Родительская копилка
методическая разработка (младшая группа)
комплекс упражнений по стимуляции речевой активности детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskaya_kopilka.docx | 16.35 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКАЯ КОПИЛКА
Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности детей
(от 1 до 3 лет)
Упражнение 1. С помощью сюрпризного момента (из «чудесного мешочка», коробочки, из-за ширмы) ребенку предъявляем знакомую игрушка.Совершаем игровые действия с мишкой, сопровождая словами: «В гости к нам пришел мишка. Он здоровается с тобой: «У-у-у!» Поздоровайся с мишкой» ( побуждаем ребенка к произнесению звукоподражания).
Можно предложить ее усложнение - «Кто позвал?» (вместе с мишкой в гости к малышу пришел волк-волчок («У-у-у»); игрушки располагаем по правую и левую стороны от ребенка и по очереди «зовем» малыша, он поворачивается к той игрушке, которая его «позвала»).
Варианты: аналогичные игры проводим с самолетиком («у-у-у») и паровозиком («у-у-у»).
Упражнение 2. Игра «В гости пришла кукла».
С помощью сюрпризного момента предъявляем знакомую куклу. Она хочет спать, нужно ее покачать, сопровождая действия звукоподражанием: «а-а-а». Показываем игровые действия, сопровождая их словами: «Кукла Оля хочет спать, куклу надо покачать», и побуждаем малыша сделать то же самое.
Упражнение 3. Игра «Айболит». Создаем игровую ситуацию - к Айболиту приходят знакомые ребенку игрушки: зайка, неваляшка, крокодил.
• У зайки болят зубы. Зайка плачет: «А-а-а!» Как плачет зайка?
• У крокодила болят зубы. Крокодил плачет: «А-а-а!» и т.п.
Малыш произносит вместе со взрослым, повторяет за ним, потом произносит самостоятельно звукоподражание «а-а-а!».
Упражнение 4. Используя сюрпризный момент (из-за ширмы, из «чудесного» мешочка, из кукольного домика, одновременно со звуковым сигналом - звуком колокольчика или барабана), показываем игрушку - пупсика: «Это малыш. Малыш плачет: «Уа-уа!»; побуждаем ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с игрушкой (покачать, покормить из соски). Если ребенок испытывает двигательные затруднения, производим движение руками ребенка.
Усложнение игры: «Кто позвал?», «У нас в гостях» с использованием игрушек из предыдущих занятий.
Упражнение 5. Ребенок узнает предметы, изображенные на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик, волк), используя звукоподражание, называет их («у-у», «а-а», «ау-ау»). Затем последовательно (по одной) предъявляем контурные изображения тех же предметов. Малыш соотносит цветное и контурное изображения, накладывая парные картинки, друг на друга. Вопросы: «Кто плачет? Как?» (вызов звукоподражания).
Игра «Что пропало?»: убираем одну из картинок и просим назвать ее, используя звукоподражание.
Вопросы:
• Кто ушел? (кукла: «Уа-уа!»)
• Что улетело? (самолет: «У-у-у!»)
• Кто убежал?(волк: «У-у-у»)
Упражнение 6. Игра «Положим спать» :
• На звук «а» укладываем спать куклу:
Кукла-куколка, бай-бай,
Спи спокойно, засыпай:«А-а, а-а».
• На звук «у» укладываем бычка:
На кроватке спит бычок,
Он улегся на бочок:У-у, у-у, у-у».
• На звук «и» укладываем мышку:
Захотела мышка спать
И полезла под кровать:«И-и, и-и, и-и».
Упражнение 7. Различение звуков «му» и мяу». Показываем картинку, называем слово («кошка») и даем образец звукоподражания («мяу»).
• Покажи, где кошка (корова). Как говорит кошка, корова ?
• Кто кричит: «Му» («Мяу») ?
• Спрячь кошку (корову) (побуждаем закрывать ладошкой картинку с указанным изображением).
• Видишь корову (кошку)?
( побуждаем малыша к произнесению слов «да», «нет»).
• Кто спрятался? (Одна из картинок закрыта листом бумаги.)
• Кто позвал? (даем образец звукоподражания и просим ребенка выбрать соответствующую картинку).
