Заикание
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Практика показывает, что наибольшая эффективность нейрореабилитации детей с системными нарушениями развития речи может быть обеспечена лишь при следующих условиях:
- максимально раннее начало реабилитационных мероприятии;
- непрерывность;
- интенсивность;
- длительность;
- комплексность реабилитационного процесса на разных этапах восстановительного лечения;
- клиническая и нейропспхологическая диагностика;
- систематический контроль за соматическим, неврологическим,
эмоцинально-поведенческим, психическим и психологическим состоянием ребенка;
- прогноз целесообразности применения тех или иных форм реабилитации;
- решение проблем интеграции детей в социум, создание мотивации учебно-интеллектуальной деятельности;
- включение в реабилитационный процесс родителей на всех этапах реабилитации, как равноправных партнерах;
- решение проблем психотерапевтической поддержки.
Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми ВПФ,
протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.
Эти связи проявляются не только при нормальном развитии, но и при нарушениях речи.
Заикание – нарушение речи, которое не только широко распространено среди детей и взрослых, но оно отличается многофакторностью причин возникновения, сложностью патогенетических механизмов и наличием различных клинических проявлений. Многочисленные исследования современных авторов позволяют отнести заикание к системным нарушениям. Это системное нарушение речи, характеризующееся нарушением темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата.
Классификация заикания:
- этиологическое,
- анатомо-физиологическое,
- клиническое, по форме заикания (тоническое и клоническое).
Эволюционное (заикание развития) – развивается у детей в возрасте от 2 до 5-6 лет:
- инициальное,
- хроническое (закрепившееся);
Симптоматическое – может возникнуть в любом возрасте при заболеваниях центральной нервной системы – черепно-мозговых травмах, эпилепсии, энцефалитах, реактивных состояниях у истерических личностей и др.
В основном, придерживаясь традиционных представлений о предрасполагающих причинах заикания (И. А. Сикорский, Н. П. Тяпугин и др.), этиологическими факторами возникновения заикания считали следующие:
1. общая предрасположенность к заиканию, обусловленная развитием ребенка, а именно:
- возрастные особенности деятельности мозга,
- ускоренное развитие речи,
- социальные условия;
2. индивидуальная предрасположенность ребенка к заиканию:
- конституциональная предрасположенность,
- поражения головного мозга в раннем детском возрасте,
- формирующиеся аномальные черты характера,
- наследственные факторы,
- функциональная асимметрия мозга,
- соматическая ослабленность организма и инфекционные заболевания;
3. социальные факторы, способствующие возникновению заикания:
- влияние окружающей среды на ребенка,
- влияние хронических конфликтных переживаний,
- неправильное воспитание.
Содержание комплексной НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ
- углубленный анализ речевого и социального поведения детей,
- изучение условий развития ребенка, языковой среды, воспитания, микросоциального окружения,
- изучение эмоциональной сферы личности ребенка и эмоциональной стороны речи,
- психологические занятия по преодолению эмоционально-поведенческих нарушений,
- развитие коммуникативной сферы,
- формирование игровой деятельности, бытовых навыков,
- логопедические занятия, с учетом восприятия информации ребенка, фармакотерапия,
- соблюдение принципов психотерапевтической поддержки родителей и детей,
- коррекция детско-родительских отношений,
- включение родителей в коррекционно-развивающий процесс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Педагогические новации художественно-творческого развития ребенка в группе с диагнозом «Заикание»» (Народное декоративно-прикладное искусство)
Ручной труд (вышивка, оригами), а также аппликация, в том числе объемная...
Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей
В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения...
Заикание. Коррекция заикания.
Что такое заикание, причины его возникновения, симптомы и комплексный подход к преодолению заикания....
Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы п...
Типы течения заиканий. Течение заиканий в разные возрастные периоды
Типы течения заиканий, их характеристика и особенности коррекционного воздействия...
Заикание. Коррекционная работа при заикании
Заикание. Коррекционная работа при заиканииОпределение заикания. Статистика.Интересные факты и историяМеханизм развития заиканияПричины развития заиканияЗаикание у детейФакторы риска развития заикания...
Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.
Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...