Родительская копилка
методическая разработка (младшая группа)

Максимова Виктория Юрьевна

комплекс упражнений по стимуляции речевой активности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskaya_kopilka.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКАЯ КОПИЛКА

Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности детей

(от 1 до 3 лет)

Упражнение 1. С помощью сюрпризного момента (из «чудесного мешочка», коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляем знакомую игрушка.Совершаем игровые действия с мишкой, сопровождая словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У-у-у!» Поздоровайся с мишкой» ( побуждаем ребенка к произнесению звукоподражания).

Можно предложить ее усложнение -  «Кто позвал?» (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок («У-у-у»); игрушки располагаем по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовем» малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала»).

Варианты: аналогичные игры проводим с самолетиком («у-у-у») и паровозиком («у-у-у»).

Упражнение 2. Игра «В гости пришла кукла».

С помощью сюрпризного момента предъявляем знакомую куклу. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием: «а-а-а».  Показываем игровые действия, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждаем малыша сделать то же самое.

Упражнение 3. Игра «Айболит». Создаем игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.

• У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!» Как плачет зайка?

• У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.

Малыш произносит вместе со взрослым, повторяет за ним, потом произносит самостоятельно звукоподражание «а-а-а!».

Упражнение 4. Используя сюрпризный момент (из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика, одновременно со звуковым сигналом - звуком колокольчика или барабана),  показываем игрушку - пупсика: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!»; побуждаем ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные затруднения,  производим движение руками ребенка.

Усложнение игры: «Кто позвал?», «У нас в гостях» с использованием игрушек из предыдущих занятий.

Упражнение 5. Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик, волк), используя звукоподражание, называет их («у-у», «а-а», «ау-ау»). Затем последовательно (по одной) предъявляем контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит цветное и контурное изображения, накладывая парные картинки, друг на друга. Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания).

Игра «Что пропало?»:  убираем одну из картинок и просим назвать ее, используя звукоподражание.

Вопросы:

• Кто ушел? (кукла: «Уа-уа!»)

• Что улетело? (самолет: «У-у-у!»)

• Кто убежал?(волк: «У-у-у»)

Упражнение 6. Игра «Положим спать» :

• На звук «а» укладываем спать куклу:

Кукла-куколка, бай-бай,

Спи спокойно, засыпай:«А-а, а-а».

• На звук «у» укладываем бычка:

На кроватке спит бычок,

Он улегся на бочок:У-у, у-у, у-у».

• На звук «и» укладываем мышку:

Захотела мышка спать

И полезла под кровать:«И-и, и-и, и-и».

Упражнение 7. Различение звуков «му» и мяу». Показываем картинку, называем слово («кошка») и даем образец звукоподражания («мяу»).

• Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка, корова ?

• Кто кричит: «Му» («Мяу») ?

• Спрячь кошку (корову) (побуждаем  закрывать ладошкой картинку с указанным изображением).

• Видишь корову (кошку)?

( побуждаем малыша к произнесению слов «да», «нет»).

• Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги.)

• Кто позвал? (даем образец звукоподражания и просим ребенка выбрать соответствующую картинку).

Включаем отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:

Му-му!

Молока кому?

Мяу-мяу! - кто пищит?

У меня живот болит.

Упражнение 8. Звукоподражания «ту-ту», «тук-тук», «тик-так».

  Показываем ребенку картинки, называя их, даем образец звукоподражания.

• Спрячь поезд (молоток, часы)

• Что спрятала? (Одна картинка закрыта листом бумаги)

• Что услышал? (даем образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующую картинку).

• На чем поедем кататься? Покажи. Как гудит поезд?

• Чем гвозди забиваем? Покажи, как стучит молоток?

• Что тикает? Как?

Включаем звукоподражания в стихотворные тексты:

Вот поезд наш едет, колеса стучат:

Ту-ту, ту-ту, ту-ту!

А в поезде этом ребята сидят.

Ту-ту, ту-ту, ту-ту!

Строим, строим новый дом,

Тук-тук молотком.

Наши часики стучат:

Тик-так, тик-так.

Отработанные звукоподражания включаем в стихотворные тексты.

Считать кукушка научилась.

На том ученье прекратилось.

Ку-ку, ку-ку.

Куры крыльями махали:

Ко-ко, ко-ко!

Куры ключами стучали:

Ко-ко, ко-ко!

Гуси, гуси, га-га-га!

Есть хотите? Да-да-да!

Прилетели гули, гули-голубочки:

Гуля-гуля-гуля.

На головку сели моей дочке:

Гуля-гуля-гуля.

Гоп-гоп! Конь живой

И с хвостом и с гривой...

Он качает головой,

Вот какой красивый!

Гоп-гоп-гоп!

Ду-ду-ду-ду! Потерял Ваня дуду.

А я дудочку нашла,

И Ванюше отдала:

Ду-ду-ду-ду!

Маленькие мышки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Пищат: «пи-пи-пи!»

Пистолет пугает мух.

Говорит он громко: «ПУХ!»

Мой веселый, звонкий мяч.

Ты куда пустился вскачь?

Оп-оп-оп-оп!

Миша, Мишенька, бай-бай!

Спи скорее, засыпай!

Мальчик плачет и кричит:

«Ручка у меня болит!»

Бо-бо-бо-бо!

«Би-би-би, - гудит машина, -

Не поеду без бензина!»

С барабаном мы идем,

Громко песенку поем!

Бом-бом, бом-бом!

Говорит собака: «АМ!

Кошке мясо не отдам:

«Ам-ам-ам!»

Наш малыш кричит с утра:

«УА-УА-УА-УА!»

Заблудились мы в лесу,

Закричали все:«АУ-АУ!» 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительская копилка. "Умные игры"

Уважаемые родители! Развитие фонематического (речевого) восприятия – это овладение навыками звукового анализа и синтеза. Знание ребенком буквы, еще не позволяет ему овладеть навыкам слитного чтения. О...

Родительская копилка: Создание условий для музыкального воспитания в семье.

Некоторых родителей не удовлетворяет, если мы так неопределенно, словами, вынесенными в заголовок, отвечаем на их вполне конкретный вопрос «Когда начинать музыкальное воспита­ние?» И тогда мы приводим...

Родительская копилка "Играем с ребёнком"

Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности...

Родительская копилка. Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности детей (от 1 до 3 лет)

Целенаправленное включение родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс значительно повышает его эффективность. Для успешной работы обеспечьте родителей ребенка данным буклетом и они стан...

Родительская копилка.Комплекс упражнений по развитию слухового внимания,слуховой памяти и фонематического слуха детей (от 1 до 3 лет)

Данный буклет способствует повышению  компетентности родителей в речевом развитии детей.Удобен в применении (родительский уголок,родительское собрание и т.д.), содержит ряд доступных упражнений в...

Родительская копилка. Связная речь.

Вашему вниманию представлен материал по развитию связной речи в виде удобного буклета. Он удобен в использовании как для родителей имеющих детей дошкольного возраста,так и начинающим педагогам....

Родительская копилка. Слоговая структура.

Вашему вниманию представлен материал по развитию слоговой структуры слова в виде удобного буклета. Рекомендуется  начинающим логопедам (для пополнения информационного уголка ),воспитателям и роди...