Конспект НОД комплексного занятия в подготовительной логопедической группе «Играя – учимся… Мой любимый город - Санкт-Петербург, в котором я живу».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Цель: Развитие связной речи, расширение представлений о Санкт-Петербурге.

Коррекционно-образовательные:

Закрепить, уточнить, расширить словарь о городе Санкт-Петербурге.

Совершенствовать грамматический строй речи, синтаксической стороны речи.

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

Совершенствование навыков составления предложений, их анализа.

Развитие навыка пересказа, составление рассказа по ранее составленному плану.

Автоматизация правильного произношения и дифференциации звуков.

Коррекционно-развивающие:

Развитие планирующей функции речи.

Формирование познавательных процессов, связанных с речевой деятельностью внимания, памяти, мышления, воображения.

Развитие речевого слуха, речевых навыков, координации речи с движением.

Развитие зрительного внимания, конструктивного праксиса.

Развитие фонематических представлений.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание навыков сотрудничества, инициативности, самостоятельности, ответственности, активности.

Развитие эмоциональной сферы, положительных черт характера, доброжелательного отношения к окружающему миру, этического поведения петербуржца.

Способствовать патриотическому воспитанию детей, привитию любви к родному городу, стране через художественно-эстетическое и познавательное развитие

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.uchimsya-igraya.sankt-peterburg.docx34.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД комплексного занятия в подготовительной логопедической группе

«Играя – учимся… Мой любимый  город - Санкт-Петербург, в котором я живу».

Государственное бюджетное  дошкольное образовательное

учреждение  детский сад № 17 комбинированного вида

Петродворцового района Санкт-Петербурга

Учитель – логопед  Онегова Татьяна Леонидовна

Цель: Развитие связной речи, расширение представлений о Санкт-Петербурге.

Коррекционно-образовательные:

Закрепить, уточнить, расширить словарь о городе Санкт-Петербурге.

Совершенствовать грамматический строй речи, синтаксической стороны речи.

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

Совершенствование навыков составления предложений, их анализа.

Развитие навыка пересказа, составление рассказа по ранее составленному плану.

Автоматизация правильного произношения и дифференциации звуков.

Коррекционно-развивающие:

Развитие планирующей функции речи.

Формирование познавательных процессов, связанных с речевой деятельностью внимания, памяти, мышления, воображения.

Развитие речевого слуха, речевых навыков, координации речи с движением.

Развитие зрительного внимания, конструктивного праксиса.

Развитие фонематических представлений.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитание навыков сотрудничества, инициативности, самостоятельности, ответственности, активности.

Развитие эмоциональной сферы, положительных черт характера, доброжелательного отношения к окружающему миру, этического поведения петербуржца.

Способствовать патриотическому воспитанию детей, привитию любви к родному городу, стране через художественно-эстетическое и познавательное развитие 

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Технологии: здоровье сберегающая, игровая, развивающего обучения, мнемотехника.

Оборудование: магнитная доска, контейнер с магнитами; слоги, синие капельки-карточки, мяч, видео презентация, слайд- шоу.

Предварительная работа:

Разучивание стихов. Чтение рассказов. Работа по пересказам. Рассматривание открыток с видами города. Отгадывание загадок, ребусов.

I.Организационный момент

Дорогие ребята и гости здравствуйте! (Мелодия «Ленинградский вальс» Л. Дольского)

В наш детский сад поступило электронное сообщение от кота Мурыча! Давайте его послушаем! Слайд – видео 1 

Привет, ребята! Меня зовут кот Мурыч. Я не просто кот, а кот питерский! Я знаю о нашем замечательном городе почти всё. Но я получил от знакомой кошки Василисы праздничную открытку с днём рождения нашего города, а ещё много вопросов и загадок? Хотите погулять со мной по городу и помочь мне, отгадать загадки, посетить достопримечательности, составить экскурсионные маршруты для гостей и туристов нашего города. Соглашайтесь, прогулка будет интересной! Жду Вашей помощи! (Да.)

