АОП на ребенка с ОВЗ 4-5 лет.
статья по логопедии
В данном материале представлена индивидуальная логопедическая работа с ребенком, имеющем статус ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Индивидуальная программа на ОВЗ | 44.4 КБ |
Бланк заполнения представления на ПМПК | 36.5 КБ |
Бланк акта логопедического обследования | 43.5 КБ |
Годовой план логопеда | 79 КБ |
Индивидуальный план коррекционной работы (таблица) | 43 КБ |
Полное описание логопедического обследования | 169 КБ |
Памятка учителям по дизграфии | 24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «
»
Адаптированная программа коррекционно-развивающей работы (ОНР III уровень речевого развития)
Составитель:
учитель-логопед
Деева Т.В.
Ужур
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности.
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5-7 лет (со II уровнем - ІІІ уровнем общего недоразвития речи, осложнённого либо нет)
Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С. Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е. Левиной о трех уровнях речевого развития детей и психолого-педагогическом подходе в системе специального обучения; исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.
Реализация в адаптированной программе образовательных областей осуществляется с использованием утвержденных и рекомендованных коррекционных программ, авторских технологий и практического опыта учителя-логопеда.
Адаптированная программа составлена в соответствии с
1.«Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной .
2. С учетом целей и задач основной образовательной программы МАДОУ «ДЕТСТВО»: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В.И. Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др., требований Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), потребностей и возможностей воспитанников ДО.
3. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Учебно-методич. комплект. М. 2003г.
4. Т.А. Ткаченко «Если дошкольник плохо говорит» С.-Пб. 1998г.
5. Н.В. Нищева «Организация коррекционно-развивающей работы в старшей (подготовительной) логопедической группе» С.-Пб. 2004г.
6. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни», М., 1989 г.
7. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи», М. 1993 г.
8. Г.А. Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М., 1985 г.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Кроме того, образовательная деятельность регулируется нормативно-правовыми документами:
1. Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Письмом Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140.
3.Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» №124-ФЗ от 24.07.1998.
4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1014. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования ».
5.Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г. №27/901-6 «О психолого – медико - педагогическом консилиуме».
6.Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
7.Письмом «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014г.№08-249.
8. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях- СанПиН 2.4.1.3049 -13 от 13.05.2013г.
9.Уставом МДОУ
Характеристика детей ОНР III уровня р.р.
Данный уровень определяется как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы. Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать. В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты, сложные предлоги отсутствуют.
Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой] функции и т. д. Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транс-: порт, детенышей животных и т. п. Заметны трудности в; понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.
Связная речь характеризуется недостаточной передачей; некоторых смысловых отношений и может сводиться к; простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.
Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемость.
Цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы
Цель: коррекция нарушений развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, оказание ему квалифицированной помощи в освоении Программы.
Задачи:
- Формировать правильное звукопроизношение, умение дифференцировать сходные по звучанию звуки;
- Развивать связную речь и коммуникативные навыки;
- Совершенствовать грамматический строй речи;
- Расширять активный словарь ребёнка;
- Развивать социальные навыки и умения ребёнка;
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ;
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия;
- Формировать обобщенные представление об окружающей действительности; развивать познавательную активность.
Принципы к формированию адаптированной образовательной программы
1. Принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанников и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка);
2.Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации). Обеспечение условий для самостоятельной активности ребенка. Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности;
3.Принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе;
4. Принцип междисциплинарного подхода. Специалисты (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог при участии старшего воспитателя), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и на группу в целом;
5. Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в инклюзивную группу детей с различными особенностями в развитии предполагает наличие вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, без барьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность педагога использовать разнообразные методы и средства работы как по общей, так и специальной педагогике;
6. Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста — установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка;
7. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства.
Планируемые результаты освоения Программы.
1. Выработать правильный артикуляционный уклад;
2. Выработать правильное речевое дыхание;
3. Выработать правильного звукопроизношения;
4. Автоматизировать, дифференцировать поставленные звуки и ввести их в речь;
5. Фонетически правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
6. Владеть навыками словообразования и словоизменения;
7. Выработать четкое проговаривание окончаний различных частей речи;
8. Грамматически правильно оформлять самостоятельную речь;
9. Выработать навыки связной речи;
10. Выработать мелодико-интонационную и просодическую стороны речи;
11. Использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.).
Индивидуальная программа логопедического сопровождения
ФИО ребёнка:
Дата рождения:
Логопедическое заключение: Общее недоразвитие речи III уровень р.р.
Результаты логопедического обследования.
Фамилия, имя ребенка:
Дата рождения:
. Возраст на момент обследования: 4 года 5 месяцев
Артикуляционный аппарат: анатомическое строение органов речевого аппарата без аномалий.
Общая моторика: объем движений неполный. Нарушена координация движений. Имеется моторная неловкость и двигательное беспокойство. Темп выполнения замедлен. Переключаемость несвоевременная.
Мелкая моторика: ведущая рука – правая. Кисть левой руки отсутствует. Навыками обслуживания владеет. Навыки работы с карандашом недостаточно развиты. Объем движений неполный, темп ускорен, наблюдается некоординированность.
Артикуляционная моторика: объем движений полный, упражнения выполняются правильно. Темп выполнения слегка замедлен. Переключаемость своевременная. Артикуляционную позу удерживает достаточно. Тонус мускулатуры и девиации отсутствуют.
Общее звучание речи: речь малоразборчива, невыразительна. Основные виды интонации используются. Голос модулированный, звучный. Дыхание свободное, речевой выдох достаточен. Темп речи слегка ускорен. В большинстве случаев паузы и ударения употребляет правильно.
Понимание речи: всилу рассеянного внимания с опозданием реагирует на обращение логопеда, в некоторых случаях нуждается в дополнительной инструкции либо подсказке.
Звукопроизношение: изолированно произносит правильно следующие группы звуков: губно-губные (Б – Б , П - П , М – М ), губно-зубные ([В] – [В´] , [Ф] – [Ф´] ), язычно-зубные ( [Д] – [Д´] , [Т] – [Т´] , [Н] – [Н´] ), язычно – нёбные ([Г] – [Г´] , [К] – [К´] , [Х] – [Х´] ), переднеязычные ([С] – [С´], [Ц] – [Ц´]), гласные (А, О, У, И, Ы) йотированные (Я, Ю, Ё, Е), но при увеличении речевой нагрузки наблюдается смазанность речи и «проглатывание» звуков. Имеются замены звуков. Парасигматизм шипящих звуков. Отсутствие звуков позднего онтогенеза [P] – [Р´], [Л] – [Л´].
Слоговая структура: не удерживает полную слоговую структуру многосложных слов (4-5 слогов).
Фонематические представления: при повторении серии слогов с фонетически близкими звуками допускает ошибки. Допускает единичные ошибки при дифференциации звуков.
Лексико-грамматический строй: затрудняется при дифференциации единственного и множественного числа имен существительных.
Словарь: достаточно развит для данного возраста.
Связная речь: предложение подменяется простым называнием предметов с картинки.
Логопедическое заключение: ОНР 3
Рекомендации: 1. Развитие фонематического слуха; 2. Работа над ЛГСР; 3. Коррекция звукопроизношения; 4. Развитие связной речи; 5. Работа над просодикой; 6. Развитие ММР.
Данный раздел программы разработан на основе «Программы коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и «Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной.
Цель программы:
Устранение нарушений всех компонентов речи посредством коррекционно-развивающего обучения. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка.
Задачи программы:
1. Развитие понимания речи
- развивать умение вслушиваться в обращенную речь.
- учить выделять названия предметов, действий, некоторых признаков.
