«Роль воспитателя в коррекции речи воспитанников логопедической группы детского сада».
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей логопедических групп.
«Роль воспитателя в коррекции речи воспитанников логопедической группы детского сада».
Воспитатель логопедической группы выполняет помимо общеобразовательных, ряд коррекционных задач, обусловленных особенностями речевого дефекта.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую базу для формирования речевых умений. В других случаях воспитатель сосредоточивает своё внимание на закреплении результатов, достигнутых на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности детей, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и т.д. Речь самого педагога должна служить образцом: быть чёткой, предельно внятной, выразительной.
Специфика работы воспитателя в группе для детей с ОНР включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда. Индивидуальные занятия воспитатель проводит во второй половине дня, сразу же после дневного сна (до или после полдника).
Для этих занятий рекомендуются следующие виды упражнений: закрепление хорошо поставленных звуков (повторение речевого материала по тетрадям), повторение стихотворений, рассказов, упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза.
В процессе коррекционной работы воспитателя уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Так, во внеучебное время, воспитатель может предложить детям складывать мозаику, фигуры из спичек, тренироваться с застёгиванием и расстёгиванием одежды и т.д.
Кроме того, воспитатель должен создавать доброжелательную обстановку в детском коллективе, укрепить веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью, формировать интерес к занятиям.
Для дошкольных групп детей с нарушениями речи разработан режим дня, отличающийся от обычного. Предусмотрено проведение логопедом фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Наряду с этим выделяются в вечернее время специальные часы для работы воспитателя с подгруппами и отдельными детьми по коррекции речи по заданию логопеда.
Воспитатель планирует свою работу с учётом программных требований и речевых возможностей детей. Он обязан знать индивидуальные отклонения в формировании речи ребёнка, слышать дефекты произносительной и лексико-грамматической сторон речи, в процессе учебной и внеучебной деятельности учитывать речевые возможности каждого ребёнка.
Координация работы логопеда и воспитателя.
Координация работы воспитателя и логопеда предполагает обсуждение темы ближайших занятий и плана их проведения с учётом уровня речевого развития детей. Преемственность в работе логопеда и воспитателя фиксируется в специальной тетради.
Если логопед развивает речевое общение детей, то воспитатель закрепляет их речевые навыки, полученные на логопедических занятиях. Присутствие воспитателя на фронтальных занятиях очень важно и по другой причине – он наблюдает за детьми, выявляет отстающих, и в свободное время закрепляет с ними пройденный материал.
Воспитатель принимает активное участие в подготовке детей к предстоящему логопедическому занятию. Много времени уделяет словарной работе. При наблюдении за объектами окружающей действительности воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение, способствует их повторению в разных ситуациях, активизации в собственной речи детей.
Большое значение имеет оречевление воспитателем всех режимных моментов: одевание, раздевание, мытьё рук, кормление и т.д. В перечисленных ситуациях речь воспитателя не должна быть стереотипной. Например, мытьё рук надо озвучивать разными фразами: «Пошли мыть руки», «Вымоем руки», «Сейчас будем мыть руки», «Пора мыть руки» и т.д.
Взаимосвязь в работе педагогического коллектива.
Успешное преодоление речевого недоразвития возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемых детям.
Распределение задач.
Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педагогического коллектива является распределение задач. Важно, чтобы воспитатель и логопед одновременно, каждый на своём занятии, решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Таким образом, развитие речи осуществляется в стройной системе и связано со всеми разделами программы.
Задачи воспитателя.
Занятия воспитателя строятся с учётом очередной темы, намеченной логопедом, и их задачи соотносятся с задачами логопедического занятия.
Как и в массовой группе, воспитатель решает общеобразовательные задачи:
- формирует у детей необходимый, доступный их пониманию объём знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках.
- способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря, уточнению значений слов и представлений
- развивает у детей математические представления
- обучает детей различным приёмам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, сочетая их с развитием речи.
Наряду с этим, воспитатель логопедической группы детского сада решает коррекционные задачи:
- формирует положительные навыки общего и речевого поведения;
- развивает речь;
- закрепляет навыки пользования доступной активной самостоятельной речью.
Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы в доступной им словесной форме. Он совершенствует у детей навыки общения друг с другом. Например, подсказывает ребёнку, как лучше вступить в контакт с товарищем: «Пригласи Серёжу катать машину. Скажи: - Серёжа, давай катать машину!»
Коррекционную работу воспитатель осуществляет на протяжении всего рабочего дня (на занятиях и вне их).
Успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от тесной взаимосвязи специалиста, воспитателей и родителей ребёнка. И это неслучайно – ведь воспитатель и родители проводят с ребёнком больше времени, чем логопед.
Используя в работе пальчиковые игры, упражнения на координацию речи с движением, чистоговорки, игры для развития слухового и зрительного внимания, фонематических представлений, обогащения словаря, для совершенствования грамматического строя речи, у детей постепенно исчезают проявления общего недоразвития речи и их речь улучшается.
Список использованной литературы.
- А.И.Максакова, Г.А.Тумакова «Учите, играя».
- С.А.Миронова «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях».
- И.А.Михеева, С.В.Чешева «Взаимосвязь в работе воспитателя и учителя - логопеда».
- «Логопедия», учебник для вузов под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.
- Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности работы воспитателя в логопедической группе детского сада.
Вся сфера деятельности детских садов для детей с нарушениями речи должна быть подчинена устранению дефекта речи и развитию общих качеств и свойств личности ребенка....
Взаимосвязь учителя-логопеда и воспитателя в процессе реабилитации детей с КИ в логопедической группе детского сада. Краткое описание опыта работы.
В статье представлен опыт работы в ГБДОУ по взаимодействию учителя-логопеда и воспитателя в работе с детьми после кохлеарной имплантации....
Особенности работы воспитателя в логопедической группе детского сада
Комплексно-тематическое планирование образовательной работы в подготовительной группе...
Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада.
Статья: "Преемственность в работе учителя - логопеда и воспитателя в логопедической группе детского сада"...
Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми нарушениями речи Из опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г.о. Самара Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.
Методические рекомендации по закреплению употребления предлоговдетьми с тяжелыми нарушениями речиИз опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида № 465 г...
Характеристика от воспитателя на воспитанника старшей группы детского сада на ПМПК
Данная статья поможет педагогам ДОУ составить характеристику на ребенка, направленного на комиссию ПМПК....
Журнал взаимосвязи логопеда и воспитателя старшей логопедической группы детского сада
Данный материал будет полезен начинающим логопедам, воспитателям речевых групп, студентам, обучающимся этим профессиям. Задания логопеда для занятий воспитателя с детьми во вторую половину дня предста...