Вперед! Нас ждет интересное виртуальное путешествие, и компьютер будет нашим помощником.

Раз, два, три - круг широкий собери.

Круг широкий вижу я, встали все мои друзья!

Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево.

В центре круга соберемся.

Все друг другу улыбнемся!

На места свои вернемся!

II. Ход НОД

1.Наше путешествие по городу начинается.

-Как называется город, в котором мы живем?  

Слайд 2-Как вы думаете, что означают эти картинки и цифры?

(Кто является основателем нашего города? (Пётр I).

Что означает дата 27 мая 1703 года? (Это дата основания нашего города).

 Как называется остров, на котором началось строительство города? (Заячий остров.  Из 42 островов Петербурга, 5 крупных.) И как называется первая крепость города?  (Петропавловская крепость)

2.Слайд 3 - Что обозначают эти картинки и даты.  (Где расположен наш город? (Город построен на Неве, там, где Нева впадает в Финский залив)

- Что изображено на гербе города Санкт-Петербурга? (щит, морской якорь, речной якорь, скипетр.  (в прошлом СПб был столицей Российской империи).

Сколько лет нашему городу? (315 лет)

Мы живем в одном из красивейших городов мира. Его строили знаменитые архитекторы, многие поколения великолепных строителей и мастеров. Мы живем в большом городе, который называют мегаполисом, потому что в его состав вошли пригороды, такие как Стрельна и Петергоф.

Давайте вспомним: 

-Как называют жителей Петербурга? (петербуржцы).

-Как называют жительницу Петербурга? (петербурженка).

-Как называют жителя Петербурга? (петербуржец).

-Какие улицы, дома, реки, каналы в Петербурге? (петербуржские).

3. (Слайд. 4)

В нашем городе много красивых улиц, проспектов, шоссе, переулков, площадей.

Ребята, вспомните, почему наш город  «Санкт-Петербург – называют городом рек и каналов». А картинка на экране поможет нам вспомнить этот рассказ.

Ребенок рассказывает: «Санкт-Петербург можно назвать городом рек и каналов: их в городе не меньше, чем улиц и проспектов. А самая главная река – это, конечно, Нева. Наш город даже называют «городом над Невой», «городом на Неве». (по Л. Ермолаевой, И. Лебедевой).

Беседа по рассказу, (углубление представлений о Санкт-Петербурге, развитие диалогической речи, развитие памяти, словарная работа).

–Как можно назвать Санкт-Петербург? СПб можно назвать городом рек и каналов. – Как ещё называют СПб? СПб называют северной столицей, культурной столицей. А ещё наш город называют Северной Венецией. Венеция - город в Италии, где очень много каналов.

– А как много рек и каналов в нашем городе? Рек и каналов в нашем городе не меньше, чем улиц и проспектов.

– Как называется главная река СПб? Главная река – это Нева.

– Поэтому как называют наш город? Наш город называют «городом над Невой», «городом на Неве».

4. Слайд 5 Слайд 6-11 Рассмотрите ребус, отгадайте его и  догадайтесь, о чем будет следующая загадка? Мы отгадываем ребусы и назоваем реки Санкт-Петербурга.

Название, какой реки спрятано в  ребусе.  Выставляю ребусы на доску. Нева. Мойка. Фонтанка. Карповка. Охта. Монастырка.

5. Слайд 12 Игра с мячом «Раздели на слоги». Кот Мурыч  предлагаю поиграть с мячом.

 Я бросаю мяч и называю петербуржские реки, а вы ловите мяч и делите название реки на слоги. Нева, 2 слога. Фонтанка, 3 слога. Карповка, 3 слога. Мойка, 2 слога. Монастырка, 4 слога. Смоленка, 3 слога. Охта, 2 слога, Черная, 3 слога.

6. Слайд 13.Игра «Волшебные капли петербуржских рек».

