Рабочая программа «Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте у детей 5-7 лет
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 134 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте у детей 5-7 лет
Программу составила учитель-логопед Володькина Е.В.
ГБОУ «Школа № 842»
Программа составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Срок реализации программы 2 учебных года (2016-2018 гг). Рассчитана на воспитанников 5- 7 лет.
Содержание программы
1.Пояснительная записка
2. Организация образовательной деятельности
3. Интеграция образовательных областей в логопедической работе
4. Содержание логопедической работы
5. Планируемые результаты освоения рабочей программы
6. Приложения
7.Список литературы
1. Пояснительная записка
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении содержание образовательно-воспитательного процесса выстроено в соответствии с основной Образовательной программой дошкольного образования, разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Данная программа предполагает в направлении «Познавательно – речевое развитие» в образовательной области «Коммуникация» использование логопедической поддержки.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
С целью обеспечения диагностико-коррекционного сопровождения воспитанников, в детском саду функционирует логопункт.
В связи с появлением в общеобразовательных садах большого количества детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения на логопедическом пункте при МДОУ специализированных программ по коррекции данных нарушений:
- «Программа подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи» (Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина);
- «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР 6-го года жизни» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР» (Л.В.Лопатина);
- «Устранение ОНР у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева, Г.В.Чиркина)
-«Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.»( Т.А. Ткаченко)
Цель программы: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова);
- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений;
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;
-вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к результатам детского творчества;
- единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за со-бой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Характеристика контингента воспитанников
Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми заключениями:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
- фонетическое недоразвитие речи;
- общее недоразвитие речи –2, 3, 4 уровень речевого развития.
При выявлении у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР, заикание) логопед обязан рекомендовать родителям посещение консультации районного логопеда в детской поликлинике, психоневролога и последующим выполнением рекомендаций специалистов. В случае отказа от выполнения рекомендаций родителями ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта.
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:
- заменой звуков более простыми по артикуляции;
- трудностями различения звуков;
- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.
Различают следующие нарушения звуков:
- искаженное произношение звука;
- отсутствие звука в речи;
- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития.
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов.
Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
2. Организация образовательной деятельности
Эффективность логопедической работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителей и педагогов.
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября, с 16 по 31 мая. Логопедические фронтальные (подгрупповые) и индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября.
Количество занятий: 2 раза в неделю (индивидуальные и фронтальные). Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиНами № 2.4.1.-1249-03.
Согласно нормативам «Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.1249-03», утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта, функционирования дошкольных логопедический пунктов показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПинами (п.2.12.7).
В соответствии СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.
Данная программа разработана для реализации в условиях логопедического пункта детского сада общеразвивающего вида, то есть в расписании непосредственно образовательной деятельности не предусмотрено специального времени для проведения фронтальной деятельности учителя - логопеда. Логопедические индивидуальные занятия проводятся с 16 сентября по 15 мая как в часы, свободные от непосредственно образовательной деятельности, так и во время её проведения. Учитель-логопед берёт детей на свои занятия в любое время..
Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в микрогруппе (2-3 человека). Основной формой логопедической коррекции являются индивидуальные занятия. Периодичность микрогрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом в зависимости от тяжести нарушения речевого развития. Микрогрупповые занятия проводятся с воспитанниками, имеющими: общее недоразвитие речи; однотипность нарушения звукопроизношения.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
Программа составлена с учётом основных форм организации коррекционных занятий:
индивидуальные - основная цель - подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи при дислалии, дизартрии. При этом логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, привлечь его внимание к контролю за качеством звучащей речи логопеда и ребёнка, подобрать индивидуальный подход с учетом личностных особенностей (речевой негативизм, фиксация на дефекте, невротические реакции и т. п.);
Задачи и содержание индивидуальных занятий:
- развитие артикуляционного праксиса;
- фонационные упражнения;
- уточнение артикуляции правильно произносимых звуков в различных звуко-слоговых сочетаниях;
- вызывание и постановка отсутствующих звуков или коррекция искаженных звуков;
- первоначальный этап их автоматизации в облегченных фонетических условиях.
Микрогрупповые занятия. Основная цель - воспитание навыков коллективной работы, умения слушать и слышать логопеда, выполнять в заданном темпе упражнения по развитию силы голоса, изменению модуляции (хором, выборочно); адекватно оценивать качество речевой продукции детей. Логопед может организовать простой диалог для тренировки произносительных навыков; упражнять детей в различении сходных по звучанию фонем в собственной и чужой речи.
Для логопедической работы во время микрогрупповых занятий 2-3 ребёнка объединяются по признаку однотипности нарушения звукопроизношения. Состав детей в микрогруппах в течение года периодически меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребёнка. Состав микрогрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений в коррекции произношения.
Задачи и содержание микрогрупповых занятий:
- закрепление навыков произношения изученных звуков;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
- воспитание готовности к звуковому анализу и синтезу слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
- закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учётом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Преобладающей формой коррекционной работы являются индивидуальные занятия, поэтому не ведется тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми. Планирование содержания логопедических занятий осуществляется ежедневно: описываются основные направления, по которым планируется работать на занятии, названия дидактических игр, артикуляционных упражнений. Такое планирование позволяет более наглядно отслеживать этапы, на которых завершилась работа на предыдущих занятиях и, следовательно, эффективнее проводить коррекцию.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III ур.р. 6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения
I период – октябрь – ноябрь. 9 недель, 18 занятий – 2 занятия в неделю.
II период – декабрь – февраль 12 недель, 24 занятий – 2 занятия в неделю.
III период – март – май 12 недель, 24 занятие – 2 занятия в неделю.
- звукопроизношение + связная речь
Всего 66 занятие в год,
С 15 мая – повторение пройденного материала.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН , ОНР-III-IV ур.р. 7 года жизни разделено на 2 периода обучения.
I период – октябрь – декабрь. 13 недель, 26 занятий – 2 занятия в неделю.
II период – январь–май. 21 неделя 42 занятия – 2 занятия в неделю.
- звукопроизношение, подготовка к обучению грамоте + связная речь.
Всего 68 занятий в год.
С 15 мая – повторение пройденного материала.
Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев;
ФФН и ФН (полиморфная дислалия) – 1 год.
ОНР-III ур.р. – 1-2 года.
Индивидуальные занятия.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 10 минут.
ФН – 2 раза в неделю;
ФФН – 2 раза в неделю;
ОНР-III ур.р – 2-3 раза в неделю.
Взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями.
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре, педагог-психолог). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непосредственной образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:
Психолог:
- психодиагностика;
- выявление компенсаторных возможностей;
- тренинговые упражнения.
Логопед:
- диагностика, постановка и автоматизация звуков;
- фронтальные коррекционные занятия;
- индивидуальные коррекционные занятия;
- экскурсии, наблюдения;
- комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);
- игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
- подвижные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
- игры на развитие пространственной ориентации;
- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
- игры, упражнения на восприятие цвета и формы.
- развитие фонематического слуха;
- речевое и языковое развитие.
Родители:
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
- контроль над выполнением домашних заданий;
- контроль над правильным произношением ребенка;
- выполнение рекомендаций всех специалистов;
- закрепление навыков и расширение знаний.
Музыкальный руководитель:
- элементы логоритмики;
- постановка диафрагмально-речевого дыхания;
- развитие координации движений;
- музыкотерапия;
- развитие общей и мелкой моторики.
Воспитатель:
- автоматизация звуков;
- развитие фонематического слуха;
- расширение словаря;
- развитие связной речи.
Инструктор по физической культуре:
- развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;
- интеграция речевой и двигательной функции;
- развитие основных видов движения.
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса.
Инструктор по физической культуре воспитанию. Музыкальный
руководитель.
Организация предметно-пространственной развивающей среды
- Зеркало с лампой дополнительного освещения.
- Стол, 2 стульчика для занятий у зеркала.
- Комплект зондов для постановки звуков.
- Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.
- Спирт, стерилизатор.
- Дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания.
- Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)
- Логопедический альбом для обследования речи.
- Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
- «Алгоритмы» составления описательных рассказов.Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.
- Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.
- Предметные картинки по лексическим темам.
- Игры для совершенствования грамматического строя речи.
- Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.
- Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического восприятия.
- Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).
- Интеграция образовательных областей в логопедической работе
Образовательная область «Физическая культура»
Задачи:
Развивать координированность и точность действий. - пальчиковая гимнастика.
- речь с движением;
- физкультминутки.
Здоровье. Формировать правильную осанку при посадке за столом. Расширять знания о строении артикуляционного аппарата и его функционировании – беседа
Коммуникация. Воспитывать активное произвольное внимание к речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание, слышать ошибки в своей и чужой речи. Совершенствовать умение «оречевлять» игровую ситуацию и на этой основе развивать коммуникативную функцию речи.
- игровые ситуации;
- мини инсценировки.
Чтение детям художественной литературы Развивать интерес к художественной литературе, навык слушания художественных произведений, формировать эмоциональное отношение к прочитанному, к поступкам героев; учить высказывать своё отношение к прочитанному.
Учить выразительно читать стихи, участвовать в инсценировках - автоматизация поставленных звуков в стихотворных текстах, рассказах
Познание. Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками и пазлами. Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику в работе с разрезными картинками, пазлами, дидактическими игрушками, играми, в пальчиковой гимнастике.
- составление описательных рассказов;
- автоматизация поставленных звуков в словах;
- дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия;
- игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами;
- пальчиковая гимнастика
Музыка. Развивать умение слышать ритмический рисунок. Учить передавать ритмический рисунок. - дидактические игры и упражнения
Художественное творчество Развивать графомоторные навыки. – штриховка.
Социализация. Развивать в игре коммуникативные навыки.
Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры, учить устанавливать и соблюдать правила в игре. Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки.
- настольно-печатные дидактические игры;
- театрализованные игры;
- автоматизация поставленных звуков в стихах, рассказах, спонтанной речи.
Труд. Расширять представление детей о труде взрослых, прививать интерес к труду взрослых. Прививать желание поддерживать порядок на своём рабочем месте.
– беседа;
- автоматизация поставленных звуков в связной речи;
- поручения
Безопасность. Учить соблюдать технику безопасности. Закреплять правила поведения на улице, с бездомными животными, с бытовыми приборами.
- игры с мелкими предметами;
- автоматизация звуков в связной речи (пересказ или составление рассказов).
- беседа
4.Содержание коррекционной работы.
Так как на логопункт зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения (фонетическое, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи) важно, чтобы индивидуальная коррекционная работа включала именно те направления, которые соответствуют структуре речевого нарушения.
Нарушения устной речи. Направления коррекционной работы.
Фонетическое недоразвитие речи
- Коррекция звукопроизношения.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
- Развитие фонематического восприятия.
-Совершенствование слоговой структуры слов.
- Коррекция звукопроизношения.
Общее недоразвитие речи.
-Пополнение словаря.
-Совершенствование грамматического строя.
-Совершенствование связной речи.
-Развитие фонематического восприятия.
-Совершенствование слоговой структуры слов.
- Коррекция звукопроизношения.
При фонетическом недоразвитии речи, фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи коррекция звукопроизношения включает в себя следующие этапы:
- Подготовительный – 4-12 занятий;
- II. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков – 20-50 занятий;
- III. Этап формирования коммуникативных умений и навыков – 2-4 занятий.
Работа на подготовительном этапе направлена на выработку четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовку органов артикуляции к постановке тех или иных звуков.
На данном этапе кроме артикуляционной гимнастики используются подготовительные упражнения:
для всех звуков: «Окошко», «Заборчик»,;
для свистящих: «Месим тесто», «Блинчик», «Загнать мяч в ворота», «Киска»;
для шипящих: «Качели», «Чашечка», «Дудочка», «Парашютик»;
для Л: “Пароход гудит”, «Поймай мышку»;
для Р, Р': “Маляр”, “Индюки болтают”, “Дятел”, “Лошадка”, “Грибочек”, “Гармошка”, “Барабанщик»”.
- развитие речевого дыхания и сильной длительной воздушной струи:
«Что спрятано?», «Футбол», «Кораблик», «Шторм в стакане», «Пропеллер».
Этап формирования первичных произносительных умений и навыков:
- Постановка нарушенных звуков, используя различные способы имитационный, механический, смешанный.
Постановка звуков происходит в такой последовательности, которая определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме:
свистящие С, 3, Ц, С', 3'
шипящие Ш, Ж, Ч, Щ
соноры Й, Л, Р, Р'
Изменения в последовательности постановки звуков зависят от индивидуальных особенностей детей.
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально: показ артикуляции перед зеркалом, показ профиля данного звука, показ положения языка кистью руки, наглядная демонстрация звука.
2. Автоматизация поставленных звуков:
1) изолированного произношения;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
3. Дифференциация:
1) изолированных звуков;
2) в слогах;
3) в словах;
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте.
Этап формирования коммуникативных умений и навыков подразумевает автоматизацию поставленных звуков в спонтанной речи.
При фонетико-фонематическом недоразвитии речи и общем недоразвитии речи одним из важных направлений работы является развитие фонематического слуха.
В коррекционную работу кроме выше перечисленных включаются следующие этапы:
- Развитие слухового восприятия, внимания (осуществляется одновременно с подготовительным этапом);
- Развитие фонематического слуха (осуществляется одновременно с подготовительным этапом и этапом формирования первичных произносительных умений и навыков);
- Формирование звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков).
На этапе развития слухового восприятия, внимания проводятся:
1) упражнения, направленные на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности: «Угадай, чей голос», «Найди пару», «Улови шёпот», «Жмурки с голосом», «Отгадай, что звучит», «Где позвонили?» и др..
2) воспроизведение ритмического рисунка на слух: «Хлопни как я».
Этап развития фонематического слуха включает:
1) упражнения в узнавании заданного звука среди других фонем и вычленение его из слова в различных позициях: «Хлопни когда услышишь звук», «Определи место звука в слове»;
2) упражнения на дифференциацию звуков, близких по артикуляционным или акустическим свойствам: «Подними нужный символ», «Раз, два, три, за мною повтори»
Этап формирования звукобуквенного и слогового анализа и синтеза слова предполагает:
1) последовательное вычленение и сочетание звуков в словах различной слоговой структуры: «Звуковое домино», «Весёлый рыболов», «Домики», «Кто за кем?», «Звуки поссорились», «Поймай звук», «Звук убежал»;
2) последовательное вычленение и сочетание слогов в словах различной слоговой структуры: «Доскажи словечко», «Путаница», «Весёлый поезд», «Пуговицы», «Пирамидка»;
3) обозначение гласных и согласных (твердых и мягких) звуков фишками соответствующих цветов: «Отбери картинки», «Звуковое лото», «Отгадай», «Скажи наоборот»;
4) составление условно-графических схем: «Телеграфист».
При общем недоразвитии речи помимо выше перечисленных включаются следующие направления работы:
Пополнение словаря (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
1. номинативный словарь;
2. предикативный словарь;
3. словарь признаков;
4. числительные и местоимения;
5. навыки словообразования.
Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
1. словоизменение;
2. согласование.
Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
1. пересказ;
2. рассказ по серии сюжетных картин;
3. рассказ по сюжетной картине.
Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты» и т. д.).
5.Планируемые результаты освоения рабочей программы
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной группы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть элементарными навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги – употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном обращении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания некоторых букв, слогов, слов, коротких предложений в пределах программы.
6. Приложения:
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.
Проводится ежедневно до 1 июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются экскурсии, развлечения, игры.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
- Подготовительный
Задача: Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
д) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
- Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционного и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1.Постановка звуков в такой последовательности:
свистящие С, 3, Ц, С', 3' ; шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; соноры Й, Л, Р, Р'
(способ постановки смешанный).Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики): для всех звуков: «Окошко», « Заборчик»; для свистящих: «Месим тесто», «Блинчик», «Загнать мяч в ворота», «Киска»;
для шипящих: «Качели», «Чашечка», «Дудочка», «Парашютик»;
для Л: “Пароход гудит”, «Поймай мышку»;
для Р, Р': “Маляр”, “Индюки болтают”, “Дятел”, “Лошадка”, “Грибочек”, “Гармошка”, “Барабанщик»”.
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2.Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по
мере постановки может проводиться как индивидуально, так и подгруппе:
а) С, 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных;
Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в подготовительной логопедической группе (последовательности проведения фронтальных занятий).
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
Звонкие согласные 3, Ж, 3' не автоматизируются в обратных слогах.
б) Ц, Ч, Щ, Л — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать
3. Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4. Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5. Дифференциация звуков: С 3, С С, С-Ц, С-Ш;
Ж 3, