Папка-передвижка для родителей по лексической теме "Транспорт" (старшая группа)
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Готовый материал для родительского уголка по работе над лексической темой "Транспорт" в старшей группедетей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport_st.gr_.docx205.13 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Транспорт»

Картинки по запросу лексическая тема транспорт старшая группа

Дети должны усвоить:

виды транспорта (пассажирский, грузовой, специальный),

назначение разных видов транспорта; части автомобиля; кто управляет транспортом; правила дорожного движения.

Словарь существительных:  транспорт, автобус, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, лодка, автомобиль, машина, велосипед, такси, грузовик, вертолет; кабина, кузов, салон, колеса мотор, фары, двери, руль, вагон, бензин, рельсы,; светофор, рельсы, улица, дорога, остановка, пристань, аэропорт, пассажир, водитель, шофер, пилот, матрос, бортпроводник, капитан, машинист.

Прилагательных:  пассажирский, грузовой, легковой, наземный, воздушный, водный, железнодорожный...

Глаголов:  ездить, летать, плавать, перевозить, возить, ходить (и их приставочные образования: приехать, уехать, отъехать), заводить, выруливать, останавливаться, взлетать, приземляться, отчаливать, приставать, тормозить …

Родителям рекомендуется вместе с ребёнком понаблюдать на улице за движением различного транспорта. Познакомить его с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный и подземный.

Наземный транспорт  – это грузовые и легковые машины, автобусы, троллейбусы, трамваи, поезда, электрички; основные части машины: кабина, кузов, колёса, фары, мотор, руль, тормоза.

Воздушный транспорт – самолёты, вертолёты, ракеты; их части: корпус, кабина пилота, салон для пассажиров, крылья, шасси, пропеллер.

Водный транспорт – корабли, катера, яхты, лодки – подводные, моторные, парусные, вёсельные; части корабля: палуба, каюты, рубка и т.д.

Подземные транспорт – метро. Линии метрополитена прокладываются в туннелях под землёй. Спускаться и подниматься на станцию можно по движущейся лестнице - эскалатору. Метро – скоростной транспорт.

Для закрепления у ребёнка знаний о транспорте и уличном движении задать следующие вопросы: «Какие машины перевозят грузы, людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?»

Задания, которые можно выполнить вместе с детьми

Подбери признаки (не менее трех признаков): автобус (какой?) —...

Подбери действия: самолет (что делает?) –...

«Один – много»

машина – машины самолет —...  корабль —...  колесо –...  вагон —...  крыло —...капитан —...  водитель —...летчик —...

«Посчитай»

один самолет, два ..., три..., четыре ..., пять ...

одно колесо, два..., три..., четыре ..., пять...

одна машина, две..., три..., четыре..., пять...

Закончи предложение:

Машинист – это тот, кто ...  Регулировщик – это...  Шофер – это...

Летчик – это...  Пешеход – это...  Пассажир – это...  Кондуктор – это...

Капитан – это...

Закончи предложение

Машина из гаража ...  Машина к дому ...  Машина от дома...

Машина в ворота...  Машина до дома...  Машина с моста...

«Кто чем управляет?»

Самолетом управляет летчик, автобусом – водитель, кораблём –капитан... (поездом, трамваем, вагоном метро).

«Четвертый лишний»

Послушай и скажи, какое слово здесь лишнее и почему?

Пароход, лодка, самолет, парусник

(предполагаемый ответ ребенка: «Самолет, потому что это воздушный транспорт, а пароход, лодка и парусник относятся к водному транспорту).

1.Автомобиль, трамвай, автобус, корабль.

2.Пароход, лодка, самолет, парусник.

3.Автомобиль, трамвай, троллейбус, метро.

4.Самолет, вертолет, ракета, велосипед.

«Что общего?»

У автобуса и троллейбуса – передвигаются по асфальту, резиновые колеса, за рулем водитель;

у троллейбуса и трамвая – работают на электричестве;

у самолета и вертолета - ...    

у велосипеда и мотоцикла - ...

Отгадай загадки о транспорте.

Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит.

                                                                                                           (Самолёт)                

Бежит конь вороной, много тащит за собой. (Паровоз)

Многолюден, шумен, молод – под землёй грохочет город. (Метро)

Пословицы и поговорки.

Большому кораблю большое плавание.

Телега впереди коня не ходит.

«Из чего сделано?»

Иллюминатор из стекла – стеклянный.

Шины из резины - ...  Фара из стекла -...  Кабина из металла –...

Кузов из железа - ...

«Сколько их?»

Одна машина, две машины, пять машин.

(корабль, трактор, самолет, поезд, лодка, автобус, трамвай, троллейбус, самосвал, руль, педаль, крыло, багажник, колесо, мотор)

«Подбери слово»

Грузовик подъехал к дому, а потом ...(отъехал)

Грузовик въехал на горку, а потом ...(съехал)

Грузовик заехал в гараж, а потом ...(выехал)

Грузовик укатил, а потом ...(прикатил)

Грузовик уехал, а потом ...(приехал)

Грузовик отъехал, а потом...(приехал)

«Составь предложение»

Самолет, лес. (Самолет летит над лесом)

Вертолет, дом.  Аэроплан, деревня.  Ракета, земля.  Самолет, облака.

Аэробус, город.  Вертолет, поле.  Лодка, волны.  Ракета, Земля.

 

«Закончи предложение»

Самолет летит высоко, а ракета ...(выше)

Самолет летит далеко, а ракета...(дальше)

Самолет летит быстро, а ракета ...(быстрее)

Самолет мощный, а ракета...(мощнее)

Самолет большой, а ракета ...(больше)

Самолет тяжелый, а ракета ...(тяжелее).

Самолет просторный, а ракета ...(просторнее)

Самолет длинный, а ракета ...(длиннее)

Самолет быстроходный, а ракета ...(быстроходнее)

Составь рассказ о каком – либо виде транспорта по плану:

1. Что это?

2. Для чего используется?

3. Из каких частей состоит?

4. Кто им управляет?

Составь  рассказ – сравнения о двух видах транспорта

(самолет и ракета, грузовой автомобиль и легковой автомобиль, корабль и лодка)

Чем похожи?

Чем отличаются?

Выучи стихотворение.

«Паровоз»

Паровоз, паровоз,

Что в подарок нам привез?

-Я привез цветные книжки.

Пусть читают ребятишки.

Я привез карандаши,

Пусть рисуют малыши.

Е. Благинина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папки-передвижки. Информация для родителей.

С ИТ появилась возможность создавать яркие интересные папки-передвижки с информацией для родителей. Я создала цикл по основным праздникам: Новый год, 23 февраля, 8марта, Масленица и др. Прекрасная воз...

Папка-передвижка "Советы логопеда родителям"

Советы родителям при работе с детьми над артикуляцией...

Папка-передвижка. Консультация для родителей "Былины"

Консультация для родителей "Былины"...

папка-передвижка: консультация для родителей средней группы

Материал для папки-передвижки, позволяет логопеду оказать консультацию для родителей детей средней группы...

Папка-передвижка (консультация) для родителей во второй младшей группе

Предлагается родителям по беседовать с детьми о времени года "Зима"...