Мультфильм, как средство успешного речевого развития детей с ОВЗ в логопедической практике.
консультация по логопедии на тему

Востокова Надежда Николаевна

Мультфильм – это не только продукт медиасреды, но и вид искусства. Для детей же искусство – одна из форм познания мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_proezentatsiya.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

(СЛАЙД 1) Применение мультфильмов на индивидуальных логопедических занятиях с детьми с ОВЗ

Добрый день, уважаемые коллеги!

(2 слайд)        Сегодня уже ни для кого ни секрет, что за последние десятилетия в России по разным причинам увеличилось число детей с ОВЗ.

Дети с ОВЗ - это дети, состояние которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания и они могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания.

        Дети с общим недоразвитием речи являются основным контингентом логопунктов дошкольных образовательных учреждений, представляя собой сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения.

(3 СЛАЙД) На данный момент в нашем детском саду на логопункте обучаются 40 детей, из них со сложными речевыми дефектами (официально признанные через ПМПК дети с ОВЗ) 8 человек. С ОНР 3 ур – 7 детей и один с ОНР 2 уровня (ринолалия). Также в детском саду функционирует группа компенсирующего вида, где воспитываются дети с ОВЗ и дети - инвалиды (нарушение зрения, ДЦП)

         (4 СЛАЙД)Нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя и связной речи являются ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи (ОНР), что обусловливает особое значение занятий по их коррекции и развитию в системе обучения. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок мог активно, с интересом и увлечением работать на занятии. Это условие достигается сменой видов деятельности, использованием наглядности и игровых моментов. В настоящее время активизируются поиски инновационных подходов, методов, средств обучения, в том числе по развитию речи. На мой взгляд, одним из эффективных средств обучения на логопедических занятиях в дошкольных учреждениях может быть мультипликация.

 (5 СЛАЙД) Главной задачей логопедического обучения - это поиск новых, более эффективных способов передачи знаний. Решение ее может быть связано с широким использованием в логопедической практике с детьми с ОВЗ средств мультипликации. Мультфильм – это не только продукт медиасреды, но и вид искусства. Для детей же искусство – одна из форм познания мира. Через мультфильмы ребёнок узнаёт новое: явления, названия, слова, юмористические ситуации. Это способствует процессу нормализации речи, в основе которого лежат общедидактические принципы, отражающие закономерности усвоения языка и речи:

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей с ОВЗ;

- коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи;

- обогащения мотивации речевой деятельности.

(6 СЛАЙД)         Коррекционно-развивающие возможности использования в логопедической работе мультфильмов состоят в том, что они усиливают наглядность, и тем самым повышают осознанное восприятие материала. Динамичность, красочность и яркость мультфильмов, просмотр которых сопровождается выразительным озвучиванием героев, музыкой, вызывает у детей с ОВЗ различные эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает ее чувственную основу.

Сюжет мультфильма, образы героев, звуковое сопровождение заставляют детей сопереживать, проживать сюжет вместе с героями. У детей это вызывает сильную эмоционально-чувственную реакцию, проявляющуюся в самых разных формах, в том числе в форме речевого высказывания.

(7 СЛАЙД)Мультипликационные фильмы предоставляют уникальную возможность для внесения разнообразия и индивидуализации воспитательно-образовательного процесса. Работа над содержанием мультфильма позволяет сформировать разные стороны речи ребенка: фонетико-фонематическую, просодическую, лексико-грамматическую. Это все создает базу для овладения ребенком связного речевого высказывания.

Для детей с ОНР занятия, с использованием мультфильма, строятся на основе изучаемых звуков. Занятия опираются на основные лексические темы, изучаемые в подготовительной группе, возрастные психологические особенности детей. Подбираются разнообразные игры и упражнения, в соответствии со структурой дефекта и особенностью психики воспитанников, позволяющие закрепить с детьми уже знакомый материал и реализовать коррекционные задачи.

(8 СЛАЙД)Для организации работы с мультфильмом мы используем следующее оборудование и технические средства: компьютер (ноутбук, мультимедийный проектор, экран для проектора, диски с видеозаписью мультфильмов, диски с аудиозаписью музыки, используемой в мультфильмах.)

ПРАВИЛА ПРОСМОТРА МУЛЬТФИЛЬМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ:

1. Тщательно подбирать мультфильмы, отдавая предпочтение отечественным;

Советские мультфильмы не штамповались массово и присутствовали на экране в единичных количествах, от этого и качество их выигрывало.

          Хороши они тем, что в них отражается нормальная для ребенка картина мира. Отрицательный персонаж легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный  только потому, что с ним никто не дружил, не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что злой персонаж подавался в юмористичной форме, что смягчает его отрицательную сущность. Поэтому эти мультфильмы полезны детям, они учат правильному поведению: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

        Никто не будет отрицать, что советские мультфильмы про Карлсона, Винни Пуха, Крокодила Гену и Чебурашку, Дядю Федора и подобные учат прекрасному и доброму.

2. Ограничивать время просмотра, чаще используются фрагменты;

3. Необходимо комментировать происходящее если мультфильм новый, незнакомый, и обсуждать сюжет и действия героев, задавать вопросы.

        

        Тогда дети возьмут из мультфильма только лучшее для своего развития!         

При проведении коррекционно-развивающих занятий с использованием мультфильмов, важно соблюдать требования к индивидуально-возрастным особенностям детей 5-7 лет: продолжительность непосредственной работы с мультимедийным экраном не должна превышать 10 минут, после чего, необходимо провести гимнастику для глаз.

        Как же использовать мультфильмы, героев мультипликации в логопедической работе? Я хочу разделить применение данного средства на следующие этапы коррекционо-развивающей работы.

(9 СЛАЙД)1 этап. Подготовительный (развитие артикуляционной гимнастики, мелкой моторики, фонематического слуха). Мелкую моторику развиваем через раскрашивание, рисование по точкам, штриховки  героев, фрагментов мультфильмов, артикуляционную гимнастику так же с использование героев различных мультфильмов в презентации.

(10 СЛАЙД) 2 этап. Постановка звуков. (как я называю его "Чип и Дейл спешат на помощь"). Ребенок либо сам выбирает мультяшку, либо мультяшка сам пришел на занятие и помогает ребенку при постановки звуков (шагает по дорожке и произносит заданный звук).

( 11 СЛАЙД) 3 этап. Автоматизация звуков. Это самый длительный этап требует многократного повторения звуков и опять же чтобы ребенку не надоело, не было скучно на помощь приходят мультфильмы. здесь задействованы герои мультфильмов в виде игрушек киндер-сюрпризов. Ребенок выбирает игрушку и автоматизация звуков происходит в паре с ней (едут, прыгают, шагают вместе проговаривая звуки, слоги, слова. также герой помогает найти заданный звук.)

( 12 СЛАЙД) 4 этап. Дифференциация звуков. Ребенок называет пары слов и дарит их мультяшке. (например мишка-миска, кашка - каска и т.д.)

 (13СЛАЙД)5 этап. Звук в связной речи. На данном этапе происходит просмотр мультфильма или фрагмента его и идет беседа о главных героях, сюжете. (описание его, придумать свою концовку мультфильма). 

(14 СЛАЙД) 6 этап. Работа в тетрадях. Здесь детям предлагается по итогу занятия, при проверке домашнего задания выбрать приз (в виде мультгероя) и вклеиваем в тетрадь.

        Также на физминутках задействованы песни из различных мультфильмов.

        Важно, чтобы такая работа по коррекции речи была систематической. Я очень рада достигнутыми результатами своих детей, а что самое приятное они уже не представляют занятия без открытия волшебной коробочки с игрушками-героями, это целый ритуал выбора кто же сегодня нам будет помогать в постановке, автоматизации звуков, так же как и поощрение в конце занятия, которые всегда пополняются и удивление и восторг в глазах детей ОООО, новые!!!!оооо, в следующий раз выберу этого, потом этого!!! Что стимулирует их активность на занятиях и ребенку хочется приходить снова и снова, а уходить хоть и порой с маленькими но сдвигами в правильном направлении к красивой речи!

( 15 СЛАЙД) Использование мультипликационных фильмов, их героев, музыкального сопровождения при проведении логопедических занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми проблемами показали, что у детей увеличился активный словарь и активизировался пассивный, они стали чаще употреблять разнообразные языковые лексические и грамматические средства. Увеличился объем высказывания, темп речи. Сократилось количество ситуативных слов, прерывистость речи. Дети стали использовать большое количество прилагательных, наречий. Научились составлять описательные, повествовательные рассказы. Стремясь обыграть в своем рассказе изображение на картинке-кадре, дети пытались проявить фантазию.

