Мониторинг уровня освоения коррекционной программы для детей с ТНР (старшая группа) 2017-2018 уч.г.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа) на тему

Мониторинг

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoringstrashaya_gruppa_2017-2018.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 90 «Айболит»

Аналитическая справка

о результатах мониторинга уровня освоения программы

группы компенсирующей направленности

для детей 5-6 лет с ОНР

МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 90»Айболит»

 за 2017-2018  учебный год

Учитель-логопед:

Бунина Ольга Владимировна

г. Нижневартовск, 2018

В период с 16.05.2018 - 31.05.2018 г. был проведена итоговая оценка уровня усвоения программы группы компенсирующей направленности для детей 5-6 лет.

Мониторинг проводился в соответствии с Законом об образовании, ФГОС, образовательной программой ДОУ, Рабочей программой группы компенсирующей направленности для детей 5-6 лет.

Целями педагогической диагностики в группе компенсирующей направленности для детей 6-го года жизни для детей с тяжелыми нарушениями речи являлись:

  • оценка уровня речевого развития детей 6-го года жизни;
  • выявление детей с проблемами в речевом развитии;
  • оценка эффективности коррекционно-образовательной работы за 2017-2018 учебный год и ее дальнейшее планирование на 2018-2019 учебный год.

Списочный состав группы: 10 обучающихся 6-го года жизни со следующими диагнозами:

  • Расстройство экспрессивной речи. ОНР 3 уровня. Дизартрия – 9 воспитанников;
  • Расстройство экспрессивной речи. ОНР 3 уровня – 1 воспитанника.

Педагогической диагностикой были охвачены 100% воспитанников группы.

Мониторинг качества образования проведен по образовательной области «Речевое развитие».

Методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование.

Используемые методики: исследование заключалось в изучении речевых особенностей ребёнка по речевой карте с опорой на наглядный материал и сопутствующим занесением результатов в речевую карту воспитанников

Предметом исследования являлись:

  • Изучение анатомического строения органов артикуляции;
  • Изучение состояния артикуляционной моторики;
  • Изучение состояния звукопроизношения;
  • Изучение состояния звуко-слоговой структуры слова;
  • Изучение состояния фонематических процессов;
  • Изучение состояния словарного запаса;
  • Изучение состояния грамматического строя речи;
  • Изучение состояния связной речи;
  • Запас общих сведений

По результатам мониторинга за 2017-2018 учебный год определенны следующие количественные и процентные соотношения:

Уровни

арт-ная  

моторика

звукопроизношение

просодика

слог.

стр.

фонем.

слух.

зв.анал. и синтез

словарь

грам.

стр.

связная

речь

Общий показатель

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Высокий

0

2

0

2

0

2

0

2

0

2

0

2

0

2

0

2

0

2

0  чел.

2 чел.

0%

20%

0%

20%

0

%

20%

0%

20%

0%

20%

0%

20%

0%

20%

0%

20%

0%

20

%

0%

20%

Средний

0

6

0

6

1

8

1

7

1

6

1

6

1

7

1

7

1

7

1 чел.

7 чел.

35%

60%

15%

60%

10%

80%

10%

70%

10%

60%

10%

60%

10%

70%

10%

70%

10%

70%

10%

70%

Низкий

10

2

10

2

9

0

9

1

9

2

10

2

9

1

9

1

9

1

9

чел.

1

чел.

100%

20%

100%

20%

90%

0%

90%

10%

90%

20%

90%

10%

90%

10%

90%

10%

90%

10%

90%

10%

Данные показатели свидетельствуют о положительной динамике в речевом развитии у всех детей группы.

В результате диагностики выявлено следующее:

 артикуляционная моторика сформирована на высоком и среднем уровне у 8 человек (80 %), у 2 человек  (20%)– низкий уровень.

у 2 детей (20%) звукопроизношение чистое, у 6 человек (60%) - средний уровень сформированности (звуки в основном поставлены и находятся на стадии автоматизации), у 2 человек (20 %) – низкий уровень (полиморфное нарушение), причинами которого являются: задержка речевого развития, выраженная дизартрия, частые пропуски и отсутствие медикаментозного лечения; незаинтересованность родителей в оказании коррекционной помощи ребенку.

слоговая структура слова соответствует возрастной норме у 2 воспитанников

(20 %). Большинство детей (7 человек - 70 %) еще допускают ошибки при воспроизведении слов сложной слоговой структуры (особенно – при включении слов во фразу) в виде перестановок, выпадений звуков и слогов, у 1 ребенка (низкий уровень - 10 %) отмечаются выраженные нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости;

 фонематический слух хорошо развит у 2 детей (высокий уровень- 20%), 6 детей (средний уровень - 60 %) допускают негрубые ошибки в воспроизведении слогов с оппозиционными звуками, близкими по акустическим признакам, им требуется 2-3 повтора, чтобы правильно воспроизвести слоговую цепочку, 2 человека (низкий уровень - 20 %) не может выполнить это задание даже после многократных предъявлений;

звуковой анализ сформирован на высоком уровне у 32 воспитанников (20 %): дети самостоятельно выкладывают звуковую модель слова из 3-4звуков, на среднем – у 6 детей (60 %): детям требуется направляющая помощь при выполнении этого задания, 2 воспитанников (20 %)  испытывает значительные трудности при выполнении звукового анализа слова;

словарный запас сформирован в пределах возрастной нормы у 2 воспитанников (20 %), у 7 человек (70 %) – на среднем уровне: дети называют не все конкретные существительные в логических группах «Обувь», «Птицы», «Ягоды», не все детали предметов, профессии, им требуются наводящие вопросы при подборе признаков к предмету, у 1ребенка (10 %) - низкий уровень развития словаря, ребенок испытывает затруднения при определения названия той или иной вещи, предмета (белка, петух, окно, колесо и др.);

грамматическими категориями овладели в соответствии с возрастной нормой 2 воспитанника  (20 %), на среднем уровне – 7 человек (70 %), на низком уровне – 1 человек (10%).  Отмечаются ошибки:

 при употреблении существительных множественного числа в родительном падеже (много деревов, дерев, ключов, карандашов);

при согласовании количественных числительных с существительными наблюдается как флективный аграмматизм, так и орфоэпические ошибки (2 шаров, 5 домов);

при словообразовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов (шубочка, котенок);

 при употреблении предложно-падежных конструкций (особенно затруднено употребление простых предлогов «НАД, С/СО, ПЕРЕД», сложных – «ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД»);

 

связная речь сформирована на высоком уровне у 2 воспитанников (20%): дети самостоятельно пересказывают знакомые сказки, небольшие рассказы с элементами творчества, используя развернутые фразы, выразительные языковые и эмоциональные средства; у 7 человек (70%) – на среднем уровне: детям требуется направляющая и стимулирующая помощь педагога, особенно - в начале пересказа, рассказ более краток, беден и однообразен; 1 воспитанника (низкий уровень - 10%) не может рассказать сказки, т.к. не знают содержания, только договаривают фразы за взрослым.

Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы:

Фактические результаты показали, что у воспитанников преобладает средний (70 %) уровень речевого развития, к концу учебного года появились дети и с высоким уровнем (20%).  Общий результат уровней речевого развития в группе на конец 2017-2018 учебного года представлен следующими показателями:

Высокий уровень – 2 воспитанника (20%);

Средний уровень – 7 воспитанников (70%);

Низкий уровень – 1 воспитанник (10%)

Сравнительный анализ общих показателей речевого развития воспитанников группы компенсирующей направленности для детей

с ТНР на начало и конец 2017-2018 учебного года

Сравнительный анализ общих показателей речевого развития на начало и конец 2017-2018 учебного года говорит о положительной динамике. Так, в начале учебного года не было воспитанников с высоким уровнем речевого развития, а в конце учебного года их количество выросло до 20% (2 человека). Количество детей со средним уровнем речевого развития увеличилось в 2 раза и составило 70%. Наблюдается снижение количества детей с низким уровнем речевого развития: в сентябре 2017 года - 90%, в мае  - 10%.

Об этом же свидетельствуют и анализ речевых заключений воспитанников.

Речевое заключение

Начало года

Конец года

Чистая речь

0  чел. (0%)

2 чел. (20%)

ОНР 3 уровня. Дизартрия

9 чел. (90%)

7  чел. (70%)

ОНР 3 уровня.

1 чел. (10%)

1 чел. (10%)

Рекомендации:

  • Оптимизировать систему работы по коррекции речи у детей с ТНР в современных условиях.
  • Продолжать коррекционно-образовательную работу в сотрудничестве с педагогами и родителями, развивая и совершенствуя все компоненты речевой системы.
  • Еженедельно, при изучении новой буквы, знакомить воспитанников с фонетической сказкой, пересказывая ее на коррекционном часе, на индивидуальных занятиях (пособие Н.Созоновой, Е. Куциной, Н. Хрушковой  «Фонетические сказки»).
  • Продолжать коррекционную работу по развитию речемыслительной деятельности у дошкольников старшего возраста 7-го года жизни.
  • Продолжить отслеживание динамики речевого развития детей (мониторинг) и эффективности индивидуализированных коррекционно-развивающих программ с целью создания условий, адекватных индивидуальным особенностям развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитателя. Старшая группа. 2017-2018 уч.год

Рабочая программа воспитателя детского сада с учетом ФГОС. Старшая группа...

Рабочая программа воспитателя (учебный план). Старшая группа. 2017-2018 уч.год

Рабочая программа воспитателя детского сада с учетом ФГОС (учебный план). Старшая группа...

Мониторинг уровня усвоения коррекционной программы для детей с ТНР (подготовительная группа) 2017-2018 уч.г.

Мониторинг уровня освоения коррекционной программы для детей с ТНР (подготовительная группа) 2017-2018 уч.г....