Методика обучения ребенка 5 - 6 лет с фонетико – фонематическим нарушением речи различию гласных и согласных звуков. /консультация для воспитателей/
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Данный материал поможет воспитателям детей старшего дошкольного возраста с фонетико -фонематическим нарушением речи освоить различие гласных и согласных звуков и дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки речи. Если вы правильно учили ребенка называть звуки в словах, когда проводили звуковой анализ, если ребенок называл согласный звук так, как он действительно слышится в слове, то различение согласных на твердые и мягкие не вызовет никаких затруднений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 16.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад первой категории «Колокольчик»
Методика обучения ребенка 5 - 6 лет
с фонетико – фонематическим нарушением речи
различию гласных и согласных звуков речи.
/консультация для воспитателей/
Подготовила: учитель – логопед Бабакова Т.Г.
станица Тацинская
май 2018 год
Дайте возможность ребёнку самому обнаружить разницу между гласными и согласными звуками. Для этого положите перед малышом карточку со словом "шар" и загадайте ему загадку: «В этом слове есть один звук — необыкновенный. Этот звук можно очень громко крикнуть, можно пропеть, когда ты его произносишь, ничто во рту тебе не мешает — ни губы, ни зубы, ни язычок. Угадай, какой это звук». Ребенок легко догадывается — "а". Проверьте вместе с ним, так ли это. Точно так же найдите вместе с детьми звуки "о" (дом), "ы"(сыр), "и" (кит), "у" (лук), "э" (лес). Только после этого взрослый объединяет все эти звуки в одну группу и говорит, что они называются гласными, в отличие от согласных, которые нельзя крикнуть так, как гласные звуки. Гласные звуки мы теперь будем обозначать красными фишками. Иногда, чтобы облегчить ребенку различение гласных и согласных, мы говорим ему, что согласный звук нельзя потянуть, нельзя спеть. Так мы запутываем ребенка: он начинает считать гласными звуки "р", "м", "л", т. е все те согласные, которые можно долго тянуть и петь. А если мы скажем: при их произнесении нам всегда что-то мешает — или губы, или язык, то ребенок уже никогда не ошибется. Скажите ему: «Действительно, звук "м" можно долго тянуть и даже песенку можно «промычать», но посмотри, как крепко закрыт у тебя ротик, когда ты произносишь этот звук, губы мешают ему выйти изо рта». Вот теперь установлена разница между гласными и согласными звуками. Такое не заученное и как бы самостоятельно сделанное определение гласных и согласных звуков прочно усваивается детьми, они легко оперируют своими знаниями. И сразу же обратите внимание ребенка на то, что согласные звуки в слове произносятся по-разному — то мягко, то твердо. Если вы правильно учили ребенка называть звуки в словах, когда проводили звуковой анализ, если ребенок называл согласный звук так, как он действительно слышится в слове, то различение согласных на твердые и мягкие не вызовет никаких затруднений. Предложите ребенку проанализировать слово "Нина". После того как слово разобрано, схема звукового состава заполнена фишками, вы задаете малышу вопрос: «Какие в этом слове есть гласные звуки?» — "А", — отвечает ребенок, указывая на красные фишки, стоящие на схеме. «А какие в этом слове согласные звуки?» — «Нь и н». — «Очень хорошо! А скажи, как тебе кажется, похожи эти звуки или нет? Послушай, как я их произношу: "нь-нь-нь", "н—н—н». — «Похожи». — «Но один звук я произношу мягко, послушай: нь-нь-нь, а другой: н-н-н — как я его произношу?» Обычно ребенок отвечает: «Ты его грубо произносишь». Вы подтверждаете: «Да, я его произношу твердо: н-н-н, а звук н'-н'-н' я произношу мягко. Те согласные звуки, которые мы произносим твердо, называются твердыми согласными, и мы будем их обозначать синими фишками, а те согласные, которые мы произносим мягко, называются мягкими согласными, и обозначать мы будем их зелеными фишками. Какой звук ты обозначишь синей фишкой?» — «Звук н».. А зеленой фишкой какой звук в этом слове будем обозначать?» — «Звук нь». Вот так вы познакомили ребенка с понятиями гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых методов и приемов на этапе автоматизации звуков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим нарушением речи
Доклад об использовании игровых методов на логопедических занятиях...
Готовность к школе. Учимся различать гласные и согласные звуки.
Вам кажется, что это сложно для маленького ребенка? Ничуть! Дайте ему возможность самому обнаружить разницу между гласными и согласными. Вот как это сделать......
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с подгруппой детей, имеющих фонетико — фонематическое недоразвитие речи. Тема : Гласные звуки Ы, И.
Продолжаю делится своим практическим опытом с коллегами...
Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим нарушением речи « Дифференциация звуков Р – Л».
Предлагаю Вашему вниманию конспект подгруппового занятия в подготовительной группе для детей с фонетико – фонематическим нарушением речи « Дифференциация звуков Р – Л».Цели:Нау...
Учим ребёнка различать гласные и согласные звуки.
Как научить ребёнка различать гласные и согласные звуки. Работа над фонетико-фонематическими процессами речи у детей дошкольного возраста. Статья предназначена для родителей. ...
Как научить ребенка различать гласные и согласные звуки
Некоторым воспитанникам старшего дошкольного возраста дается трудно звуковой анализ слова. Данная статья поможет рродителям и молодым педагогам облегчить этот труд....
Сравнительный анализ методик диагностики фонетико-фонематических нарушений речи (по Н. В. Нищевой, Е. А. Мазановой)
Анализ методик исследования фонетико-фонематической стороны речи, являющихся структурными компонентами методик комплексного обследования....