Игровой тренинг для родителей «Играем с мамой, играем сами …»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Борисова Елена Васильевна

Цель  мероприятия: формирование  представлений родителей о разнообразии речевых игр и  их организации в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_s_mamoy_igraem_sami.docx34.79 КБ
Office presentation icon igraem_s_mamoy_igraem_sami.ppt3 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное  образовательное учреждение компенсирующего  вида

«Родничок»

Игровой тренинг  для родителей

«Играем  с  мамой, играем сами …»

                             

                                       Разработали учителя-логопеды:      

                                             Гришаева Людмила Михайловна

Борисова  Елена  Васильевна

Варданян Елена  Юрьевна

Василишина  Ольга Анатольевна

Линчик ТамараВасильевна

город Бородино

Красноярского   края

2016  год

Игровой тренинг для родителей

«Играем  с мамой,  играем  сами…»

Цель  мероприятия: формирование  представлений родителей о разнообразии речевых игр и  их организации в домашних условиях.

Задачи:

  • активизировать знания родителей о значимости речевых  игр в домашних условиях;
  • показать возможность речевой игры  для развития  интеллектуально-познавательной  деятельности  ребёнка;
  • стимулировать   интерес  родителей  к использованию возможностей игровой деятельности   ребёнка.

Оборудование:

  • текст приглашения  для  родителей;
  • мультимедийное  оборудование,  презентация;
  • звуковой сигнал (колокольчик);
  • мольберт и фишки для фиксирования результатов двух команд;
  • печатный вариант заданий для  команд   родителей  

(тексты  скороговорок; картинки и тексты, обозначающие   образные выражения);  

  • предметные картинки на звуки ш – ж,  р – л;
  • Простые карандаши,  писчая бумага А4

Ход мероприятия

Слайд  1   Вступительное слово

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим с вами о роли речевых игр в развитии ребенка.

Эта тема выбрана не случайно, ведь каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества.

Слайд 2  «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». А.С. Макаренко. Нередко говорят, что игра для детей – дело серьезное. Игра – путь к познанию ребенком самого себя, своих возможностей, способностей. Для детей игра – это труд, требующих настоящих усилий, настоящих человеческих качеств. Ребята преодолевают в игре иногда серьезные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум. Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Дети учатся понимать друг друга, сострадать и радоваться.

Эффективность работы над речью  в значительной мере определяется и тем, какие игры мы будем использовать для ежедневной работы с ребенком.

Играть в речевые игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникшего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие. Использование игр для развития речи позволяет снизить утомляемость и повысить эмоциональную заинтересованность ребенка.

Форма игры активно стимулирует детей к познавательной деятельности.  Можно использовать игрушки. Благодаря чему создается нестандартная «ситуация-сюрприз» с участием вымышленных персонажей (сказочных героев), которые помогают ребятам быстрее включиться в познавательный процесс и полностью погрузиться в него. Этим «сказочным гостем» может быть кто угодно: Винни Пух, Чебурашка, Чиполино – не важно. Суть дела в том, что от лица персонажа идет изложение учебного материала, возможно в форме диалога или, так сказать, мини-конференции с детской аудиторией. Таким образом, ребенок легче усвоит информацию, чем в случае, если бы она преподносилась в стандартной лекционной форме. Еще лучше наличие обратной связи, когда ребята самостоятельно пытаются чему-нибудь научить своего героя или просто делятся впечатлениями об окружающем мире. В подобной ситуации дети гораздо быстрее справляются со сложностями, которые в реальной жизни могли бы испытывать ни один год.   Можно пригласить  сказочного гостя, моряка дальнего плавания, который приносит карту со спрятанными сокровищами, и, чтобы угадать, где находится клад, необходимо ответить на ряд направляющих вопросов. Дети также могут играть роли (пиратов, рыцарей, известных мореплавателей и др.). За успешное выполнение заданий можно выдавать игровые карточки в форме черных меток, картонных ракушек или шоколадных монеток. Многочисленными исследованиями в области логопедии доказано, что эффективность такого обучения значительно повышается. Дети, особенно старших групп, очень любят подобные викторины в форме соревнований. В этом случае  перед взрослыми стоит задача расположить ребенка в эмоциональном плане так, чтобы он не замыкался, не смущался и принимал активное участие в конкурсах. Для этого требуется создать доброжелательный настрой в коллективе, научить детей поддерживать и помогать друг другу.

