Логоритмика (технология)
материал по логопедии на тему

Волкова Анфиса Павловна

Логоритмика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika.docx586.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №28 «Ласточка»

Технология формирования коммуникативных навыков дошкольников посредством логопедической ритмики

D:\Наши фото\Анфиса\открытое занятие\CIMG1765.JPG

Содержание

Введение                                                                                                                               3

  1. Принципы логопедической ритмики________________________________ 5
  2. Методы и приемы обучения                                                                               6
  3. Особенности логопедической ритмики                                                             8
  4. Основные звенья логопедической ритмики                                                      8
  5. Структура занятий                                                                                               9
  6. Краткая характеристика разделов занятия по логопедической ритмике      10

Заключение                                                                                                                         12

Введение.

Конец XX – начало XXI века в нашей стране характеризуется резким ухудшением здоровья. По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Причины роста речевой патологии у детей достаточно разнообразны: плохая экологическая обстановка, несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей, увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы.

Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидно, помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость. Движения детей, страдающих нарушения речи, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью при правильном воспроизведении их формулы. Выявлены затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства. Имеет место неточность, суетливость при выполнении мелких движений. Произвольные речевые и мимические движения отличаются от нормы. Дети затрудняются в выполнении проб на статическую и динамическую координацию, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений. Наблюдается переключаемость движений, утомляемость, истощаемость, недостаточная упражняемость в моторных навыках. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции.

         Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразия сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением.
        В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.
В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание. Дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям.

На определенном этапе работы для меня стал важен вопрос: как использовать логопедические занятия так, чтобы они не только корректировали речевые проблемы детей, но и параллельно нормализовали неречевую симптоматику.

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребёнка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.

Для детей с речевой патологией в детском саду часто оказываются невыполнимыми требования, предусмотренные типовой программой воспитания. Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эта программа должна в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Необходимо найти такие приемы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации.

Именно этим требованиям отвечает система работы по логоритмике, которую я использую в своей практике. Её высокая эффективность определяется коррекционными возможностями данной системы занятий.

        Логоритмика позволяет разрушить патологические динамические стереотипы и формирует новые, обеспечивающие необходимую адаптацию.

Цель – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

1. Оздоровительные задачи:

А) укрепление  опорно – двигательного аппарата;

Б) развитие дыхания, моторных и сенсорных функций;

В) воспитание чувства равновесия, правильной осанки.

2. Образовательные задачи:

А) формирование двигательных навыков и умений;

Б) развитие пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов;

В) развитие ловкости, силы, выносливости;

Г) развитие переключаемости, координации движений.

3. Воспитательные задачи:

А) развитие чувства ритма;

Б) проявление художественно – творческих способностей;

В) воспитание положительных личностных качеств;

Г) формирование организаторских способностей.

4. Коррекционные задачи:

А) исправление нарушенных функций;

Б) развитие речевой функциональной системы (дыхание, голосовая функция, артикуляторный аппарат) и неречевых психических процессов (слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведение речевого и двигательного материала).

Коррекционные логоритмические упражнения должны, с одной стороны, исправлять нарушенные функции, а с другой – развивать функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляторный аппарат, слуховое и зрительное внимание, слуховую и зрительную память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и вопроизведения речевого и двигательного материала, то есть развивать речевую функциональную систему и неречевые психические процессы.

I. Принципы логопедической ритмики

Логопедическая ритмика строится на дидактических и специфических принципах. Они связаны между собой и определяют единство воспитания, развития и коррекции функциональных систем людей с речевыми расстройствами. (Г.А. Волкова, 2003 г.).

Дидактические принципы:

Принцип систематичности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности коррекционного процесса, определенного для развития, воспитания и перевоспитания тех или иных функций при различных речевых расстройствах (двигательной сферы; мимических мышц, тонкой произвольной моторики, слухового внимания, речевого слуха, речи и т.д.).

Ежедневное выполнение в определенное время различных по своему характеру логоритмических упражнений (утренняя дыхательно – голосовая зарядка с движениями, упражнения на релаксацию, пение гласных звуков и коротких песенок, упражнения на сочетание ритма движений и речи и т.п.) приучает детей к установленному щадяще – оздоровительному режиму. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме и психомоторике происходит положительная перестройка различных систем, например, сердечно – сосудистой, дыхательной, двигательной, речедвигательной, сенсорной и др.

Логоритмическая коррекция требует повторения вырабатываемых двигательных навыков. Только при многократных систематических повторениях образуются здоровые  двигательные динамические стереотипы. Для эффективного повторения необходимо усвоенное сочетать с новым, чтобы процесс повторения носил вариантный характер: изменение упражнений, условий выполнения, разнообразие приемов, различия в содержании занятий. Принцип сознательности и активности предполагает осознанное детьми восприятие задания, понимания цели и способа выполнения. Активность детей дошкольного возраста на логометрических  занятиях стимулируется эмоциональностью педагога, образностью музыки, различными играми или игровыми приемами и упражнениями.

Принцип наглядности осуществляется путем показа педагогом движения. Непосредственная зрительная наглядность рассчитана на возникновение эстетического восприятия, конкретного представления движения, правильного двигательного ощущения и желания его воспроизведения.

Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями. Оптимальная мера доступности определяется возрастными и двигательными возможностями дошкольников с речевыми расстройствами, влиянием речевого нарушения на их личность и степенью трудности заданий.      Необходимым условием для соблюдения принципа индивидуализации является предварительное выяснение характера патологического процесса: этиопатогенетическое, симптоматическое, диагностическое обследование, предполагает также учет типа высшей нервной деятельности (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик), возраста, пола, двигательного статуса.

Принцип постепенного повышения требований определяет постановку перед занимающимся более трудных новых заданий: двигательных, музыкальных, словесных. В процессе их выполнения расширяется и обогащается объем двигательных умений и навыков, совершенствуется произвольная и речевая моторика, нормализуется темп и ритм речи в соответствии с заданным музыкальным темпом и ритмом. Переход к новым заданиям осуществляется постепенно, по мере закрепления формирующихся навыков. Требуется определенное время, чтобы в двигательной сфере ребенка произошли приспособительные перестройки, помогающие ему регулировать и речевую деятельность.

Специфические принципы:

Принцип развития предполагает учет многих параметров: развитие личности ребенка с речевой патологией; самих – патологического неречевого и речевого – процессов; сохранение функциональных систем и тех изменений, которые наступают в организме, двигательной сфере и речи дошкольника с речевым расстройством. Принцип развития обуславливает одновременное осуществление в процессе двигательной деятельности умственного, нравственного, эстетического и сенсорного воспитания.

Принцип всестороннего воздействия учитывает влияние логоритмических занятий на организм в целом. Ритмические и логоритмические средства повышают общую тренированность организма, совершенствуют нервнорефлекторные механизмы регуляции, создавая новые взаимоотношения между функциональными системами организма дошкольника.

Принцип учета симптоматики определяет физические возможности детей с речевой патологией.

Принцип комплексности предполагает связь логопедической ритмики с медико – психолого – педагогическими воздействиями и основными видами музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально – ритмические движения и т.д.).

II. Методы и приемы обучения.

В коррекционном обучении и воспитании на логоритмичеких занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений. Каждый метод имеет целый комплекс разнообразных приемов, которые объединяются общностью задачи и единым подходом к решению. В процессе обучения двигательным действиям методические приемы отбирают с учетом степени усвоения двигательного материала, общего развития детей и состояния их физического здоровья – возрастных и типологических особенностей.

Так, при обучении движению используются следующие приемы:

а)наглядно-зрительные - показ педагогом образца движений или отдельных двигательных элементов; подражание образцам окружающей жизни; использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, наглядных пособий (кинофильмов, фотографий, телепередач, картин и т.п.)

         б)тактильно-мышечные - включение в двигательную деятельность различных средств. Например, при ходьбе на пути ставятся воротца-дуги: чтобы их перешагнуть, надо высоко поднять ногу. Инструкция «не задеть воротца» связывается в сознании дошкольника с костно-мышечным ощущением при совершении ошибки. И если ворота задеваются, то ребенок сам определяет неправильность своего движения. Тактильно-мышечная наглядность выражается также в непосредственной помощи педагога. Уточняющего положение отдельных частей тела занимающегося, например, педагог выпрямляет осанку прикосновением руки;

         в)наглядно - слуховые – звуковая регуляция движений. Лучший слуховой наглядностью является инструментальная музыка или песня. Для регуляции движений могут служить народные прибаутки, стихотворения в форме двух-четырехстиший, звуки бубна, колокольчика и т.п.

Словесные методы обращены к сознанию занимающегося, они помогают осмысливать поставленную задачу и осознанно выполнять двигательные упражнения.

При словесном методе используются следующие приемы:

- краткое объяснение новых движений с опорой на имеющийся жизненный опыт и представления ребенка;

- пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы;

- указание, необходимое при воспроизведении показанного педагогом движения или при самостоятельном выполнении упражнений занимающимися дошкольниками;

- беседа при введении новых упражнений и подвижных игр, когда требуется разъяснить двигательные действия, уточнить сюжет подвижной игры и т.д.

- вопросы занимающемуся до выполнения им движения для осознания последовательности действий или проверки его представлений об образах сюжетной подвижной игры, уточнения правил, игровых действий и т.п.