- формировать понимание обобщающего значения слов.
2. Развитие общей и артикуляционной моторики
- развитие мелодико-интонационной стороны речи;
- развитие речевого дыхания;
- подготовка речевого аппарата к произнесению проблемных звуков З, Ш, Ж, Щ, Ч, Л, Р.
3. Развитие произносительной стороны речи
- уточнять правильное произношение звуков, имеющихся в речи ребенка
- вызывать отсутствующие звуки Л, Р,
- учить определять источник звука.
- учить отхлопывать ритмический рисунок слов.
- учить различать речевые и неречевые звуки.
- учить дифференцировать звуки, далекие и близкие по звучанию.
- автоматизировать поставленные звуки на уровне слогов, слов, предложений.
- учить дифференцировать на слух короткие и длинные слова
- формировать звуко-слоговую структуру слова.
- учить запоминать и проговаривать сочетания однородных слогов, например: «па-па-па» с разным ударением, силой голоса, интонацией.
4. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка
- учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.
- учить первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к. (домик, шарик, ручка).
- учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, вкусный, сладкий)
- учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой — моя» и их согласованию с существительными.
5. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка
- учить использовать в самостоятельной речи распространенные предложения за счет введения в них однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Катя и Миша играют. Коля взял мишку и мяч.).
- учить использовать в речи отдельные порядковые числительные (один, два, много).
- учить изменять существительные по категории падежа (дательный, творительный, родительный падежи).
6. Формировать понимание и навык употребления в самостоятельной речи некоторых простых предлогов (на, в, под).
- закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.
- учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и т. п.).
- закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.).
- развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
- формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).
- учить называть части предмета для определения целого (спинка — стул, ветки — дерево).
- учить употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник), основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).
- учить подбирать существительные к названию действия (кататься — велосипед, летать — самолет).
- учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки — зима, корабль — море).
- учить отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.
7. Развитие самостоятельной фразовой речи.
- закрепить навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»; «Кто? Что делает? Чем?».
- закрепить навыки ведения диалога: умения адекватно отвечать на вопросы и самостоятельно их формулировать, переадресовывать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Маша играет. А ты?).
- расширять объем предложений за счет введения однородных подлежащих, сказуемых, дополнений (Тата и Вова играют. Вова взял мишку и мяч.).
- формировать навыки составления коротких рассказов из двух-трех-четырех простых предложений (по картинному и вопросному плану).
- учить составлять предложения по демонстрации действий, по вопросам.
- заучивать короткие двустишия и потешки.
Концептуальность программы.
Программа опирается на следующие принципы:
- системности;
- комплексности;
- деятельностный;
- онтогенетический;
- общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Форма логопедического воздействия – индивидуальная.
Методы логопедического воздействия:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические.
Направления реализации программы
- Логопедическая диагностика.
- Логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию письменной речи ребёнка.
Работа с родителями.
Формы работы с родителями:
- Индивидуальные консультации.
- Объяснение особенностей выполнения домашних заданий.
- Открытые индивидуальные логопедические занятия.
Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка.
Программа рассчитана на индивидуальные занятия с ребёнком.
Занятия проходят 3 раза в неделю (длительность 15-20 минут).
Тематический план занятий с ребёнком с ОНР III уровня.
Развитие понимания речи.
№ | Тема | Кол-во |
занятий | ||
1 | Развитие умения вслушиваться в обращённую речь | 2 |
2 | Слова, называющие предметы. | 3 |
3 | Слова, называющие действия. | 3 |
4 | Слова, называющие признаки. | 3 |
5 | Подготовка к овладению диалогом и монологом. | 3 |
Всего | 14 | |
Развитие лексико-грамматических средств языка.
№ | Тема | Кол-во |
занятий | ||
1 | Слова одно-, двух-, трёхсложной слоговой структуры | 3 |
(кто? Что?) | ||
2 | Существительные с уменьшительно-ласкательными | 2 |
суффиксами – ик, -к. | ||
3 | Согласование числительного с существительными и | 2 |
прилагательными. | ||
4 | Одушевлённые и неодушевлённые предметы. | 2 |
5 | Качественные прилагательные. | 2 |
6 | Притяжательные прилагательные «мой», «моя». | 2 |
7 | Составление простых предложений по модели: | 3 |
обращение + глагол в повелительном наклонении. | ||
8 | Порядковые числительные 1, 2, много. | 2 |
9 | Распространение предложений путём введения | 2 |
однородных сказуемых. | ||
10 | Распространение предложений путём введения | 2 |
однородных дополнений. | ||
11 | Р.п. существительных. | 1 |
12 | Д.п. существительных. | 1 |
13 | Т.п. существительных. | 1 |
14 | Предлог «в». | 1 |
15 | Предлог «на». | 1 |
16 | Предлог «под». | 1 |
17 | Приставочные глаголы. | 2 |
18 | Существительные с уменьшительно-ласкательным | 2 |
значением. | |||
19 | Согласование личных местоимений с глаголами (я, он, | 2 | |
они). | |||
20 | Части предметов. | 2 | |
Всего | 36 | ||
Развитие самостоятельной фразовой речи. | |||
№ | Тема | Кол-во | |
занятий | |||
1 | Составление простых предложений по модели КТО? | 2 | |
ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО? | |||
2 | Разучивание стихов, потешек. | 3 | |
3 | Составление предложений по демонстрации действий. | 2 | |
4 | Составление предложений по вопросам. | 3 | |
5 | Употребление в речи личных местоимений (я, ты, он, | 2 | |
она, они). | |||
6 | Составление простых рассказов по вопросному плану. | 3 | |
7 | Составление простых предложений по вопросному | 3 | |
плану «Кто? Что делает? Чем?). | |||
8 | Однородные подлежащие, сказуемые. | 2 | |
9 | Однородные дополнения. | 2 | |
10 | Составление коротких рассказов из 2-4 предложений | 3 | |
(по картинному и вопросному плану). | |||
Всего | 25 | ||
Развитие произносительной стороны речи. | |||
№ | Тема | Кол-во | |
занятий | |||
1 | Неречевые звуки. | 2 | |
2 | Определение источника звука (далеко - близко). | 1 | |
3 | Речевые звуки. | 2 | |
4 | Звук З | 2 | |
5 | Звук ЗЬ | 2 | |
6 | Звук Ш. | 2 | |
7 | Звук Ж | 2 | |
8 | Звук Щ | 2 | |
9 | Звук Л | 2 | |
10 | Звук Р | 3 | |
11 | Звук Ч. | 1 | |
Всего: | 21 | ||
Ожидаемые результаты.
В итоге логопедической работы ребёнок должен научиться:
-соотносить предметы с их признаками и функциональным назначением;
-узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
-понимать простые грамматические категории;
-фонетически правильно оформлять согласные звуки, гласные звуки первого ряда;
-воспроизводить ритмико-интонационную структуру двух- и трёхсложных
слов из сохранных и усвоенных звуков;
-правильно употреблять в речи отдельные падежные окончания слов,
используемых в рамках предложенных конструкций;
-общаться, используя в самостоятельной речи предложения.
