Опыт работы с детьми с РАС
материал по логопедии на тему

Ольга Николаевна Бердникова

Хочу поделиться собственным опытом в работе с детьми с РАС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_s_rebenkom_s_ras.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы с детьми с РАС

     Аутизм – нарушение психического развития, сопровождающееся дефицитом социальных взаимодействий, затруднением взаимного контакта при общении с другими людьми, повторяющимися действиями и ограничением интересов. Причины развития заболевания до конца не выяснены, большинство ученых предполагает связь с врожденной дисфункцией мозга. Аутизм обычно диагностируется в возрасте до 3 лет, первые признаки могут быть заметны уже в младенчестве. Полное выздоровление считается невозможным, однако иногда диагноз с возрастом снимают. Целью лечения является социальная адаптация и развитие навыков самообслуживания.
      В основе современных концепций коррекции и развития детей с аутизмом лежит идея о том, что не ребенок должен
адаптироваться к своему окружению, а окружению нужно приспособиться к нему.

     Людей с нарушениями развития следует воспринимать такими, какие они есть, а не исходя из желания узкого круга людей.
   
Таблетки от аутизма нет.

     Обучение аутичных детей требует от всех коррекционных педагогов не только профессиональных знаний и умений, но и больших затрат психической и физической энергии, большого терпения, интуиции и любви, постоянного педагогического поиска, гибкости в применении различных методов обучения и воспитания.

      Таким образом, на логопедических занятиях с говорящими и неговорящими детьми-аутистами решаются следующие задачи:

  • формирование целенаправленного поведения и понимание речи,
  • комплексное развитие речи и предметной деятельности, а также обучение адекватным жестам,
  • развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания,
  • вызывание вокализации, стимуляция звукоподражания и речи,
  • развитие активного и пассивного словарного запаса,
  • развитие мелкой моторики.

В данном случае нельзя рассчитывать на быстрый результат, поэтому важно соблюдать последовательность и систематичность логопедических занятий. Каждое правильное выполнение задания поощряется теми средствами, которые привлекают ребенка (наклейка, любимая игрушка, книга, настольная игра).

      Поэтому логопедическая помощь при работе с детьми с нарушениями аутистического спектра развития остается актуальной. Я хочу поделится опытом логопедической работы с детьми с нарушениями аутистического развития.

     При аутизме выделяют особенности общения, при условии если речь полностью не распалась:

-речь не направлена к собеседнику;

-ребенок не ведет диалог;

-в периоде речи отсутствует экспрессия, жестикуляция, мелодика речи нарушена;

-голос то тихий, то громкий;

-произношение звуков то правильное, то не правильное;

-наблюдаются отклонения тональности, скорости, ритма, нет интонационного перехода, постоянны эхолалии, бессвязность неспособность поддержать разговор.

         При аутизме в большей степени, чем при любых других нарушениях, заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что он может произнести. Но причина здесь совершенно особая: это отсутствие или снижение речевой инициативы, которую мы должны восстановить и развить.

Организация учебных занятий:

∙Обеспечение безопасной среды.

∙Неизменность места и времени.

∙Использование плана занятия.

∙Использование рисунков, схем.

∙Индивидуальная инструкция (простыми словами).

∙Внимание ребенка ничто не должно отвлекать.

∙Сперва предлагаются приятные виды занятий.

∙Все действия комментируются.

∙Понравившиеся виды деятельности повторяются

многократно с постепенным расширением.

∙Создание ощущения успеха, трудности и неудачи

ведут к поведенческим проблемам.

Рекомендации по взаимодействию с аутичным ребенком

Правило пяти «не»:

  • Не говорите громко.
  • Не делайте резких движений.
  • Не смотрите пристально в глаза ребенку.
  • Не обращайтесь прямо к ребенку.
  • Не  будьте навязчивым.

       Логопедическая работа является наиважнейшей в коррекции детского аутизма.

       Для восстановления речи использую приспособленные к детскому аутизму методические приемы, которые позволяют учитывать как негативизм детей, так и особенности их речевых нарушений. При неполной утрате речи прежде всего определяю уровень речевого развития ребенка, его словарный запас, развитие имитационной, рецептивной и экспрессивной речи. Выявляю понимание обращенной речи, уровень звукопроизношения, способность к называнию предметов, действий, использование местоимений по отношению к себе и окружающим лицам, а также умение составлять фразы

Основной формой организации учебной работы использую индивидуальные занятия, которые провожу каждый день от 10 до 20 мин.

         Основные направления работы на подготовительном этапе:

Это – установление контакта с аутичным ребенком, с привлечением  к работе всех анализаторов.

  На начальном этапе коррекции формируется реакция оживления, зрительного и глазоручного слежения, Ребенок обучается следить за движениями собственной руки, за предметами, захваченными рукой самого ребенка. На этом этапе коррекции в процессе манипуляции с предметами стремлюсь развить тактильное, мышечное, кинестетическое, зрительное восприятие объектов, отработать связи между всеми видами движений, действий и восприятием предметов, а позднее их словесным обозначением. Основной задачей этого этапа является преодоление страха. Для успешной реализации этого этапа я использую щадящую сенсорную атмосферу: занятия провожу в индивидуальной форме, в отдельной комнате, негромким голосом, без резких движений, иногда без прямого контакта в глаза, без прямого вопроса, обращенного к ребенку. На этом этапе использую ряд приемов, таких как ребенка, раскачиваю, поглаживаю, прикасаюсь к его рукам, голове, прижимаю его к себе и т.д. При проявлении малейшей активности поощряю ребенка.