- команды, распоряжения и сигналы, требующие от педагога различной интонации и динамики. В качестве команд, сигналов можно использовать считалки, игровые зачины, которыми так богато русское народное творчество;

- образный сюжетный рассказ, служащий для развития выразительности движений и лучшего перевоплощения в игровой образ. Сюжетный рассказ в полторы – две минуты вызывает у занимающихся дошкольников воссоздающее воображение, способствует зрительному восприятию всей ситуации, стимулирует эмоциональное воспроизведение;

- словесная инструкция, с помощью которой происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность с помощью словесных указаний и объяснений образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

Формирование двигательных навыков у ребенка зависит от степени осознания им содержания и структуры упражнения.

Практические методы обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях. Разновидностями являются игровой и соревновательный методы.

Игровой – близкий к игровой деятельности детей дошкольного возраста, наиболее специфичный и эмоционально-эффективный, учитывает элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления; дает возможность совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции на изменяющиеся условия, развивает творческую инициативу на логоритмических занятиях.

Соревновательный – используется для совершенствования уже отработанных двигательных навыков, чувства коллективизма. При правильном руководстве соревнование может быть использовано как воспитательное средство для совершенствования двигательных навыков, воспитания морально – волевых черт личности дошкольника.

Приемы, относящиеся к практическому методу, связаны с наглядностью и словом. Педагог регламентирует весь процесс обучения в соответствии с задачами, содержанием, структурой занятия. Он демонстрирует упражнения, отдельные роли в подвижных играх, роли водящего; показывает, кто лучше и правильнее выполняет задание; выступает в роли судьи, капитана команды.

Оптико – пространственные представления. Пространственная характеристика движения включает исходное положение, положение тела и его частей в движении, траекторию движения. Исходное положение – это относительно неподвижная поза перед началом упражнения, она выражает готовность к действию. Движения выполняются в пространстве в определенных направлениях. Основными направлениями движений человеческого тела принято считать следующие: вверх – вниз, вперед – назад, вправо – влево. Существуют и промежуточные направления, наптимер, вполоборота направо. Ведущую роль в контроле за направлением движения, в пространственной ориентировке играет зрение, поэтому движение головы несколько опережает движение остальных частей тела.

III. Особенности логопедической ритмики

Особенности логопедической ритмики заключаются в том, что она создает:

- благоприятные условия для тренировки процесса торможения или возбуждения у детей с речевой патологией, у которых нарушены равновесие деятельности нервной системы и ритм процессов центральной нервной системы;

- благотворное влияние на больных за счет точной дозировки раздражителей: темпа, ритма, динамики музыки и слова. Музыка и словесные инструкции помогают или активно реализовать движение, или затормозить моторную реакцию;

- возможность выявить индивидуальный ритм человека и ритм коллектива, позволяет во всем многообразии мимико – двигательных проявлений установить соответствие ритма дошкольника оптимальному биологическому ритму детей его пола и возраста;

- упорядочение и усовершенствование протекающих двигательных, ритмических процессов у ребенка, развивает способность к сосредоточению. Работа в группе (коллективе) благотворно влияет на слабого, подражание другим помогает ему выполнять ритмические упражнения;

- возможность учитывать особенности возраста детей с точки зрения осознания упражнений, если большинство заданий дети выполняют по подражанию, а педагоги помогают сделать все эти действия осознанными.

IV. Основные звенья логоритмики

В логоритмическом воспитании можно выделить два основных звена:

1 – развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у детей с речевой патологией: слухового внимания, слуховой памяти, оптико – пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства темпа и ритма в движении, воспитание и перевоспитание личности; 2- развитие речи и коррекция речевых нарушений: воспитание темпа и ритма дыхания и речи, фонематического слуха и т.п., речевых нарушений, в зависимости от этиологии, механизмов, симптоматики и методики устранения.

  1. Речедвигательные игры и упражнения

Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно – регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода являются переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.

  1. Дыхательно – артикуляционный  тренинг

Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и являются основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно – артикуляционный тренинг проводится сначала изолировано, затем включается в ролевые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога.

  1. Игровой массаж и пальчиковая гимнастика

Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения только для рук с использованием различных предметов.

Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию, превращают учебный процесс в игру.

  1.  Речевые игры и ролевые

Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности. Кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования на занятиях по логопедической ритмике объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.

V. Структура занятий.

При составлении занятий по логопедической ритмике следует учитывать следующие дидактические принципы: научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, стимулирование активности и сознательности детей, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятия необходимо опираться на специальные принципы: связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительная направленность, связь с основными компонентами музыкальной деятельности с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности логопата.

1. Подготовительная часть.

Подготавливает организм к речевой и моторной нагрузке. Включает различные виды упражнений: ходьба спокойного характера под маршевую музыку, упражнения на различные виды ходьбы и бега с движением рук или без движений, с изменением направления, со сменой движений, с перестроением.