В процессе коррекционно-развивающего обучения у ребёнка расширяется понимание обращённой речи, развивается речевая активность
Предварительный просмотр:
Логопедическое представление на ребенка дошкольного возраста
Фамилия, имя ребенка _________________________________________________________
Дата рождения_____________________ Возраст на момент обследования_______________
МБДОУ _____________________________________________________________________
Речевое окружение ______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Краткий анамнез ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Артикуляционный аппарат________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Общая моторика _______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Мелкая моторика ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Артикуляционная моторика______________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Общее звучание речи ___________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание речи ________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Звукопроизношение _____________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слоговая структура ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фонематические представления __________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лексико-грамматический строй __________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарь _______________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Связная речь ___________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение ______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Рекомендации __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«____»____________20___ г. Учитель-логопед _______________ /____________________/
подпись расшифровка
М.П. Заведующий ДОУ ______________ /____________________/
подпись расшифровка
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СОШ № ______
____________________________
«___» _________________20___г.
ГОДОВОЙ ПЛАН
учебно-методической работы учителя-логопеда
МОУ СОШ № ___ г. __________________
На 20___ - 20___ учебный год
№ | Наименование работы | Сроки выполнения | Примечания | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Организационная работа | ||||
1 | Обследование речи учащихся начальных классов с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи. | 1-15 сентября 15-25 мая | ||
2 | Ознакомление учителей начальных классов с итогами обследования. | 15-20 сентября | ||
3 | Выявление учащихся, нуждающихся в консультации психиатра и МПК. | В течение учебного года | ||
4 | Углубленное обследование устной и письменной речи учащихся | В течение учебного года | Индивидуально по мере необходимости | |
5 | Анализ медицинских карт учащихся первых классов и вновь прибывших учащихся | В течение сентября | ||
6 | Комплектование групп учащихся с учетом однородности структуры речевого дефекта | До 15 сентября | ||
Раздел 2. Работа с документацией | ||||
1 | Оформление журнала обследования устной и письменной речи | По мере обследования | ||
2 | Заполнение речевых карт учащихся, зачисленных на логопедические занятия | В течение учебного года | В часы консультативно-методической работы | |
3 | Составление и утверждение расписания логопедических занятий | До 15 сентября | ||
1 | 2 | 3 | 4 | |
4 | Составление списка учащихся, нуждающихся в логопедической помощи | До 15 сентября | ||
5 | Оформление сведений о количестве учащихся с нарушениями устной и письменной речи | До 15 сентября | По запросу администрации | |
6 | Составление календарно-тематических планов логопедических занятий с каждой группой | К 16 сентября | ||
7 | Оформление и заполнение журнала учета посещаемости логопедических занятий | К 16 сентября | По мере проведения занятий | |
8 | Составление годового отчета о проделанной работе | К 30 мая | ||
Раздел 3. Коррекционно-развивающая работа | ||||
1 | Зачислить на логопедические занятия в первую очередь учащихся, имеющих сложные речевые дефекты, препятствующие успешному усвоению школьной программы | До 15 сентября | По мере освобождения мест в группе учащиеся могут зачисляться и в течение учебного года | |
2 | Осуществлять коррекционную работу с учетом режима работы школы | В течение учебного года | ||
3 | Групповые и подгрупповые занятия проводить во внеурочное время не менее 2-3 раз в неделю, согласно утвержденному расписанию | В течение учебного года | ||
4 | Осуществлять индивидуальные занятия с детьми со сложными речевыми дефектами 2-3 раза в неделю | В течение учебного года | По мере необходимости | |
5 | Для развития интереса к занятиям использовать в работе речевые игры, наглядные пособия, раздаточный материал | В течение учебного года | ||
6 | Изучать индивидуальные особенности учащихся, проявлять индивидуальный подход к преодолению речевых нарушений | В течение учебного года | ||
Раздел 4. Взаимосвязь в работе с учителями начальных классов и другими специалистами | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | Ознакомление учителей начальных классов с результатами диагностики | До 15 сентября | ||
2 | Привлечение администрации и классных руководителей к контролю за посещаемостью логопедических занятий | В течение года | ||
3 | Предоставление рекомендаций учителям по индивидуальной работе с детьми | В течение года | По запросу | |
4 | Взаимопосещение занятий | По плану учреждения | ||
5 | Участие в педагогических советах | По плану учреждения | ||
6 | Участие в работе ПМПК | В течение года | По запросу | |
7 | Сотрудничество с педагогами-психологами | В течение года | ||
8 | Сотрудничество с медицинскими работниками школы | В течение года | ||
9 | Участие в работе методического объединения учителей начальных классов | В течение года | По плану учреждения | |
10 | Участие в работе методического объединения учителей-логопедов города | В течение года | По плану ГУНО | |
Раздел 5. Пропаганда специальных знаний | ||||
1 | Доклад для выступления на методическом объединении учителей начальных классов на тему: «Специфические ошибки письма, обусловленные несформированностью фонематических процессов» | По плану учреждения | ||
2 | Рекомендации родителям по работе с детьми в домашних условиях | В течение года | По мере обращения | |
3 | Консультирование родителей по специфическим вопросам | В течение года | По мере обращения | |
4 | Участие в классных и общешкольных родительских собраниях | В течение года | По запросу администрации | |
Раздел 6. Самообразование и повышение квалификации | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | Изучение новинок специальной литературы | В течение года | ||
2 | Посещение семинаров и методических объединений учителей-логопедов города | В течение года | ||
3 | Изучение опыта учителей-логопедов города, взаимопосещение и анализ занятий | В течение года в каникулярное время | ||
4 | Подготовка к аттестации | В течение года | ||
Раздел 7. оснащение логопедического кабинета | ||||
1 | Систематизировать материал по коррекции оптической дисграфии | В течение года | ||
2 | Обновить слоговые таблицы | В течение года | ||
3 | Оформить материал для развития связной речи | В течение года | ||
4 | Изготовить материал для работы с элементами букв | В течение года |
Учитель-логопед: __________________________________________________
Предварительный просмотр:
Индивидуальный план коррекционной работы
________________________ на 20__- 20__ учебный год.
№ п/п | Этапы коррекционной работы | Результативность коррекционной работы |
Вывод по итогам работы за год ________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение ___________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Рекомендации ________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопед: Т.В.Квасова
Предварительный просмотр:
Введение
Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития. Диагностику можно проводить начиная с полутора лет: чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными может оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных нарушений в развитии (например, задержка психических функций).
Логопедическое обследование проводится в том случае, если родители начинают волноваться по поводу несовершенной речи ребенка и решают, что им лучше сходить к специалисту. В результате логопедического обследования логопед определяет, существуют ли реальные проблемы или же развитие речи проходит в возрастных рамках.
Обследование, о котором идет речь, должно быть комплексным, целостным и динамическим. В то же время оно должно быть направлено на анализ речевых нарушений, для каждого из которых характерны свои симптомы. Среди наиболее частых речевых нарушений детей выделяют: дислалию, стёртую дизартрию, открытую ринолалию. Специалист устанавливает диагноз, учитывая разнообразные факторы: возраст ребенка, родовые травмы, наличие хронических заболеваний, психологическую обстановку в семье, количество детей в семье, социальное положение и так далее. Особое внимание уделяется обследованию анатомического строения артикуляторного аппарата. Не последнее место в процессе обследования играет разговор с родителями и выяснение конкретных жалоб по поводу речевого нарушения ребенку. Также важно учитывать реакцию ребенка на речевые затруднения.
При логопедическом обследовании очень важно установить состояние интеллекта ребенка. Более того, если отклонения имеются, необходимо выяснить: у ребенка затруднена речь в результате умственных нарушений или наоборот. Чтобы установить это применяют специальные приемы.
В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.
Принципы и методы логопедического обследования
Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обученности будет строиться по-разному. Однако существуют общие принципы и подходы, определяющие последовательность проведения обследования.
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулировки и наполнение вербальным и невербальным материалом должны соотноситься с уровнем реального психоречевого развития ребенка и учитывать специфику его социального окружения и личностного развития.
2. Исследование рационально проводить в направлении от общего к частному. Сначала специалист выявляет проблемы в развитии речи ребенка, а затем эти проблемы рассматриваются пристальнее, подвергаются количественному и качественному анализу.
3. Внутри каждого вида тестирования предъявление материала дается от сложного к простому. Это позволяет ребенку закончить каждую пробу успешно, что создает дополнительную мотивацию и положительный эмоциональный настрой, которые, в свою очередь, повышают продуктивность и продолжительность обследования.
При стандартном подходе, когда каждая проба усложняется по мере тестирования ребенка, ребенок обречен в большинстве случаев «упираться» в неуспех, что вызывает чувство негативизма, ощущение неизбежности ошибки, а это в значительной мере провоцирует снижение интереса к предъявляемому материалу и ухудшение демонстрируемых достижений.
От продуктивных видов речевой деятельности — к рецептивным. Исходя изданного принципа, в первую очередь обследуются такие виды речевой деятельности, как говорение и письменная речь (или чаще в логопедии говорится о самостоятельной письменной речи, под которой имеются в виду письменные высказывания, имеющие коммуникативную направленность — сочинения). Письменная речь обследуется только у школьников, прошедших обучение и имеющих опыт написания подобных работ. При наличии диагностических признаков неблагополучия в продуктивных высказываниях или жалоб со стороны родителей рекомендуется проводить исследование по изучению состоянии рецептивных видов деятельности: аудирования и чтения.
Логично сначала исследовать объем и характер употребления языковых и речевых единиц, и только при наличии трудностей п их использовании переходить к выявлению особенностей пользования ими в пассиве. Таким образом, последовательность процедуры можно сформулировать как от экспрессивной языковой компетенции к импрессивной. Подобный подход позволит сократить время и силы, затрачиваемые на обследование, оделять обследование импрессивного языкового запаса целенаправленным.
4 принципа и подхода последовательности проведения логопедического обследования:
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
2. От общего к частному;
3. От сложного к простому;
4. От продуктивных видов речевой деятельности к рецептивным.
5. Исследование объѐма и характера употребления языковых и речевых единиц.
Направления обследования:
- Состояние связной речи;
- Состояние словарного запаса;
- Состояние грамматического строя речи;
- Состояние звукопроизношения;
- Обследование слоговой структуры слова;
- Состояние артикуляционного аппарата;
- Обследование фонематического восприятия;
Принципы логопедической работы — это общие исходные положения, которые определяют деятельность логопеда и детей в процессе коррекции нарушений речи.
Логопедическое воздействие представляет собой педагогический процесс, в котором большое значение придается общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, систематичности и последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, прочности, индивидуального подхода.
Также логопедическое воздействие опирается и на специальные принципы: этиопатогенетический (учета этиологии и механизмов речевого нарушения), системности и учета структуры речевого нарушения, комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития, онтогенетический, учета личностных особенностей, деятельностного подхода, использования обходного пути, формирования речевых навыков в условиях естественного речевого общения.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами.
Метод обучения в педагогике рассматривается как способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на освоение детьми знаний, навыков и умений, на формирование умственных способностей, воспитание чувств, поведения и личностных качеств.
Существуют различные классификации методов обучения.
В логопедической работе используются различные методы: практические, наглядные и словесные. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др
К практическим методам логопедического воздействия относятся упражнения, игры и моделирование.
Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий.
Упражнения подразделяются на подражательно-исполнительские, конструктивные и творческие.
- Подражательно-исполнительские выполняются детьми в соответствии с образцом.
- В логопедической работе используются различные виды конструирования. Например, при устранении оптической дисграфии детей учат конструировать буквы из элементов, из одной буквы другую.
- В упражнениях творческого характера предполагается использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде. Использование игровых упражнений вызывает эмоционально-положительный настрой детей, снимает у них напряжение.
С детьми дошкольного возраста используются различные игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психическими особенностями детей.
Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между элементами этих объектов.
Эффективность их использования зависит от следующих условий:
модель должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;
быть доступной для восприятия ребенком данного возраста;
должна облегчать процесс овладения навыками, умениями и знаниями.
Наглядные методы представляют собой те формы усвоения знаний, умений и навыков, которые находятся в существенной зависимости от применяемых при обучении наглядных пособий и технических средств обучения.
К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, кинофильмов, прослушивание пластинок, магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.
Особенности использования словесных методов в логопедической работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.
Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.
Рассказ — это такая форма обучения, при которой изложение носит описательный характер. Его используют для создания у детей представления о том или ином явлении, вызова положительных эмоций, для создания образца правильной выразительной речи, подготовки детей к последующей самостоятельной работе, для обогащения словаря, закрепления грамматических форм речи.
При проведении беседы ставятся разные задачи: развитие познавательной деятельности, закрепление правильного произношения, уточнения грамматической структуры предложений, закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.
По характеру направленности методы логопедической работы подразделяются на методы «прямого воздействия» (например, воздействие на артикуляторную моторику при устранении дислалии) и методы «обходных путей» (например, создание новых функциональных связей в обход нарушенных звеньев речевой функциональной системы при афазии).
Этапы логопедического обследования
По данным различных авторов, выделяется от трех до десяти этапов логопедического обследования. Мы предлагаем выделить пять этапов:
1 этап — ориентировочный
2 этап – диагностический
3 этап – аналитический
4 этап – прогностический
5 этап – информирование воспитателей и родителей.
I. Ориентировочный.
Задачи 1 этапа:
• Сбор анамнестических данных;
• Выяснение запроса родителей;
• Выявление предварительных данных об индивидуально-типологических особенностях ребенка.
Виды деятельности:
• Изучение медицинской и педагогической документации;
• Изучение работ ребѐнка;
• Беседа с родителями
Изучение медицинской и педагогической документации.
К медицинской документации относятся:
• медицинская карта ребѐнка;
• Выписки специалистов;
• Заключения специалистов.
К педагогической документации относятся:
• Педагогическая характеристика;
• Логопедическая характеристика;
• Психологическая характеристика.
Изучение работ ребѐнка.
К данному виду документации относятся:
- Рисунки;
- Творческие поделки.
Беседа с родителями.
- Беседу с родителями рациональнее всего начинать с выявления запроса родителей или жалоб родителей на речь ребѐнка.
- Заполнение анкеты родителями (матерью или отцом);
- Рекомендации для родителей.
Обследование рациональнее начинать со знакомства с медицинской и педагогической документации, которая изучается в отсутствие родителей или лиц их заменяющих. Обычно перечень необходимых документов обговаривается заранее с родителями при записи на обследование и его объем может зависеть от характера трудностей, которые испытывает ребенок. К медицинской документации относятся медицинская карта ребенка или выписки из нее специалистов: педиатра, невропатолога, психоневролога, отоларинголога и др. Кроме того, могут быть предоставлены заключения специалистов, консультации которых получены по собственной инициативе родителей в различных медицинских учреждениях. По ходу изучения медицинской документации логопед составляет представление о возможной этиологии речевой патологии и ее патогенезе. Особое внимание необходимо обратить на данные о протекании беременности и родов, о раннем развитии ребенка, на наличие тяжелых и/или хронических заболеваний. Например, наличие очаговых изменений, отмеченных в результате проведения ЭЭГ, может свидетельствовать в пользу речевого дефекта, имеющего органический характер. Однако необходимо учитывать, что в медицинской документации не всегда указываются достоверные сведения. Например, достаточно часто завышается число Апгара, свидетельствующее о жизнестойкости плода. Могут отсутствовать сведения о пренатальном периоде развития ребенка, данные о ходе его раннего речевого развития. Поэтому в процессе знакомства с медицинской документацией логопед намечает те вопросы, которые он будет обсуждать в личной беседе с родителями.
К педагогической документации относятся характеристики на ребенка педагогов, работающих с ним: воспитателя детского сада или учителя школы, психолога, социального педагога, логопеда и др.
В ходе изучения педагогической документации составляется представление о тех проблемах, которые испытывает ребенок, особенностях его обучения, индивидуально типологических особенностях. Кроме того, необходимо учитывать и стиль отношений «педагог — ребенок», которые также могут влиять на успешность адаптации ребенка в образовательной среде..
Следующий шаг — изучение работ ребенка. Естественно, что набор работ будет различен в зависимости от возраста нашего обследуемого: наиболее объемный и разнообразный у подростков и наименее разнообразный у младших дошкольников.
II. Диагностический этап.
Взаимодействие логопеда и ребѐнка направлено на выяснение :
- Какие языковые средства сформированы к моменту обследования;
- Какие языковые средства не сформированы к моменту обследования;
- Характер несформированностиязыковых средств.
Кроме этого мы должны рассмотреть:
- В каких видах речевой деятельности проявляются недостатки;
- Какие факторы влияют на проявления речевого дефекта.
Методы логопедического обследования:
- Педагогический эксперимент;
- Беседа с ребѐнком;
- Наблюдение за ребѐнком;
- Игра.
Характер дидактического материала.
В каждом конкретном случае будет зависеть:
- От возраста ребѐнка;
- От уровня развития речи;
- От уровня психического развития ребѐнка;
- От уровня обученностиребѐнка.
В качестве дидактического материала могут быть использованы реальные объекты действительности, игрушки и муляжи,. сюжетные и предметные картинки, предъявляемые единично, сериями или наборами, устно предъявляемый вербальный материал, карточки с напечатанными заданиями, книги и альбомы, материализованные опоры в виде схем, условных значков и проч. Характер дидактического материала в каждом конкретном случае будет зависеть:
■ от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку);
■ от уровня развития речи (чем низке уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал);
■ от уровня психического развития ребенка;
■ от уровня обученности ребенка (предъявляемый материал должен быть достаточно освоен — но не заучен - ребенком).
Материал отбирается в соответствии с социальным опытом ребенка, чтобы не провоцировать возникновения непредвиденных технических трудностей (например, ребенок не может узнать объект на рисунке и поэтому затрудняется назвать его; не знает букв и не может выполнить задание на карточке и проч.).
Необходимо подбирать материал таким образом, чтобы в рамках одного диагностического теста можно было обследовать несколько классов или категории языковых единиц (например, грамматический строй и словарный запас, звукопроизношение и слоговую структуру слова и т. д.).
Процедура диагностического этапа начинается с установления контакта с ребенком. В зависимости от возраста ребенка и его личностно типологических особенностей она может иметь несколько вариантов. Однако в любом случае знакомство начинается с того, что логопед, улыбаясь входящему ребенку, здоровается с ним, приглашает его присесть рядом с собой или пройти к шкафу с игрушками,. называет свое имя, а уже потом спрашивает. как зовут обследуемого.
III. Аналитический этап.
Задачей аналитического этапа является интерпритация полученных данных и заполнение речевой карты, которая является обязательным отчѐтным документом логопеда, независимо от его места работы.
В речевой карте, как правило, представлены разделы:
- Паспортная часть, в том числе и возраст ребѐнка на момент обследования;
- Анамнестические данные;
- Данные о физическом и психическом здоровье ребѐнка;
- Раздел, посвящѐнный характеристике речи;
- Логопедическое заключение.
При заполнении паспортной части наряду с обязательными данными, в том числе и датой рождения, целесообразно указать возраст ребенка на момент обследования. Тогда, при отслеживании динамики развития ребенка, не придется каж-дый раз заниматься вычислениями, для того чтобы вспомнить, сколько лет было ребенку. В речевых картах, заполняемых на дошкольников, обязательно указывайте годы и полные месяцы жизни ребенка.
При заполнении раздела, посвященного раннему развитию ребенка, его заболеваниям, ранее поставленным диагнозам, помните, что речевая карта доступна большому количеству людей, поэтому постарайтесь избегать заносить туда данные, которые могли бы повредить ребенку или вызвать протест родителей (например, количество абортов у матери, наличие хронических инфекционных заболеваний и проч.). Подробный сведения об этом хранятся в медицинской карте ребенка, доступ к которой ограничен. Разглашение медицинских тайн или факта усыновления ребенка против желания родителей может обернуться для вас кок педагога судебным иском. В этой связи, если вы считаете необходимым упомянуть о некоторых заболеваниях или состояниях ребенка, используйте шифр, в соответствии с которым это заболевание включено в МКБ 10 (международная классификация болезней десятого пересмотра). Таким образом, вы сужаете круг лиц. которые могут нанести вред ребенку, разгласив эти сведения.
При заполнении последующих раздет укажите наличие/ отсутствие дефекта, степень его выраженности, характер проявлений и приведите примеры, доказывающие вашу точку зрения.
К речевой карте школьников прилагаются образцы письменных работ ученика с выделенными и исправленными ошибками. На полях работы специальными значками отмечают характер ошибок: I — орфографические ошибки, V — пунктуационные. Л — дисграфические. В
соответствующим разделе речевой карты формулируется, какого вида ошибки являются устойчивыми для ребенка, в каких видах работ они преобладают, указываются особенности техники письма. При заполнении раздела, посвященного состоянию чтения, обязательно указывается способ чтения, типичные ошибки и их выраженность, характер ошибок, уровень понимания прочитанного и возможности роботы с текстом, в том числе — его воспроизведение (пересказ).
Завершается форма речевой карты разделом «Логопедическое заключение».
Обратите внимание на то, что это не диагноз , а заключение, которое может быть более или менее развернутым. В заключении обязательно указывается структура дефекта, т.е. какие стороны языковой и речевой систем у ребенка оказались несформированными. Далее указывается, первичным или вторичным нарушением, по мнению логопеда, являются речевые дефекты, и — при возможности — определяется клиническая основа печеной недостаточности (медицинский диагноз).
На этом заканчивается заполнение речевой карты, но не работа по обследованию. Потому что смысл обследования состоит не столько в констатации некоторого дефект, сколько в поиске путей, позволяющих этот дефект преодолеть или скомпенсировать. Поэтому мы выделили следующий этап обследования прогностический.
IV.Прогностический этап.
На этом этапе на основании результатов обследования дошкольника логопедом определяется прогноз дальнейшего развития ребѐнка, основные направления коррекционной работы с ним, составляется индивидуальный план работы.
Формы реализации индивидуальных маршрутов:
- Индивидуальные занятия по индивидуальному плану;
- Групповые занятия по определѐнной коррекционной программе;
- Подгрупповые занятия;
- Интегрированные занятия при взаимодействии со специалистами ДОУ;
- Занятия дома с родителями при консультативной поддержке специалистов ДОУ.
Логопедическое заключение, направления коррекционной работы и еѐ организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с ними на 5 этапе обследования.
V. Информационный этап.
Информирование родителей – деликатный и сложный этап обследования ребѐнка.
Он проводится в виде беседы с родителями при отсутствии ребѐнка.
Требования к информированию родителей
- Беседу с родителями следует строить на доступной для них терминологии;
- Беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребѐнку;
- Беседа должна быть построена в конструктивном направлении с целью найти союзников в лице родителей.
В заключении:
Улыбнитесь на прощанье ребёнку и его родителям.
