"Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью"
консультация по логопедии на тему


Предварительный просмотр:

Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью

Всему своё время!
(народная мудрость)

Если в Вашей семье подрастает ребёнок и где-то через год пора в школу, то возникает много вопросов. Один из них – какой литературой следует пользоваться, чтобы подготовить сына или дочь к школе. Многие связывают готовность к школьному обучению только с умением читать и писать. Но это большое заблуждение!

Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложный вид деятельности как письменная речь (сначала чтение, а потом письмо).

Показателем готовности к овладению письменной речью является уровень развития устной речи поступающего в первый класс. Что же имеется ввиду?

1. Произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Сюда можно отнести и слоговую структуру слова: не весипед, а велосипед; не катан, а стакан…

2. У ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук…

3. Грамматический строй речи во многом уже сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный…

4. Достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению, может подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями…

5. Ребёнок владеет связной речью: может рассказать о себе; в состоянии описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется…

6. Должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков…

И только в последнюю очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!

Главное, чтобы ребёнок сам проявлял желание к освоению письменной речи (как чтения, так и письма). И не стоит забывать про общее развитие: плавайте, танцуйте, пойте, гуляйте, посещайте театры, играйте, общайтесь…  Развивайте память, внимание, мышление, вырабатывайте усидчивость – это также очень важно для готовности к школьному обучению и освоению письменной речи.

Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка – будущего ученика!!!


Предлагаемая ниже литература поможет Вам сориентироваться среди огромного ассортимента, предлагаемого в книжных магазинах, и качественно подготовить будущего первоклассника к овладению письменной речью.

Развитие связной речи

А. Левина  «Развиваем речь»

(изд. ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис)

Р.И. Лалаева «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников»

(изд. Союз, Феникс)

О.А. Новиковская «Логопедическая грамматика»

(изд. КОРОНА принт)

Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» (альбомы 1-4)

(изд. ГНОМ и Д)

Т.А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам»

(изд. ВЛАДОС)

Л.В. Лопатина «Логопедическая работа с детьми дошкольного Возраста»

(изд. Союз)

Исправление звукопроизношения

Н.С. Жукова
«Уроки логопеда»

(изд. Эксмо)

М.А. Полякова
«Самоучитель по логопедии»

(изд. Айрис-пресс)

И.Г. Сухин
«Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков»

(изд. Академия развития)

Общее развитие

Т.А. Ткаченко «Логопедическая энциклопедия»

(изд. Мир книги)

Т.А. Ткаченко «Речь и моторика»

(изд. Эксмо)

А.В. Кенеман
«Детские народные подвижные игры»

(изд. Просвещение, ВЛАДОС)

О.А. Новиковская «Логоритмика»

(изд. КОРОНА принт)

Е.И. Чернова
«Пальчиковые шаги»

(изд. КОРОНА-Век)

О.А. Морозова «Волшебный пластилин»

(изд. Мозаика-Синтез)

Из серии «Школа рисования для малышей» (изд. РОСМЭН-ПРЕСС)

Л.М. Козырева
«Развитие речи и внимания» (изд. Академия развития)

А.В. Семенович
«Эти невероятные левши»

(изд. Генезис)

Обучение чтению

Н.С. Жукова «Букварь»

(изд. Эксмо)

В.В. Мамаева «Как помочь ребёнку научиться читать» (изд. Речь)

Диагностика речевого развития

В.А. Калягин «Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи»

(изд. КАРО)

Е.В. Колесникова

«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» (изд. Ювента)

        Подготовил учитель-логопед: Терёхина Е.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью"

Актуальность. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы, связанные cформированием письменной речи на уровне дошкольного возраста недостаточно изучены. Это вызывает нео...

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....

Особенности развития фонематических процессов у дошкольников и их влияние на овладение письменной речью

Описание работы: Актуальность настоящей работы в том, что развитие фонематических процессов у дошкольников является главным условием профилактики нарушений письменной речи. Таким образом, проблема нас...

Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью. Консультация для родителей.

Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложны...

Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью,Консультация для родителей.

Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложны...

Семинар-практикум "Формирование предпосылок к овладению письменной речью"

Педагогическая работа по предупреждению дислексии и дисграфии осуществляется в рамках логопедической деятельности  в ДОУ с детьми, имеющими фонетико–фонематическое недоразвитие речи в тесно...