Конспект занятия по развитию речи
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

Липинцева Светлана Васильевна
  1. Организационный момент

Дети находят в группе перышко.

Воспитатель: Ребята, это перышко не простое, оно волшебное:

Стоит на него подуть

И оно покажет путь -

В какую сторону идти,

Чтобы хозяина найти.

Воспитатель: Интересно, кто хозяин этого перышка и где он живет в лесу или на птичьем дворе? Ребята, вам хотелось бы узнать?

(Ответы по инициативе детей)

Воспитатель: Когда я скажу: «Раз, два, три - перышко лети!», вы все вместе подуйте на него, вдох - через нос, выдох - через рот. (Перышко лежит на ладони вытянутой руки воспитателя)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР

Форма занятия: подгрупповое

Возрастная группа: средний дошкольный возраст

Продолжительность занятия: 20 минут

Тема занятия: «Домашние птицы»

Место и роль занятия в изучаемой теме: групповое помещение, создание комфортных условий для расширения словаря по данной теме.

Тип занятия: интегрированное

Цель:  Закреплять знание о домашних птицах. Развивать грамматический строй речи детей.

Задачи занятия:

- развивающие:

1.Закреплять знания по теме. Формировать обобщающее понятие «домашние птицы».

2.Совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных множественного числа именительного падежа; образование существительных родительного падежа единственного и множественного числа).

3. Упражнять в практическом употреблении простых предлогов: в, из, по, за, от, к, около.

4. Развитие мелкой и общей моторики, координации движения.

- коррекционные:

1. Обогащение и активизация словаря по теме «Домашние птицы».

2. Закрепление знаний о домашних птицах.

3. Умение составлять предложения по двум предметным картинкам.

- воспитательные:

1. Воспитание инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии, воспитывать бережное отношение к птицам, к природе.

2. Умение работать в микрогруппе.

Ключевые компетенции, которые формируются в ходе занятия:

Организационные: организация воспитанников во время всего занятия, готовность воспитанников к восприятию материала, благоприятная обстановка, дисциплина.

Целевые: четкая постановка целей педагогом, как на все занятие, так и на отдельное его части.

Мотивационные: умение педагога заинтересовать аудиторию детей к достижению запланированных им целей.

Коммуникативные: уровень общения педагога с группой.

Содержательные: грамотный продуманный подбор материала для достижения высокого результата поставленных задач и мотивации детей.

Технологические: выбор форм приемов и методов обучения (словесных, наглядных, продуктивных и т.д.)

Аналитические: подведение итогов занятия, анализ деятельности участников.

Планируемые результаты: Ребенок активен в разговорном общении, отвечает на вопросы. Грамматические ошибки в речи не часты, в звуковом отношении речь внятна, достаточно громка, эмоциональна. Помощь взрослого требуется ребенку при рассказе и составлении описательных рассказов. Ребенок владеет простым предложением, сложные предложения строит с помощью взрослого.

Оборудование: Ноутбук, проектор, экран, презентация «Домашние птицы», мольберт, мяч, картинки (утка и утята), картинки к игре с предлогами, картинки для игры «У кого кто?», раскраски по количеству детей с изображением петушка, предметная картинка с изображением петушка,  коробка с горохом и фасолью, синие и красные чашечки по количеству детей.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Дети находят в группе перышко.

Воспитатель: Ребята, это перышко не простое, оно волшебное:

Стоит на него подуть

И оно покажет путь -

В какую сторону идти,

Чтобы хозяина найти.

Воспитатель: Интересно, кто хозяин этого перышка и где он живет в лесу или на птичьем дворе? Ребята, вам хотелось бы узнать?

(Ответы по инициативе детей)

Воспитатель: Когда я скажу: «Раз, два, три - перышко лети!», вы все вместе подуйте на него, вдох - через нос, выдох - через рот. (Перышко лежит на ладони вытянутой руки воспитателя)

Воспитатель: Волшебное перышко привело нас на птичий двор, где живут домашние птицы. Давайте отгадаем загадки!

Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт?

(Петушок)

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

(Курица)

Был белый дом,

Чудесный дом,

Но что-то застучало в нём,

И он разбился, а оттуда

Живое выбежало чудо.

(Цыплёнок)

Длинная шея,

Красные лапки,

Щиплет за пятки,

Беги без оглядки.

(Гусь)

Удивительный ребёнок!

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.                       (Утёнок)

Воспитатель: Кто перед вами на изображении, ребята, как  одним общим словом назвать? 

