«Компьютерные игры-презентации»
методическая разработка по логопедии на тему
Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование компьюторных технологий в образовательном процессе ДОУ | 40.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕКАЯ РАЗРАБОТКА
«Компьютерные игры-презентации»
АННОТАЦИЯ
Не секрет, что современного ребенка сложно удивить обычными традиционными средствами наглядности (картинками, игрушками), так как с раннего детства он включен в видеосреду. Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Поэтому целесообразно включать в коррекционный процесс компьютерные дидактические игры , как фрагментарно, так и в качестве основного занятия. В данной работе представлены игровые компьютерные игры, используемые в коррекционной работе учителем-логопедом. Раскрыто содержание развивающих компьютерных игр – презентаций, применяемых на индивидуальных и на подгрупповых занятиях с детьми. Также представлены результаты логопедической работы, проводимой на базе детского сада в 2015-2016 учебном году в старших группах, целью которых являлось доказательство эффективности использования интерактивных логопедических игр и мультимедийных презентаций в работе логопеда ДОУ. Активное применение в коррекционно-развивающей работе компьютерных технологии делают работу с детьми более увлекательной, разнообразной.
АКТУАЛЬНОСТЬ
С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Через игру у детей дошкольного возраста развитие речи происходит быстрее, так как игра является основным видом деятельности, а если это компьютерная игра, то интерес у ребенка возрастает.
В настоящее время существует огромное количество сборников всевозможных игр и упражнений, помогающих педагогам-практикам. Тем не менее, учителя-логопеды продолжают поиск наиболее интересных и разнообразных приемов в работе с детьми дошкольного возраста, чтобы процесс автоматизации нового звука в речи прошел для ребёнка быстро, эффективно, но не утомительно для него. Компьютерные игры являются такой технологией, которая способна заинтересовать (как ребенка, так и взрослого), вызвать желание учиться и познавать в увлекательной форме.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации образовательного процесса. Внедрение новых информационных компьютерных технологий (ИКТ) не только меняет традиционный взгляд на образование, но и помогает в реализации идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации образовательного процесса.
Человечество живет в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Современные люди являются свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. Научно-техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников.
Психологи отмечают: чем раньше ребенок познакомится с компьютером, тем меньше психологический барьер между ним и машиной, так как у ребенка практически нет страха перед техникой потому, что компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него.
Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
Одной из важнейших функций компьютерных игр является - обучение. Специально созданные для дошкольников компьютерные игры спроектированы так, что ребенок может представить себе не только единичное понятие или конкретную ситуацию, но и получить обобщенное представление о всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.
Играя на компьютере, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. Таким образом, у детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т.д.
В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание. Дети в раннем возрасте обладают непроизвольным вниманием, то есть они не могут осознанно стараться запомнить тот или иной материал. И если только материал является ярким и значимым, ребенок непроизвольно обращает на него внимание. И здесь компьютер просто незаменим, так как передает информацию в привлекательной для ребенка форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.
Общение с компьютером вызывает у детей живой интерес, сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, и именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями разной этиологии и сложности требует от специалистов внимания и скрупулезной работы. Но информационная плотность дошкольной ступени обучения требуют от учителя- логопеда решения сложных задач, поиска эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений. Такой формой может быть только игра - как ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Обучающий материал, который преподносится ребёнку в игре, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты. В игровой форме логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием. Играть в компьютерные логопедические игры весело и интересно. Дети быстрее закрепляют поставленные звуки, речь становится грамматически правильной. Введение в коррекционную работу обучающих компьютерных игровых упражнений, с помощью которых решается сразу несколько коррекционных задач, особенно актуально. У детей помимо недоразвития некоторых компонентов языковой системы, имеется дефицит развития познавательной деятельности, словесно-логического мышления, вербальной памяти, внимания. Поэтому для них необходимы упражнения, направленные на развитие грамматического строя, расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха.
Основные требования, предъявляемые к компьютерным логопедическим играм:
- игра должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- структура игры и ее содержание должны постепенно усложняться (большее количество игровых действий, заданий, ускорение темпа и др.).
Таким образом, в результате всей коррекционной работы компьютерные игры дают возможность:
-обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;
-повысить речевую мотивацию;
-компенсировать недостаточность фонематического слуха;
-повысить скорость и объём запоминания и улучшить речевое продуцирование;
-активизировать и восстанавливать высшие психические функции; -повысить уровень речевой активности;
-автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.
Обучение с использованием компьютерных игр в образовательном коррекционном процессе имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:
1. Современность и актуальность учебного материала.
2. Наличие дополнительного и сопутствующего материала.
3. Эстетичность и наглядность.
4. Обучение через игровую или практическую деятельность
5. Повышение интереса к проблеме.
6. Мотивационно-занимательная сторона обучения.
7. Индивидуализация и дифференциация форм работы.
8. Возможность показа скрытых для наблюдения процессов развития и динамических процессов.
9. Создание принципиально новых (обходных) путей развития познавательной сферы детей с особыми образовательными потребностями.
Основными базовыми положениями применения компьютерной технологии в коррекционном образовании являются:
- Продвижение ребенка по пути нормального развития. Компьютерные игры могут и должны применяться для решения задачи максимально возможного развития и коррекции вторичных нарушений у детей.
- Ребенок с отклонениями в развитии – это ребенок с особыми образовательными потребностями. Средства обучения, основанные на информационных технологиях, позволяют представить в процессе обучения именно то средство, которое будет воздействовать на структуру дефекта.
- Использование в специальном образовании средств, основанных на компьютерных технологиях, открывает возможность постановки новых дидактических задач, которые невозможно решить при помощи традиционных средств обучения.
- Новые средства обучения, основанные на компьютерной технологии, могут более эффективно решать традиционные дидактические задачи.
- Эффект применения ИТ зависит от профессиональной компетентности педагога.
- Новые средства обучения, основанные на использовании ИТ могут и должны применяться во всех отраслях дошкольног и специального образования, но включение их должно быть обоснованным.
- Новые средства специального обучения, основанные на компьютерных технологиях дополняют, но не вытесняют традиционные.
- При использовании информационных технологий в коррекционной работе необходимо опираться на общедидактические принципы обучения.
Применение компьютерной технологии в образовательном процессе позволяет:
- усилить образовательные эффекты;
- повысить качество усвоения материала;
- осуществить дифференцированный подход к детям с разным уровнем;
-организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями.
Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Одной из наиболее удачных форм является мультимедийная презентация.
Основная идея данной работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи ребенка.
Поэтому главная
цель настоящей работы это: развитие речи дошкольников посредством информационно-коммуникационных технологий.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
• изучить нормативные законодательные документы, педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками;
• обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в работе с детьми по развитию речи;
• использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи детей;
• создать набор интерактивных игр, компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для работы по развитию речи.
Занятия с использованием компьютерной технологии являются комплексными, сочетают в себе как традиционные, так и компьютерные средства обучения, а также на них осуществляется интеграция образовательных областей.
Создание занятия-презентации включает три этапа:
1. Разработка сюжета с учётом методических требований к занятию по развитию речи.
2. Отбор речевого и наглядного материала.
3. Техническое исполнение презентации.
Использование на занятиях по развитию речи нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность работы в целом. Их применение на занятиях интересно детям и, что немаловажно, и педагогу. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при традиционной работе с детьми.
Сформированный набор мультимедийных презентаций и интерактивных игр по следующим направлениям работы:
· Звуковая культура речи.
· Развитие фонематического восприятия, овладение элементами грамоты.
· Формирование лексико - грамматического строя речи.
· Развитие связной речи.
В методической копилке учителя-логопеда имеются разнообразные игры для детей с ФФН. Но необходимость проведения огромного количества индивидуальных занятий с детьми, обладающих различным запасом знаний и представлений об окружающей среде, требует постоянного поиска новых игровых приемов.
Почему возникла идея создания компьютерных игр? Каждый педагог – индивидуальность и творческая созидательная личность, помимо традиционных педагогических требований к занятиям, играм, он имеет свой взгляд на подачу знаний детям. Издательские дидактические игры, которые имеются в продаже, зачастую содержат значительное количество ошибок или не отвечают определенным требованиям, или подобранный в них материал не отвечает уровню развития данного контингента детей. Поэтому педагоги самостоятельно изготавливают дидактические игры, отдавая предпочтение многофункциональным, как правило, не имея достаточных материальных и технических средств для воплощения своих идей. Также в настоящее время создано несколько компьютерных программ, которые учитывают все необходимые требования и их можно применять в логопедической работе с дошкольниками. Но использование их в настоящий момент является проблематичным из-за высокой стоимости. Вследствие этого была разработана серия компьютерных дидактических игр по развитию звукопроизношения и речи в целом. Особенности созданных игр таковы:
- логопедическая методика,
- красочная анимация,
- доступный интерфейс,
- увлекательные задания
Игры рассчитана на детей 5–7 лет. С помощью этих игр можно решать следующие образовательно-коррекционные задачи:
- Знакомство в игровой занимательной форме с основными понятиями – звук, буква, слог, слово, предложение.
- Практическое деление слов на слоги.
- Дифференциация гласных и согласных.
- Выделение начального звука в слове.
- Подбор слов на заданный звук с опорой на слуховой и зрительный анализаторы.
- Запоминание букв и нахождение их в печатном компьютерном тексте.
- Составление разрезных картинок из разного количества частей.
Работа по каждому конкретному звуку строится следующим образом:
- На начальном этапе ребенок изолированно произносит звук с определенным заданием, например, «Громко-тихо», «Прерывисто-длительно» и т.д.
- Ребенок называют появляющуюся картинку с проблемным звуком. Последующие картинки появляются только после того, как ребенок назовет первую, это немаловажно, ребенка ничего не отвлекает. Появления последующей картинки регулируется нажатием кнопки (нажимать может как педагог, так и ребенок). Если ребенок затрудняется правильно назвать картинку на помощь приходит логопед. После того, как ребенок назовет все картинки, следует еще задание, которое читает логопед. это может быть: «Назови одним словом», «Что лишнее», «Какое слово состоит из двух слов» и др.
- Работа уже со знакомыми картинками, но с другими заданиями грамматического характера, например, «Один-много», «Чего не стало», «Большой и маленький» и др.
- В части над формированием связной речи соответствующие задания: «Составить предложения», используя отдельные картинки на экране, а также сюжетные.
- На следующем этапе ребенок повторяет художественно оформленные чистоговорки и короткие стишки.
- На компьютерной сюжетной картинке отыскивают предметы с заданным звуком.
- Последняя часть работы – нахождение в тексте буквы, обозначающей данный звук.
Когда логопед освоит данное рекомендации к проведению игр ему уже не потребуются разъяснения к каждому слайду
Это основные виды работ, предлагаемые авторами игры. использовать же её можно не только при ознакомлении детей с конкретным звуком и соответствующей ему буквой, но и на других видах занятий. Например: на занятиях по формированию лексико-грамматических компонентов языка или на занятиях по формированию связной речи
При подборе лингвистического материала для коррекции нарушений звукопроизношения были учтены многообразные неязыковые и, прежде всего, языковые контексты.
Под фонетическим (языковым) контекстом понимаются фонетические условия реализации определенного сегмента, а именно:
- Положение звука в слове (его абсолютном начале, конце или середине);
- Нахождение его в «сильной» или «слабой» позиции в слове;
- В соседстве с определенными звуками (место и ряд образования);
- В определенном типе слога (например: СГ, ГС, ССГ и др.);
- В словах «длинных» или «коротких».
В процессе автоматизации у детей вновь сформированных звуков, предлагается начинать со структуры слогов типа СГ. А затем переходить к структуре «гласный — согласный» (ГС). В ряде случаев (например, при формировании звуков [л], [ц], [р], [рь]) допускается введение звука прежде в слог структуры ГС. Особую трудность для ребенка представляет правильное произнесение стечений согласных. Поэтому формируемый звук в последнюю очередь отрабатывается в наиболее частотных вариантах сочетаний согласных звуков. От закрепления звука в слогах рекомендуется перейти к его отработке в словах.
Порядок автоматизации звука в словах
Предложенная выше последовательность введения вновь сформированного звука в различные типы слогов позволяет придерживаться следующего порядка автоматизации звука в словах:
- В начале слова,
- В конце слова (если согласный глухой),
- В середине слова,
- В словах со стечением согласных.
В некоторых случаях звуки [р], [рь] формируются не в последовательности «в начале слова». «в конце». «в середине», а наоборот, поскольку эти фрикативные (а в конце слов они фрикативные) часто усваиваются лучше, чем дрожащие. От фрикативных же [р], [рь] успешно переходят к произнесению их основных – дрожащих вариантов. В словах слоги типа СГ (как и другие типы слогов) отрабатываются, прежде всего, в сильной позиции, то есть, формируемый звук находится под ударением, а согласный перед ударным гласным, так как в этой позиции реализуется большее число фонемных противопоставлений (чем дальше слог от ударения, тем больше он редуцируется).
Компьютерные игры-презентации составлены с учетом вышесказанного, преимущество этих игр в том, что педагог может структурировать слайды в соответствии со своими требованиями, удалять или добавлять материал.
Данный материал можно рекомендовать и воспитателям не только тем, которые работают в группах комбинированной, компенсирующей направленности, но и общеобразовательных групп. Использование компьютерных игр разнообразит обучающий процесс, вызовет интерес и ответную активную положительную реакцию детей.
Дополнительная инструкция по применению компьютерных игр не требуется, так как каждый слайд озаглавлен и задача, как действовать на данном этапе – ясна. Единственное, что можно посоветовать – заблаговременно ознакомиться с той игрой, которую намеривается педагог использовать.
Достоинство применение компьютерных игр в том, что дети с удовольствием познают новое, упражняются, тренируются с интересом и желанием - и все это дает положительные результаты в логопедической работе. Об этом можно судить по мониторингу.
Поскольку эти игры компьютерные- необходимо соблюдать определенные правила
Правила работы за компьютером
Чтобы избежать проблем со здоровьем, следует соблюдать следующие правила.
