Цветовой игротренинг в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня речевого развития)
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Курдина Зарема Гамзатовна

  В данной работе представлена комбинация игровых упражнений,  связанных с цветом, с его восприятием, при помощи которых отрабатываются  речевые навыки в разных направлениях логопедической работы: автоматизацияи дифференциация звуков, развитие грамматического строя речи, формирование связной речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvetovoy_igrotrening.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №15«Журавушка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности  по художественно – эстетическому направлению развития воспитанников.

                                                                                 

                                                                                            З.Г. Курдина

Цветовой игротренинг в логопедической работе

с детьми старшего дошкольного возраста

с ОНР (III уровня речевого развития)

                                     

                                           

                                          г. Берёзовский

                                  Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3

1. Общая характеристика детей с ОНР (III уровня речевого развития)………...5

2. Цвет в нашей жизни……………………………………………………………..8

3. Использование цветового игротренинга в логопедической работе………….10

4. Использование цветового игротренинга с детьми в семье…………………...14

Заключение ………………………………………………………………………...16

Список литературы .......…………………………………………………………...17

Приложение……..………………………………………………………………….18

        

               

                                             

                                           

                                    Введение

Речь – одна из важнейших психических функций человека.

Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, сформировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живём.

К сожалению, анализ ежегодных обследований речи детей в детском саду, показывает, что с каждым годом количество детей, имеющих нарушения речи увеличивается.

Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что в последние годы резко увеличивается количество детей, с тяжёлыми нарушениями речи.

По мнению уже современных исследователей, в последние десятилетия отмечаются весьма негативные тенденции: «Современные дети демонстрируют поздний темп созревания. В 1990-е годы появился термин «децелерация», сущность его заключается в замедленном темпе роста и развития детей, в речевом развитии это проявляется в несформированности всех компонентов языка, т.е в общем недоразвитии речи» (ОНР). [1]

Кроме этого учитель – логопед зачастую сталкивается с негативизмом со стороны детей, вызванным эмоциональной возбудимостью, неустойчивостью и истощаемостью психических процессов, отсутствием длительных волевых усилий, а также из-за многократного повторения речевого материала.

В связи с этим остро встаёт вопрос о поисках новых методик, форм организации коррекционной деятельности, которые бы повышали эффективность логопедической работы.

Одной из таких методик является цветовой игротренинг Н.М. Погосовой.

Цветовой игротренинг в логопедии  – это комбинация игровых упражнений,  связанных с цветом, с его восприятием, при помощи которых отрабатываются  речевые навыки.

Цель:

Повышение эффективности логопедических занятий через внедрение в практику цветового игротренинга.  

Задачи:

  1. Сократить этап автоматизации и дифференциации звуков.
  2. Обогащать словарный запас.
  3. Развивать лексико – грамматический строй речи.
  4. Развивать связную речь.
  5. Развивать эмоционально – волевую сферу.

Данная методика направлена на комплексное развитие ребёнка:

развитие и коррекцию речи, формирование волевых качеств и творческих способностей, гармонизацию эмоционального состояния.

        

           

                               

           

     

1. Общая характеристика детей с ОНР (III уровня речевого развития)