Таким образом, основную цель логопедической работы в условиях дошкольного подразделения многопрофильного комплекса – оказание помощи воспитанникам, имеющим нарушение в развитии устной речи в освоении ими общеобразовательных программ, в условиях логопедического пункта, возможно максимально реализовать на материале мультипликационных фильмов: дети учатся связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Кроме того, у детей развивается не только речь, но и внимание, память, воображение, логическое мышление – процессы, необходимые для последующего обучения в школе.

Так как я работаю над данной темой не долгое время в планах у меня проект по созданию собственных мультфильмов вместе с детьми.

           (16 СЛАЙД)     Родители, педагоги обязаны знать и помнить, что ни один мультфильм, даже самый поучительный, не может заменить ребенку живое общение со взрослыми и сверстниками.

Развивайте речь легко и весело! Спасибо за внимание!

А сейчас хочу, чтобы и вы вспомнили наши мультфильмы и сказали по фразе героя, как называется мультфильм!

  1. "Котенок по имени ГАВ"
  2. "Жил был пес"
  3. "Ну, погоди"
  4. "Трям! Здравствуйте!"
  5. "Чебурашка и Крокодил Гена"
  6. "Волшебное кольцо"
  7. "Мартынко"
  8. "Падал прошлогодний снег"
  9. "Приключения домовенка Кузи"
  10. "38 попугаев"
  11.  "Волк и теленок"
  12. "Летучий корабль"
  13. "Трое из Простоквашино"
  14. "Приключения поросенка Фунтика"
  15. "38 попугаев"
  16. "Возвращение блудного попугая"
  17. "Винни-пух и все, все, все
  18. "Приключения кота Леопольда"
  19. "Малыш и Карлсон"
  20. "Дюймовочка"
  21. "Трое из Простоквашино"
  22.  "В стране невыученных уроков"

Спасибо за внимание и плодотворную работу! Сегодня мы не только вспомнили мультфильмы но и окунулись сами немного в детство.

И в заключении своего выступления хочу спросить: А как вы думаете какой персонаж мультфильма соответствует Вам? Вашему характеру? темпераменту? в моих буклетах вы узнаете какой герой мультфильма соответствуем вам по знаку зодиака

(раздача буклетов)

Мои знакомые, бОльшая часть согласны чт

о так оно и есть)))

Связная речь ребенка не формируется стихийно, это "продукт" длительной работы, с одной стороны, социальной окружающей среды (родители и воспитатели), а с другой целенаправленного обучения (логопед, воспитатель).

Родители и педагоги должны использовать мультфильмы для развития речи, логического мышления, формирования личности дошкольника.

 

Дети с общим недоразвитием речи являются основным контингентом логопунктов дошкольных образовательных учреждений, представляя собой сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения. Нарушения лексико-грамматического строя и связной речи являются ведущим дефектом в структуре общего недоразвития речи (ОНР), что обусловливает особое значение занятий по их коррекции и развитию в системе обучения Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок мог активно, с интересом и увлечением работать на занятии. Это условие достигается сменой видов деятельности, использованием наглядности и игровых моментов. В настоящее время активизируются поиски инновационных подходов, методов, средств обучения, в том числе по развитию речи. На наш взгляд, одним из эффективных средств обучения на логопедических занятиях в дошкольных учреждениях может быть мультипликация.

Коррекционно-развивающие возможности использования в логопедической работе DVD и средств мультипликации раскрываются в работе А.А.Гуськовой. Автор указывает, что данные средства усиливают наглядность, и тем самым повышают осознанность воспринимаемого материала. Динамичность, красочность и яркость мультфильмов, просмотр которых сопровождается выразительным озвучиванием героев, музыкой, вызывает у детей различные эмоциональные переживания, что в свою очередь благоприятно влияет на познавательную деятельность и обогащает ее чувственную основу. Это полезно в обычном детском саду. Но еще более эффективно в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

В качестве инновационного логопедического средства, эффективно воздействующего на развитие речи детей могут рассматриваться, на наш взгляд, мультфильмы. С целью ознакомления, что смотрят современные дети, и как мультфильмы влияют на психическое развитие детей, в том числе речевое, нами был проведен опрос родителей дошкольников. Анализ результатов анкетирования родителей позволяет сделать следующие выводы: большинство родителей не просматривают мультфильмы, перед тем как показать их ребенку; дети при просмотре мультипликационных фильмов сопереживают героям и пытаются подражать своим любимым героям в поведении; дети запоминают фразы из просмотренных мультфильмов (часто не соответствующие нормам литературного языка). Согласно рекомендациям А.А. Гуськовой, мультфильмы целесообразно широко использовать при проведении логопедических занятий по развитию лексико-грамматических средств языка и связного высказывания, увязывая тему мультфильма с темой логопедического занятия. Просмотр мультфильмов можно осуществлять как непосредственно на логопедическом занятии (целиком или фрагментарно), так и предварительно воспитателем, по заданию логопеда во второй половине дня. После просмотра мультфильма можно предложить нарисовать понравившегося героя.

Воздействие мультфильмов на речевое развитие дошкольников.

        Собственная речь ребенка развивается на базе понимания речи. Другими словами, чтобы активный словарь дошкольника хорошо развивался (регулярно появлялись новые слова, закреплялись а не исчезали через время уже имеющиеся), важно, чтобы ребенок не только был готов к тому, чтобы произнести слово или фразу, но и понимал их значение. И помочь ребенку в этом могут только взрослые: объяснить, что означает это слово, вместе нарисовать картину и тем самым создать образ этого слова, через игры поближе с ним познакомить, задать вопросы и многое другое. Из мультфильма же чаще всего дети просто "хватают" отдельные слова и фразы, и пытаются их применить в похожей ситуации, зачастую совершенно  не понимая их смысла.

        Темп той речи, которую ребенок слышит с экрана телевизора, сильно ускорена, а для того чтобы ребенок имел возможность развивать собственную речь, необходимо говорить с ним неспешно и четко, тщательно проговаривая каждое слово, - чтобы в потоке вашей речи он мог выделять отдельные звуки и слова.

        Чтобы лучше понять, то о чем я вам говорила рассмотрим интеллект - карту "КАК УСТРОЕНА РЕЧЬ".

        Просмотр мультфильмов формирует у ребенка так называемое вынужденное (или непроизвольное) внимание. Что это такое?

        Внимание человека непроизвольно привлекают внезапные изменения, движения, а т.ж. сильные раздражители (яркий свет, громкий звук, мерцание экрана и т.д.) И в этот момент происходящее управляет нами и мы не можем делать что-либо другое или думать о чем- то другом. Т.е. просматривая мультфильм ребенок настолько увлечен активными действиями, происходящими на экране телевизора, что просто не способен думать и анализировать. а для успешного развития речи необходимо научить ребенка сознательно переключаться с одного объекта на другой, т.е. развивать совсем другой тип внимания - произвольное.

        Будет гораздо сложнее привить ребенку любовь к чтению. Ведь, чтобы научиться читать и затем регулярно уделять внимание книгам, необходимо приложить усилия. А в мультфильмах все легко и просто: сиди, да смотри.

ПРАВИЛА ПРОСМОТРА МУЛЬТФИЛЬМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ:

1. Тщательно подбирать мультфильмы, отдавая предпочтение отечественным;

Советские мультфильмы не штамповались массово и присутствовали на экране в единичных количествах, от этого и качество их выигрывало.

          Хороши они тем, что в них отражается нормальная для ребенка картина мира. Отрицательный персонаж легко перевоспитывается. И оказывается, что он такой злобный  только потому, что с ним никто не дружил, не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что злой персонаж подавался в юмористичной форме, что смягчает его отрицательную сущность. Поэтому эти мультфильмы полезны детям, они учат правильному поведению: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим.

        Никто не будет отрицать, что советские мультфильмы про Карлсона, Винни Пуха, Крокодила Гену и Чебурашку, Дядю Федора и подобные учат прекрасному и доброму.

Признаки «правильных» советских мультфильмов:

  1. Не содержат насилия
  2. В основе лежат счастливые радостные события, а не войны и хаос.
  3. Человеческие образы передают дружелюбие, сострадание, естественность, уважение к старшим и матушке-природе.
  4. Имеют спокойный, положительный конец.

