Система работы по снятию эмоционального напряжения и гиперактивности у детей с дизартрическим компонентом.
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Один из первых опытов работы стала разработка данной системы для подгрупповых занятий с детьми в сенсорной комнате. Данная система рассчитана на 1 занятие в неделю или реже, в зависимости от лексической темы группы ДОО. Занятия спланированы в игровой форме с использованием материала Пожиленко Е. А., количественного и качественного мониторинга А.М. Быховской, Н.А. Казовой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы с перспективным планированием подгрупповых занятий в сенсорной комнате | 115.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №7 «Росинка» с. Октябрьское Октябрьского муниципального района
Опыт работы
на тему «Система работы по снятию эмоционального напряжения и гиперактивности у детей с дизартрическим компонентом»
Учитель-логопед высшей категории:
Алисиевич А.В.
с. Октябрьское, 2014 г.
В МКДОУ детском саду № 7 «Росинка» работаю 9 лет по специальности учитель-логопед. В нашем детском саду с 1995 года функционирует логопедическая группа, в которую зачисляются дети с наиболее сложными речевыми дефектами, имеющими педагогический диагноз - Общее недоразвитие речи, из них 90 % группы с клиническим диагнозом – дизартрия, стертая форма дизартрии.
В логопедической работе дизартрия относится к тяжелым речевым расстройствам органического генеза, при которой нарушены все компоненты речи: звукопроизношение, просодическая сторона речи (голосообразование, темп, и интонация) и степень нарушений зависят прежде всего от характера и тяжести поражения нервной системы.
В последнее время часто можно услышать не термин «дизартрия», а формулировку «дизартрический компонент», так как дизартрия имеет несколько форм, зачастую трудно определить к какой именно отнести конкретный случай. Форму определяет врач – невролог, после дополнительного обследования. Поэтому, на мой взгляд, данная формулировка – дизартирический компонент позволяет «корректно» пользоваться ею при постановки диагноза и в речи.
У детей с дизартрическим компонентом наряду с нарушениями звукопроизношения и просодической стороны речи наблюдаются нарушения эмоционально – волевой сферы, легкие двигательные расстройства и замедленное формирование высших психофизических функций.
После обследования, сбора анамнестических данных мы можем судить о раннем психомоторном развитии детей. Предлагаю проследить психомоторное состояние детей логопедической группы МКДОУ № 7 «Росинка» за последние 2012-2013 и 2013-2014 г. (Приложение 1).
Выяснилось, что у детей логопедической группы медленней происходило психомоторное развитие: дети позже начинали самостоятельно садиться, ползать (некоторые дети вообще не ползали), ходить и манипулировать с предметами и игрушками.
При обследовании эмоционального состояния детей нашей группы мы видим, что некоторые дети на первом году жизни были беспокойны, много плакали, требовали к себе постоянного внимания. Также у них отмечались нарушения сна, аппетита, предрасположенность к срыгиванию и рвотам, диатезу, желудочно–кишечным расстройствам. Они плохо реагировали на изменение погоды.
В дошкольном возрасте, в том числе при поступлении в логопедическую группу, у них проявляется двигательное беспокойство, они раздражительности, суетливы, часто проявляют грубость, непослушание, часто меняется настроение. Двигательное беспокойство усиливается при утомлении, у некоторых наблюдаются реакции истероидного типа: бросаются на пол и кричат, добиваясь желаемого. Другие пугливы, заторможены в новой обстановке, избегают трудностей, плохо приспосабливаются к изменению обстановки. (Данные личностных особенностей и психологической сферы детей логопедической группы «Теремок» также представлены в приложении. (Приложение 2).
Несмотря на то, что у детей не наблюдаются выраженные параличи и парезы, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, наблюдаются нарушения памяти, внимания.
Следует отметить и то, что у детей замедленное формирование пространственно-временных представлений, оптико-пространственного гнозиса, фонематического анализа, конструктивного праксиса.
Таким образом, описанные нарушения не только мешают полноценно расти и развиваться, но и влияют на психическое развитие ребенка. Коррекционная работа с такими детьми обычными методами и приемами не всегда дает эффективные результаты, необходима система работы, которая позволила бы мне одновременно развивать сенсорную сферу детей, стимулировать их речевую активность и снизить проявление эмоционально-волевых нарушений (эмоциональную возбудимость и напряжение, истощаемость нервной системы, гиперактивность).
Поэтому выбранную мною тему работы «Система работы по снятию эмоционального напряжения и гиперактивности детей с дизартрическим компонентом», считаю актуальной.