 У детей с ОНР (III уровня речевого развития) на фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также способы действий. При использовании простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги. Отмечается незнание и неточное употребление некоторых слов детьми: слова могут заменяться другими, обозначающими сходный предмет или действие (кресло — диван, вязать — плести) или близкими по звуковому составу (смола — зола). Иногда, для того чтобы назвать предмет или действие, дети прибегают к пространным объяснениям. Словарный запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Некоторые слова оказываются недостаточно закрепленными в речи из-за их редкого употребления, поэтому при построении предложений дети стараются избегать их (памятник — героям ставят). Даже знакомые глаголы часто недостаточно дифференцируются детьми по значению (поить — кормить). Замены слов происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку. Прилагательные преимущественно употребляются качественные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки предметов — величину, цвет, форму, некоторые свойства предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка). Наречия используются редко. Дети употребляют местоимения разных разрядов, простые предлоги(особенно для выражения пространственных отношений — в, к, на, под и др.). Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов выражаются значительно реже. Редко используются предлоги, выражающие обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или способ действия (около, между, через, сквозь и др.). Предлоги могут опускаться или заменяться. Причем один и тот же предлог при выражении различных отношений может и опускаться, и заменяться. Это указывает на неполное понимание значений даже простых предлогов. У детей третьего уровня недостаточно сформированы грамматические формы. Они допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении. Способами словообразования дети почти не пользуются. Большое количество ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях: смешение окончаний существительных мужского и женского рода (висит ореха); замена окончаний существительных среднего рода в именительном падеже окончанием существительного женского рода (зеркало — зеркалы);  склонение имен существительных среднего рода как существительных женского рода (пасет стаду); неправильные падежные окончания существительных женского рода с основой на мягкий согласный (солит сольи, нет мебеля); неправильное соотнесение существительных и местоимений (солнце низкое, он греет плохо); ошибочное ударение в слове (с пола, по стволу); не различение вида глаголов (сели, пока не перестал дождь — вместо сидели);ошибки в беспредложном и предложном управлении (пьет воды, кладет дров); неправильное согласование существительных и прилагательных, особенно среднего рода (небо синяя), реже — неправильное согласование существительных и глаголов (мальчик рисуют). Словообразование у детей сформировано недостаточно. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов. Часто словообразование заменяется словоизменением (снег — снеги). Редко используются суффиксальный и префиксальный способы словообразования, причем образование слов является неправильным (садовник — садник). Изменение слов затруднено звуковыми смешениями, например, к слову город подбирается родственное слово голодный (смешение [Р] — [Л]), к слову свисток — цветы (смешение [С] — [Ц]). В активной речи дети используют преимущественно простые предложения. Большие затруднения (а часто и полное неумение) отмечаются у детей при распространении предложений и при построении сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Во фразовой речи детей обнаруживаются отдельные аграмматизмы, часто отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные, пространственные и причинно-следственные отношения (Сегодня уже весь снег растаял, как прошел месяц.). У большинства детей сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения звуко-слоговой структуры слова, что создает значительные трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом. Дефекты звукопроизношения проявляются в затруднениях при различении сходных фонем. Диффузность смешений, их случайный характер отсутствуют. Дети пользуются полной слоговой структурой слов. Редко наблюдаются перестановки звуков, слогов (колбаса — кобалса). Подобные нарушения проявляются главным образом при воспроизведении незнакомых и сложных по звуко-слоговой структуре слов. Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых значений слов, близких по звучанию, недифференцированность грамматических форм. Возникают ошибки в понимании речи, связанные с недостаточным различением форм числа, рода и падежа существительных и прилагательных, временных форм глагола, оттенков значений однокоренных слов, а также тех выражений, которые отражают причинно-следственные, временные, пространственные отношения.

         

                                    2. Цвет в нашей жизни

Значение цвета в жизни человека велико и многообразно, всё, что мы видим, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету.

 Цвет – это свет, без которого немыслимо наше существование. Вся жизнь наполнена цветом. Мы говорим «голубой город», и всем понятно, что это город нашей мечты. «Синяя птица» ассоциируется у нас со счастьем, а серые будни с чем-то нудным, монотонным и неинтересным. Выражение «у него золотое сердце» сообщит нам о человеке открытом, добром и великодушном. Услышав фразу «ты сгущаешь краски», мы сразу понимаем, что сгущать краски — значит преувеличивать, придавать чему-то слишком большое значение.[6]

 Вся наша жизнь наполнена цветом.  Мы постоянно занимаемся цветотерапией, даже не подозревая об этом. Достаточно вспомнить о наших цветовых предпочтениях. У нас есть любимые и нелюбимые цвета, приятные для глаз или раздражающие оттенки разных цветов. Облачаясь в одежду любимого цвета или наслаждаясь красками природы, мы ощущаем комфорт, спокойствие и внутреннее удовлетворение. Нелюбимые же цвета мы предпочитаем отвергать, ослабляя тем самым неблагоприятное, как нам кажется, воздействие.

 Проблемами цвета в настоящее время занимается ряд наук, каждая из которых изучает цвет с интересующей её стороны.

Физику интересует энергетическая природа цвета; физиологию – процесс восприятие цвета человеческим глазом; биологию – значение цвета в жизнедеятельности живых и растительных организмов; психологию – проблемы восприятия цвета и воздействие его на психику, способность вызвать различные эмоции.  А теория цвета в живописи занимает эстетическое свойство цвета.

 Со времён И. В. Гёте принято, что за определённым цветом достаточно жёстко закреплены определённые эмоции. По мнению ряда психологов, большинство людей считают, что красный цвет вызывает активность и возбуждение, жёлтый – радость и интерес, зелёный – покой и расслабление, синий – покой игрусть.[6]

 Крупнейший русский невропатолог В. М. Бехтерев исследовал влияние цветовых ощущений на скорость психических процессов. П.В. Янышин, раскрывая  психосемантические характеристики цвета, называет цвет «загадочным», который сопровождает нас повсюду каждое мгновение. [6]

 Все любят цвет, особенно дети. Цвет – это яркая сторона детства.  Малыши реагируют на него, играют и увлекаются им, учатся распознавать и различать разные цвета за долго до того, как узнают их названия.

Любуясь цветом, насыщая цветом свои органы чувств, ребёнок становится более восприимчивым и чувствительным. Он наполняется энергией, начинает ощущать себя в гармонии с природой.

        3. Использование цвета в логопедической работе

Методику Н. М. Погосовой целесообразно и интересно использовать в логопедической работе. Можно соединить, казалось бы, несоединимые вещи: погружение в мир цвета и развития речи.  

