Развитие слоговой структуры слова
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему

Жданова Ольга Алексеевна

буклет содержит рекомендации по развитию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_slogovoy_struktury_slova.doc525 КБ

Предварительный просмотр:

Процесс обследования звукового состава слова для ребенка дошкольного возраста сложен потому, что ему одновременно нужно установить, какие именно звуки слышны в слове, вычленить их, определить порядок следования звуков, их количество.

Ориентировка в звуковой стороне слова готовит ребенка к усвоению грамоты, письменной речью.  Звуки в слове при произнесении взаимосвязаны и входят в состав слогов, из которых образуются слова. Один слог в слове ударный.

Чтобы ребенок правильно передавал на письме звуковую сторону слова, не пропуская и не переставляя в нем буквы, надо научить его делить слово на слоги, устанавливать место и последовательность в нем звуков. Знакомство со слоговым анализом является важным этапом при обучении дошкольников грамоте и на начальных этапах и для дальнейшего усвоения грамматики родного языка.

Очень важно, чтобы дети еще до обучения чтению научились делить слова на слоги.

Уже четырехлетние дети справляются с заданием разделить слово на части хлопками, а также хорошо усваивают графическое изображение деления слов на одну, две, три части (предварительно дети знакомятся с понятием «слово», с его графическим изображением). Пятилетние дети образуют новые слова путем наращивания слогов (лиса, лисица, лисонька), определяют количество слогов в слове, придумывают слова на заданный первый слог.

Ставятся следующие задачи:

1. Развивать умение делить слова на слоги (на слух, при помощи хлопков и т.д.).

2. Развивать умение определять количество слогов в слове и их последовательность. Познакомить с понятием «начало» и «конец» слова.

3. Научить определять местонахождение ударного слога в двусложных и трехсложных словах, переносить ударение с одного слога на другой (при образовании множественного числа, например, поле-поля).

4. Развивать и закреплять навык составления слова из заданных слогов.

5. Развивать умение быстро составлять и прочитывать слова со сходными слоговыми структурами.

6. Развивать умение подбирать слова по одному данному слогу, а также находить слова, начинающиеся с последнего слога заданного слова.

Определи сколько слогов в слове

Рекомендации

для

заботливых родителей

Слог из слова – он не птица,

Он не фрукт и не зверёк,

Слог – важнейшая часть слова,

Без него – нет слов и всё!

В слове если слог меняет

Место, там, где он живёт –

Самолёт вдруг превращается

В непонятный мосалёт!

Слоги в слове по порядку

Друг за другом все стоят,

Очень просят вас, ребята,

Их друг с другом не мешать!

Игры и упражнения для развития слогового анализа и синтеза

 «Кто где живёт»  дети получают конверты с картинками и по заданию логопеда расселяют изображенных там животных в соответствующее жилье (дом – слова с одним слогом, замок – слова с двумя слогами, избушка – слова с тремя слогами).

                               

                           

                         

«Отправим животных в плавание» – на доске рисунки трех корабликов с одной, двумя и тремя трубами. У детей картинки с изображениями животных, в названии которых, соответственно, один, два, три слога.

«Молчанка» – дети получают карточки с точками

Логопед называет слово или показывает картинку, дети поднимают соответствующую карточку (картинки можно использовать на определенную тему, например, игрушки, овощи, фрукты и т. п.

«Оглянись вокруг» – логопед предлагает детям отыскать вокруг себя предметы с определенным количеством слогов. За каждое правильное слово ребенок получает фишку. По их количеству определяется победитель.

«Собери слова» – детям раздаются карточки со слогами (за, ва, ва, со, шка, ко, ха, му и т.п.). Логопед загадывает загадки, дети отгадывают и составляют из слогов слова - отгадки.

«Отгадай слово» – логопед называет первый слог и предлагает конец слова подобрать детям (можно использовать картинку). То же задание затем используется и с последним слогом.

«Соедини картинку со словом»  на листах даны картинки и карточки с напечатанными словами, дети читают слова и соединяют их стрелкой с соответствующей картинкой.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений

Лингвистические и психологические аспекты исследования слога и слогосложения. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические основы исследования предпосылок усвоения слоговой структуры с...

Игры и упражнения для развития слоговой структуры слова.

Начиная с трехлетнего возраста, малыша можно знакомить с  ударными инструментами. Приобретать их лучше всего вместе с ребенком. Сходите всей семьей в магазин игрушек и обратите внимание мал...

Звуки П-Т. Развитие слоговой структуры слов.

Повторение слоговых слогов   развивает четкость речи, слуховое внимание, подготавливает детей к проговариванию сложных слов.Начинаем с двух слогов, далее постепенно переходим к проговаривани...

Система игровых упражнений, направленных на развитие слоговой структуры слова

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников предполагает воздействие на все компоненты речевой системы.Комплексная система логопедического воздейс...

"Развитие слоговой структуры слова посредством игровой деятельности"

В настоящее время в логопедической работе над коррекцией неправильного произношения детей зачастую на первое место выдвигается задача коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе коррекционного ...

Презентация "Развитие слоговой структуры слова у дошкольников" - Чистоговорки с картинками (двусложные слова с открытым слогом)

Чистоговорки (двусложные слова с открытым слогом). Все чистоговорки произносятся чётко с отхлопыванием или оттопыванием слогов....

Конспект занятия по развитию слоговой структуры слова. Тема: "Закрепление чёткого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У"

Цель: учить употреблять предлог "У" в предложении.Задачи:- формировать умение соблюдать ритмический рисунок слов 1-го типа в предложении;- продолжать развитие произносительных умений;- продо...