«Развитие дыхания – необходимое условие формирования правильной речи»
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
«Развитие дыхания – необходимое условие
формирования правильной речи»
Речевое дыхание – основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно отличается от неречевого (физиологического дыхания) тем, что в процессе речи после вдоха, одновременно через нос и рот следует пауза. Речевое дыхание в отличие от неречевого осуществляется произвольно, речевой выдох происходит в основном через рот, несколько замедленно. Источником образования звуков речи служит выходящая из легких и проходящая через гортань, глотку, полость рта или носа воздушная струя. Речевое дыхание может быть затруднено вследствие хронического насморка, аденоидных разращений, общей ослаблен-ности организма, некоторых сердечно - сосудистых заболеваний, заикания, ринолалии, дизартрии.
Неправильное речевое дыхание нередко приводит:
- к нарушению плавности речи (речь на вдохе);
- позднему или неправильному усвоению некоторых звуков (например, [р]);
- ослаблению громкости голоса, особенно в конце произношения длинных фраз;
- в некоторых случаях к ускорению темпа речи;
- неправильному использованию интонационных средств выразительности;
- нечеткому произношению слогов («проглатыванию» окончаний).
Правильное речевое дыхание:
- обеспечивает нормальное звукообразование;
- создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности;
- предохраняет голосовой аппарат от переутомления;
- способствует сохранению плавности речи, правильному соблюдению пауз.
Для полноценного речевого дыхания необходимы гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата. Приступая к развитию речевого дыхания, прежде всего следует сформировать сильный плавный ротовой выдох, развить способность правильно направлять воздушную струю и контролировать время выдоха. Только после того, как у ребенка сформируется сильный плавный выдох, можно приступать к тренировке собственно речевого дыхания, которое, в свою очередь, будет способствовать обучению плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.
Речевые упражнения можно проводить:
- во время физкультурно-оздоровительной гимнастики;
- в качестве организационнного момента или физкультминутки во время НОД;
- после дневного сна;
- в свободной деятельности детей
Требования к выполнению речевых упражнений:
- упражнения могут выполняться сидя, стоя или лежа;
- одежда не должна стеснять движений;
- перед началом выполнения упражнений проветрить помещение;
- нельзя выполнять упражнения после приема пищи;
- необходимо следить за правильностью выполнения упражнений (дети не должны поднимать плечи, количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим, избегать слишком длительных задержек дыхания);
- упражнения должны быть ограничены по времени - от 30 сек. до 1,5 мин. (во избежание утомления и головокружения);
- необходимо чередовать выполнение речевых упражнений с другими упражнениями;
- во время выполнения упражнений эмоциональное состояние должно быть уравновешенным.
Порядок выполнения речевых упражнений:
1) на развитие физиологического дыхания;
2) дыхательные без участия речи;
3) дыхательно - голосовые:
- на материале гласных звуков;
- на материале согласных звуков;
- на материале слогов;
- на материале слов;
- на материале предложений, фраз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей и воспитателей разных возрастных групп:"Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи"
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.Ды...
Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи
Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи...
Упражнения для развития дыхания детей с нарушениями речи.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхател...
Развитие речевого дыхания - путь к правильной речи
В статье описываются этапы работы над формированием речевого дыхания с примерами игр и упражнений....
Конспект ООД по познавательному и речевому развитию «Упражнения на развитие дыхания «Ветерок». Звуковая культура речи.
Программное содержание1.Продолжать формировать интерес к занятиям.2.Продолжать формировать потребность детей в общении.3.Формировать умение детей слушать обращенную речь, отвечать на вопросы по мере в...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Речевое и фонационное дыхание — это основа правильной речи».
Речевое дыхание — это та сила, которая запускает в движение механизм образования звуков и с помощью которой звучит наша речь. Оно играет первостепенную роль в работе голосового аппарата человека...
Выступление на педчасе "Речевое дыхание как основа правильной речи"
Дыхание – основа жизни и здоровья человека. В норме у детей параллельно с физиологическим дыханием, формируется и речевое дыхание. В чем же отличие речевого дыхания от обычно...