Волшебный песок
опыты и эксперименты по логопедии на тему
Использование кинетического песка в работе логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_pesok.docx | 18 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья – реалия современной педагогической практики. Введение ФГОС ДО дает возможность всем детям проявить свою индивидуальность, каждый ребенок развивается тем темпом, который характерен именно для него, в том числе и ребенок с ОВЗ. Включенный в инклюзивное пространство ДОУ, дошкольник с ограниченными возможностями здоровья нуждается в специально организованном медико-психолого-педагогическом сопровождении. Поэтому каждое образовательное учреждение старается найти свои подходы к организации сопровождения ребенка с ОВЗ с учетом его образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Развитие ребенка неразрывно связано с речью, которая способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Констатируя в последние годы увеличение количества детей с различными формами речевой патологии, все чаще в логопедической практике мы встречаемся с сочетанными, сложными нарушениями развития. У детей с ограниченными возможностями здоровья речевые расстройства приводят к нарушениям эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельными, избегают общения, а также ребенок может быть повышенно агрессивным, или, наоборот, замкнутым и подавленным. Поэтому при наличии у детей с ОВЗ речевых расстройств необходимо своевременное оказание коррекционной логопедической помощи, чтобы преодолеть речевой негативизм, помочь освоить образовательную программу, адаптироваться в среде сверстников.
С учетом вышесказанного при построении образовательных ситуаций на логопедических занятиях используются различные современные инновационные технологии, игры и упражнения, современные инновационные материалы, способствующие повышению заинтересованности ребенка в процессе и результате коррекции речи. Широкие возможности для коррекции различных нарушений у детей предоставляет кинетический песок.
Кинетический песок (Kinetic Sand), созданный в 2013 году в Швеции, очень необычный материал, который на 98% состоит из чистого кварцевого песка и на 2% из силиконового полимера, который применяется в пищевой промышленности. Кинетический песок похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. В процессе пересыпания частицы кинетического песка позволяют визуально, как в замедленной съемке, проследить перемещение каждой из них. Этот песок не вызывает аллергии, обладает свойствами антибактериального материала; является неблагоприятной средой для размножения бактерий; легко собирается с поверхности, оставляя ее чистой. При сжатии и уплотнении объем кинетического песка уменьшается почти в 2 раза. Образовавшаяся в результате внешнего воздействия форма сохраняется в течение длительного времени. Все эти свойства кинетического песка позволяют активно использовать его на коррекционных занятиях учителя-логопеда.
Перенос логопедических занятий в мини-песочницу даёт больший воспитательный и образовательный эффект, по сравнению со стандартными формами обучения:
∙ усиливается желание ребёнка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно;
∙ развивается тактильная чувствительность;
∙ более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление);
∙ совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка;
∙ создается ситуация психоэмоционального комфорта (снятие напряжения, утомляемости, развитие положительных эмоций, эмпатии);
∙ развиваются навыки сотрудничества, повышается уверенность детей.
Традиционную методику по коррекции звукопроизношения, расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематических процессов у детей дошкольного возраста можно сделать более интересной, увлекательной и продуктивной, используя в работе кинетический песок. Приведем некоторые из упражнений, активно применяющихся на логопедических занятиях с использованием мини-песочницы.
Упражнения для развития мелкой и артикуляционной моторики, автоматизации изолированного звука:
∙ Вылепить какое-либо упражнение для язычка и выполнить его («Горка», «Блинчик», «Чашечка» и др.);
∙ Скользить по поверхности песка пальцами или с помощью игрушки и произносить изолированный звук (например, змейка – шипит, тигр – рычит);
∙ «Необычные следы»: «топают медведи» – кулачками и ладонями с силой надавливаем на песок; «прыгают зайцы» – кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях; «ползут змейки» – расслабленными либо напряженными пальцами рук делаем поверхность песка волнистой (в разных направлениях); «бегут жучки-паучки» – двигаем всеми пальцами, имитируя движение насекомых;
∙ Создать узоры и рисунки, буквы. Можно посчитать предметы с определенным звуком на автоматизацию;
∙ Прошагать по дорожке каждым пальчиком правой и левой руки поочередно, на каждый шаг проговаривать звук или слог;
∙ Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку, произнося закрепляемый звук.
Игры и упражнения для автоматизации звука в слогах, словах, предложениях:
∙ Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам, повторяя слоги с автоматизируемым звуком;
∙ «Археологи». Спрятать в песке игрушку (или картинку). С помощью кисточки или пальчиками ребенок открывает части и по ним должен догадаться, что спрятано;
∙ Произносить различные слоги с закрепляемым звуком, прыгая по слепленным кочкам (ша-ша-ша, ша-шо-шу-ши и др.).
Упражнения на развитие силы воздушной струи:
∙ Дуть на маленький шарик через трубочку от коктейля, стараясь задуть его в песочные ворота или мишень;
∙ Перекатывать шарик от пинг-понга из одной ямки в другую с помощью воздушной струи.
Упражнения на подготовку к обучению грамоте:
∙ Лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней;
∙ «Превращения букв» (Л в М, Л в А, Т в П и т.д.);
∙ Найти спрятанные в песке буквы и составь из них слоги, слова;
∙ Писать слова на песке печатными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка, а ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным;
∙ Делить слова на слоги, палочкой вычерчивая на песке необходимое количество полосок.
Количество игр и упражнений с этим материалом безгранично, каждый ребенок может творить и придумывать что-то свое. Необычная структура кинетического песка порождает творчество и будит фантазию.
Опыт работы показал, что использование кинетического песка позволяет повысить эффективность занятий и дает положительные результаты:
∙ у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям, многие из них знакомятся с кинетическим песком впервые, поэтому с восторгом и радостью воспринимают каждое занятие. Особенно это актуально с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;
∙ дошкольники чувствуют себя более успешными. Даже неудавшееся упражнение им хочется проигрывать по несколько раз, в итоге достигая необходимого результата;
∙ на занятиях нет места монотонности и скуке, каждую упражнение для детей как открытие. Они с удовольствием вносят свои правила, вновь и вновь обыгрывая сюжет или понравившийся элемент игры. При этом часто появляются интересные варианты занятия, что в дальнейшем служит основой для построения новых форм работы с дошкольниками, в том числе и с детьми с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Волшебный песок" - встреча в семейном клубе.
Игры с песком, стихи о песке, подвижная игра "Гусеница"....
Комплекс игр и упражнений с песком для детей второй младшей группы "Волшебный песок"
Этот материал содержит комплекс игр с песком, способствующих развитию связанной речи, навыков конструирования....
Педагогический проект Волшебный песок
Педагогический проект "Волшебный песок" разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ориентирован на средний и старший дошкольный возраст. Продолжительность проекта - 1 учебный год. Це...
Конспект открытого занятия с использованием песочной техники "Волшебный песок"
Стимуляция эмоционального фона у детей с помощью песочной техники....
Проект "Волшебный песок"
Данный краткосрочный проект разработан для детей 2 младшей группы и направлен для ознакомления со свойствами песка, правилами поведения во время игр с песком....
Конспект занятия "Волшебный песок"
Развитие активности и любознательности детей младшего дошкольного возраста в процессе познавательной деятельности....
"Волшебный песок"
Мастер-класс для воспитателей...