Система работы по снятию эмоционального напряжения и гиперактивности у детей с дизартрическим компонентом.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Алисиевич Анна Викторовна

Один из первых опытов работы стала разработка данной системы для подгрупповых занятий с детьми в сенсорной комнате. Данная система рассчитана на 1 занятие в неделю или реже, в зависимости от лексической темы группы ДОО. Занятия спланированы в игровой форме с использованием материала Пожиленко Е. А., количественного и качественного мониторинга А.М. Быховской, Н.А. Казовой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Росинка» с. Октябрьское Октябрьского муниципального района

Опыт работы

на тему «Система работы  по снятию эмоционального напряжения и гиперактивности у детей с дизартрическим компонентом»

                                             

Учитель-логопед высшей категории:  

Алисиевич А.В.

с. Октябрьское, 2014 г.

В МКДОУ детском саду № 7 «Росинка» работаю 9 лет по специальности учитель-логопед. В нашем детском саду с 1995 года функционирует логопедическая группа, в которую зачисляются дети с наиболее сложными речевыми дефектами, имеющими педагогический диагноз - Общее недоразвитие речи, из них 90 % группы с клиническим диагнозом – дизартрия, стертая форма дизартрии.

 В логопедической работе дизартрия относится к тяжелым речевым расстройствам органического генеза, при которой нарушены все компоненты речи: звукопроизношение, просодическая сторона речи (голосообразование, темп, и интонация) и степень нарушений зависят прежде всего от характера и тяжести поражения нервной системы.

В последнее время часто можно услышать не термин «дизартрия», а формулировку «дизартрический компонент», так как дизартрия имеет несколько форм, зачастую трудно определить к какой именно отнести конкретный случай. Форму определяет врач – невролог, после дополнительного обследования. Поэтому, на мой взгляд, данная  формулировка – дизартирический компонент  позволяет «корректно» пользоваться ею при постановки диагноза и в речи.  

 У детей с дизартрическим компонентом наряду с нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование высших психофизических функций.

После  обследования,  сбора анамнестических данных мы можем судить о раннем психомоторном развитии детей. Предлагаю проследить  психомоторное состояние детей логопедической группы МКДОУ № 7 «Росинка» за последние 2012-2013 и 2013-2014 г. (Приложение 1).  

Выяснилось, что у детей логопедической группы  медленней происходило психомоторное развитие: дети позже начинали самостоятельно садиться, ползать (некоторые дети вообще не ползали), ходить и манипулировать с предметами и игрушками.

При обследовании эмоционального состояния детей нашей группы мы видим, что некоторые дети  на первом году жизни были беспокойны, много плакали, требовали к себе постоянного внимания. Также у них отмечались нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно–кишечным расстройствам. Они  плохо реагировали на изменение погоды.

 В дошкольном возрасте, в том числе при поступлении в логопедическую группу, у них проявляется двигательное беспокойство, они раздражительности, суетливы, часто проявляют грубость, непослушание, часто меняется настроение. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, у некоторых наблюдаются реакции истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого. Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. (Данные личностных особенностей и психологической сферы детей логопедической группы «Теремок» также представлены в приложении. (Приложение 2).

 Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, наблюдаются нарушения памяти, внимания.

Следует отметить и  то, что  у детей замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.

 Таким образом, описанные нарушения не только мешают полноценно расти и развиваться, но и влияют на психическое развитие ребенка. Коррекционная работа с такими детьми обычными методами и приемами не всегда дает эффективные результаты, необходима система работы, которая позволила бы мне одновременно  развивать сенсорную сферу детей, стимулировать их речевую активность и снизить проявление эмоционально-волевых нарушений (эмоциональную возбудимость и напряжение, истощаемость нервной системы, гиперактивность).

 Поэтому выбранную мною тему работы «Система работы по снятию эмоционального напряжения и гиперактивности детей с дизартрическим компонентом», считаю актуальной.

Данная система работы  включает подгрупповые занятия, разработанные для сенсорной комнаты (сенсорная комната является долгосрочным проектом, разработанным для улучшения эффективности педагогической работы через взаимодействие воспитателей и узких специалистов ДОУ в  2010 году) и  содержит следующие разделы:

  • упражнения по общему расслаблению (игры и упражнения способствуют снятию эмоционального напряжения, гиперактивности, расслаблению мышечного тонуса);
  • игры по развитию мелкой и крупной моторики;
  • игры по развитию мимической и артикуляционной моторики;
  • игровые упражнения по формированию речевого, диафрагмального дыхания и голоса;

 Кроме того все игры и упражнения способствуют закреплению словарной работы по теме, развитию фонематического слуха, слоговой структуры, совершенствованию грамматического строя речи.