 Для ребенка важен сам процесс – интересно играть и выигрывать, хочется получить свой приз. Взрослому необходимо совместить игровую ситуацию с заложенной в ней целевой информацией так, что дети не только будут рады интересным конкурсам, но и овладеют новыми полезными навыками и знаниями.

В качестве игрового материала можно использовать:

- реальные предметы (орудия труда, картины, посуду, предметы обихода и т.п.);

- объекты природы (фрукты, цветы, грибы, овощи, листья и т.п.);

- обычные детские игрушки.

Использование этих материалов решает важные задачи, среди которых можно выделить особенно ценные:

- совершенствование речевых навыков;

- развитие психологических процессов;

- расширение детского кругозора и развитие частично сформированных понятий об окружающей действительности.

Слайд 3

При организации речевых игр и упражнений необходимо руководствоваться такими рекомендациями:

- игры не должны быть длительными по времени, соответствовать возрасту ребёнка (5-15 минут);

- они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку;

- игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребёнка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;

- игра может быть частью занятия и проводиться на прогулке, в минуты отдыха, перед сном и т.д.;

- в игре необходимо добиваться активного речевого участия детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;

- в игре следует  развивать у детей навыки контроля за чужой и свой речью.

Сегодня мы предлагаем Вам, родителям, побыть в роли детей, разделиться на две команды,  и проиграть в  речевые игры, которые вы сможете легко использовать с ребёнком дома. Эти игры помогут вам развивать связную речь, расширять словарь, улучшать звукопроизношение и расширят возможности ваших детей.

Слайд  4   Правила тренинга.

Уважаемые  родители!  И  как полагается  перед соревнованиями,  обращаем  ваше  внимание  на  правила нашего тренинга:

  • Работать дружно   и   согласованно.
  • Уметь слушать другого.
  • За  команду соперников не  отвечать.
  • Выслушать задания  до  конца.
  • Отвечать громко, но  не  хором.

Результаты выполнения заданий будут  фиксироваться  фишками на мольберте. На выполнение  каждого   задания отводится не  более пяти  минут (сигнал подает «хранитель   времени»).  А теперь придумайте название своей команде (родители обсуждают название  своей команды).

Игровой  тренинг

Слайд 5

Пояснение 1.   Для отработки чёткости  и ясности произнесения согласных    звуков   и  слов  полезно использовать чистоговорки и скороговорки,  которые  построены   на сочетании   согласных   звуков,  трудных  для  произношения. На   практике  с детьми подбираются более короткие тексты, которые ориентированы на  лексические темы или  на отработку  того  или  иного  звука.

Игра «Разминка для языка»   Мы предлагаем  вам  ознакомиться  с  текстом  скороговорок  (на слайде,   либо на   листах), немного  потренироваться и  произнести  чисто и  как  можно быстрее. С каждой команды  по  два-три человека,  представляющих  скороговорки  (либо  скороговорка  произносится  хором).

Скороговорка

для  первой  команды

Скороговорка

для второй  команды

«В недрах тундры выдры в гетрах          тырят в вёдра ядра кедров».

«Свинья тупорыла полдвора рылом перерыла, до норы не дорыла.»

Слайд  6

Пояснение 2.   Игра, которая сейчас будет предложена, применяется в работе с дошкольниками  для  формирования слухового  внимания и развития логического  мышления. Детям,  более младшего возраста, предлагается  картинный  материал, зрительная опора. Среди картинок  определяется  предмет, не  принадлежащий  к   данной группе картинок,  и дается пояснение.  Затем  используется усложненный вариант, где  детям   предлагаем  определить лишнее слово  с опорой на  слуховое   восприятие.