Мир, в котором происходят события зарубежного мультипликационного фильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь черепашек-ниндзя стараются со злом сразиться. И зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. Почти во всех этих мультфильмах присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство, то есть, элементы агрессивного поведения и насилия.

Например, разберем, казалось бы безобидный и всем известный «Том и Джерри».Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также пытается отомстить не менее бедному коту. И наверняка, ребенок будет делать тоже самое, что делают эти два веселых и милых героя. Раз родители  дали смотреть этот веселый мультфильм, значит, здесь нет ничего плохого. Значит можно бить и шутить над теми, кто слабее.

Признаки «неправильных» зарубежных мультфильмов:

  1. Герои мультфильмов агрессивные и жестокие. Ребенок увиденные сцены насилия воспринимает как нормы. Последствием просмотра может стать проявление жестокости, безжалостности ребенком в реальной жизни.
  2. Мультфильмы про вредных детей и хулиганов, также же отрицательно влияют, так как часто они являются главными героями и остаются безнаказанными.
  3. Сцены, где, например, главные герои падают с огромной высоты, а упав, дальше бегут, так же вредны и опасны для здоровья, а также другие подобные сцены. Ребенок не понимает, что так быть не может, а подражать всему уже умеет.
  4. Уродливые и страшные герои.
  5. Герои мультфильмов только развлекаются. Никакой созидательной и полезной деятельности,  в отличии от советских мультфильмов.

        Однако, в защиту могу сказать, что и среди американских мультфильмов есть и исключения – прекрасные анимационные фильмы  такие как – «Белоснежка», «Бэмби», «Король Лев», несут доброе начало. Взаимоотношения матери и ребенка в животном мире показаны очень трепетно и учат уважать и любить родителей. Гибель Льва-отца в «Короле Льве» показана как трагедия, то есть дано верное представление об этом событии, заставляющее задуматься о ценности жизни.

2. Ограничивать время просмотра, чаще используются фрагменты;

3. Необходимо комментировать происходящее если мультфильм новый, незнакомый, и обсуждать сюжет и действия героев, задавать вопросы.

        

        Тогда дети возьмут из мультфильма только лучшее для своего развития!         

* А теперь, предлагаю разделиться на 2 команды можете придумать себе название, но одно условие, в названии должна прослеживаться мультипликационная линия. Например:   «Смешарики», «Фиксики». Нарисуйте эмблему команды, можно схематически.

* И так предлагаю вам немного подумать и выговориться! Назовите мне положительные и отрицательные  стороны влияния мультфильмов на речевое развитие детей. За каждый ответ (высказанное мнение) вытягиваете карточку с мультипликационным  героем. (к этому герою должны придумать как + так и - качества).Совсем плохих не бывает!!!! (выполняют)

* Спасибо следующий момент предлагаю Вам окунуться в детство и разобрать героев по мультфильмам. (лежат все вперемешку и советские и зарубежные) (выполняют)

        Далее с этими героями нужно создать свои мультфильмы и озвучить их. Тема для всех общая: _________________(выполняют)

                Однако, мультфильм не заменит живого общения ребенка со взрослым, в котором он так нуждается. Родители, педагоги обязаны понять, что ни один мультфильм, даже самый поучительный, не может заменить ребенку общение со взрослыми и сверстниками.

Развивайте речь легко и весело!

А как вы думаете какой персонаж мультфильма соответствует Вам? Вашему характеру? темпераменту? (ответы педагогов). Я хочу предложить вам выбрать из героем всем уже известного и часто используемого в нашей работе мультфильма СМЕШАРИКИ: Крош, Ежик, Бараш, Нюша.

(запишите на листе Имя героя соответствующего Вам) Внимание на слайды! (читаем характеристики)

Еще небольшой момент узнать какой герой соответствует вам по знаку зодиака (просмотр)

Спасибо за внимание и плодотворную работу! Сегодня мы не только вспомнили мультфильмы но и окунулись сами немного в детство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

Факторы успешного речевого развития детей 4-5 лет

Эмоциональное общение родителей с ребёнком с младенческого возраста....

УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детс...

Условия успешного речевого развития детей

    Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении реч...

Условия успешного речевого развития детей

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детс...