Ответы по инициативе детей:  (домашние птицы).

Воспитатель:  Почему они так называются?

Ответы по инициативе детей: (Эти птицы живут рядом с человеком, человек о них заботится)

2. Основная часть

Игры с мячом на развитие грамматического строя речи. Воспитатель предлагает детям поймать мячик и ответить на вопрос.

Дидактическая игра «У кого кто?»

- Кто у курицы? (цыпленок)

- Кто у утки? (утенок)

- Кто у гусыни? (гусенок)

Дидактическая игра «Один-много»

- У курицы не цыплёнок, а (цыплята)

- У утки не утёнок, а …

- У гусыни не гусёнок, а ….

Составление предложений по двум картинкам

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю рассмотреть картинки (утка и утята) и составить предложения про утку и утят.

Возможные ответы детей: (Утка любит утят. У утки утята. Утка кормит утят. Утка учит утят плавать.)

Воспитатель: Итак, ребята, что мы учились составлять? Правильно, предложения! Молодцы! А теперь, давайте немного отдохнем!

Физминутка

(Развитие общей моторики, координации движения)

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!       (Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток)

Наши гуси у пруда –

Га-га-га! Га-га-га!                     (Идут по кругу, вытянув шеи и отведя руки назад)

Наши курочки в окно –

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!                  (Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками «крыльями» по бокам)

А как Петя-петушок,

Раным-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!        (Встают спиной в круг, поднимаются на носочки, отводят руки назад.)

Закрепление предлогов

Воспитатель: Я расскажу и покажу  вам сказку, а вы внимательно послушайте.(Воспитатель сопровождает сказку показом, с помощью предметных картинок). 

Воспитатель: Жил-был цыплёнок. Сидел он в своём домике - в коробке. Где сидел цыплёнок? Отвечаем полным ответом.

(Ответы детей)

Воспитатель: Сидел он в коробке, сидел, надоело ему сидеть, и решил птенец выйти погулять. Выпрыгнул он из коробки! Откуда выпрыгнул цыплёнок?

(Ответы детей)

Воспитатель: Пошел цыпленок гулять по дорожке. Где шёл цыплёнок?

(Ответы детей)

Воспитатель: Шел он шел, и подошел к забору. А за забором пряталась кошка! Где пряталась кошка?

(Ответы детей)

Воспитатель: Увидела кошка цыпленка и захотела его поймать. Испугался птенчик и побежал от кошки. От кого побежал цыплёнок?

(Ответы детей)

        Воспитатель: Побежал он к своей маме курочке. К кому побежал цыплёнок?

(Ответы детей)

Воспитатель: Кошка его не поймала. Сидит цыпленок каждый около своей мамы, и никуда от неё уходить не собирается. Где сидит цыплёнок?

(Ответы детей)

Воспитатель благодарит детей за ответы и раздает детям раскраски с изображением петушка, карандаши и помещает на мольберт предметную картинку с изображением петушка. (Развитие мелкой моторики)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый петушок изображен перед вами, только он не раскрашен, давайте раскрасим его. Смотрите на картинку и раскрашивайте своего петушка. Какого цвета у петушка гребешок и бородка?

Ответы детей.

Воспитатель: А какие у него крылышки?

Ответы детей.

Воспитатель: Какого цвета хвостик?

Ответы детей.

Воспитатель: Какого цвета перышки на шее?

Ответы детей.

Воспитатель: Клюв и лапы петуха тоже раскрасьте желтым карандашом.

Дети выполняют задание.

Воспитатель: Ребята, когда вы проснетесь после дневного сна, вы докрасите петушка. А сейчас мы с вами поиграем и приготовим корм для наших птиц.

Игра «Приготовим корм птицам» (Развитие мелкой моторики)

Воспитатель ставит на стол коробку с горохом и фасолью. Каждому из детей раздает по две маленьких чашечки синего и красного цвета.

Воспитатель: Сейчас мы с вами приготовим корм для домашних птиц. В синюю чашечку вы должны сложить горох, а в красную - фасоль. Проведем соревнование, проверим, кто скорее наполнит чашечки.

Дети выполняют задание, воспитатель помогает им. Подводятся итоги соревнования.

3. Заключительная часть

Воспитатель  просит детей перечислить игры и упражнения, рассказать, что им понравилось на занятии больше всего, а что было сложным. Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка.

Воспитатель: Ребята, вы все молодцы, и за хорошую работу, все получают медальки-смайлики!

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....

Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)

Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ  педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе "Путешествие в сказочную страну". план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)...