Консультация "Использование ИКТ в работе учителя-логопеда"
консультация по логопедии на тему

Черепинова

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, психологов, учителей-логопедов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx28.86 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в работе учителя-логопеда

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития. Процесс подачи материала на логопедических занятиях должен быть несколько другой, более индивидуализированный.

Так же в настоящее время существенно изменяется характер детской деятельности – игры, изменяются любимые герои и увлечения. Раннее любую информацию ребенок мог получить из разных источников - книга,  занятие, общение со сверстниками  и т. д., но сегодня учитывая современную жизнь, педагог должен вносить в воспитательно-образовательный процесс новые методы подачи информации.

А развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольному образованию, к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и  предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей.

Отправной точкой для принятия управленческих решений и создание условий для формирования информационно-коммуникационной компетентности педагогов, специалистов  и воспитанников ДОУ служит рекомендательное письмо Министерства образования РФ от 25 мая 2001 года об информатизации системы дошкольного образования.

Информационно-коммуникационные технологии в образовании (ИКТ) - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, психологов, учителей-логопедов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного и коррекционно-развивающего  процесса. Эффективность компьютеризации обучения в ДОУ зависит как от качества применяемых программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.

Таким образом, информатизация образования – это большой простор для проявления творчества педагогов, специалистов,  побуждающий искать новые, нетрадиционные формы и методы взаимодействия с детьми, она способствует повышению интереса у детей к обучению, активизирует познавательную активность, развивает ребёнка всесторонне. Владение новыми информационными технологиями помогут педагогу чувствовать себя комфортно в современных социально-экономических условиях.

В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения, коррекции и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.  Использование данных технологий способствует:

1) повышению качества образовательной и коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста, с детьми с ОВЗ;

2) развитию интеллектуального, эмоционального потенциала и позитивных личностных качеств ребенка, компенсируя у него первичные нарушения и коррекции вторичных отклонений;

3) формированию мотивации и поддержке интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.

4) приобретению детьми практических навыков работы с компьютером.

Преодоление речевых  нарушений, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Мы знаем, что для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.

Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать  коррекционные, познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Использование в коррекционной работе нетрадиционных методов и приемов, например, мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

Мультимедийные презентации позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют  более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. В использовании мультимедийных презентаций можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с детьми.

Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя-логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

         ИКТ могут быть использованы на любом этапе коррекционной деятельности:

1. Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, формирование произношения.

2. Как сопровождение объяснения учителя-логопеда на этапах автоматизации и введения звуков в речь (презентации, схемы, рисунки, видеофрагменты).

3. Как информационно-обучающее пособие.

4. Для контроля усвоения материала детьми. В памяти компьютера сохраняются образцы речи ребёнка при начале, в процессе и после окончания коррекции звукопроизносительной стороны. Давая малышу возможность прослушать эти образцы, можно достичь высокой положительной мотивации логопата  для ежедневного упорного труда над улучшением своей артикуляции. Ребёнок легче может понять свои ошибки и в дальнейшем добиваться их устранения.

Используя ИКТ в работе, учитель-логопед так же проводит подбор дополнительного познавательного материала, иллюстративного материала (картинки для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развитие связной речи по различным лексическим темам) к совместной организованной деятельности с детьми. А благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме.

         Также информационно-информационные технологии используются для оформления стендов в кабинете, папок – передвижек с информацией для родителей в приемных  групп и т.п. При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у учителя-логопеда появляется больше свободного времени для индивидуальных занятий.

 Используя в работе Интернет-ресурсы, происходит знакомство с новинками периодических изданий, статей по логопедии, методическими «находками» других педагогов, учителей-логопедов, обмен собственным  профессиональным опытом,  создание электронного портфолио учителя-логопеда.

Для повышения эффективности коррекционно-образовательной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний, консультаций  используется создание презентаций по различным направлениям лого коррекционной работы в программе Рower Рoint.

Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчёты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.

Использование ИКТ во взаимодействии с педагогами это - мастер-классы с использованием мультимедиа презентаций, семинары-практикумы с просмотром видео-зарисовок, видеороликов на интерактивном оборудовании, презентация опыта работы с электронным сопровождением на различных городских мероприятиях, общение учителя – логопеда по электронной почте, собственной страницы в сети Internet,  использование сайта детского сада.

В результате работы по внедрению информационных технологий можно отметить их преимущества перед традиционными средствами обучения:

1) ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;

2) движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;

3) обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;

4) слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, звук  дождя;

5) также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы, работу транспорта и т. д.);

6) использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;

7) ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, сочетающим  традиционные и современные методы обучения,  при помощи которых  можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога, учителя-логопеда  с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. 

Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения, коррекции  и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Сообщение из опыта работы «Современные технологии в работе учителя-логопеда» представила материал по теме: «Использование игр с песком на занятиях учителя-логопеда в коррекции речевых недостатков у детей 6-7 лет».

В материале представлены приемы, используемые в коррекции речевых нарушений детей  через метод песочной терапии. Метод позволяет  в процессе коррекционного обучения обучать поддерживать у де...

Годовой план работы учителя-логопеда по самообразованию. «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»

Тема: «Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда»Цель: повысить свой профессиональный уровеньЗадачи:1. Изучение современных подходов по...

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов»

Выступление И.Н. Ломановой отличалось актуальностью выбранной темы, лаконичностью, продуманностью. Представленный материал был содержательным, насыщенным и доступным....

Отзыв о представленном опыте работы учителя-логопеда Ломановой Ирины Николаевны МДОУ «Д/с Стрежевой» СП «Росинка» в рамках работы городской группы «Учителей-логопедов» тема представленного опыта «Организация коррекционной работы с использованием методи

Данная тема опыта работы очень актуальна, так как с каждым годом растёт количество детей с речевыми расстройствами. Об этом же и говорит Ирина Николаевна, что в последнее время неуклонно увеличивается...