:

  • Я сам
  • Помощь
  • Читай
  • Говори
  • Пиши
  • Послушай
  • Обратись за помощью

Эти символы конкретизируют задачу, поставленную перед ребенком, помогают наладить коммуникацию со сверстниками и взрослыми.

Логопланшет помогает решить проблему обеспечения речевой готовности детей к обучению грамоте.

Способствует осознанию детьми звукового строя языка, переключения внимания от смыслового значения слова к его звуковому, к умению различать и узнавать в слове отдельные звуки, определять их последовательность, количество, место по отношению к другим звукам слова т.е. развивать фонематические процессы.

Представлю последовательность работы с планшетом на примере звука и буквы А.

        На первой страничке расположен артикуляционный профиль для уточнения артикуляции и отработки чёткого произнесения изучаемого звука. Рядом размещена картинка – образ звука, которая эмоционально окрашивает его восприятие.

«Волшебные клубочки» решают задачу дифференциации звука по долготе, а «тактильные кнопочки» - упражняют в воспроизведении тихого и громкого звучания.

Образ звука подкрепляется символом буквы. Одновременно дифференцируется понятие звук-буква. Можно обвести букву пальчиков по контуру, исследуя количество ее элементов, наложить или выложить букву при этом заучивая веселый стишок.

Ранее познакомившись с клавиатурой и получив мотивацию дети, на каждой страничке выполняют различные задания с буквами. А именно:

- закрепить, показать, обвести только большие буквы, или только маленькие; сосчитать количество букв; прочитать со сменой громкости.

В задании «Веселый грузовик» - дети учатся выделять изучаемый звук из звукового ряда. Тут же закрепляется понятие звук, буква.

Шагая буквой по ступенькам дети интонируют, воспроизводят направление звучания соответственно стрелочкам.

Запомнить количество звуков и правильно воспроизвести поможет магнитная звуковая дорожка.

Глядя на сюжетную картинку, воспитанники учатся подбирать слова на заданный звук, используя звуковую линейку называют слово и появляется символ звука (красный кружок).

На клавиатуре предлагается найти букву из ряда других, при этом либо обвести конкретную букву, либо оставить все буквы А, остальные зачеркнуть.

Как известно без ритма – нет речи. Обработать его разные вариации помогут «Ритмические дорожки» и картинки. Дети могут сами выбрать способ выполнения задания в соответствии с карточками, прошагать, простучать, прохлопать, пропеть язычком.

Схема, которая представлена внизу страницы помогает понять и запомнить , что звук мы слышим, а букву пишем.

Используя следующую картинку, дети тренируют зрительное восприятие, находя на картинке образ буквы в разных вариациях.

Используя ряд предметных картинок, дети выбирают  лишнюю, объясняя свой выбор.

В качестве предупреждения оптической дисграфии предлагается  найти правильную букву среди других изображений.

Следующее задание с предметными картинками носит многофункциональный характер.

Можно найти и показать картинки, которые начинаются на звук А.

Можно пойти от обратного – закрыть геометрическими фигурами картинки, которые не начинаются на звук А. Как усложнение- найти картинку на звук А, определить ее форму и закрыть соответствующей геометрической фигурой.

Параллельно начинаем формировать первоначальные навыки чтения, используя чистоговорки, где дети читают буквы, последнее слово договаривают по картинке, формируя рифму.

        В зависимости от возраста детей, от уровня его готовности к восприятию материала из букв предлагается собрать короткое слово.

Следующее задание предлагает освоить интонированное чтение. А сюжетная картинка служит опорой для проговаривания двустишия и работой над её смысловым содержанием.

На клавиатуре предлагается найти букву в словах, как усложнение прочитать слово, объяснить его лексическое значение, или  те  слова, которые начинаются на звук А.

        Использование Логопланшета является важным в профилактике дисграфии в школьном обучении.

На мой взгляд Логопланшет – это современное, эффективное средство обучения, хороший помощник учителя-логопеда. Работа с Логопланшетом внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие наших воспитанников.

                                                                                    Подготовила учитель-логопед Горбунова О.Г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Смотры-конкурсы как эффективное средство формирования профессиональной компетентности педагогов

Одним из мощных стимулов активизации инновационной творческой деятельности педагогов  являются смотры-конкурсы. Дух профессионального соперничества стимулирует педагогов демонстрировать свои знан...

Статья "Русский народный фольклор как эффективное средство формирования ценностных ориентаций дошкольников"

Ценностные ориентации не существуют обособлено друг от друга, а образуют целостную систему взаимообусловленных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, структурированных по принципу иерархии....

Виды продуктивной деятельности эффективное средство формирования лексико-грамматической стороны речи дошкольников

В процессе продуктивной деятельности  развитие речи осуществляется  в нескольких направлениях:    ...

Песочная терапия как эффективное средство формирования познавательной активности младшего школьника c ОВЗ

В данном разделе представлен доклад на тему песочной терапии и ее возможного применения для формирования познавательной активности школьника....

«Использование песочной терапии как средство формирования фонематического восприятия у дошкольников с акустико-фонематической дислалией»

Теоретические основы использования песочной терапии при коррекции акустико-фонематической дислалии у дошкольников старшего дошкольного возраста...

Дидактические игра как средство формирования фонематических представлений на этапе овладения детьми старшего дошкольного возраста звуковым анализом и синтезом

Дидактические игры помогают при работе по коррекции фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста.Игры можно использовать не только в детском саду, но и дома с родителями. Совместная з...