 Подгрупповые занятия в сенсорной комнате проводятся 1 раз в неделю. Дети охотно участвуют  в играх, с удовольствием посещают сенсорную комнату.

Результаты коррекционной работы по снятию эмоционального напряжения и гиперактивности отображены в диаграмме личностных и психологических особенностей детей и  в количественном  мониторинге общего и речевого развития.(Приложение 3).

 Следует отметить, что в результате применения данной системы занятий, отмечается улучшение показателей состояния личностной и психологической сферы детей, дети становятся более свободны в общении, относятся друг к другу добрее. Необходимо и далее усовершенствовать систему работу по снятию эмоционального напряжения, так как это оказывает положительное влияние на детей, имеющих заключение «дизартрический компонент», помогает  снятию эмоционального напряжения, общему расслаблению и просто позволяют непринужденно общаться друг с другом. Следует обогащать занятия,  дополняя их наиболее интересными, эффективными и действенными приёмами.

Долгосрочный проект,  разработанный для снятия эмоционального напряжения и гиперактивности у детей с дизартрическим компонентом.

№ п/п

Тема

Программное содержание

Оборудование

Сентябрь

1.

Осень.

  •  Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Общее расслабление
  • Снятие эмоционального напряжения

Сухой бассейн, аудиозапись.

2.

Овощи. Огород.

  •  Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Мимической мускулатуры

Сенсорный стол,  стеновые панели, аудиозапись.

3.

Фрукты. Сад.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Общее расслабление

Сухой бассейн, коврики, аудиозапись..

Октябрь

4.

Птицы.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Общее расслабление

Сенсорный стол,  стеновые панели, аудиозапись.

5.

Ягоды и грибы. Лес осенью.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Общее расслабление
  • Снятие эмоционального напряжения

Сухой душ,  сухой бассейн для мелкой моторики, аудиозапись.

6.

Домашние животные.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Формирование нижне-диафрагмального дыхания, просодической стороны речи
  • Общее расслабление

Коврики,  стеновые панели, аудиозапись.

7.

Дикие животные осенью.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Мимической мускулатуры

Сухой душ,  сухой бассейн для мелкой моторики, аудиозапись.

Ноябрь

8.

Одежда, обувь, головные уборы.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Формирование нижне-диафрагмального дыхания, просодической стороны речи

Сухой бассейн, аудиозапись.

9.

Зима. Зимующие птицы.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Общее расслабление
  • Снятие эмоционального напряжения

Коврики, аудиозапись.

10.

Мебель.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Формирование нижне-диафрагмального дыхания, просодической стороны речи
  • Общее расслабление

Сухой душ,  сухой бассейн для мелкой моторики, аудиозапись.

11.

Посуда.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Мимической мускулатуры

Коврики, аудиозапись.

Декабрь

12.

 Профессии.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Общее расслабление
  • Снятие эмоционального напряжения

Коврики, сенсорный стол, аудиозапись.

13.

Транспорт.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Формирование нижне-диафрагмального дыхания, просодической стороны речи

Мимической мускулатуры

Коврики, аудиозапись

Январь

14.

Животные жарких стран.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Общее расслабление
  • Снятие эмоционального напряжения

Сухой бассейн, коврики,  аудиозапись.

15.

Зима.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Формирование нижне-диафрагмального дыхания, просодической стороны речи
  • Снятие эмоционального напряжения

Сухой душ,  сухой бассейн для мелкой моторики, аудиозапись.

Февраль

16.

Рыбы.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Мимической мускулатуры

Коврики, аудиозапись.

17.

Человек.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Снятие эмоционального напряжения

Коврики, аудиозапись.

Март

18.

Животные жарких стран.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Общее расслабление
  • Снятие эмоционального напряжения

Коврики,  аудиозапись.

19.

Весна.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Снятие эмоционального напряжения

Коврики,

аудиозапись.

20.

Дикие животные весной.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Формирование нижне-диафрагмального дыхания, просодической стороны речи

Снятие эмоционального напряжения

Сухой бассейн, коврики, аудиозапись.

Апрель

21.

Птицы.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Снятие эмоционального напряжения

Сенсорный стол,  стеновые панели,  аудиозапись.

Май

22.

Насекомые.

  • Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики
  • Формирование нижне-диафрагмального дыхания, просодической стороны речи
  • Снятие эмоционального напряжения

Сухой душ, пиктограммы,  аудиозапись.