Работу желательно проводить с детьми старшей и подготовительной группы, имеющими общее недоразвитие речи на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Цветовой игротренинг возможно использовать в разных видах коррекционной работы. Это коррекция звукопроизношения, развитие лексико – грамматических категорий, развитие связной речи.

     Использование цвета для коррекции звукопроизношения

Использование цвета в этот период может превратить скучную работу в интересную, живую и творческую. Дети берут в руки предметы и игрушки определенного цвета, выполняют с ними разнообразные действия, моделируют ситуации. Все действия обговариваются. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса работы с цветом.

Необходимо отметить два небольших ограничения, с которыми приходится мириться:

  1. Автоматизация звука в цвете возможна лишь на более продвинутом этапе, когда ребенок уже легко произносит поставленный звук в словах (в разных позициях).

 2. Если в названии цвета встречаются два трудных для произношения звука (а это можно обнаружить почти в каждом слове), то один из звуков у ребенка должен быть, либо сохранным, либо полностью автоматизированным. Очень хорошо использовать цвет и для дифференциации звуков. Возьмем, например, желтый цвет. Можно предложить детям найти среди желтых предметов сначала те, что содержат в своем названии звук «ж» (желтая жаба, желтый жук, желтая одежда, желтый жираф и т. д.), а потом те, в которых встречается звук «з» (желтая змея, желтый зонтик, желтый зайчик, желтая звезда и т. д.). Ниже перечисляются некоторые виды работ по автоматизации звуков в цвете.

1. Автоматизация звука «р»: красный, розовый, бордовый, серый, черный, оранжевый.

2. Автоматизация звука «рь»: сиреневый, коричневый, серебряный.

3. Автоматизация звуков «с» и «сь»: красный, синий, серый, серебряный.

4. Автоматизация звуков «з» и «зь»: золотой, розовый, зеленый.

5. Автоматизация звука «ж»: желтый, оранжевый.

6. Автоматизация звука «л»: белый, золотой, голубой, желтый.

7. Автоматизация звука «ль»: зеленый, фиолетовый.

8. Автоматизация звука «ч»: черный, коричневый.

Использование цвета для развития лексико - грамматических категорий

  1. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе.

Синий василек. Синяя страна. Синее небо. Синие сливы.

2. Изменение прилагательных вместе с существительными по падежам: (Есть) синий василек. (Нет) синего василька. (Подошел) к синему васильку. (Вижу) синий василек. (Любуюсь) синим васильком. (Думаю) о синем васильке.

3. Практическое усвоение предлогов; изменение глаголов с помощью приставок. Розовая бабочка вылетела из розовой комнаты.

Розовая бабочка прилетела на розовую полянку.

 Розовая бабочка подлетела к розовой гвоздике.

Розовая бабочка перелетела на розовую звезду.

4. Согласование количественных числительных с прилагательными и существительными разных родов. Одна розовая ягода. Две розовые ягоды. Пять розовых ягод.

5. Подбор родственных слов. Зеленый, зеленка, зелень, зеленеют, позеленел, зеленоглазый, зелено, Зеленушка.

6. Объединение предметов по смыслу (по ассоциации). Красное платье — красные пуговицы. Красные пуговицы можно пришить на красное платье. Белая чашка — белое молоко. Белое молоко можно налить в белую чашку. Зеленый кузнечик — зеленая трава. Зеленый кузнечик живет в зеленой траве.

   Использование цвета в формирования связной речи

1. Составление предложений по демонстрации действий. Я положил на желтую салфетку желтого жука. Я рисую желтым карандашом желтого жирафа. Желтая жаба скачет по желтой дорожке.

2. Составление описательных рассказов. Это белая бабочка. Она прозрачная и легкая.  нее четыре белых крылышка. И так далее.

3. Сочинение сказок.

Перед началом каждого занятия детям предлагается расслабиться.

Для чего необходимо расслабляться?

Важным моментом при взаимодействии с цветом является способность открыться интуитивным знаниям, то есть ощутить, прочувствовать, осознать. И ничто не помогает так проникнуть в мир интуитивной мудрости, как умение расслабиться. Расслабление позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы и здоровье, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал... Расслабление — это забота о самом себе, это помощь самому себе, это создание условий для нормальной работы своего организма. Потому что в процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.

Каждое занятие строится по определённому алгоритму.

        Алгоритм занятия с использованием цветового игротренинга:

1. Организационный момент: (ритуал приветствия, расслабления, создания мотивации)

2.  Основная часть:

-погружение в цвет (рассматривание цвета, беседа, всестороннее      обследование объектов определенного цвета, дидактических игры и упражнения для развития и коррекции речи, составление рассказов, чтение сказки и т.д.)

- динамические паузы

- упражнения для развития мелкой моторики

3. Заключительная часть:

 - Самовыражение в цвете (рисование, аппликация, создание коллективной работы). Это деятельность детей.