В волшебных каплях спрятались звуки. В названиях рек нужно помочь кошке Василисе найти звук К. (Раздаю схемы и капельки)

Вспомните, в названии, каких петербургских рек нет звука К. (Нева, Охта). Сейчас я буду произносить названия, в которых есть звук К, а вы будете определять его место в слове, передвигая капельку по «реке» исток-начало, русло-середина, устье-конец) Фонтанка, Мойка, Карповка (2 звука К). А Мурычу, помогите вспомнить названия петербуржских рек, в названии которых слышится звук Р – Монастырка, Карповка, Черная. Где слышится звук Р в названиях рек …? (в середине слова)

7. Слайд 14 Игра «Подбери слово к схеме»: (Мойка)

К названию какой реки подходит эта звуковая схема?

Мойка. Эта схема подходит к слову Мойка, потому что в этом слове 5 звуков: первый-твердый согласный звук м, второй-гласный звук о, третий й – мягкий согласный звук к, пятый-гласный звук а.

8. Слайд 15 Среди городов России, Санкт Петербург занимает первое место по количеству рек. В городе 49 рек, ручьев, протоков, и 19 каналов. Продолжим рассказ о  нашей красавице реке Неве, поиграем в игру «Подбери пару к слову река» Подберите из картинок парную картинку к слову река и объясните, почему вы составили эту пару. Работа с картинками.  

Буква М – слово мост начинается со звука м, а мосты построены над рекой. 

Р ( сигнал зеленого цвета) – слово река, начинается с мягкого согласного Рь, над рекой построены  мосты.

Цифра 2 – у реки 2 берега, а чтобы их соединить строят мосты.

Арка, дуга – над рекой построены мосты, арки и дуги похожи на мост.

Остров – река со всех сторон омывают остров, мосты соединяют берега островов.

Корабль – под мостами по реке плывут корабли.

Дома - по берегам реки на островах построены дома, острова, и берега реки соединены мостами.

Цифра 2-  половины моста, мосты через Неву, состоят из 2 частей их  разводят, чтобы по ночам пропускать корабли.

Машины -  днем по мостам над рекой едут машины.

Люди - через мосты переходят с одного берега реки на другой, гуляют по набережным.

(Парусник, когда не было мостов, по реке плыли лодки, парусники и перевозили грузы, товары.

Зимой река замерзает, и можно кататься на санках, лыжах, коньках.)

8.Мы составили пары картинок. И видим, как тесно связана река Нева с мостами. Они неразлучны. Давайте вспомним, для чего нужны мосты, расскажем  стихотворение «Мосты».

Координация речи с движением.

Мосты нужны, чтоб стать дружнее (дуга, пальцы сцеплены)

двум берегам, двум островам, (2 хлопка, 2 хлопка)

Чтоб стать чуть ближе и роднее (обнимаем плечи)

Тебе и мне, и нам, и вам. (наклоны лево, право; вперед, назад)

Едины острова, как братья ( руки вверх, ладони вместе)

и крепко их рукопожатье. (рукопожатье 2 рук).

9.Упражнение «Составить предложение». Конверт с карточками. Составьте и прочитайте предложения о Санкт-Петербурге. Корабли плывут по Неве. Анализ предложения. Выкладывание схем. (для хорошо читающих детей, высокий уровень развития). Работа с деформированной фразой. (плывут Неве по корабли, для детей среднего уровня развития) Корабли плывут по Неве.

10. Игра с мячом «Закончи предложение». Теперь вы будете заканчивать предложения, начатые мной. Добавляйте все по одному слову и передавайте мяч по кругу.

- В Санкт-Петербурге много музеев (театров, дворцов, гостиниц, церквей).

- В нашем городе много рек (каналов, улиц, площадей).

11.Координация речи с движением. Слайд 15

А сейчас я предлагаю погулять по нашему городу «Люблю по городу гулять…»  

12. Слайд 16 На столе лежат картинки с памятниками архитектуры.

