"Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью"
консультация по логопедии на тему
Консультация для родителей: "Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_budushchih_pervoklassnikov_k_ovladeniyu_pismennoy_rechyu_na_sayt.docx | 295.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью
Всему своё время!
(народная мудрость)
Если в Вашей семье подрастает ребёнок и где-то через год пора в школу, то возникает много вопросов. Один из них – какой литературой следует пользоваться, чтобы подготовить сына или дочь к школе. Многие связывают готовность к школьному обучению только с умением читать и писать. Но это большое заблуждение!
Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложный вид деятельности как письменная речь (сначала чтение, а потом письмо).
Показателем готовности к овладению письменной речью является уровень развития устной речи поступающего в первый класс. Что же имеется ввиду?
1. Произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Сюда можно отнести и слоговую структуру слова: не весипед, а велосипед; не катан, а стакан…
2. У ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук…
3. Грамматический строй речи во многом уже сформирован: не глазы, а глаза; не яблоковый сок, а яблочный…
4. Достаточно большой словарный запас: ребёнок использует слова по назначению, может подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями…
5. Ребёнок владеет связной речью: может рассказать о себе; в состоянии описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется…
6. Должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). А развивают мелкую моторику рисование, работа с пластилином, бисером, самостоятельное застёгивание вещей, завязывание шнурков…
И только в последнюю очередь работа ручкой в прописях и тетрадях!
Главное, чтобы ребёнок сам проявлял желание к освоению письменной речи (как чтения, так и письма). И не стоит забывать про общее развитие: плавайте, танцуйте, пойте, гуляйте, посещайте театры, играйте, общайтесь… Развивайте память, внимание, мышление, вырабатывайте усидчивость – это также очень важно для готовности к школьному обучению и освоению письменной речи.
Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка – будущего ученика!!!
Предлагаемая ниже литература поможет Вам сориентироваться среди огромного ассортимента, предлагаемого в книжных магазинах, и качественно подготовить будущего первоклассника к овладению письменной речью.
Развитие связной речи | ||
А. Левина «Развиваем речь» (изд. ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис) | Р.И. Лалаева «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников» (изд. Союз, Феникс) | |
О.А. Новиковская «Логопедическая грамматика» (изд. КОРОНА принт) | Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР» (альбомы 1-4) (изд. ГНОМ и Д) | |
Т.А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам» (изд. ВЛАДОС) | Л.В. Лопатина «Логопедическая работа с детьми дошкольного Возраста» (изд. Союз) | |
Исправление звукопроизношения | ||
Н.С. Жукова (изд. Эксмо) | М.А. Полякова (изд. Айрис-пресс) | |
И.Г. Сухин (изд. Академия развития) | ||
Общее развитие | ||
Т.А. Ткаченко «Логопедическая энциклопедия» (изд. Мир книги) | Т.А. Ткаченко «Речь и моторика» (изд. Эксмо) | |
А.В. Кенеман (изд. Просвещение, ВЛАДОС) | О.А. Новиковская «Логоритмика» (изд. КОРОНА принт) | |
Е.И. Чернова (изд. КОРОНА-Век) | О.А. Морозова «Волшебный пластилин» (изд. Мозаика-Синтез) | |
Из серии «Школа рисования для малышей» (изд. РОСМЭН-ПРЕСС) | Л.М. Козырева | |
А.В. Семенович (изд. Генезис) | ||
Обучение чтению | ||
Н.С. Жукова «Букварь» (изд. Эксмо) | В.В. Мамаева «Как помочь ребёнку научиться читать» (изд. Речь) | |
Диагностика речевого развития | ||
В.А. Калягин «Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи» (изд. КАРО) | Е.В. Колесникова «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» (изд. Ювента) |
Подготовил учитель-логопед: Терёхина Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью"
Актуальность. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы, связанные cформированием письменной речи на уровне дошкольного возраста недостаточно изучены. Это вызывает нео...
Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.
В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....
Особенности развития фонематических процессов у дошкольников и их влияние на овладение письменной речью
Описание работы: Актуальность настоящей работы в том, что развитие фонематических процессов у дошкольников является главным условием профилактики нарушений письменной речи. Таким образом, проблема нас...
Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью. Консультация для родителей.
Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложны...
Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью,Консультация для родителей.
Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложны...
Семинар-практикум "Формирование предпосылок к овладению письменной речью"
Педагогическая работа по предупреждению дислексии и дисграфии осуществляется в рамках логопедической деятельности в ДОУ с детьми, имеющими фонетико–фонематическое недоразвитие речи в тесно...
Подготовка будущих первоклассников к овладению письменной речью
Всему своё время. (народная мудрость)...