Пусть у них всё будет хорошо.
И у вас тоже
Особые требования
Во-первых, беседу с родителями следует строить на доступном для них уровне использования терминологии, четко структурируя предъявляемый материал по результатам об следования. Поэтому разговаривать с мамой-педагогом и мамой-бухгалтером надо на разных языках, с использованием различных примеров, терминов. Во-вторых, беседа должна учитывать родительское чувство любви к ребенку: необходимо подчеркивать достоинства и достижения даже самых тяжелых детей, подробно разъяснять сущность дефекта и тут же давать конструктивные предложения по их преодолению. Ни в коем случае нельзя строить свою беседу только на выделении недостатков ребенка. Это, как правило, вызывает агрессию родителей по отношению к специалисту. В более редких случаях это усиливает чувство отторжения ребенка: «Я же говорила, что он дурак», — в раздражении бросает реплику мать и уходит с консультации, окончательно разочаровавшись в собственном ребенке. Это грубейший промах специалиста-дефектолога. В-третьих, беседа должна быть построена в конструктивном направлении, так как коррекционная работа будет недостаточно эффективной, если мы не найдем активных союзников в лице родителей. В процессе беседы мы должны искать ответы на вопрос «Что делать?», оставив в стороне поиски ответа на вопрос «Кто виноват?».
Родители не имеют педагогической и психологической подготовки, поэтому им трудно удержать в памяти все ваши рекомендации. В процессе консультирования попросите родителей записывать самые важные моменты, например, пусть они запишут логопедическое заключение, если оно не выдается им на руки. Если вы подготовили соответствующую бумагу, попросите их внимательно прочитать ее и задать любые вопросы. Настаивайте на том, чтобы они прерывали вас, если им что-то непонятно или что-то требуется уточнить.
В процессе информирования вы должны сообщить всю информацию, которая получена в процессе обследования, какой бы неожиданной и неприятной для родителей она бы ни была. Родители имеют право знать все о своем ребенке. Но делать это надо деликатно, щадя родительские чувства, доброжелательно. Вы можете сообщить им о ваших предположениях, рекомендовав им провести дополнительное обследование. Вы даже можете посоветовать обратиться к другому логопеду. Необходимо отметить, что такая готовность специалиста к коллегиальному обсуждению своего мнения, укрепляет к нему доверие со стороны родителей.
Квалификация недостатков речи ребенка требует от специалиста обращения к конкретным примерам, которые родители могли наблюдать в процессе обследования. Поэтому логопед может обращаться к памяти родителей: «У вашего ребенка .... Помните, он нам ответил...». Такая аргументация положительно сказывается на приятии родителями дефектов речи своего ребенка. Без наглядных примеров они часто пожимают плечами и не понимают те мудреные слова, которые говорит логопед. «Аграмматизм», «дизартрия», «тонус» звучат для непосвященных страшнее «холеры». Многолетний опыт работы с родителями убеждает, что редкий родитель после логопедического обследования ребенка может внятно рассказать, какие дефекты речи были обнаружены у его ребенка предыдущим специалистом раньше. Для сравнения: медицинские диагнозы, связанные с соматическим здоровьем своего ребенка, многие родители знают несравненно лучше.
Попросите родителей записать те неотложные действия и
мероприятия, которые они должны осуществить в ближайшее время. Проследите, чтобы эти записи делались не на случайных клочках бумаги, а в тетради или на большом листе бумаги. Вопрос о дальнейшем обучении ребенка, выяснение формы организации коррекционной помощи решается совместно с родителями, но при этом логопед может проявить определенную настойчивость в своих рекомендациях. Однако, если вы не убедите родителей в своей правоте, ваша рекомендация о
направлении ребенка в образовательное учреждение повиснет в воздухе, поскольку родители вправе проигнорировать ваши слова и поступить так, как они считают нужным.
В заключение беседы решается вопрос о необходимости повторных обследований и их периодичности.
Индивидуальная тетрадь ребенка
Индивидуальная тетрадь ребенка – это тетрадь взаимосвязи между логопедом, воспитателями и родителями. Представляет собой удобную форму организации работы. Первоначально тетрадь оформляется логопедом, потом в оформлении участвуют родители и воспитатели.
На первой странице тетради логопедом записывается фамилия, имя ребенка, дата рождения, номер группы, график консультаций, нарушения звукопроизношения ребенка.
Индивидуальная тетрадь состоит из четырех разделов:
· Коррекция нарушений звукопроизношения;
· Развитие лексико-грамматического строя речи;
· Развитие крупной и мелкой моторики;
· Подготовка к обучению грамоте.
Раздел «Коррекция нарушений звукопроизношения» включает артикуляционные упражнения, систематические записи логопеда о ходе индивидуальной коррекционной работы.
Раздел «Развитие лексико-грамматического строя речи» заполняется родителями и воспитателями постепенно, регулярно в соответствии с перспективным тематическим планом логопеда (см. карточку «рекомендации для родителей») с учетом программы Т.Б.Филичевой, Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи».
Раздел «Развитие крупной и мелкой моторики» включает в себя тематические стихи, потешки, чистоговорки (см. карточку «рекомендации для родителей»). Данный материал дети могут заучивать в выходные дни с родителями, а в дальнейшем он используется при проведении физминуток или динамических пауз на различных занятиях.
Материал раздела «Подготовка к обучению грамоте»
В ходе коррекционного часа (по расписанию возрастной группы) воспитатель занимается по индивидуальным тетрадям, использует записи и рекомендации логопеда в разделе «Коррекция нарушений звукопроизношения». Воспитатель может самостоятельно подбирать игры и упражнения для выполнения данных рекомендаций.
Например (запись логопеда в тетради):
С - автоматизация звука в словах в обратном слоге
-Спишите слова из пособия А.И. Богомоловой на стр. 39 – 40. Сначала отрабатываем те слова, в которых звук «С» в конце слова.
Воспитатель, используя данный речевой материал, готовит и проводит с детьми игры и игровые упражнения («Запомни и назови», «Речевое лото», «Веселый счет» и т. п.
В случае необходимости воспитатель оформляет индивидуальную тетрадь в соответствии с тематической карточкой логопеда (см. карточку «рекомендации для родителей»).
Воспитатели вечером передают индивидуальные тетради родителям, чтобы те дома могли закрепить с ребенком пройденный материал, увидеть динамику в речевом развитии ребенка.
Контроль за ведением и оформлением тетради проводит учитель -логопед.
Индивидуальная логопедическая тетрадь, которая разрезается по принципу запис ной книжки. На полях справа (где у записной книжки находятся буквы) обозначаются разделы работы. В каждой тетради имеются как общие для всех детей разделы, так и индивидуальные.
Общие разделы:
- артикуляционная гимнастика и общие речевые навыки (упражнения, необходимые для выработки определенных артикуляционных укладов, развития целенаправленного выдоха, правильного темпа речи, силы голоса и т.д.);
- пальчиковая гимнастика (различные игры на развитие мелкой моторики);
- развитие грамматического строя речи и связной речи (игры и упражнения на словообразование, словоизменение, построение предложений разных типов, составление пересказов и рассказов);
- звукопроизношение и слоговая структура слов (работа по постановке, автоматизации и дифференциации нарушенных звуков, развитию фонематического слуха, отработке слов различной слоговой структуры).
Индивидуальные разделы:
- развитие понимания речи;
- развитие высших психических функций и сенсорики.
На усмотрение логопеда в тетрадь можно добавить еще какие-либо разделы, по которым необходима работа с ребенком.
В начале и конце тетради наклеиваются конверты для карточек с заданиями.