Мониторинг

Данные психомоторного развития и личностных особенностей, психологической сферы представлены из количественного мониторинга общего и речевого развития за 2012-2013 г.г. и 2013-2014 г.г.

 (Мониторинг  представлен издательством «Детство – Пресс», под редакцией А.М. Быховской, Н.А. Казовой, 2012 г.)

Исследование анамнеза и психомоторного развития позволяют выявить:

особенности раннего развития ребенка: когда стал удерживать голову, самостоятельно сидеть, стоять, ползать, ходить, узнавать близких.

Критерии оценивания

3 балла. Анамнез без патологии, раннее психофизичкское и речевое развитие соответствует возрастно норме или опережает ее.

2 балла. В анамнезе имеются одно или два повреждающих воздействия, не повлиявших  значимо на раннее психофизическое и речевое развитие.

1 балл. В анамнезе имеются повреждающие воздействия (токсикоз, химическая стимуляция родов, кесарево сечение и др.) отмечается задержка психофизического и речевого развития.

0 баллов.  В анамнезе имеются значительные повреждающие воздействия (травмы головного мозга и спинного мозга, тяжелые асфиксии, нейроинфекции  и пр.). Отмечаются хронические заболевания, обусловленные поражением ЦНС. Отмечается грубая задержка психофизического и речевого развития.

Приложение 1.

Результаты мониторинга психомоторного и речевого развития за 2012-2013 гг.

Результаты мониторинга психомоторного и речевого развития за 2013-2014 гг.

Исследование личностных и психологических особенностей ребенка помогают выявить:

  • личностные, поведенческие и коммуникативные особенности ребенка;
  • игровые и межличностные предпочтения;
  • эмоциональное состояние;
  • подбор оптимальных индивидуально-ориентированных форм взаимодействия с ребенком.

Критерии оценивания

3 балла. Ребенок общительный, использует адекватные способы привлечения внимания. Доброжелательный, спокойный, активный. Эмоционально стабилен.

2 балла. Ребенок общительный, не всегда использует адекватные способы привлечения внимания. Доброжелательный, иногда бывает конфликтным и плаксивым. Преобладает эмоциональная стабильность.

1 балл. Ребенок самостоятельно не общается, требует стимуляции. Конфликтный, шумный. Любыми средствами стремится к лидерству или, наоборот, безропотно подчиняется. Познавательный интерес снижен. Импульсивен.

0 баллов. Отказывается от общения с детьми и взрослыми. Конфликтный, плаксивый, негативный. Часто наблюдается неадекватное поведение, неустойчивость эмоциональных реакций.

Приложение 2.

Результаты мониторинга личностных и психологических особенностей ребенка за 2012-2013 гг.

Результаты мониторинга личностных и психологических особенностей ребенка за 2013-2014 гг.

Приложение 3.

Результаты мониторинга личностных и психологических особенностей ребенка за 2012-2013 гг.

 Результаты количественного мониторинга общего и речевого развития детей с ОНР.

                              Алисиевич А.В. с. Октябрьское 2014 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Снятие эмоционального напряжения у детей в период адаптации к ДОУ"

Ваш малыш подрос, и настала пора посещать детский сад. Для него очень сложно понять, почему мама отдает его в неизвестное место, почему она уходит, а не остается вместе с ним. И вы тревожитесь о...

Система работы по развитию эмоциональной отзывчивости посредством художественной литературы детей 7-го года жизни

Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной отзывчивости, очень актуальна и важна.Сегодня проблемы эмоционального развития дошкол...

Мастер-класс "Снятие эмоционального напряжения у педагогов и детей"

Одной из важных проблем в работе с детьми - это сохранение психического здоровья. Для этого необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, в результате чего потдерживается душевно...

Консультация «Организация системы упражнений и игр для релаксации и снятия эмоционального напряжения»

Специалистами, работающими с детьми, установлено, что в условиях современного мира с огромными информационными потоками, обрушившимися на детей, большинству из них свойственны нарушение равновесия и п...

Методическая разработка по теме "Эмоциональное напряжение" Картотека игр на снятие эмоционального напряжения у старших дошкольников.

Эмоциональные игры в детском саду направленные на снятие агрессии, помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее»...

«Эмоциональная сфера ребёнка и приёмы снятия эмоционального напряжения».

СОДЕРЖАНИЕ.ВВЕДЕНИЕ.1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.1.1. ЭМОЦИИ.1.2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЁНКА. ВЛИЯНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ...

«Система игр и упражнений направленная на установление коммуникации, снятие эмоционального напряжения, развитие чувства эмпатии и самоконтроляу детей младшего и старшего дошкольного возраста»

Гармоничное развитие детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточ...