Заикание
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

информация для логопедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaikanie.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

Практика показывает, что наибольшая эффективность нейрореабилитации детей с системными нарушениями развития речи может быть обеспечена лишь при следующих условиях:

  •  максимально раннее начало реабилитационных мероприятии;
  •  непрерывность;
  •  интенсивность;
  •  длительность;
  •  комплексность реабилитационного процесса на разных этапах восстановительного лечения;
  •  клиническая и нейропспхологическая диагностика;
  •  систематический контроль за соматическим, неврологическим,

эмоцинально-поведенческим, психическим и психологическим состоянием ребенка;

  •  прогноз целесообразности применения тех или иных форм реабилитации;
  •  решение проблем интеграции детей в социум, создание мотивации учебно-интеллектуальной деятельности;
  •  включение в реабилитационный процесс родителей на всех этапах реабилитации, как равноправных партнерах;
  •  решение проблем психотерапевтической поддержки.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми ВПФ,

протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.

Эти связи проявляются не только при нормальном развитии, но и  при нарушениях речи.

Заикание – нарушение речи, которое не только широко распространено среди детей и взрослых, но оно отличается многофакторностью причин возникновения, сложностью патогенетических механизмов и наличием различных клинических проявлений. Многочисленные исследования современных авторов позволяют отнести заикание к системным нарушениям. Это системное нарушение речи, характеризующееся нарушением темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием речевого аппарата.

Классификация заикания:

  • этиологическое,
  •  анатомо-физиологическое,
  • клиническое,  по форме заикания (тоническое и клоническое). 

Эволюционное (заикание развития) – развивается у детей в возрасте от 2 до 5-6 лет:

  •  инициальное,
  •  хроническое (закрепившееся);

Симптоматическое – может возникнуть в любом возрасте при заболеваниях центральной нервной системы – черепно-мозговых травмах, эпилепсии, энцефалитах, реактивных состояниях у истерических личностей и др.

В основном, придерживаясь традиционных представлений о предрасполагающих причинах заикания (И.  А. Сикорский, Н. П. Тяпугин и др.), этиологическими факторами возникновения заикания считали следующие:

1. общая предрасположенность к заиканию, обусловленная развитием ребенка, а именно:

  •  возрастные особенности деятельности мозга,
  •  ускоренное развитие речи,
  •  социальные условия;

2. индивидуальная предрасположенность ребенка к заиканию:

  •  конституциональная предрасположенность,
  •  поражения головного мозга в раннем детском возрасте,
  •  формирующиеся аномальные черты характера,
  •  наследственные факторы,
  •  функциональная асимметрия мозга,
  •  соматическая ослабленность организма и инфекционные заболевания;

3. социальные факторы, способствующие возникновению заикания:

  •  влияние окружающей среды на ребенка,
  •  влияние хронических конфликтных переживаний,
  •  неправильное воспитание.

Содержание комплексной НЕЙРОРЕАБИЛИТАЦИИ

  • углубленный анализ речевого и социального поведения детей,
  •   изучение условий развития ребенка, языковой среды, воспитания,  микросоциального окружения,
  •   изучение эмоциональной сферы личности ребенка и эмоциональной стороны речи,  
  • психологические занятия по преодолению эмоционально-поведенческих   нарушений,  
  • развитие коммуникативной сферы,
  • формирование игровой деятельности, бытовых навыков,
  •   логопедические занятия, с учетом восприятия информации ребенка, фармакотерапия,
  •   соблюдение принципов психотерапевтической поддержки родителей и детей,
  •   коррекция детско-родительских отношений,
  •   включение родителей в коррекционно-развивающий процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заикание, виды заикания, основные рекомендации родителям заикающихся детей

В статье дается характеристика данного нарушения речи, раскрываются причины возникновения заикания, описываются виды заикания и советы родителям, что нужно делать при том или ином виде этого нарушения...

Заикание. Коррекция заикания.

Что такое заикание, причины его возникновения, симптомы и комплексный подход к преодолению заикания....

Заикание. Характеристика основных методик по преодолению заикания

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы п...

Типы течения заиканий. Течение заиканий в разные возрастные периоды

Типы течения заиканий, их характеристика и особенности коррекционного воздействия...

Заикание. Коррекционная работа при заикании

Заикание. Коррекционная работа при заиканииОпределение заикания. Статистика.Интересные факты и историяМеханизм развития заиканияПричины развития заиканияЗаикание у детейФакторы риска развития заикания...

Заикание. Причины возникновения заикания. Роль семьи в преодолении заикания у ребенка.

Заикание - один из наиболее тяжелых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребенка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношен...

Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании

Рекомендации родителям детей, страдающих заиканием при инициальном (начальном) заикании 1. При инициальном (начальном) заикании специальные логопедические занятия, улучшающие речевые способности, не п...