-Рассмотрите их, возьмите по 1 картинке, которая относятся к городу Санкт-Петербургу.

-Расскажите, почему вы выбрали именно эту картинку.

Каждый ребенок рассказывает о выбранной им картинке (2 мин)

13. (Показ слайд - шоу с музыкальным сопровождением классической музыки)

Давайте посмотрим слайд - шоу о любимом Санкт-Петербурге.

Расскажите, что вы увидели. (2-3 мин).  

14.Слайд 17 -Дети! Предлагаю разделиться на группы. Переверните свою картинку. Цвет кружка на картинке обозначает вашу группу: синий, зеленый, красный, желтый.

-Составьте Коллаж - карту исторических частей города СПб. Подготовьте к нему рассказ. Возьмите на столе схему части карты города и конверты с картинками, цветную бумагу, карандаши, фломастеры. Время составления коллажа 10 мин. Музыкальный сигнал сообщит, что до окончания работы осталось 5 мин.

-По окончанию работы. Правильно расположите свою часть коллажа на общей карте города. (Представляется общая карта города)

-Расскажите рассказ по вашему коллажу.

-Дети составляют коллаж. Вывешивают на магнитную доску. Рассказывают по нему о СПб. (2-3 мин). Каждая группа по очереди расскажет об известных местах города СПб которые могут посетить туристы и гости города четко, красиво и правильно.

III.

15.Рефлексия. Ребята, наше виртуальное путешествие подошло к концу. Вы составили интересные экскурсионные маршруты.

Встаньте в круг. Возьмите по очереди флажки. Поделитесь вашими впечатлениями о нашем любимом СПб. Почему мы гордимся своим городом. Что интересного узнали? Чему  научились? Что вам запомнилось?

Назовите красивые слова. Какой наш город СПб?

(Богатый, красивый, нарядный, праздничный, украшенный, знаменитый, культурный, хлебосольный, гостеприимный, радушный,  великий, лучший.)  

И повесьте флажок на веревочку.

Получилась гирлянда из флажков для нашего любимого города СПб, которому исполнилось 315лет. Спасибо.

Наш город красивый. Но город - это, прежде всего люди, которые в нем живут. Мы    говорим на своем языке, имеем свою богатую историю, культуру, традиции, живем в мире   и дружбе. Дети, я надеюсь, что вы будете настоящими петербуржцами дружными, честными, всегда будете любить своих близких, свой город, свою Родину!

Слайд 18  А кот Мурыч благодарит вас за помощь и дарит вам подарки – книжки-раскраски с видами нашего города. Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию. "Колыбель истории. Санкт - Петербург"

данный материал поможет педагогам обобщить и углубить знания детей о городах России...

Методическая разработка открытого мероприятия с детьми воспитателя подготовительной логопедической группы ГБДОУ детский сад №20 Санкт-Петербурга. Анфиногеновой Л.Н. Тема: "Путешествие в страну ПДДейка".

Данное занятие проводится с детьми полготовительной речевой группы в виде иньеллектуальной игры по теме :" Путешествие по городу дорожных знаков ПДДейка".Проводя данное занятие, мы обобщаем ...

«Санкт- Петербург - город, в котором я живу»

Цель проекта - развитие познавательной активности детей, повышение интереса к истории и культуре нашего города, формирование чувства патриотизма; формирование интереса к коллективной, игровой, п...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе: «Люблю тебя, мой край родной!»

Продолжать знакомить детей с нашей Родиной - Россией и ее главным городом Москва. Закреплять и расширять знания о родном городе, о достопримечательностях, об улицах, о районах, о труде и отдыхе населе...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Играем со звуками"

Сколько интересных заданий можно выполнить с детьми, различая гласные звуки А, У, И. Можно использовать и символы звуков, и буквы для определения места звуков в слове, выкладывать звуковые дорожки, уз...