В конце каждой недели логопед дает задания по каждому разделу, которые дома обязательно закрепляются с ребенком.
Такое оформление тетради, на наш взгляд, очень функционально: экономит немало времени, очень наглядно показывает виды работы. К тому же это необходимая документация как для логопеда, так и для родителей.
Папка с файлами для оформления лексических тем.
Каждую неделю с детьми изучается какая-то лексическая тема, и соответственно ведется работа по уточнению, закреплению и обогащению их словарного запаса.
В конце недели родители подбирают иллюстрации по данной теме (рекомендованные логопедом), наклеивают их на отдельный лист картона,подписывают печатными буквами и вставляют в файл папки. На
обратной стороне папки записывается и закрепляется с ребенком рекомендованный логопедом словарь предметов, действий и признаков.
В дальнейшем, по подобранным картинкам с ребенком проводятся различные игры («Жадина», «Прятки» и др.).
Зачем логопед задаёт домашние задания?
Успех коррекционного обучения детей с речевым недоразвитием во многом определяется участием родителей в комплексе психолого – педагогических мероприятий.
Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.
Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.
Так что же логопед задаёт для выполнения на дом?
Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели логогруппы во время проведения ежедневных «логопедических часов», во второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей.
Задания включают в себя основные разделы:
- артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков.
В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.
- задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ звуко - слогового анализа и синтеза.
- серия лексико – грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.
- задания по развитию связной речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей; заучивание подобранных для ребёнка стихов.
- задания на развитие мелкой моторики и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.
- задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТОРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА:
- Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателями логопедической группы в четверг или пятницу в вечерние часы.
- Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы).
Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно
- все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.
- графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.
- Папку с индивидуальной рабочей тетрадью с выполненным домашним заданием, а так же прилагающиеся альбомы и карточки в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник.
- Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в школе; выработка психологической и эмоциональной готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.
- на протяжении всего учебного года еженедельно по четвергам (с 12. 30 до 16.30)проводятся консультации для родителей детей, посещающих логопедическую группу. Во время консультации учитель – логопед покажет индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отметит его успехи. Подчеркнёт особенности прохождения коррекционного процесса, обратит внимание на вызывающие затруднения задания и упражнения, подскажет на что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания.
ПАМЯТКА
(правила занятий с ребёнком дома)
1-заниматься с ребёнком дома ежедневно.
2-занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке
3-время проведения занятий 10-15 минут
4-хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение
5-артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.
6-все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.
7-графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.
8- тетрадь с выполненным домашним заданием в понедельник ребёнок сдаёт воспитателю группы, а в пятницу получает новое задание.
Образец речевой карты
1. Фамилия имя__________________________________________________
2. Дата, месяц, год рождения ______________________________________
3. Домашний адрес, телефон ______________________________________
4. Родители
Мать: Ф.И.О.
Место работы, должность ___________________________________________
Отец: Ф.И.О. _____________________________________________________
Место работы, должность ___________________________________________
5. Дата поступления в группу______________________________________
6. Жалобы родителей_____________________________________________________________________________________________________________
7. Анамнез:
Беременность по счету ___________________________________________
Как протекала __________________________________________________
Характер родов _________________________________________________
Психомоторное развитие:
Стал держать головку ______________________________________________
Сидеть ___________________________________________________________
Ходить __________________________________________________________
Чем ребенок болел до 1 года _______________________________
С 1 – 3 лет _______________________________
С 3 – 7 лет _______________________________
8. Есть ли в семье больные с наследственной патологией:
с речевой патологией______________________________________________
двуязычие в семье_________________________________________________
9. Данные о ходе речевого развития:– гуление________________________________________________________
лепет_________________________________________________________– первые слова____________________________________________________
фразы__________________________________________________________
дефект заметили_________________________________________________
10. Слух_________________________Зрение____________________________
11. Состояние общей моторики:______________________________________________________
12. Общее развитие ребенка:__________________________________
Восприятие:
– пространства, представления:_______________________________________
верх – низ_______________________________________
впереди – сзади__________________________________
правая левая сторона______________________________
– цвета:
основные________________________________________
оттеночные______________________________________
– формы:
плоскостные геометрические фигуры________________
объемные тела___________________________________
– величины и количества:
больше – меньше_________________________________
уравнение_______________________________________
поровну_________________________________________
столькоже_______________________________________
– времени:
времена года_____________________________________
дни недели______________________________________
время суток_____________________________________
вчера, сегодня, завтра_____________________________
до — после______________________________________
– память:
зрительная______________________________________
слуховая________________________________________
ассоциациативная________________________________
словесно-логическая______________________________
– мышление:
конструктивная деятельность______________________
________________________________________________
прямой и обратный счет___________________________
________________________________________________
счетные операции и простейшие задачи в пределах пяти
________________________________________________
обобщение______________________________________
исключение_____________________________________
причинно-следственные связи______________________
понимание подтекста_____________________________
– внимание,
работоспособность________________________________________
– контактность_____________________________________________________
– конфликтность___________________________________________________
– аккуратность___________________________________________________
13. Общее звучание речи: темп____________________________________________________________
голос___________________________________________________________
разборчивость___________________________________________________
дыхание________________________________________________________
выразительность_________________________________________________
14. Состояние артикуляционного аппарата:
Строение____________________________________________________
губы________________________________________________________
зубы________________________________________________________
небо________________________________________________________
язык________________________________________________________
уздечка_____________________________________________________
Артикуляционная моторика__________________________________
статика («чашечка», «иголочка»)________________________________
дикамика («часики», «качели»)_________________________________
15.Орбщая характеристика речи:______________________________________
16. Звукопроизношение:
С, З, Ц, С’, З’______________________________________________________
Ш, Ж, Ч, Щ _______________________________________________________
Р, Р’ ______________________________________________________________
Л, Л’ _____________________________________________________________
К, К’, Г, Г’, Х, Х’, Й________________________________________________
17.Фонематический слух ____________________________________________
Выделение на слух заданного звука из:
звукового ряда (п – т – к – х)_________________________________________
слогового ряда (па – та – ка – ха)______________________________________
ряда слов (порт, торт, корт, хорт)_____________________________________
Показать картинки с заданным звуком М – (мак, комар, молоток)__________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Подобрать пары картинок к названным словам – паронимам:
крыша – крыса_______________ коза – коса _____________________
бочка – почка _______________ дрова – трава_____________________
ложки – рожки_______________
Воспроизведение:
– звукового ряда (б – п – б)___________________________________________
– слогового ряда (ба – ба – па)________________________________________
– ряда слов (почка, бочка, точка)______________________________________
- Звуковой анализ__________________________________________
________________________________________________________________
Выделение гласного, стоящего в начале слова (удочка, аист, игла)_________
__________________________________________________________________
Выделение согласного звука, стоящего в конце слова ( кот, жук, дом, стул)
Выделение согласного, стоящего в начале слова (санки, ландыш, ракета,роза)_______________________________________________________
Определение места заданного звука в слове (рыба, шапка, шкаф, самовар)
__________________________________________________________________
19. Фонетический синтез:
составить слова из заданного количества звуков:
К, О, Т__________________ Д, О, М__________________
М, А, К _________________
20.Обследование слоговой структуры
слов________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Назови картинки:
собака_________________________ медведь____________________________
корова_________________________ кисточка___________________________
лопата_________________________ пирамида__________________________
балалайка_____________________
Повтори слова
милиционер______________________ температура______________________
фотографироваться________________ стихотворение____________________
Повторить словосочетания:
космонавт-исследователь____________________________________________
молодой экскурсовод_______________________________________________
Жора будет художником_____________________________________________
21.Лексика_________________________________________________________
Предметный словарь:
— Назвать части лица_______________________________________
Назвать части туловища_______________________________________
Назвать и подоюрать обобщающее слово:
ложка, вилка, кружка, кастрюля_______________________________
юбка, кофта, платье_________________________________________
белка, лиса, заяц, еж________________________________________
валенки, сапоги, туфли______________________________________
повар, шофер, продавец______________________________________
Назвать детенышей животных:
у кошки – котенок; у коровы _____________________
у лошади ___________________ у собаки _____________________
у зайца _____________________ у овцы ______________________
у лисы ______________________ у козы ______________________
у ежа _______________________ у белки _____________________
Знание професси:
Кто водит машину?______________________________________________
Кто продает продукты?___________________________________________
Кто шьет одежду?_______________________________________________
Кто готовит пищу?______________________________________________
Кто стрижет волосы?____________________________________________
Кто летает на самолете?__________________________________________
Кто рисует картины?_____________________________________________
Глагольный словарь:
Назвать действия предметов (по картинкам):
Поезд_______________, лошадь________________, мальчик______________,
корабль_____________, самолет________________, бабушка_____________,
девочка_____________, рыба___________________, часы________________.