2. Основная часть.

Упражнения на развитие дыхания, голосовые упражнения, упражнения для четкого проговаривания слогов и гласных звуков. Общеразвивающие упражнения из положения стоя, упражнения для развития речевых. Мимических и тонких движений пальцев рук, общеразвивающие упражнения из положения сидя и лежа.

3.Заключительная.

Упражнения на восстановление дыхания и релаксацию, различные виды спокойной ходьбы.

VI. Краткая характеристика разделов занятия по логопедической ритмике

Для развития творческого потенциала, эффективной коррекции многообразных речевых и неречевых нарушений у детей рекомендуется использовать музицирование (вокальное и инструментальное), речедвигательные игры и упражнения (дыхательно – артикуляционный тренинг, игровой массаж и пальчиковую гимнастику, речевые игры и ролевые стихи), танцевально – ритмические игры и упражнения (игрогимнастику, игроритмику).

Речедвигательные игры и упражнения

Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно – регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации. Характерным моментом в играх подобного рода является переход от общих, порой недостаточно управляемых движений к тонким, дифференцированным движениям, что, несомненно, свидетельствует о появлении выразительности и способностей к пластической интерпретации произведений.

Дыхательно – артикуляционный тренинг. Игры и игровые упражнения этого раздела используются на каждом занятии и является основой для формирования неречевого и речевого дыхания, артикуляционной базы звуков. Дыхательно – артикуляционный тренинг проводится сначала изолированно, затем включается в игровые ситуации. Упражнения выполняются под счет, с музыкальным сопровождением, с опорой на дирижерский жест и образец педагога.

Игровой массаж и пальчиковая гимнастика. Игровой массаж служит для снятия излишнего мышечного тонуса, утомления, умственного напряжения. Раздел включает игры и игровые упражнения для рук и для рук с использованием различных предметов.

Пальчиковая гимнастика является основой для развития мелкой моторики и координации движений рук и пальцев с речью. Пальчиковые игры и упражнения стимулируют развитие артикуляционного компонента речи, развивают фантазию и т.д.

Речевые игры и ролевые стихи являются основой для развития просодических компонентов речи: ритмичности, мелодики, интонационной выразительности, кроме того, они оказывают благоприятное воздействие на состояние вербальной памяти и продуктивности запоминания. Соединение ритмичной, выразительной речи с движением способствует конкретизации слуховых образов, формированию связной речи. Важность их использования объясняется тесной взаимосвязью в развитии музыкального и речевого слуха, так как речь и музыка имеют единую интонационную природу.

2. Танцевально – ритмические упражнения

Танцевально – ритмические упражнения являются основой для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющих свободно и красиво выполнять согласованные с музыкой движения, задания и игры (в том числе подвижные). Осознание возможностей своего тела при выполнении тех или иных поз, движений, жестов означает вместе с тем и осознание своих чувств. Способность активно переживать музыку и тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода ( ритма) музыкального произведения – понятие динамическое, следовательно, эта способность развиваема при «стороннем» воздействии.

Игрогимнастика позволяет чувствовать и развивать определенные группы мышщ, регулировать мышечный тонус, включает необходимые игры и упражнения для развития координации, пространственной ориентировки, осознания схемы собственного тела.

Игроритмика – это двигательные и ритмические комплексы, выполняемые под специально подобранную музыку. Каждая танцевально – ритмическая композиция имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. В танцевальных композициях передается характеристика музыкального произведения при помощи рук, пластических жестов и выразительных поз. При исполнении ритмических комплексов используются жесты рук и телодвижения, сопровождающиеся звуком (хлопками, шлепками, щелчками пальцев, притопываниями). Временная организация игр и упражнений поддерживается счетом, музыкой, стихотворными текстами. Для игрового оформления заданий используются погремушки, трещотки, камешки, ракушки, кубики и т.п.

Заключение.

При разработке любой логоритмической деятельности я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения логоритмики выполняю психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми.

Одно из необходимых условий для получения хороших результатов — взаимодействие всех педагогов и родителей. Речевые, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель и психолог могут использовать на своей общей образовательной деятельности. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.

Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание стихов в ритме движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия. Она способствует воспитанию познавательной, волевой сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, памяти, выразительности движений, формирует музыкально-ритмическое чувство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логоритмика: технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи. Автор: Филатова Ю.О., Гончарова Н.Н., Прокопенко Е.В. Под редакцией: Белякова Л.И.

Аннотация:   В пособии представлена инновационная система технологии проведения логопедических и музыкальных занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями...

Презентация. Логоритмика. Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи.

Технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи является одной из перспективных областей современной коррекционной педагогики. В ее основе лежит технология двигательного обу...