 - Рефлексия (Что больше всего понравилась, какое настроение у меня сейчас).

Таким образом, проведение занятий с использованием цвета, позволяет активизировать внимание ребёнка, удерживать работоспособность на достаточно высоком уровне, сохранять интерес к занятию до его окончания. В связи с этим у детей быстрей проходит этап автоматизации, дифференциации звуков, улучшается грамматический строй речи и связная речь.

 4. Использование цветового игротренинга с детьми в семье

   Одним из важных направлений логопедической работы является работа с родителями. Родители главные помощники логопеда.  Уровень развития ребёнка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи велика.

Цветовой игротренинг очень эффективен при выполнении домашних заданий ребёнка с родителями. Он позволяет не только сократить этап автоматизации звуков, обогатить, активизировать словарный запас детей, но и послужить стимулом в гармонизации семейных отношений.

 Родителям предлагаются игры и упражнения с методическими рекомендациями для проведения в домашней среде. Они в совместной деятельности помогают детям подбирать предметы и игрушки определенного цвета, выполнять с ними разнообразные действия, моделировать ситуации, чувствовать цвет, ощущать, какое настроение он создает, какие ассоциации пробуждает.

Преимущество такого игротренинга заключается в том, что не требует от родителей специальной подготовки наглядного материала, а может осуществляться в повседневной бытовой деятельности.

Все действия, в соответствии с рекомендациями логопеда, сопровождаются речью. Нужный звук, таким образом, повторяется многократно, а дети получают удовольствие от процесса творческой игры с родителями. Подобная игровая ситуация моделируется и при приёме пищи. Для этого заранее подбираются продукты определенного цвета.

                  Примеры игр с инструкцией для родителей:

 Упражнение «Разноцветное настроение». Сегодня у меня Желтое настроение, помоги подобрать одежду и обувь желтого цвета.

 Упражнение «Родственные слова». Подобрать слова-родственники к слову белый - белая, беловатая, белоснежный и т.д.

  Упражнение «Сосчитай солдатиков». В каждой стране есть армия. В стране шахмат две, давай пересчитаем – один белый солдат, два белых солдата и т.д.

 Упражнение «Посмотри, положи и скажи!» Посмотри на предметы зелёного цвета назови те, которые тебе больше всего нравятся, при этом обязательно называй цвет. Вот так: зелёное пальто, зелёный зонт, зелёная скамейка и т.д.

 Упражнение «Какой, какое, какая» (красные сапоги, красный самолёт, красное солнце, синяя страна, синее небо, синие сливы).

 Упражнение «Прятки» Давай поиграем в прятки с предметами. Предметы спрятались. Найди их. Под зелёным цветком зелёный жук, под зелёной машиной зелёная ручка, в зелёном стакане зелёный карандаш.

 Упражнение «Назови правильно» (синий василёк, нет синего василька, к синему васильку).

 Упражнение «Составь предложение» «Я положил на желтую салфетку желтого жука».

  Упражнение «Помоги пришить пуговицу». Красное платье — красные пуговицы.

Домашние задания с использованием цветового игротренинга позволяют детям и их родителям в игровой, увлекательной форме выполнять все поставленные задачи, более продуктивно.

                                 

                                    Заключение

Проведение занятий, c использованием цвета, позволяет активизировать внимание ребенка, удерживать работоспособность на достаточно высоком уровне, сохранять интерес к занятию до его окончания.

В связи с этим у детей быстрей проходит этап автоматизации и дифференциации звуков, улучшается грамматический строй речи и связная речь.  

Эти занятия помогают в формировании психических процессов: внимание, мышление, памяти.  У детей развивается умение чувствовать цвет, ощущать какое настроение он создаёт, какие ассоциации пробуждает,

а также служат для развития фантазии и творческого воображения.

Фиксация внимания на дыхании помогает успокоить возбуждённое состояние ребёнка. Дети учатся расслабляться, ощущать свое тело, чувствовать, осознавать.

Таким образом, комплексный подход цветового игротренинга повышает мотивацию детей к логопедическим занятиям, в, следствии чего возрастает

эффективность коррекционного воздействия на детей.

                             

                             Список литературы

1. Богомолова, А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми [Текст]: логопедическое пособие/ А.И. Богомолова, Санкт-Петербург, Издательство: Библиополис,1995.  – 207с.

2. Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений/ Г.А. Волкова, М: Гуманист, издательский центр Владос, 2002. -232с.  

 3. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников (дети с ОНР) [Текст]: книга для логопедов/ Л.Н. Ефименкова, М: Просвещение 1985. -112с.

4. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуальная подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения [Текст]: пособие для логопедов/ В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М: Издательство ГНОМ и Д, 2001. 136с.

5. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст]: пособие для педагогов и родителей/ Н.Л. Кряжева,  Ярославль: Академия развития, 1996. – 208с

6. Погосова, Н. М. Цветовой игротренинг [Текст]: авторская программа для педагогов, психологов, логопедов, родителей/ Н.М. Погосова,  Издательство: Речь, 2007. -152с.

                                       

                           Приложение

                                       Занятие                                  

                                КРАСНЫЙ ЦВЕТ

Цели

1. Расширение представления детей о красном цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания.

2. Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде и числе.

3. Развитие фразовой речи при ответах на вопросы и умения свободно и легко излагать свои мысли.

4. Развитие связной речи и способности составлять описательные рассказы с опорой на анализаторы.

5. Развитие слухового и зрительного внимания.

6. Формирование обонятельных, вкусовых и тактильных образов.

7. Формирование умения плавно и длительно выдыхать.

8. Развитие мелкой моторики рук, контрастное напряжение и расслабление кистей.

9. Развитие фантазии и творческого воображения.

10. Автоматизация звука «с» в словосочетаниях и предложениях.

Оборудование и материалы:

Предметы красного цвета: ягоды и цветы из бумаги, игрушки, ткани, бусы, нитки, клубок, коробочка, пуговицы, карандаши, фломастер, пластилин, кукла в одежде красного цвета, натуральные овощи, фрукты и ягоды.

Ход занятия:

 Вступление: У нас в гостях фея Красного цвета (кукла в красном наряде). Направила фея на землю лучи красного света, и расцвели тюльпаны и маки, окрасились красным грудки у снегирей, заалели ягоды земляники и калины... Фея приглашает вас в страну Красного цвета. Проходите на ковер и садитесь в позу расслабления.

ПОГРУЖЕНИЕ В ЦВЕТ

Упражнение 1. Ощущение цвета

Посмотрите на эти предметы. (Перед детьми на розово-красной ткани лежат разнообразные предметы красного цвета.) Постарайтесь почувствовать, каким вам кажется этот цвет, какое настроение он вызывает. Этот цвет вам кажется радостным или грустным? Тревожным или спокойным? Горячим или холодным? Слабым или сильным? Праздничным или обычным, повседневным? Активным или бездеятельным? Напряженным или расслабляющим? Вы замечательно почувствовали красный цвет. Молодцы. А я хочу добавить, что красный цвет — цвет радости и сильных чувств. Он яркий и красивый. А еще красный цвет — это сигнал опасности. Поэтому многие из вас почувствовали его как тревожный, возбуждающий и активный. „ Красный цвет поможет вам в минуты усталости, грусти и печали. Он улучшит настроение, даст вам энергию, решительность и уверенность в себе. Он поможет стать мужественным и сильным.

Упражнение 2.

Он, она, оно, они. Назовите те красные предметы, которые вам больше всего нравятся. При этом обязательно называйте цвет. Вот так: красный клубок, красные пуговицы, красное солнце.

Упражнение 3.

Кто самый внимательный Сегодня у многих из вас есть в одежде красный цвет. Немного поиграем и проверим вашу наблюдательность. Один ребенок поворачивается лицом к детям, а педагог задает ему вопросы: у кого из детей красный рисунок на платье, у кого красные носочки, красный бантик и т. д.

 Упражнение 4.

Красные пуговицы Закройте глаза и приготовьте раскрытую ладонь. Когда в вашей ладони окажется какой-то предмет, то сожмите кулачок. (Педагог кладет каждому ребенку в ладонь красную пуговицу.) Откройте глаза, но не раскрывайте ладонь. Попробуйте догадаться, что у вас в ладони. (Дети высказывают свои догадки.) Молодцы. Теперь рассмотрите каждый свою пуговицу. Опишите, какая она. (Крупная, мелкая, круглая, овальная, прозрачная, гладкая, шершавая, с рисунком, с дырочками в середине и т. д.) Поиграем с пуговицами в прятки. Зажмите пуговицу в кулачок крепко- крепко, я проверю, хорошо ли вы спрятали пуговицу, достаточно ли твердым стал ваш кулачок. Хорошо. Теперь расслабьте руку и пальцы; если при этом пуговица выкатится из ладони, ничего страшного. Я проверю, достаточно ли мягкими стали ваши ладошки. А теперь зажмите пуговицу в другой ладони. Упражнение повторяется 3-4раза. Теперь подуем на ладони, охладим их, сдуем следы от пуговиц. Дуем длительно и плавно, щечки не раздуваем.

Упражнение 5.

Волшебное превращение - Еще раз посмотрите на свою пуговицу. Во что ее можно превратить, как вам кажется? (В ягоду, фрукт, колесико от машинки, цветок, солнышко...)

Упражнение 6.

Дары осени  Сейчас у нас осень. Она щедра на подарки. Осень дарит нам грибы и ягоды, овощи и фрукты. Давайте припомним, какие ягоды красного цвета вы знаете. (Малина, брусника, клюква, земляника, красная смородина.) Теперь вспомним любые фрукты и овощи красного цвета. (Яблоки, гранаты, вишня, черешня, помидоры, редиска.)

Упражнение 7.

Составление описательного рассказа «Яблоко» Отгадайте загадку. Само с кулачок, Красный бочок. Тронешь пальцем — гладко, А откусишь — сладко. Правильно, яблоко. А как вы догадались? У нас два яблока. Одно мы съедим, другое будем трогать, нюхать, рассматривать. Но все по порядку. Сначала мы рассмотрим яблоко. Что могут увидеть ваши глаза? (Педагог выставляет на доску карточку — символ с изображением глаз.) Цвет, форму, красивое или некрасивое. Значит, яблоко какое? (Яблоко красное, круглое, красивое.) Понюхаем яблоко. Что нам расскажет носик? (Педагог выставляет карточку — символ с изображением носа и передает яблоко детям, которые по очереди вдыхают его аромат.) Что почувствовал ваш нос? (Яблоко ароматное, душистое, пахучее, приятно пахнущее, свежее.) Съедим по кусочку от яблока. Что расскажет нам рот и язык о яблоке? (Педагог выставляет очередной символ и раздает детям кусочки яблока.) Разжевывайте очень медленно, прислушайтесь к ощущениям во рту. Какое яблоко? (Сладкое, сочное, спелое, хрустящее, вкусное.) Потрогаем яблоко руками. (Символ — ладонь.) Что расскажут нам пальцы? (Яблоко твердое, гладкое, приятное.) А что могут рассказать о яблоке наши уши? Яблоко издает какие-то звуки? (Нет.) Тогда давайте представим, что яблоко заговорило. Послушайте, что оно могло бы рассказать о себе. Я — яблоко. Я расту на яблоне в саду. Я называюсь фруктом. Осенью меня снимают с дерева. Из меня можно приготовить вкусный сок, компот, варенье. Ваши ушки запомнили рассказ яблока? Хорошо. А теперь давайте припомним все, что мы говорили о яблоке, и составим полный рассказ. Эти символы (глаза — нос — рот — рука — уши) помогут нам. Упражнение 8.

 Стихотворение про яблоко Все вы знаете замечательного русского поэта А. С. Пушкина. Послушайте, как он описывает яблоко. Вот так яблоко!53 Оно Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто медом налилось! Видны семечки насквозь... Румяно-золотистое — это значит какое? Как вы себе это представляете? Итог занятия Посмотрите последний раз на предметы красного цвета. Мы покидаем Красную страну. Поблагодарим Красную фею за это путешествие.

  Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

САМОВЫРАЖЕНИЕ В ЦВЕТЕ

Тема: Красный цвет. Рисование акварельными красками. Задание: Изобразить в красном цвете любимые предметы, ситуации, места.

                                                   Занятие № 3

                                             ЖЕЛТЫЙ ЦВЕТ

Цели:

1. Расширение представления детей о желтом цвете, развитие способности, тонко чувствовать цвет и умения подбирать адекватные прилагательные для его описания.

2. Упражнение в согласовании прилагательных, обозначающих цвет, с существительными в роде, числе и падеже.

3. Обогащение словаря: подбор наиболее точных глаголов и при- лагательных, подбор родственных слов с общей частью «желт» или «желт».

4. Развитие фразовой речи при ответах на вопросы и умения свободно и легко излагать свои мысли.

5. Формирование умения длительно и плавно выдыхать.

6. Развитие слухового внимания.

7. Развитие зрительного внимания, устранение синкинезий.

8. Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации, расслабление рук по контрасту с напряжением.

9. Воспитание умения выполнять движения под музыку, чувствовать ритм и темп данной мелодии.

10. Автоматизация звука «ж» в словосочетаниях и предложениях.

Оборудование и материалы:

Предметы желтого цвета: листья и цветы из бумаги, лента, бант, игрушки, ткани, шарик, брусок, нитки, клубки, «солнце» из бумаги, пуговицы, карандаш; пластилин, свеча и др.

Ход занятия:

 Вступление:  Сегодня я приглашаю вас в желтое путешествие. Для того чтобы попасть в Желтую страну, вам необходимо получить билет (пропуск). Кто правильно ответит на вопрос, тот выберет себе билет. Билетами будут вот эти листочки желтого цвета. (На столе разложены вырезанные из желтой бумаги листья разнообразной формы.) С этим билетом можно сразу пройти на территорию Желтой страны (ковер), сесть в обычную позу и расслабиться. (Педагог предлагает детям поочередно назвать: желтые овощи, желтые фрукты, желтые цветы, желтых животных, насекомых, желтое в природе.)