Назвать близкие по значению слова–действия:
шъет – вяжет – вышивает____________________________________________
варит – парит – печет_______________________________________________
Словарь признаков:
Подобрать слова, противоположные по значению (антонимы):
черный_______________, большой_______________, кислая______________,
высокий______________, широкое_______________, лежит______________ .
Подобрать прилагательные к существительным:
Какие на вкус? Клубника________________, рябина____________________.
Какой хвост у белки?_______________________________________________
Какой стакан?_____________________________________________________
Какой ежик?_______________________________________________________
Назвать притяжательные прилагательные:
Чей это хвост? У зайца___________________, у лисы___________________,
у волка___________________.
Прилагательные образованные от существительных:
Шкаф сделан из дерева, значит он какой?______________________________
Чемодан из кожи___________________________________________________
Солдатик из пластмассы_____________________________________________
Рюмка из стекла____________________________________________________
Книга из бумаги____________________________________________________
Наречия
Как ползет черепаха?_______________________________________________
Как светит солнце?_________________________________________________
Как скачет конь?___________________________________________________
22. Грамматический строй речи.
__________________________________________________________________
Понимание обращенной речи:________________________________________
— Закрой книгу___________________________________________________
— Достань ручку и положи ее на тетрадь______________________________
— Положи линейку под тетрадь______________________________________
Понимание предлогов:______________________________________________
Покажи где (по картине)
Кот идет к дому____________________________________________________
Кот в доме________________________________________________________
Кот перед домом___________________________________________________
Кот за домом______________________________________________________
Кот на крыше______________________________________________________
Кот вылезает из трубы______________________________________________
Кот под крыльцом__________________________________________________
Изхменение числа существительных в предложении.
Покажи, где самолеты летят?_________________________________________
Где самолет летит?_________________________________________________
Где ракета взлетает?________________________________________________
Где ракеты взлетают?_______________________________________________
Словоизменение.
Изменение существительных по падежам:
Посмотри на картинку и скажи:
Петух без чего?____________________________________________________
Машина без чего?__________________________________________________
Мальчик нарисовал кого?____________________________________________
Стол без чего?_____________________________________________________
Мальчик работает чем?______________________________________________
Дувочка мечтает о чем?_____________________________________________
Изменение прилагательных по родам:
Посмотри на картинку и назви, какой по цвету этот предмет?
яблако______________, майка________________, флажок________________
мяч_________________, полотенце_____________
Подобрать глагол к существительным:
бабочка летает, бабочки_____________________________________________
цветок растет, цветы________________________________________________
мальчик играет, мальчики___________________________________________
лодка плывет, лодки________________________________________________
Изменение существительных женского рода по числам:
одна кошка – две____________, одна кровать – две______________________,
одна лампа – две___________________________________________________
Соглосование существительных с числительными
Назови количество предметов:
Одна – тетрадь, две – __________________, шесть – _____________________
Словообразование
Образование прилагательных от существительных:
стекло – стеклянный
творог _________________________ железо ____________________________
дерево __________________________ снег _____________________________
бумага __________________________
Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Стол – столик, ковер __________________ рука ________________________
сани ________________ ключ ________________ звезда _________________
Образование существительных множественного числа.
Один лист – много ______________ одно ведро – много __________________
один стул – много _______________ одно окно – много __________________
один цветок – много _____________ один мост – много __________________
23.Связная речь.
_________________________________________________________________
Посмотри на картинку (“Кот”), составь предложение.
Посмотри на картинку (“Еж”), составь рассказ. Послушай рассказ и перескажи:
У бабушки были куры. Надя спросила: “Можно я их покормлю?” “Можно”. Надя взяла мисочку с просом. Стала звать: ”Куры, куры, сюда!” А куры не идут. “Бабушка, они не идут!” “А ты им скажи: “цып, цып”. Тут со всех сторон набежали куры и давай клевать просо.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
- Заключение о состоянии речевого развития.
План индивидуальной работы.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дневник наблюдений за ребенком.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Список литературы.
- Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И.Лалаева., Л.В. Бенедиктова.– СПб.. 2001 . – 24–88 с.
- Методы обследования речи детей: учебное пособие / под ред.И.Т. Власенко и Г.В.Чиркиной; сост.Т.П. Бессонова. – М., 1992.
- Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.
- Практикум по олигофренопсихологии: учебное пособие / под ред. А.Д.Виноградовой.– Л., 1980.– 68–77 С.
- Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / под общей ред. Н.А.Заруба; авт-сост.: Л.И. Загляда, Г.А.Спирина, А.Н. Климова, А.В.Толкачёва. – Кемерово., 2007. – 114 с.
- ФиличеваТ.Б., ЧевелёваН.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии / Т.Б.Филичева., Н.А.Чевелёва., Г.В. Чиркина. – М.,1989. – 223с.
- Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития / И.А.Шаповал.-М., 2005.– 287–290 С.
Предварительный просмотр:
Памятка учителям
(таблица – памятка с перечнем логопатических ошибок и указаниями, каким видом речевого нарушения они вызваны)
- Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
а) пропуск букв и слогов – «прощла» (прощала), «жадые» (жадные), «ишка» (игрушка);
б) перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал), «натуспила» (наступила);
в) недописание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата), «набухл» (набухли);
г) наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «бабабушка» (бабушка), «катораые» (которые);
д) искажение слова – «наотух»(на охоту), «хабаб» (храбрый), «щуки» (щеки);
е) слитное написание слов и их произвольное деление – «насто» (на сто), «у стала» (устала), «висит на стне» (висит на стене);
ж) неумение определять границы преложения в тексте, слитное написание предложений – « Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером.»;
з) замена одной буквы на другую – «трюх» (трех), «у глеста» (у клеста), «тельпан» (тюльпан), «шапаги» (сапоги).
и) нарушение смягчения согласных – «василки» (васильки), «кон» (конь), «смали» (смяли).
2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
а) аграмматизм – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стулья. Пять желтеньки спиленачки»;
б) слитное написание предлогов и раздельное приставок – «при летели», «подороге», «вкармане», «в зеле»(взяла).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Права ребенка. Право ребенка жить и воспитываться в семье. Право ребенка на имя, отчество и фамилию."
Конспект занятия. Подготовительная группа...
Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"
Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...
Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"
В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вглядывается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоровается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...
« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»
Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...
Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»
Сами никогда не перебивайте ребенка!Учите вежливости вежливо!...
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе
Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...