Время работы за компьютером для дошкольников специалисты рекомендуют ограничить 15-20 минутами. Очень важно за компьютером сидеть правильно. Следует правильно организовать свое рабочее место. Мебель должна соответствовать росту. Сидеть за столом надо так, чтобы ноги стояли на полу или на специальной подставке. Согласно методическим рекомендациям, для детей ростом 115-130 см. рекомендуется высота стола – 54 см, высота сидения стула – 32 см. Стул должен быть обязательно с твердой спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от монитора, но чем дальше, тем лучше.
Воображаемая линия взора (от глаз до экрана видеотерминала) должна быть перпендикулярной экрану и приходиться на его центральную часть.
Поза при сидении за компьютером – прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Между корпусом тела и краем стола необходимо сохранять пространство не менее 5 см.
Руки должны свободно лежать на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаться под столом на специальной подставке. Опора для ног обязательна!
Стол, на котором стоит дисплей, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов, например от окна, люстры, настольной лампы. Сзади, за спиной не должно быть окна. Иначе его отражение светлым пятном падает на экран монитора и создает дополнительную зрительную нагрузку. Если размещение рабочего места не обеспечивает устранения бликов на экране монитора, следует выполнить следующие действия:
Правильно подобранное освещение — это одно из необходимых условий для нормальной зрительной работы. Освещение должно быть мягкое и равномерное. Сидеть за компьютером в комнате без света категорически нельзя!
И помните о том, что надо часто моргать. Чем меньше мы моргаем, тем суше становится глаз. А это может вызвать развитие заболевания, называемое синдромом «сухого глаза». Прежде чем приступить к работе, поморгайте в течение минуты.
Экран компьютера следует часто протирайте чистой тряпкой или специальной салфеткой ( продаются в специализированных магазинах ). Слой пыли и грязи может быть одной из причин низкого качества изображения.
После работе на компьютере, а также в перерывах необходимо делать
упражнения для глаз.
Зрительная гимнастика поможет восстановить функциональное состояние аккомодационного аппарата глаза и предупредить его переутомление.
- Посмотреть на кончик указательного пальца, удаленного от глаз на расстояние 25-30 см, на счет 1-4 медленно приблизить его к кончику носа, потом, опять же глядя на кончик пальца, отдалять от носа на то же расстояние.
- Вращать глазами, мысленно рисуя восьмерку, круг, квадрат. Двигать глазами по часовой и против часовой стрелке. Упражнения повторяется 4-5 раз.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе достаточно большее внимание уделяется разработке и применению компьютерных технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи.
Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим.
Техническими достоинствами являются быстрота, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.
Дидактические достоинства – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у детей появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, информационные технологии облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
Систематическое использование обучающих компьютерных игр, учебных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения, развивает у дошкольников воображение, абстрактное мышление и другие значимые процессы.
Накопленный опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод что, использование ИКТ в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с недостаточным развитием речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.
Использование ИКТ позволяет проводить занятия:
· на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии,анимация);
· обеспечивает наглядность;
· привлекает большое количество дидактического материала.
И в целом, способствует повышению качества образования.
Об эффективности использования ИКТ в совместной деятельности говорят следующие позитивные факторы:
1. У воспитанников повышается мотивация к работе за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов.
2. Полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения.
Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребенка дошкольного возраста достаточно простым и эффективным, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по подготовке к обучению компьютерной грамоте в подготовительной группе с игрой - презентацией " Объяснялки"
Занятие включает в себя задачи - шутки на логическое мышление, понятие " Часть - целое", Игру "Обяснялки" в форме "Power Point", где дети должны угадать по описанию сказочного персонажа и наоборот, п...
Компьютерные игры. Презентация для педагогов и родителей.
Информационный материал о пользе и вреде игровых приставок и т.п....
Компьютерная игра (презентация) "Кто живет во дворе?" к сценарию "В гостях у бабушки"
Методические рекомендацииЭффективность воздействия учебного материала на детей во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наг...
Формы и методы сюжетно-ролевой игры и роль воспитателя в проведении игры. (презентация)
Консультация для воспитателей....
Компьютерная игра-презентация по теме "Посуда"
формирование грамматического строя речи дошкольников с ОНР...
Презентация "Коми сказки", презентация "Коми игры", презентация "Быт и культура", презентация "Азбука моей малой Родины", Презентация "Азбука русских и коми загадок" , методические рекомендации по использованию презентаций и др.
МАТЕРИАЛЫ на районный конкурс "Лучший детский сад года - 2021" https://yadi.sk/i/4-1-E0xl078bNA - "Быт и культура"https://yadi.sk/i/erv0GzYIRCmsuA - методические рекомен...
"Дидактические компьютерные игры - презентации для детей старшего дошкольного возраста по валеологии".
Проблема сохранения здоровья у дошкольников является одной из проблемных при недостаточном обращении к ней взрослых. А воспитание бережного отношения к своему здоровью у детей, можно проводить использ...