ПОГРУЖЕНИЕ В ЦВЕТ

Упражнение 1. Ощущение цвета Посмотрите на разложенные перед вами предметы желтого цвета. Вам нравится желтый цвет? Чем он вам нравится (или не нравится)? Желтый цвет вам кажется теплым или холодным? Радостным или грустным? Подвижным или спокойным? Мягким или жестким? Желтый цвет называют застывшим солнечным цветом. Желтый цвет помогает нам, когда мы плохо себя чувствуем, болеем или когда у нас грустное настроение. Желтый цвет помогает преодолеть уныние, дарит радость, вселяет новые силы. Кроме того, желтый цвет помогает нам хорошо думать, правильно говорить и быть внимательными.

Упражнение 2. Он, она, оно, они Посмотрите на предметы и назовите те, которые вам больше всего нравятся. Дети называют предметы желтого цвета, разложенные на столе: желтая полоска, желтый колобок, желтые цветы, желтая лента, желтые пуговицы, желтые лимоны, желтое солнце и т. д.

Упражнение 3. Огонек Огонь часто называют «маленьким солнышком». Сейчас мы потренируем наши глазки, посмотрим на огонек. Педагог зажигает желтую свечу, дети пристально смотрят на пламя свечи, а затем по сигналу педагога дети поворачивают голову вправо, не отводя взора от пламени, медленно возвращают голову в исходное положение. То же выполняется в левую сторону. Двигается только голова; взгляд всегда остается на пламени свечи.

Упражнение 4. Осень  Знаете ли вы, какое время года можно назвать желтым? Какое? Почему? Давайте, почитаем осенние стихи. (Стихи дети разучили с педагогом заранее.) Посмотрите, машет Желтою косынкой

 Девочка Маша На лесной тропинке.

Машу провожают, Желтые березки,

На ногах у Маши Желтые сапожки.

(И. Заграевская)

 Чем машет Маша? (желтою косынкой)

 Кто провожает Машу? (желтые березки)

 Что на ногах у Маши? (желтые сапожки) Осень на опушке краски разводила, По листве тихонько кистью проводила. Пожелтел орешник и зарделись клены, И в лесу осеннем только дуб зеленый.    (3. Федоровская)

 Что делала осень?

  Что произошло с орешником? Осень. По утрам морозы. В рощах желтый листопад. Листья около березы Золотым ковром лежат. (Е. Головин)

 Что говорится о листопаде?  Какой он? (желтый листопад) Листопад, листопад, Листья желтые летят. Желтый клен, желтый бук, Желтый в небе солнца круг. Желтый двор, желтый дом, Вся земля желта кругом. Желтизна, желтизна, Значит осень — не весна. (В. Нирович)

  Назовите все желтое, что вам запомнилось в этом стихотворении, (желтый клен...)

 Какое слово использует автор, чтобы описать землю? (земля желта)

 Какие еще «желтые» слова употребил автор для описания осени? (желтизна)

Упражнение 5.  Родственные слова

В стихах, которые вы прочитали, часто встречались слова с общей частью «желт» или «желт». Это родственные слова. Назовите мне все родственные слова, которые вы можете вспомнить. (Желта; желток, желтизна, желтеют, пожелтел, желтенький, желтоглазый, желторотый)

Упражнение 6.  Желтые листья Что такое листопад? А прежде чем листья упали с дерева, что они делали? (Висели, росли, зеленели, желтели, качались, шумели, шелестели, дрожали...)  Представьте, что ваши кисти рук — это листья. Раздвиньте пальчики и посмотрите, листья какого дерева напоминают вам ваши руки. (Клена.) Сделайте свои листики твердыми, напряженными, тугими. (Педагог проверяет напряженность пальцев.) Хорошо. А теперь листочки повисли: расслабьте руки. Повторим упражнение еще раз,  Теперь покажем, как качаются листики на ветру. Выполняйте вместе со мной. (Руки согнуты в локтях, кисти рук слегка свисают и качаются из стороны в сторону.) Теперь листики дрожат на ветру. (Быстрые движения пальцами рук.)

Упражнение 7.  Ветерок Подул ветерок, листья стали отрываться и падать с деревьев. (Дети дуют на свои ладони длительно и плавно, ощущая прохладу воздуха. Педагог наблюдает за тем, чтобы дети дышали «животом», не поднимали на вдохе плечи и не раздували на выдохе щеки.)

Упражнение 8. Бал осенних листьев Приглашаю вас на бал осенних листьев. Возьмите листики, которые вы выбрали в начале занятия. Они отправятся на бал, а вы посмотрите, как они будут танцевать. (Педагог включает музыку, а дети танцуют со своими листочками.) Итог занятия

Наше желтое путешествие подходит к концу.

Понравилось ли вам заниматься с предметами желтого цвета? Какое упражнение понравилось вам более всего? Что показалось трудным? Что неинтересным? Вы запомнили, что означает желтый цвет? Это цвет радости и тепла. Он вселяет в нас новые силы, помогает преодолеть грусть и печаль.

Наше занятие закончено.

После небольшого перерыва вам предстоит еще одна интересная работа. САМОВЫРАЖЕНИЕ В ЦВЕТЕ

 Тема: Желтый цвет. Автопортрет. Рисование с элементами аппликации (желтый листок). Материалы: Вырезанные из желтой бумаги листочки разной формы, напоминающие листья деревьев, разноцветные карандаши.

Задание: Дети выбирают листок любой формы и наклеивают его на бумагу. Листок может быть головой, туловищем, платьем или чем-либо другим. Цветными карандашами дети дорисовывают все необходимое, чтобы получился автопортрет. (Если ребенок отказывается изображать себя, то он может изобразить с помощью листочка, что ему хочется.)  

Вопросы к детям после выполнения задания:

 Кого ты изобразил?

 Что ты делаешь?

 Какое у тебя настроение?

ЖЕЛТЫЕ ИСТОРИИ И СКАЗКИ

 В желтом-желтом городе жил желтый мальчик. Вышел он однажды из дома и видит: расцвел желтый-прежелтый цветок. * «Как бы мне с ним поговорить?» — подумал желтый мальчик и спросил: * Цветок, цветок, как ты растешь? Цветок ничего не сказал. Запечалился мальчик и пошел по желтой дорожке. Встретил желтую девочку и спросил: * А почему цветок мне не отвечает?68 * Да ведь он же говорить не умеет. Цветки ведь не говорят. * Как жалко! — сказал желтый мальчик. (Катя Т., около 7 л.ет.)

Один веселый паучок бежал по дорожке и увидел желтые краски. Взял паучок эти краски, взвалил их на спину и понес домой, чтобы покрасить в желтый цвет паутину. Там были и другие краски, но он захотел именно желтые, потому что у него было веселое, радостное настроение. (Полина Ч.,6,5 лет.)

Дополнительный материал для автоматизации звука «ж»

  1. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе Желтый: жакет, жилет, пожар, флажок, медвежонок, жеребенок, желоб, журнал, жираф, желток, абажур, пирожок, жук, желудь, кружок, джем, бережок, крыжовник, сапожок. Желтая: жаба, пижама, кожа, лужа, лыжа, жара, одежда, жвачка, этажерка. Желтое: животное, желе, мороженое, пирожное, драже. Желтые: жабы, медвежата, лужи, жирафы, жуки, желуди, жеребята, журналы, жакеты, пижамы.
  2.   Проговаривание и дополнение предложений. Согласование глаголов единственного и множественного числа с существительными и прилагательными На желтой лужайке лежит... (желтый жук). На желтой лужайке лежат... (желтые жуки). По желтой дорожке бежит... (желтый жираф). По желтой дорожке бегут... (желтые жирафы). В желтой жаркой Африке живет... (желтая жаба). В желтой жаркой Африке живут., (желтые жабы). В желтую лужу упал... (желтый желудь). В желтую лужу упали... (желтые желуди).
  3.  Составление предложений с глаголом «желтеть»

Желтеет трава на поляне.

Желтеет полоска неба вдали.

Желтеет желе в чашке.

Желтеют желуди на дубе.

Желтеют листья на деревьях.

Желтеют лимоны на ветках.

  1. Сочинение желтых историй и сказок

Дополнительный материал к занятию Африка (Л. Лерман)

 Жаркая-прежаркая в Африке жара,

По углам попряталась даже детвора.

Жалуются жабы — стал безводным пруд,

Лишь жирафы желтые листики жуют.

 Девочка Маша

(И. Заграевская)

    ***

Посмотрите, машет.

Желтою косынкой.

Девочка Маша

На лесной тропинке.

Машу провожают Желтые окошки,

А вокруг березки — Желтые сережки.

За спиной у Маши Желтое лукошко,

На ногах у Маши Новые сапожки.

 Праздничный передник

Вышит желтым шелком.

И бежит за Машей Шарик желтый-желтый.

          

Желтое солнце на землю глядит,

Желтый подсолнух за солнцем следит.

Желтые груши на ветках висят.

Желтые листья с деревьев летят.

Желтая песенка (Из книги «Технологии валеологического развития ребенка вДОУ») Желтая бабочка, желтая букашка.

Желтые лютики, желтая ромашка.

Желтое солнышко, желтенький песочек,

 Желтый цвет радости, радуйся, дружочек

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры при коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

В данной консультации представлен материал, который будет интересен для работы с детьми с ОНР...

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки «Логопедия»

Использование игр и упражнений в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Выпускная работа Программа профессиональной переподготовки«Логопедия»...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНИК В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ КИЛИНА Е.К."

Аннотация: наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Применение телесно-ориентированных техник ...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНИК В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ КИЛИНА Е.К."

Аннотация: наиболее естественными и гармоничными для ребенка являются развитие и обучение, основанные на активизации и включении в работу двигательной сферы. Применение телесно-ориентированных техник ...