Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений
статья по логопедии на тему
В данной статье раскрыты возможности применения нетрадиционной методики "су - джок" на коррекционных занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_gotovo.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Нарушения речи могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных черт характера. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом.
В настоящее время мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за отсутствия у детей заинтересованности на занятиях, быстрой утомляемости. Вследствие этого, продуктивность коррекционного процесса снижается.
Анализируя опыт педагогов, можно сказать, что традиционные методы не всегда эффективны в работе с дошколятами. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Для развития интеллектуальных и речевых возможностей ребенка, наряду с традиционными методиками, авторами которых являются Каше Г. А., Чиркина Г. В., Филичева Т. Б., мы используем самые разнообразные нетрадиционные технологии и средства развития.
Одной из таких нетрадиционных логопедических технологий является Су – Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). Это высокоэффективная, простая и безопасная в применении терапия, последнее достижение восточной медицины, разработанная южно-корейским профессором Пак Чже Ву. Кисти, и стопы являются, по мнению самого автора системы Су - Джок, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. Эти лечебные системы функционируют, как своего рода маленькие клиники, естественным образом излечивающие болезни тела». На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела.
Актуальность использования массажера Су - джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями позволяет не только повысить интерес к занятию, но и оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:
- высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект;
- абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно;
- универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях;
простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков (они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат);
Поиск новых путей повышения результативности работы над коррекцией звукопроизношения показали, что добиться заинтересованности и повышения трудоспособности можно, если использовать су – джок терапию в комплексе с традиционными формами.
На наш взгляд, одним из наиболее эффективных способов решения поставленных задач может быть использование на коррекционных занятиях игр и упражнений, с применением су – джок массажеров.
Задача | Название игры | Описание |
Развитие фонематического слуха и восприятия: | «Телеграфисты» «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук» «Какой звук?» «Сосчитай, не ошибись» | Простучи шариком заданный ритмический рисунок. Стукни ладошкой по шарику, когда услышишь заданный звук. Покажи соответствующий заданному звуку (слогу) шарик, (синий - твердый звук, зеленый – мягкий), услышав слог или слово с ним. Спрячь шарик в ладошке, если звука там нет. Возьми столько шариков, сколько раз услышишь данный звук среди других, слогов, слов с этим звуком. |
Автоматизация звука в слогах, словах, фразах | «Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове (слоге) звук» «Ты колечко надевай, фразу верно повторяй» | Повтори данный звук (слог, слово) заданное количество раз. Надень массажное кольцо на каждый палец и повтори, как я: «На сосне сидит сова, говорит она слова...» (автоматизация «С»), автоматизация «Ш»: Этот малыш-Илюша, (на большой палец) Этот малыш-Ванюша, (указательный) Этот малыш-Алеша, (средний) Этот малыш-Антоша, (безымянный) А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья (мизинец) поочередно на правой и левой руке |
Звуковой и слоговой анализ слов | “Раз, раз, раз, слово выложим сейчас…” «По слогам словечко называй и на шарик нажимай | Выкладывай звуковую схему слова при помощи разноцветных шариков Су – Джок. Проговори слово по слогам и нажимай ладошкой на шарик, проговаривая каждый слог. |
Словообразование, словоизменение | «Много - один», «Один – много», «Назови ласково» «Чей? Чья? Чьи?» «Скажи наоборот» | Прокати шарик и назови слово в единственном числе (котята – котенок), во множественном - (машина – машины). Прокати шарик и назови ласково (стол – столик). Прокати шарик и назови: Чей? Чья? Чьи? («Хвост лисы, хвост чей?») Скажи наоборот (слова – антонимы) |
Совершенствование навыков употребления предлогов | «Ловко с шариком играем и предлоги называем» | Клади шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки; Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого. |
Связь звука с буквой | «Буквы знаю и пишу, шарик верно прокачу» «Шар по ладошке прокати – верно букву напиши» | Прокати шарик по написанной букве. Напиши букву и ее элементы прокатыванием шарика по ладошке, поверхности стола. |
Таким образом, систематическая работа по коррекции речевого развития с использованием Су - Джок терапии не только мотивирует детей на занятие, но и позволяет повысить их речевые возможности. В процессе коррекционных занятий дети быстрее научились произносить звуки. Словарный запас обогатился до уровня необходимого ребенку в школе. Ребята активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
Итак, обучение детей для меня – это не только увлекательное занятие, но и трудоемкое. Проведение таких занятий требует предварительной подготовки в отборе речевого материала, игр, изготовления наглядных пособий.
Список литературы:
- Вопросы терапии и практики Су-Джок терапии Серии книг по Су-Джок терапии. / Пак Чжэ Ву. Су-Джок Академия, 2009.
- Инновация в логопедическую практику. Методическое пособие для ДОУ. / О. Е. Громова. - Линка-Пресс, 2008.
- Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 349 с.
- Су-джок терапия в коррекционно-практической работе с детьми. / Л. А. Ивчатова. -Логопед – 2010. № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение Су-Джок Терапии при коррекции речевых нарушений
Развитие мелкой моторики у детей с дизартрией...
Презентация. Мастер класс.Применение Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Данную презентацию можно использовать на родительских собраниях, различных образовательных мероприятий для педагогов....
Мастер – класс «Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений»
Цель: скорректировать речевые нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии.Задачи: - Воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок;- Стимулировать речевые зоны ...
«Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей»
На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию...
«Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений»
Консультация для педагогов о применении Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений....
Презентация«Применение Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений»
Презентация о применении Су-Джок терапии при коррекции речевых нарушений...