Игра «Самый внимательный»  Инструкция по  игре   следующая: нужно из трёх   слов выбрать одно лишнее слово,  которое по смыслу не  относится к группе слов.

Слова

для  первой  команды

Слова

для второй  команды

  • Друг, подруга, враг.
  • Ночь, сутки, день.
  • Радость, счастье, печаль.
  • Поднимать, опускать, брать.
  • Давать, продавать, брать.
  • Покупать, продавать, отдавать.
  • Говорить, идти, молчать.
  • Короткий, маленький, длинный.
  • Пожилой, взрослый, молодой.
  • Рыжий, лысый, волосатый.
  • Твердый, жидкий, мягкий.
  • Вдох, дыхание, выдох.
  • Юг, запад, север.
  • Старый, грязный, новый.

  • Высокий, большой, низкий.
  • Короткий, огромный, длинный.
  • Хороший, светлый, плохой.
  • Глубокий, низкий, мелкий.
  • Пасмурный, дождливый, солнечный.
  • Черный, красный, белый.
  • Бежать, лежать, стоять.
  • Наливать, плескать, выливать.
  • Широкий, маленький, узкий.
  • Тусклый, бледный, яркий.
  •  Мириться, улыбаться, ссориться.
  •  Зима, осень, лето.
  •  Сухой, высохший, мокрый.
  •  Восход, заря, заход.

Слайд  7

Пояснение 3.    Причиной того,  что ваш ребёнок  неправильно произносит некоторые  звуки, может быть недостаточное   развитие   у него так   называемого фонематического  слуха,   то  есть способности  воспринимать на  слух очень тонкие различия между   звуками    русского   языка, например, между   С и Ц, Р и Л, С и Ж,  Ш и Ж.

Игра «Определи картинку по звуку»    В  ходе  следующей  игры  предлагается  распределить картинки  так, в  названиях которых есть заданный звук.  

Звуки

для  первой  команды

Звуки

для  второй  команды

Ш - Ж

Р- Л

Слайд 8

Пояснение 4.  Следующее задание  способствует развитию  интеллектуальной деятельности, расширению  кругозора  и словарного запаса. С  детьми мы придумываем  разные тексты, рифмовки, загадки. А для вас мы  задание усложняем.

Игра «Сочинялки»    Задание -  придумать    текст, в   котором каждое  слово   начинается  с   одной  и той  же  буквы. Например:  «Внимание  всем     воспитателям! Вахтер временно вышел. Возможно,  вернется вечером.» (Пример  обозначен   на слайде). Это  может быть текст  телеграммы, объявления, стихотворения,   поздравления  или приглашения.

Слайд  9

Буква

для  первой  команды

Буква

для  второй  команды

П

С

Слайд  10

Пояснение 5.  Наша  речь  богата  образными  выражениями  (фразеологизмами),  которые детям малопонятны.  Часто при  чтении сказок встречаются обороты:  «Пир на  весь мир»,   «Иди,  куда  глаза глядят», «Ни в  сказке   сказать,  ни   пером  описать». Образные   сочетания  слов: «добрый молодец,  серый  волк,  красная девица». Образные  выражения    можно  встретить не  только   в  сказках, но и  в обычной бытовой речи. Например: «Семеро одного   не  ждут», « Пусто, словно Мамай  прошёл»,   «нервное  лицо»,  «чепуха», «ерундистика», «Хитрая  лиса», «Летишь как стрела», «Труслив  как  заяц».   Для  обогащения  словаря  и развития   связной речи  мы   рекомендуем использовать  речевые  игры  с образными  выражениями.

Игра «Что бы это значило?»  У вас на столах находятся тексты образных выражений и сами картинки. Мы вам  предлагаем  подобрать образное выражение к картинке.  По  результатам игры участники команд представляют подобранные образные выражения.

А сейчас  предлагаем вашему вниманию слайды, на которых  представлены рисунки воспитанников. Именно  так   понимают  и изображают фразеологизмы дети. Слайд 11 – 15.  (зачитать названия рисунков).

Итог мероприятия

А теперь подсчитаем фишки, команда  (название  команды) оказалась красноречивее (или победила дружба).  Обе команды старались!  Благодарим  за участие!

Слайд 16

Таким образом,

  • Взрослые должны  играть вместе с детьми!
  • С помощью игры обучение и социализация ребенка происходит эффективнее, а воспитание приятнее!
  •  Игра – это   носитель информации  для  ребёнка,  как  газета  для взрослого!
  •  Игра   способна  программировать поведение   ребёнка и воздействовать на  него как   положительно,  так и  отрицательно!

Занимайтесь  и  играйте,

и дети будут говорить вместе с вами

красиво и правильно!

Приложение

Тексты  скороговорок

  1. «В недрах тундры выдры в гетрах  тырят в вёдра ядра кедров».
  2. «Свинья тупорыла полдвора рылом перерыла, до норы не дорыла.»

К игре  «Самый  внимательный»

Слова

для  первой  команды

Слова

для второй  команды

  • Друг, подруга, враг.
  • Ночь, сутки, день.
  • Радость, счастье, печаль.
  • Поднимать, опускать, брать.
  • Давать, продавать, брать.
  • Покупать, продавать, отдавать.
  • Говорить, идти, молчать.
  • Короткий, маленький, длинный.
  • Пожилой, взрослый, молодой.
  • Рыжий, лысый, волосатый.
  • Твердый, жидкий, мягкий.
  • Вдох, дыхание, выдох.
  • Юг, запад, север.
  • Старый, грязный, новый.

  • Высокий, большой, низкий.
  • Короткий, огромный, длинный.
  • Хороший, светлый, плохой.
  • Глубокий, низкий, мелкий.
  • Пасмурный, дождливый, солнечный.
  • Черный, красный, белый.
  • Бежать, лежать, стоять.
  • Наливать, плескать, выливать.
  • Широкий, маленький, узкий.
  • Тусклый, бледный, яркий.
  •  Мириться, улыбаться, ссориться.
  •  Зима, осень, лето.
  •  Сухой, высохший, мокрый.
  •  Восход, заря, заход.

К игре «Что бы это  значило?»

  1. Пальчики  оближешь.
  2. Дым  коромыслом.
  3. Как   корова  языком   слизала.
  4. Обвести  вокруг  пальца.
  5. Глаза   на  лоб  полезли.
  6. Тянуть  за нос.
  7. Глаза  на  мокром   месте.
  8. Уши  развесил.

Используемая литература

  1. Уроки логопеда/ Авт. – сост. В. Надеждина. – Минск: Харвест, 2011.
  2. Селиверстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми» - М.: Просвещение, 1987;
  3. О.Е. Громова «Инновации – в логопедическую практику» – М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2008.
  4. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. - М.:ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.
  5. Ушакова О.С. «Придумай  слово»,- М.: «Просвещение», 1996.
  6. «Фразеологический  словарь  русского языка» Под  редакцией  А.И.Молотова. – М., «Русский  язык»,1987.

Информационные источники

  1. http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/logopediya-metod-igry-v-protsesse-razvitiya-rebenka/ 
  2. http://logopedia.by/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« ИГРАЕМ С МАМОЙ, ИГРАЕМ САМИ » Логопедическая служба МКДОУ «Родничок» г. Бородино

Слайд 2

«Каков ребёнок в игре, таков и будет во многом он в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре» А.С. Макаренко

Слайд 3

При организации речевых игр и упражнений необходимо пользоваться такими рекомендациями: - игры не должны быть длительными по времени, соответствовать возрасту ребенка (5-15 минут); - они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку; - игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребенка, поэтому в ней должен присутствовать элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление; - игра может быть частью занятия и проводиться на прогулке, в минуты отдыха, перед сном и т.д.; - в игре необходимо добиваться активного речевого участия детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность; - в игре следует развивать у детей навыки контроля за чужой и свой речью

Слайд 4

Правила игротренинга Работать дружно, согласованно; соблюдать порядок и тишину; уметь слушать другого; за другую команду не отвечать; выслушать задания до конца; отвечать громко, но не хором.

Слайд 5

Разминка для языка «В недрах тундры выдры в гетрах тырят в вёдра ядра кедров». «Свинья тупорыла полдвора рылом перерыла, до норы не дорыла».

Слайд 6

Самый внимательный Друг, подруга, враг. Ночь, сутки, день. Радость, счастье, печаль. Поднимать, опускать, брать. Давать, продавать, брать. Покупать, продавать, отдавать. Говорить, идти, молчать. Короткий, маленький, длинный. Пожилой, взрослый, молодой. Рыжий, лысый, волосатый. Твердый, жидкий, мягкий. Вдох, дыхание, выдох. Юг, запад, север. Старый, грязный, новый. Много, чуть-чуть, мало. Высокий, большой, низкий. Короткий, огромный, длинный. Хороший, светлый, плохой. Глубокий, низкий, мелкий. Пасмурный, дождливый, солнечный. Черный, красный, белый. Бежать, лежать, стоять. Наливать, плескать, выливать. Широкий, маленький, узкий. Тусклый, бледный, яркий. Мириться, улыбаться, ссориться. Зима, осень, лето. Сухой, высохший, мокрый. Восход, заря, заход. Острый, заточенный, тупой.

Слайд 7

Подбери картинку Ж – Ш Р - Л

Слайд 8

Сочинялки Внимание всем воспитателям! Вахтер временно вышел. Возможно вернется вечером.

Слайд 9

Заданные звуки для команд П С

Слайд 10

Что бы это значило? Пир на весь мир. Иди, куда глаза глядят. Ни в сказке сказать, ни пером описать Семеро одного не ждут. Пусто, словно Мамай прошёл. Нервное лицо, чепуха, ерундистика. Хитрая лиса. Летишь как стрела. Труслив как заяц.

Слайд 11

Рисуют дети Глаза слипаются

Слайд 12

Рисуют дети Искры из глаз

Слайд 13

Рисуют дети Ноги заплетаются

Слайд 14

Рисуют дети Льёт как из ведра

Слайд 15

Рисуют дети Со всех ног

Слайд 16

Занимайтесь и играйте! И дети будут говорить вместе с вами красиво и правильно! Взрослые должны играть вместе с детьми! С помощью игры обучение и социализация ребенка происходит эффективнее, а воспитание приятнее! Игра – это носитель информации для ребёнка, как газета для взрослого! Игра способна программировать поведение ребёнка и воздействовать на него как положительно, так и отрицательно!

Слайд 17

Информационные источники https://www.google.ru/search?q= логопедические+картинки+на+звук+р https ://www.google.ru/search?q= звуковая+улитка++на++ звук+ж https://www.google.ru/search?q= картинка+детская+выдра https://www.google.ru/search?q= детская+картинка+свинья https://www.google.ru/search?q= картинки+детские+рисованные+++мама+играет+с+++ребёнком Рисунки из личного архива МКДОУ «Родничок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра "Самый-самый"

Развлекательное мероприятие для воспитанников с 1по 11 класс...

Сценарий игры "Самый, самый"

Сценарий ингелектуальной игры "Самый, самый " с использованием современныхобразовательных технологий.для подготовительной группы...

Детско-родительский образовательный проект "Играем сами, делаем сами"

В этом проекте затрагиваются такие темы: "нужно ли учить ребенка игре?", "что можно сделать из бросового материала", "во что поиграть с самодельными игрушками"....

Квест - игра «Самый-самый»

Игра подготовлена для "Умных каникул"...

Своя игра "Самые-самые...растения"

Презентация игры для детей 7-9 лет на тему растения. Вопросы о самых необычных растениях нашей планеты....

Экологическая игра "Самый-самый"

Выделенное описание из ИнтернетаПриродоохранный социально-образовательный проект «Эколята – Дошколята»  является новым инновационным инструментарием развития доп...

Игровой - практикум "Мы все умеем сами"

quot;Мы  все умеем  - сами!"...