«Развитие дыхания – необходимое условие формирования правильной речи»
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dyhatelnaya_gimnastika.docx13.63 КБ

Предварительный просмотр:

 «Развитие дыхания – необходимое условие

формирования правильной речи»

     Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, одновременно через нос и рот следует пауза. Речевое дыхание в отличие от неречевого осуществляется произвольно, речевой выдох происходит в основном через рот, несколько замедленно. Источником образования звуков речи служит выходящая из легких и проходящая через гортань, глотку, полость рта или носа воздушная струя. Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослаблен-ности организма, некоторых сердечно - сосудистых заболеваний, заикания, ринолалии, дизартрии.

      Неправильное речевое дыхание нередко приводит:

-  к нарушению плавности речи (речь на вдохе);

-  позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например, [р]);

-  ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;

-  в некоторых случаях к ускорению темпа речи;

-  неправильному использованию интонационных средств выразительности;

-  нечеткому произношению слогов («проглатыванию» окончаний).

      Правильное речевое дыхание:

-  обеспечивает нормальное звукообразование;

-  создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;

-  предохраняет голосовой аппарат от переутомления;

-  способствует сохранению плавности речи, правильному соблюдению пауз.

Для полноценного речевого дыхания необходимы гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата.  Приступая к развитию речевого дыхания, прежде всего следует сформировать сильный плавный ротовой выдох, развить способность правильно направлять воздушную струю и контролировать время выдоха. Только после того, как у ребенка сформируется сильный плавный выдох, можно приступать к тренировке собственно речевого дыхания, которое, в свою очередь,  будет способствовать обучению плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

Речевые упражнения можно проводить:

- во время физкультурно-оздоровительной гимнастики;

- в качестве организационнного момента или физкультминутки во время НОД;

- после дневного сна;

- в свободной деятельности детей

Требования к выполнению речевых упражнений:

- упражнения могут выполняться сидя, стоя или лежа;

- одежда не должна стеснять движений;

- перед началом выполнения упражнений проветрить помещение;

- нельзя выполнять упражнения после приема пищи;

- необходимо следить за правильностью выполнения упражнений (дети не должны поднимать плечи, количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим, избегать слишком длительных задержек дыхания);

- упражнения должны быть ограничены по времени - от 30 сек. до 1,5 мин. (во избежание утомления и головокружения);

- необходимо чередовать выполнение речевых упражнений с другими упражнениями;

- во время выполнения  упражнений эмоциональное состояние должно быть уравновешенным.

Порядок выполнения речевых упражнений:

1)  на развитие физиологического дыхания;

2)  дыхательные без участия речи;

3)  дыхательно - голосовые:

     - на материале гласных звуков;

     - на материале согласных звуков;

     - на материале слогов;

     - на материале слов;

     - на материале предложений, фраз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей разных возрастных групп:"Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи"

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.Ды...

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи...

Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхател...

Развитие речевого дыхания - путь к правильной речи

В статье описываются этапы работы над формированием речевого дыхания с примерами игр и упражнений....

Конспект ООД по познавательному и речевому развитию «Упражнения на развитие дыхания «Ветерок». Звуковая культура речи.

Программное содержание1.Продолжать формировать интерес к занятиям.2.Продолжать формировать потребность детей в общении.3.Формировать умение детей слушать обращенную речь, отвечать на вопросы по мере в...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Речевое и фонационное дыхание — это основа правильной речи».

Речевое дыхание — это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека...

Выступление на педчасе "Речевое дыхание как основа правильной речи"

Дыхание – основа жизни и здоровья человека. В норме у детей параллельно с физиологическим дыханием, формируется и речевое дыхание. В чем же отличие речевого дыхания от обычно...