10 игр для автоматизации звуков
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

 

Для родителей и логопедов на примере звука [Л] мы предлагаем 10 ВАРИАНТОВ ИГР для автоматизации [Л] в словах в начальной позиции, способствующих не только закреплению самого звука, но и развитию грамматического строя речи и фонематического слуха. Аналогичные игры могут быть использованы для автоматизации любых других звуков в разных позициях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx118.8 КБ

Предварительный просмотр:

10 игр для автоматизации звуков

Овладение ребенком правильным произношением звука на логопедических занятиях – сложный и трудоёмкий процесс, занимающий от нескольких недель до нескольких месяцев. Автоматизация (закрепление звука в речи) требует усидчивости, сосредоточенности, концентрации внимания ребенка на занятиях, а от логопеда и родителей – настойчивости, изобретательности в плане подачи речевого материала для поддержания устойчивого интереса малыша к выполняемой им работе.

Ниже для родителей и логопедов на примере звука [Л] мы предлагаем 10 ВАРИАНТОВ ИГР для автоматизации [Л] в словах в начальной позиции, способствующих не только закреплению самого звука, но и развитию грамматического строя речи и фонематического слуха. Аналогичные игры могут быть использованы для автоматизации любых других звуков в разных позициях.

  1. «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Ребенка просят повторить слово – название большого предмета и образовать его уменьшительно-ласкательную форму.

Ложка – ложечка, лук – лучок, лапа – лапка, лужа – лужица и т.д.

 

  1. «ИЗМЕНИ ЧИСЛО»

Взрослый произносит слово, обозначающее один предмет (слово в единственном числе), а малыш называет слово, обозначающее множество таких предметов (слово во множественном числе).

Лоб –лбы, локоть – локти, лопата – лопаты и т.д. НО: лук – много лука, слова лыжи, луна не изменяются.

http://logoped-tut.by/wp-content/uploads/2015/07/automat-11.jpg

http://logoped-tut.by/wp-content/uploads/2015/07/automat-21.jpg

 

  1. «АССОЦИАЦИИ»

В игре нужно заменить названное слово синонимичным или близким по значению словом со звуком [Л] в начале. Объяснить разницу в значении парных слов.

Рука – ладонь, вермишель – лапша, совок – лопата, конь –лошадь, корзинка – лукошко, месяц – луна, скамейка – лавка, вход – лаз, крушить – ломать, гавкать – лаять.

  1. «ПОСЧИТАЙ ПРЕДМЕТЫ»

Взрослый: – Посчитай лужи (лукошки, лучи и т.д.) до пяти.

Ученик: – Одна лужа, две лужи, три лужи, четыре лужи, пять луж.       Одно лукошко, два лукошка, три лукошка, четыре лукошка, пять лукошек. Один луч, два луча, три луча, четыре луча, пять лучей.

http://logoped-tut.by/wp-content/uploads/2015/07/automat-3.jpg

  1. «ОПРЕДЕЛИ КАТЕГОРИЮ»

Ребенок должен повторить предложенное слово и назвать группу, к которой относится предмет.

Лавка – мебель, лодка – водный транспорт, ласточка – птица, Лада – имя девочки и т.д.

  1. «У КОГО БОЛЬШЕ?»

Взрослый: – У меня один лось, а у тебя много …

Малыш: – А у меня много лосей.

Одна лампа – много ламп, одни лыжи – много лыж, одно лукошко – много лукошек. НО: луна всегда одна.

  1. «ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ?

Игра для слов-глаголов. Нужно изменить по лицам предложенные глаголы.
http://logoped-tut.by/wp-content/uploads/2015/07/automat-4.jpg
Ломать, ловить, лазить, лаять.

Я ломаю, ты ломаешь, он ломает, мы ломаем, вы ломаете, они ломают.

Я ловлю, ты ловишь, он ловит, мы ловим, вы ловите, они ловят.

 

  1. «КТО (ЧТО) ТАКИМ БЫВАЕТ?»

Игра для слов-прилагательных. Необходимо подобрать предметы, обладающие названным признаком (желательно существительные разного рода).

Кто (что) бывает ловким? Ловкий человек, ловкие руки, ловкое тело, ловкаягимнастка.

Кто (что) бывает лучшим? Лучший друг, лучшие оценки, лучшая мама, лучшее время.

Кто (что) бывает лыжным? –Трасса, палки, спорт.

Кто (что) бывает лунным? – Свет, сияние, дорожка.

Ломкий (волосы, прутик), ласковый (взгляд, животное, прикосновения), лысый (мужчина, люди, голова), лучистый (солнце, улыбка), луговой (цветы, клевер, трава), луковый (вкус, головка, горе), лосиный (голова, рога), лодочный (причал, станция, вёсла), лошадиный (топот, грива, копыта, седло).

  1. «ДОБАВЬ СЛОГ»

Игра для детей старше 5 лет. Ребенку дают один из четырёх слогов ЛА (ЛЫ, ЛО, ЛУ), который будет являться началом слова. К нему поочередно нужно добавлять предложенные взрослым конечные слоги и называть получившиеся слова.

ЛА – ма, -па, -вка, -ска, -йка, -мпа, -пша, -зить, -ять.

ЛО – дка, -жка, -кон, -си, -коть, -шадь, -мик, -мать.

ЛУ – чи, -жа, -па, -на, -ша, -га, -пить, -чше.

ЛЫ – жи, -сый, -ко, -жник.

  1. «ЗАМЕНИ ЗВУК»

Игра для детей старше 5 лет. Необходимо заменить первый звук в слове на

звук [Л]. Назвать новое слово, которое получилось.

Мак –лак, сук –лук, ком –лом, нуга –луга, папа-лапа, Павка –лавка, ножка – ложка, маска – ласка, кокон – локон, бадья – ладья, таять – лаять.
http://logoped-tut.by/wp-content/uploads/2015/07/automat-5.jpg
Интерес у детей к выше перечисленным играм будет значительно больше, если взрослый для закрепления материала по звукопроизношению предложит ребенку не просто слова, а картинки с изображением названных слов-предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ. СКУЧНО?.. НЕТ, ИНТЕРЕСНО! ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение  пересказыванию  на материале  рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

"Автоматизация звука "Л", "Автоматизация звуков "Ш,Ж,Л", "Автоматизация поставленных звуков"(ш,ж), "Автоматизация поставленных звуков"(л,р)

Данный материал содержит упражнения, задания и игры на автоматизацию уже поставленных звуков удетей старшего дошкольного возраста....