Включаем отработанные звукоподражания в стихотворные тексты:
Му-му!
Молока кому?
Мяу-мяу! - кто пищит?
У меня живот болит.
Упражнение 8. Звукоподражания «ту-ту», «тук-тук», «тик-так».
Показываем ребенку картинки, называя их, даем образец звукоподражания.
• Спрячь поезд (молоток, часы)
• Что спрятала? (Одна картинка закрыта листом бумаги)
• Что услышал? (даем образец звукоподражания, ребенок показывает соответствующую картинку).
• На чем поедем кататься? Покажи. Как гудит поезд?
• Чем гвозди забиваем? Покажи, как стучит молоток?
• Что тикает? Как?
Включаем звукоподражания в стихотворные тексты:
Вот поезд наш едет, колеса стучат:
Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
А в поезде этом ребята сидят.
Ту-ту, ту-ту, ту-ту!
Строим, строим новый дом,
Тук-тук молотком.
Наши часики стучат:
Тик-так, тик-так.
Отработанные звукоподражания включаем в стихотворные тексты.
Считать кукушка научилась.
На том ученье прекратилось.
Ку-ку, ку-ку.
Куры крыльями махали:
Ко-ко, ко-ко!
Куры ключами стучали:
Ко-ко, ко-ко!
Гуси, гуси, га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
Прилетели гули, гули-голубочки:
Гуля-гуля-гуля.
На головку сели моей дочке:
Гуля-гуля-гуля.
Гоп-гоп! Конь живой
И с хвостом и с гривой...
Он качает головой,
Вот какой красивый!
Гоп-гоп-гоп!
Ду-ду-ду-ду! Потерял Ваня дуду.
А я дудочку нашла,
И Ванюше отдала:
Ду-ду-ду-ду!
Маленькие мышки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Пищат: «пи-пи-пи!»
Пистолет пугает мух.
Говорит он громко: «ПУХ!»
Мой веселый, звонкий мяч.
Ты куда пустился вскачь?
Оп-оп-оп-оп!
Миша, Мишенька, бай-бай!
Спи скорее, засыпай!
Мальчик плачет и кричит:
«Ручка у меня болит!»
Бо-бо-бо-бо!
«Би-би-би, - гудит машина, -
Не поеду без бензина!»
С барабаном мы идем,
Громко песенку поем!
Бом-бом, бом-бом!
Говорит собака: «АМ!
Кошке мясо не отдам:
«Ам-ам-ам!»
Наш малыш кричит с утра:
«УА-УА-УА-УА!»
Заблудились мы в лесу,
Закричали все:«АУ-АУ!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительская копилка. "Умные игры"
Уважаемые родители! Развитие фонематического (речевого) восприятия – это овладение навыками звукового анализа и синтеза. Знание ребенком буквы, еще не позволяет ему овладеть навыкам слитного чтения. О...
Родительская копилка: Создание условий для музыкального воспитания в семье.
Некоторых родителей не удовлетворяет, если мы так неопределенно, словами, вынесенными в заголовок, отвечаем на их вполне конкретный вопрос «Когда начинать музыкальное воспитание?» И тогда мы приводим...
Родительская копилка "Играем с ребёнком"
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности...
Родительская копилка. Комплекс упражнений по стимуляции речевой активности детей (от 1 до 3 лет)
Целенаправленное включение родителей в совместный с педагогами коррекционный процесс значительно повышает его эффективность. Для успешной работы обеспечьте родителей ребенка данным буклетом и они стан...
Родительская копилка.Комплекс упражнений по развитию слухового внимания,слуховой памяти и фонематического слуха детей (от 1 до 3 лет)
Данный буклет способствует повышению компетентности родителей в речевом развитии детей.Удобен в применении (родительский уголок,родительское собрание и т.д.), содержит ряд доступных упражнений в...
Родительская копилка. Связная речь.
Вашему вниманию представлен материал по развитию связной речи в виде удобного буклета. Он удобен в использовании как для родителей имеющих детей дошкольного возраста,так и начинающим педагогам....
Родительская копилка. Слоговая структура.
Вашему вниманию представлен материал по развитию слоговой структуры слова в виде удобного буклета. Рекомендуется начинающим логопедам (для пополнения информационного уголка ),воспитателям и роди...