«Апробирование опыта работы с многофункциональной развивающей детской игрой «Радуга» в специализированных группах дошкольного отделения ГБОУ школы № 297»
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно: оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Апробирование опыта работы с многофункциональной развивающей детской игрой «Радуга» в специализированных группах дошкольного отделения ГБОУ школы № 297»

Методические рекомендации разработаны и апробированы педагогом коррекционной группы ГБОУ школа №297 Пушкинского района Санкт-Петербурга:

Кондрашовой С. Е.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно: оно составляет фундамент общего умственного развития ребенка, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

Задача развития восприятия у детей заключается в том, чтобы выработать устойчивые представления об основных свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Для того чтобы облегчить и ускорить процесс формирования представлений об окружающем мире, необходимо обучить ребенка основным действиям и правилам восприятия.

Исключительно актуальна проблема формирования восприятия для детей с речевыми и психофизическими особенностями. В силу имеющихся нарушений процесс освоения окружающего мира затруднен, информация о предметах ограниченна. Незавершенность в развитии восприятия влияет на успешность адаптации в новой обстановке, снижает уверенность в себе, задерживает развитие других познавательных процессов. Поэтому в коррекционные занятия с детьми, имеющими  речевые и  психофизические нарушения, необходимо включать задания сенсомоторного характера, стимулирующие процесс восприятия и развития речи и  мыслительных операций.

Развивающая игра «Радуга» прошла апробацию в нашем дошкольном учреждении ГБОУ шк. №297 Д/О. Она с успехом включалась нами как в подгрупповые, так и в индивидуальные занятия. Дети проявили неподдельный стойкий интерес к выполнению игровых заданий. Ребёнок, увлечённый замыслом игры, как бы не замечает, что он учится и познаёт новое. В игре ребёнок сам стремится научиться тому, что ещё не умеет. Дидактическая игра «Радуга» - это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет побудительные мотивы и свои способы действий, содержит готовый игровой замысел, предлагаемый ребёнку, игровой материал и правила (общения и предметных действий).

Многофункциональное пособие «Радуга» может включать  в содержание большое количество материала: предметные и сюжетные картинки, карточки с алгоритмом действий, изображения цифр, звуков, букв и др. Используемый материал  соответствует основным образцам сенсорных эталонов.

 Игры и игровые упражнения многофункционального пособия «Радуга» разработаны с учетом закономерностей формирования восприятия и развития мыслительных процессов детей разных возрастных групп. В доступной и увлекательной форме дети осваивают простые перцептивные действия, которые помогают им выделять свойства предметов, формировать лексико-грамматические категории, развивать связную речь, пополнять активный словарь, закреплять математические представления, развивать пространственный праксис и навыки мелкой моторики, развивать и корректировать мыслительные процессы. Развивающая игра «Радуга» является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность и самоконтроль. Её обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Таким образом, в дошкольном возрасте многофункциональная развивающая игра «Радуга» содержит разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности.

Предлагаемые игровые задания с успехом могут быть использованы в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями, а также с детьми, имеющими задержку психического развития. Практически любую игру или упражнение многофункционального пособия «Радуга» можно «адаптировать» к возможностям ребенка с задержкой психического развития, сделать ее развивающей и интересной. В данном случае все задания представляют собой лишь исходный материал, а сама игра создается специалистом в зависимости от его профессионализма и творчества.

Игры и игровые упражнения с использованием многофункциональной

развивающей детской игры

«Радуга»

  1. Игра « Цепочка слов»

Цель: Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Предварительная работа: изготовить предметные картинки для обратной стороны пособия «Радуга»

Ход игры: Ребенку предлагается сложить ряды  из одинаковых форм в цепочку из слов- предметов. Например: наша цепочка начинается со слова «карандаш». Следующим  звеном цепочки  будет слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово «карандаш» Таких цепочек в игре может быть 5 по количеству форм . Игру можно использовать для автоматизации изученных звуков. Проверить правильность выполнения задания  позволяет цветовой ряд радуги.

  1. Игра «Слова длинные и короткие»

Цель: Закрепить у детей знание о том, что звуки в слове  произносятся в определенной последовательности; показать им, что в разных словах разное количество звуков ( слова длинные и короткие), учить детей самостоятельно находить длинные  и короткие  слова.

Предварительная работа: Изготовление предметных картинок и символов звукового ряда.

Ход игры: Ребенку предлагается  предметная  картинка и звуковые символы в одном из рядов форм радуги. Таких слов должно  быть на игровом поле 5, которые состоят  из разного количества  звуков. Составив схемы слов  и  проверив  их правильность, выложив цветовую гамму радуги, ребенок сравнивает слова по длительности звучания, тем самым определяя самое длинное слово, или самое короткое слово

  1. Игра «Как их зовут?»

Цель: Закрепить у детей умение определять первый, последний, второй, третий  четвертый, звуки в словах, а также составлять из них имена.

Предварительная работа: Изготовление предметных картинок для выкладывания(составления имен).Картинки с изображением девочек и мальчиков под номерами (какой по счету звук участвует в составлении имени)

Ход игры: По заданной букве – звуку предлагается составить имя девочки или мальчика. Примерные варианты (Наташа, Володя, Тамара, Алёнка, Никита) Например: НАТАША –(телефоН,  чашкА, плакаТ, ручкА, камыШ,  мышкА).

  1. Игра  «Расскажи сказку»

Цель: Развитие связной речи, памяти, знание русских народных сказок

«Колобок»,  «Репка»,  «Рукавичка»,  «Теремок»,  «Курочка Ряба»

Предварительная работа: Изготовление предметных картинок персонажей из сказок для последовательного выкладывания сюжетов и символов звукового ряда.

Ход игры: Ребенок по каждому ряду форм,  выкладывает сюжетную последовательность сказки. Проверяет правильность последовательности действий персонажей ( по радуге). А затем рассказывает  выложенную сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о логопедическом пункте дошкольного отделения ГБОУ " Школа № 281"

Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с детьми ДО, имеющими речевые нарушения. Положение разработано в соответствии с нормативными и правовыми актами и ...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в дошкольных отделениях ГБОУ Школа №777 г. Москвы

В данной статье изложен опыт работы дошкольных отделений ГБОУ Школа №777 г. Москвы по организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в соответствии с требованиями ФГОС ДО и принципов ...

Представление опыта работы за 2016 – 2017 уч.год на педагогическом совете 31.05.2017 дошкольного отделения ГБОУ «Школа» № 2051 Тема: "Организация патриотического воспитания дошкольников в детском саду в группе №12 "Следопыты"

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство Родины....Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке...

Программа оздоровительной деятельности «Будь здоров, малыш» дошкольного отделения ГБОУ Школа № 1393 «Школа РОСТ»

Программа оздоровительной деятельности предлагает систему  работы с детьми дошкольного возраста....