           На основном обучающем  этапе   работа направлена на отрабатывание речевых навыков и сенсомоторных эталонов необходимых для формирования коммуникативного поведения:

  • Развитие слухового и зрительного внимания
  • Развитие способностей использовать невербальные способы коммуникации
  • Развитие мелкой и артикуляционной моторики
  • Развитие физиологического и речевого дыхания
  • Развитие чувства ритма
  • Накопление пассивного словаря
  • Провокация вокализаций, обучение звукоподражанию
  • Формированию умения понимать обращенную речь
  • Развитие мотивации речевого общения
  • Расширение словаря

При начальной речевой активности жесты сочетаю с речью. Поэтому после показа и названия предмета: «Это кукла», — следует инструкция: «Дай куклу», и затем:«Что это?". Детей постоянно обучаю, как пользоваться определяющими словами и словами-ответами.   Словарный запас расширяю постепенно. Для максимального увеличения сокращаю и упрощаю форму языка — его грамматику. Этого добиваюсь путем уменьшения длины фраз, обращения отдельными словами-командами («сядь», «встань», «иди»).   Второстепенные слова опускаю. От занятия к занятию (при продвижении в речевом развитии) постепенно усложняю содержание языка. Строю короткие, а затем более распространенные предложения в обращенной речи. Перехожу от простых, конкретных, видимых вещей и действий к абстрактным понятиям. Одни и те же вопросы задаю многократно и без изменения содержания, дословно.   Язык жестов упрощаю в той же степени, что и словарный язык.   Предлагаемую инструкцию показываю  жестом.      Например, говорю: «Возьми карандаш», — и это же показываю жестами. Таким образом, по мере развития языкового понимания предложения становятся все более распространенными и сложными по структуре. Обучение фразам идет и с помощью изображенных на картинках событий. Слова сочетаю с определенной ситуацией.

     Особенности подхода к обучению навыкам чтения, письма.

Существует ряд приемов, помогающих в формировании у аутичного ребенка основных учебных навыков. Так, при обучении чтению можно вначале ориентироваться на хорошую непроизвольную память ребенка, на то, что он, играя с магнитной азбукой или с кубиками с буквами, может быстро механически запомнить весь алфавит. Символы звуков легче соотнести с предметом или картинкой. Поэтому в своей работе я исплользую карточки Г. Домана, а также серию карточек «Смотрю. Играю. Узнаю».  Мы пропеваем звуки по этим картинкам, используем жесты для оречевления звуков, проговариваем слова с опорой на эти картинки.

      На занятиях используются цветные предметные карточки с подписанным внизу словом. Дети-аутисты запоминают предметы используя методику «глобального чтения», т. е. чтения целыми словами. Эта методика представляется мне более адекватной при обучении аутичных детей, чем побуквенное или послоговое чтение. Кроме того, научить аутичного ребенка читать целыми словами легче и быстрее, чем по буквам и по слогам, так как он, с одной стороны, с большим трудом воспринимает фрагментированную информацию (поступающую в виде букв, слогов и т. д.), а, с другой стороны, способен моментально запоминать, «фотографировать» то, что находится в его зрительном поле.

        Также на занятиях воспитателя я выступаю в качестве тьютера. В данном случае я помогаю ребенку научиться сконцентрировать свое внимание на педагоге, который объясняет материал и дает инструкции к выполнению заданий. Тьютор является своего рода связующим звеном, основной задачей которого является координация взаимодействия между основными участниками инклюзивного процесса - самим ребенком, сверстниками, воспитателем и родителями ребенка. Выполняя свою ключевую роль, тьютор целенаправленно работает над достижением основной цели - привести ребенка к максимально успешному развитию в инклюзивной среде, при этом нe нарушая кардинальным образом привычный уклад самой среды (т.е. не превращая инклюзивную среду в коррекционную).

    С одной стороны важно обучить ребенка приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, сенсорным раздражителям, которые находятся в натуральной среде, а с другой стороны, научить окружающих (как взрослых, так и сверстников) с пониманием относиться к особенностям аутичного ребенка, и воспринимать его, как неотъемлемую часть.

     Поддержка семьи играет не мало важную роль при обучении и воспитании аутичного ребенка.

Направления:

  • Консультационная – обучение родителей эффективным способам и навыкам взаимодействия, игры и обучения ребенка.
  • Терапевтическая – помощь в понимании и принятии состояния ребенка.
  • Информационная – информации специальной литературы, интернет ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы с детьми на тему: "Музыка и физическая культура"

Большое число современных направлений занятий физической культурой и новых видов спорта предполагает использование музыкального сопровождения. Музыка, предназначена для направленного стимулирования фи...

опыт работы с детьми и родителями

В период дошкольного возраста, у ребенка закладываются основные навыки по формированию здоровья. Занятия на улице: круглый год....

Мой опыт работы с детьми по использованию малых форм фольклора

Методика использования малых форм фольклора в речевомразвитии ребёнка....

Опыт работы с детьми раннего возраста.

Раннее детсво - это важнейший период в становлении личности ребенка. В этот период происходит формирование основных функций нервной системы,  и прежде всего функций коры головного мо...

Опыт работы с детьми старшей группы в трудовой деятельности: «Дежурство»

 Опыт работы с детьми старшей группы  в трудовой деятельности:  «Дежурство»  Приготовила:  Снеткова Елена Геннадьевна воспитатель, первая квалификационная категори...

Опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста с использованием игровой гимнастики Екатерины Железновой

Нетрадиционные подходы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми младшего дошкольного возраста: Игровая гимнастика Екатерины Железновой....

Социально - коммуникативное развитие дошкольников через изодеятельность. Из опыта работы.Опыт работы с детьми

Опыт работы с детьми показывает, что занятие художественно - творческой деятельностью создают основу для полноценного, содержательного общения между детьми и взрослыми, помогает детям усвоить и закреп...