Причины патологической неграмотности. Зона риска.Что должно насторожить? Рекомендации родителям и педагогам.
статья по логопедии по теме
Актуальность данной статьи заключается в необходимости привлечь внимание родителей и педагогов ДОУ к недостаткам речи у дошкольников, раскрыть влияние этих нарушений на формирование предпосылок к полноценному усвоению программы обучения родному языку у детей с первичной речевой патологией,неврологическими проблемами и недоразвитием высших психических функций. Как правило, низкие оценки по русскому языку родители и учителя объясняют либо невниманием и рассеянностью ребёнка, либо недобросовестным отношением к учёбе. А ведь трудности в формировании навыка письменной речи - серьёзная причина школьной дезадаптации ребёнка. Тем временем, обучающиеся своевременно не получают квалифицированную неврологическую, логопедическую и нейропсихологическую помощь, что приводит к стойкой неуспеваемости по русскому языку и литературному чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prichiny_patologicheskoy_negramotnosti._-_kopiya.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины патологической неграмотности. Зона риска. Что должно насторожить? Рекомендации родителям и педагогам.
В течение последних десяти лет наблюдается негативная тенденция к неспособности детей на первой ступени обучения по образовательным программам начального общего образования, в полной мере овладеть процессом чтения и письма на этапе всего букварного периода. По оценкам специалистов данные расстройства наблюдаются у 53% учащихся вторых классов и приблизительно у 40% учащихся среднего звена, что говорит об устойчивости данной формы речевого нарушения. Эта специфическая трудность, под названием дисграфия и дислексия, обусловлена рядом серьёзных причин, каждая из которых, требует коррекции. Отсутствие определённых навыков существенно затрудняет дальнейшее продвижение в овладении языком.
Анализ специфических ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети при обучении чтению и письму, показывают роль и значение профилактики дислексии и дисграфии. Признаки, характеризующие дисграфию, включают типичные и повторяющиеся на письме ошибки, которые носят стойкий повторяющийся характер и не связаны с незнанием правил и норм языка. Затруднения и ошибки в первую очередь связаны с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешением звуков, сходных по акустико-артикуляторным признакам, неполноценностью процесса звукового анализа и синтеза. Это влечёт за собой целый шлейф трудностей: неумение воспроизвести правильную и точную звуковую форму слова в условиях зрительно воспринимаемых графем. Ежегодно увеличивается процент детей с недоразвитием речевой функции и психологических предпосылок к овладению учебной деятельностью, у которых наряду с фонематическим недоразвитием речи и лексико-грамматическими нарушениями наблюдаются нарушения звукопроизношения, дизартрические расстройства, слабость или несформированность тонких дифференцированных движений ручной моторики, неврологические нарушения; недостаточность зрительного и пространственного восприятия, снижение слуховой и вербальной памяти, дефицит внимания, частичное отставание (незрелость) в развитии сенсомоторных и высших психических функций. Сочетание вышеперечисленных факторов определяет зону риска в возникновении у ребёнка специфических нарушений чтения и письма, крайне затрудняющих освоение программы по русскому языку и литературному чтению.
Письмо-это сложный нейропсихологический процесс, в котором участвуют не только рука, но и все отделы головного мозга (лобные, височные, теменные и затылочные доли).
Для успешного овладения функцией письма помимо сформированной устной речи (с чистым звукопроизношением), высших психических функций (внимания, памяти, мышления) к началу ступени начального общего образования необходимо развитие целого ряда психофизиологических функций:
- слухового восприятия;
- фонематического анализа и синтеза;
- зрительно-пространственного восприятия;
- зрительного анализа и синтеза;
- тонких дифференцированных движений пальцев и кисти рук;
Если к началу школьного образования не сформирована одна из перечисленных функций, у ребёнка может возникнуть специфическое нарушение письма (дисграфия),(дизорфография) или чтения (дислексия). Поэтому так важно ещё в дошкольном возрасте обратить внимание на развитие данных функций, так как это поможет устранить предпосылки нарушений письменной речи.
Специалисты выделяют группу детей, у которых вероятность возникновения нарушений письменной речи значительно выше, чем у сверстников. К этой группе риска относятся:
- дети с нарушением устной речи;
- дети с ОВЗ;
- дети-билингвы;
- дети-левши или переученные левши;
- дети с дефицитом внимания;
- дети с проблемами слухоречевой памяти.
Но существует ещё ряд серьёзных причин, по которым дети попадают в зону риска.
Как возникают подобные расстройства? На что следует обратить внимание родителям? Рассчитывать на то, что ребёнок перерастёт проблему, не приходится. Если рассматривать процесс письмо как программу «пишущего мозга», то для дисграфии характерна несформированность высших психических мозговых функций, которая корнями уходит в ранний онтогенез ребёнка. Оказывается, что ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может быть патологически неграмотным из-за незрелости мозговых структур, отвечающих за двигательные функции рук, слухоречевое внимание, зрительно-пространственную ориентировку и логическое мышление. Если вспомнить слова основоположника отечественной нейропсихологии А.Р.Лурия о том, что «акт письма ни в какой мере не является результатом деятельности какого-либо одного «центра»; в его осуществлении принимает участие целая система взаимосвязанных, но высокодифференцированных зон коры головного мозга».
Какие особенности детей оказываются в зоне риска по дисграфии?
Какие детские трудности должны насторожить родителей?