Данная система работы включает подгрупповые занятия, разработанные для сенсорной комнаты (сенсорная комната является долгосрочным проектом, разработанным для улучшения эффективности педагогической работы через взаимодействие воспитателей и узких специалистов ДОУ в 2010 году) и содержит следующие разделы:
- упражнения по общему расслаблению (игры и упражнения способствуют снятию эмоционального напряжения, гиперактивности, расслаблению мышечного тонуса);
- игры по развитию мелкой и крупной моторики;
- игры по развитию мимической и артикуляционной моторики;
- игровые упражнения по формированию речевого, диафрагмального дыхания и голоса;
Кроме того все игры и упражнения способствуют закреплению словарной работы по теме, развитию фонематического слуха, слоговой структуры, совершенствованию грамматического строя речи.
Подгрупповые занятия в сенсорной комнате проводятся 1 раз в неделю. Дети охотно участвуют в играх, с удовольствием посещают сенсорную комнату.
Результаты коррекционной работы по снятию эмоционального напряжения и гиперактивности отображены в диаграмме личностных и психологических особенностей детей и в количественном мониторинге общего и речевого развития.(Приложение 3).
Следует отметить, что в результате применения данной системы занятий, отмечается улучшение показателей состояния личностной и психологической сферы детей, дети становятся более свободны в общении, относятся друг к другу добрее. Необходимо и далее усовершенствовать систему работу по снятию эмоционального напряжения, так как это оказывает положительное влияние на детей, имеющих заключение «дизартрический компонент», помогает снятию эмоционального напряжения, общему расслаблению и просто позволяют непринужденно общаться друг с другом. Следует обогащать занятия, дополняя их наиболее интересными, эффективными и действенными приёмами.
Долгосрочный проект, разработанный для снятия эмоционального напряжения и гиперактивности у детей с дизартрическим компонентом.
№ п/п | Тема | Программное содержание | Оборудование |
Сентябрь | |||
1. | Осень. |
| Сухой бассейн, аудиозапись. |
2. | Овощи. Огород. |
| Сенсорный стол, стеновые панели, аудиозапись. |
3. | Фрукты. Сад. |
| Сухой бассейн, коврики, аудиозапись.. |
Октябрь | |||
4. | Птицы. |
| Сенсорный стол, стеновые панели, аудиозапись. |
5. | Ягоды и грибы. Лес осенью. |
| Сухой душ, сухой бассейн для мелкой моторики, аудиозапись. |
6. | Домашние животные. |
| Коврики, стеновые панели, аудиозапись. |
7. | Дикие животные осенью. |
| Сухой душ, сухой бассейн для мелкой моторики, аудиозапись. |
Ноябрь | |||
8. | Одежда, обувь, головные уборы. |
| Сухой бассейн, аудиозапись. |
9. | Зима. Зимующие птицы. |
| Коврики, аудиозапись. |
10. | Мебель. |
| Сухой душ, сухой бассейн для мелкой моторики, аудиозапись. |
11. | Посуда. |
| Коврики, аудиозапись. |
Декабрь | |||
12. | Профессии. |
| Коврики, сенсорный стол, аудиозапись. |
13. | Транспорт. |
Мимической мускулатуры | Коврики, аудиозапись |
Январь | |||
14. | Животные жарких стран. |
| Сухой бассейн, коврики, аудиозапись. |
15. | Зима. |
| Сухой душ, сухой бассейн для мелкой моторики, аудиозапись. |
Февраль | |||
16. | Рыбы. |
| Коврики, аудиозапись. |
17. | Человек. |
| Коврики, аудиозапись. |
Март | |||
18. | Животные жарких стран. |
| Коврики, аудиозапись. |
19. | Весна. |
| Коврики, аудиозапись. |
20. | Дикие животные весной. |
Снятие эмоционального напряжения | Сухой бассейн, коврики, аудиозапись. |
Апрель | |||
21. | Птицы. |
| Сенсорный стол, стеновые панели, аудиозапись. |
Май | |||
22. | Насекомые. |
| Сухой душ, пиктограммы, аудиозапись. |
Мониторинг
Данные психомоторного развития и личностных особенностей, психологической сферы представлены из количественного мониторинга общего и речевого развития за 2012-2013 г.г. и 2013-2014 г.г.
(Мониторинг представлен издательством «Детство – Пресс», под редакцией А.М. Быховской, Н.А. Казовой, 2012 г.)
