Методическая разработка "Организация театрализованной деятельности с детьми с ОВЗ"
методическая разработка по логопедии на тему

Майданюк Лариса Евгеньевна

Рекомендации последовательной работы над театрализацией со всеми участниками образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

учитель – дефектолог, учитель-логопед

ГБОУ школа № 132

Майданюк Лариса Евгеньевна

Организация театрализованной деятельности

в группе для детей с отклонениями в развитии.

   Прежде, чем приступить к театрализованной деятельности в группе для  детей  с ограниченными возможностями здоровья, мы - педагоги изучили различные методические рекомендации по организации и проведению театрализованных игр и представлений, в том числе и во время обучающих занятий, в развивающих и подвижных играх, во время формирования культурно-гигиенических навыков.

   Учитывая возрастные и психофизические особенности детей, составили перспективный план работы по всем разделам программы.

   Решили, что на начальном этапе параллельно с развитием познавательной и предметно- практической деятельности необходимо обучать детей распознаванию чужого  и отображению своего эмоционального состояния, настроения через мимику, жесты, голос, поведение. Для успешного взаимодействия и создания плодотворного, дружного коллектива,  важно формировать  в детях позитивное, доброжелательное отношение к  друг другу и окружающим, учить детей управлять своими эмоциями, контролировать своё поведение.

   Для этого отобрали различные театрализованные этюды и упражнения, подобрали дидактические игры  и литературный материал, способствующие формированию эмоционально – волевой сферы.

   Для развития двигательной активности и координированной моторики создали физкультурный уголок, а также картотеки гимнастических упражнений и подвижных игр, подобрали упражнения для пальчиковой гимнастики.

   Для коррекции речевого развития, помимо упражнений на развитие фонематического слуха, артикуляционной гимнастики, способствующей формированию правильного звукопроизношения, подобрали игры и упражнения на развитие просодической стороны речи, её интонационной выразительности.

   Для преодоления нарушений слоговой структуры слов подобрали скороговорки и другой речевой материал.

   Наметили работу по развитю связной речи и расширению активного словаря на основе описательных рассказов, рассказов по картине и серии картин, пересказа знакомого текста, события.

   Для развития творческого воображения и активизации речевой деятельности использовали рассказы и сказки без начала или конца, с незавершённым действием, с отсутствующим действующим лицом. Обучали диалогической и монологической речи от лица различных персонажей.

   Одновременно уделили большое внимание созданию условий в группе: отвели место для расположения самостоятельной художественно-речевой деятельности, подобрали игрушки по сюжетам сказок, музыкальные инструменты, плоскостные, пальчиковые, перчаточные театры. Приобрели и изготовили маски, шапочки, костюмы и другие атрибуты. С помощью родителей изготовили несколько  ширм различных конструкций: напольные, настольные, домик-ширму. Так же изготовили печь, скамью, люльку, сундуки, прялку, коромысло, колодец. Все предметы расписали в соответствии с народным фольклором.  

   По мере достижения положительных результатов в речевом и психоэмоциональном развитии  детей через театрализованные игры, мы перешли к театрализации сказки.

   Из программного материала отобрали произведение, доступное восприятию детей. Чтобы усилить мораль сказки, её нравственное содержание, сделать роли более яркими, написали свой сценарий, причем, в стихотворной форме, что облегчило запоминание текста, поспособствовало развитию речи, памяти. Включили новых персонажей, чтобы каждый ребёнок мог принять посильное участие в инсценировке.

   В предварительной работе для лучшего усвоения содержания и понимания смысла использовали поговорки, потешки, загадки, а также иллюстрации, книжки с различными вариантами сказки, игрушки, различные виды театров, видео- и аудиоматериалы.

   Для развития эмоционально-волевой сферы, двигательной активности, воображения, временного и пространственного ориентирования подобрали этюды и упражнения.

   На занятиях по развитию речи познакомили детей со сценарием, сравнили его с содержанием сказки, предложили обсудить сюжет и дать нравственную характеристику персонажам. Одновременно работали над смысловым содержанием пословиц и поговорок, которые органично вписались в текст.

   В речевой зоне были выставлены игрушки, театры для самостоятельного обыгрывании сказки.

   В вечернее время и в дневные часы с помощью технических средств воспитатели знакомили детей с различными вариантами сказки. С помощью этюдов и упражнений обучали детей достоверному изображению персонажей.  

   После этого приступили к поэтапному обыгрыванию сценок из спектакля, постепенно заучивали текст в группе и дома. Для самоконтроля над мимикой и жестами использовали зеркала.

   На индивидуальных занятиях работали над коррекцией всех сторон речевого развития.

    На занятиях по ознакомлению с окружающим, во время семейных экскурсий  в этнографический музей дети знакомились с деревенским бытом. На музыкальных занятиях разучивали тексты песенок и танцы, а на занятиях по труду и изодеятельности изготавливали и раскрашивали персонажей, некоторые атрибуты к сказкам, делали книжки из последовательных по содержанию рисунков.  

   Работа над инсценировкой сказки очень увлекла детей. Они быстро запомнили слова всех персонажей, часто импровизировали самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая  ту или иную сценку.

   Речь их стала более выразительная, чёткая, грамотная. Они начали использовать новые слова,   пословицы и поговорки  из сценария в бытовых условиях, перенося их на конкретные житейские ситуации.

   Показ спектакля зрителям (детям и родителям) прошёл с большим успехом. Дети были раскованы и выразительны, помогали друг другу в сложных непредвиденных ситуациях.

   Полученный детьми эмоциональный заряд, приобретённая вера в свои силы повысила их самооценку. Многие справились со своими комплексами, научились размышлять, анализировать поступки и поведение свои и других людей, стали внимательнее и терпимее относиться друг к другу, усвоили навыки общественного поведения.  

   Активизировалась речевая деятельность:  значительно обогатился словарь, речь приобрела яркую эмоциональную окраску, улучшились звукопроизношение, слоговая структура слов и лексико-грамматический строй. Дети перестали стесняться и научились более чётко, громко и внятно формулировать свои мысли.

    Игровая деятельность стала разнообразнее и нравственнее по содержанию, приобрела творческий характер, эмоциональную насыщенность.

   Динамика в развитии детей за время работы над сказкой послужила причиной того, что театрализация заняла важную роль в воспитании и обучении детей нашей группы.  

   На основе приобретённого и наработанного опыта нами выпущена брошюра «Театрализация сказок в коррекционном детском саду» под редакцией О.Л. Гнедовой, Л.Е. Майданюк, издательство «Детство-пресс» 2007 г.,  в которой имеются в достаточном количестве примеры перспективного планирования работы над театрализацией. В ней же можно найти различные упражнения и этюды для обучения детей актёрскому мастерству  и авторские сценарии в стихах по мотивам сказок.

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по театрализованной деятельности с детьми младшего возраста «В гостях у Петрушки»

Пояснительная записка       Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие и деклама...

Методическая разработка "Использование нетрадиционных техник в театрализованной деятельности с детьми дома ребенка"

Использование нетрадиционных методов в игре способствует познанию детьми самих себя, осознанию своей деятельности, качеств и свойств личности, повышает мотивацию к познанию окружающего мира, развивает...

Консультация для педагогов «Методические приемы для занятий театрализованной деятельностью с детьми раннего возраста»

Продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития, одним из самых эффективных способов воздействия, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип: учить играя, детей раннего возраста...

Методическая разработка на тему: «Театрализованная деятельность с детьми подготовительной группы»

Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.Театр ...

Методическая разработка по совместной театрализованной деятельности с детьми подготовительной группы «Что такое Профсоюз?»

Цели: формирование у детей первичного представления о Профсоюзе, о его деятельности.Задачи:1. Ввести понятие «Профсоюз».2. Формировать у детей представление об основных функциях Профс...

Методическая разработка на тему: «Театрализованная деятельность с детьми старше-подготовительной группы-дидактическая игра-сказка в помощь»

Методическая разработка на тему: «Театрализованная деятельность с детьми старше-подготовительной группы-дидактическая игра-сказка в помощь» То не сцена —Таинственный сказочный л...

Методическая разработка "Театрализованная деятельность в работе учителя-логопеда детского сада с детьми с ТНР "

В данном материале содержится описание видов театра, значимость его для детей с тяжелыми нарушениями речи....