- наследственная предрасположенность;
- задержка психомоторного и речевого развития;
- значительные трудности в формировании слоговой структуры слова;
- снижение слуха (частые отиты, хронические аденоидиты);
- общая психосоматическая ослабленность (ЧДБ ребёнок);
- в анамнезе ММД; СДВГ с гиперактивностью; НШОП и др.;
- нарушение адаптационных механизмов ЦНС;
- частое зевание, истощаемость ЦНС;
- левшество; компенсаторная леворукость; при переучивании – психотравмирующий стресс;
- активная нагрузка на ЛП (левое полушарие) в раннем возрасте;
- повышенная отвлекаемость; дефицит основных свойств внимания;
- моторные нарушения, общая моторная и ручная неловкость при освоении движений; недостаточность координации тонких движений пальцев и кистей рук, слабый нажим; ребёнок проявляет негативизм при работе с пластилином, пазлами; застёгивании пуговиц, шнуровке; в 3-4 года не умеет правильно держать карандаш, ложку–ладонный захват до 6-7 лет; отсутствует пальцевой захват; напряжение пальцев рук и кисти при рисовании (ребёнок быстро устаёт, тремор-дрожание рук);
- с трудом овладевает навыками самообслуживания;
- нарушения при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики к 7 годам;
- повышенная утомляемость, снижение темпа деятельности;
- повышенная двигательная активность, хаотичность, импульсивность; отсутствие точных продуктивных рабочих движений, требующих достаточной точности;
- задержка в формировании оптико-пространственных представлений и зрительно-моторной координации;
- сужение полей зрения; слабая (или полное отсутствие) конвергенция глаз;
- нарушение пространственной схемы тела; трудности при определении правой и левой руки; соотношений верх-низ;
- проявления эмоциональной лабильности; невротические реакции (энурез, тики, заикание и др.);
- не может запомнить и пересказать простейший текст;
- плохо запоминает стихи и простые скороговорки;
- плохо запоминает дни недели, последовательность месяцев в году, времена года, дни недели (трудности в формировании вербальных и невербальных рядов);
- не может дорисовать фигуру;
- нарушение слухоречевой памяти и слухового внимания;
- часто отвлекается; неусидчивость, повышенное двигательное беспокойство;
- к 7-ми годам – слабость произвольной саморегуляции, ребёнок действует по принципу «Я так хочу», « Сначала делаю, а потом думаю», ребёнок с трудом овладевает системой определённых правил и не может себя контролировать;
- нечёткость, невнятность дикции, нарушения звукопроизношения перед поступлением в школу.
Типичные ошибки, которые допускают ученики 1 класса с нарушениями письменной речи (во второй половине учебного года):
- неправомерная дидактика в системе обучения русского языка (без учёта риска появления дисграфии);
- трудности анализа звукового анализа слова: слово представляет из себя ряд звуков. Ребёнок затрудняется выделить начало и конец слова, определить последовательность звуков в слове, количество букв в слове-ряда графем;
- замены букв, схожих по звучанию или написанию;
- зеркальное написание букв;
- неправильное начертание букв (добавление или недостаточное количество элементов букв);
- пропуски и замены гласных;
- пропуски согласных;
- недописывание букв, слов;
- перестановка или добавление букв;
- пропуски предлогов;
- изменение окончаний;
- трудности списывания и копирования; конструирования;
- пишет, как слышит;
- проблемы с почерком ребёнка: плохой, неразборчивый почерк – дети пишут, «как курица лапой»;
- недоделывание любых заданий, упражнений, работа по принципу: «начать и не довести начатое до конца».
Если Вы осознаёте, что Ваш ребёнок находится в зоне риска по возникновению дисграфии, не откладывайте проблему в «долгий ящик», она настигнет Вашего ребёнка в самый неподходящий момент, если её проигнорировать и не обратиться к специалисту (логопеду и нейропсихологу) за диагностикой и своевременной квалифицированной помощью.
Используемая литература:
1. Бессонова Т.П. «Содержание и организация логопедической работы
учителя-логопеда общеобразовательного учреждения».
Принципы дифференциальной диагностики и основные направления формирования предпосылок к полноценному усвоению программы обучения родному языку у детей с первичной речевой патологией).- М.: «Аркти» 2015;
2. Корнев А.Н. « Дислексия и дисграфия у детей» - СПб.: «Гиппократ» 1995;
3. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.
М.: «Сфера» 2002;
4.Тригер Р.Д., Владимирова, Мещерякова Т.А. «Я учусь писать» М.:1994;
5. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений
школьников с использованием нейропсихологических методов.
Библиотека логопеда - практика; Методическое пособие.- М.: «Айрис Пресс» 2007,
6. Шишкова С.Ю. Буквограмма. В школу с радостью.
Коррекция и развитие письменной и устной речи у детей от 5 до 14 лет.
Ростов на Дону: «Феникс» 2013;
7. Коррекция нарушений письменной речи. Учебно-методическое пособие/
Под редакцией Н.Н.Яковлевой.- СПБ.:СПб АППО: 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Речь, ум и здоровье в наших руках!" Рекомендации родителям и педагогам.
Буклет раскрывает смысл и назначение работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми. Подготовлены краткие рекомендации родителям и педагогам....
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА» «КАК ПОМОЧЬ ГИПЕР...
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка.
Рекомендации родителям и педагогам гиперактивного ребенка. Работа с родителями гиперактивного ребенка. «ЧТО ТАКОЕ ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» «КАК ВЫЯВИТЬ ГИПЕРАКТИВНОГО РЕБЕНКА»...
Причины патологической неграмотности. Зона риска.Что должно насторожить? Рекомендации родителям и педагогам.
quot; Хороший,ясный выговор,такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков - вот главное основание правописания " К.Д.Ушинский Актуальнос...
Консультации педагога-психолога Практические рекомендации родителям и педагогам "Обзываются в группе . Как поступать?"
Как бороться с обзыванием в группеНаверное в каждой группе наиболее частой причиной обид и драк среди дошкольников является обзывание. Причем обзывают и оскорбляют не только самого ребенка-жертв...