Исследование анамнеза и психомоторного развития позволяют выявить:
особенности раннего развития ребенка: когда стал удерживать голову, самостоятельно сидеть, стоять, ползать, ходить, узнавать близких.
Критерии оценивания
3 балла. Анамнез без патологии, раннее психофизичкское и речевое развитие соответствует возрастно норме или опережает ее.
2 балла. В анамнезе имеются одно или два повреждающих воздействия, не повлиявших значимо на раннее психофизическое и речевое развитие.
1 балл. В анамнезе имеются повреждающие воздействия (токсикоз, химическая стимуляция родов, кесарево сечение и др.) отмечается задержка психофизического и речевого развития.
0 баллов. В анамнезе имеются значительные повреждающие воздействия (травмы головного мозга и спинного мозга, тяжелые асфиксии, нейроинфекции и пр.). Отмечаются хронические заболевания, обусловленные поражением ЦНС. Отмечается грубая задержка психофизического и речевого развития.
Приложение 1.
Результаты мониторинга психомоторного и речевого развития за 2012-2013 гг.
Результаты мониторинга психомоторного и речевого развития за 2013-2014 гг.
Исследование личностных и психологических особенностей ребенка помогают выявить:
- личностные, поведенческие и коммуникативные особенности ребенка;
- игровые и межличностные предпочтения;
- эмоциональное состояние;
- подбор оптимальных индивидуально-ориентированных форм взаимодействия с ребенком.
Критерии оценивания
3 балла. Ребенок общительный, использует адекватные способы привлечения внимания. Доброжелательный, спокойный, активный. Эмоционально стабилен.
2 балла. Ребенок общительный, не всегда использует адекватные способы привлечения внимания. Доброжелательный, иногда бывает конфликтным и плаксивым. Преобладает эмоциональная стабильность.
1 балл. Ребенок самостоятельно не общается, требует стимуляции. Конфликтный, шумный. Любыми средствами стремится к лидерству или, наоборот, безропотно подчиняется. Познавательный интерес снижен. Импульсивен.
0 баллов. Отказывается от общения с детьми и взрослыми. Конфликтный, плаксивый, негативный. Часто наблюдается неадекватное поведение, неустойчивость эмоциональных реакций.
Приложение 2.
Результаты мониторинга личностных и психологических особенностей ребенка за 2012-2013 гг.
Результаты мониторинга личностных и психологических особенностей ребенка за 2013-2014 гг.
Приложение 3.
Результаты мониторинга личностных и психологических особенностей ребенка за 2012-2013 гг.
Результаты количественного мониторинга общего и речевого развития детей с ОНР.
Алисиевич А.В. с. Октябрьское 2014 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Снятие эмоционального напряжения у детей в период адаптации к ДОУ"
Ваш малыш подрос, и настала пора посещать детский сад. Для него очень сложно понять, почему мама отдает его в неизвестное место, почему она уходит, а не остается вместе с ним. И вы тревожитесь о...
Система работы по развитию эмоциональной отзывчивости посредством художественной литературы детей 7-го года жизни
Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной отзывчивости, очень актуальна и важна.Сегодня проблемы эмоционального развития дошкол...
Мастер-класс "Снятие эмоционального напряжения у педагогов и детей"
Одной из важных проблем в работе с детьми - это сохранение психического здоровья. Для этого необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, в результате чего потдерживается душевно...
Консультация «Организация системы упражнений и игр для релаксации и снятия эмоционального напряжения»
Специалистами, работающими с детьми, установлено, что в условиях современного мира с огромными информационными потоками, обрушившимися на детей, большинству из них свойственны нарушение равновесия и п...
Методическая разработка по теме "Эмоциональное напряжение" Картотека игр на снятие эмоционального напряжения у старших дошкольников.
Эмоциональные игры в детском саду направленные на снятие агрессии, помогают детям выплеснуть гнев, снять лишнее мышечное и эмоциональное напряжение, направить энергию в нужное, «созидающее»...
«Эмоциональная сфера ребёнка и приёмы снятия эмоционального напряжения».
СОДЕРЖАНИЕ.ВВЕДЕНИЕ.1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.1.1. ЭМОЦИИ.1.2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЁНКА. ВЛИЯНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ...
«Система игр и упражнений направленная на установление коммуникации, снятие эмоционального напряжения, развитие чувства эмпатии и самоконтроляу детей младшего и старшего дошкольного возраста»
Гармоничное развитие детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточ...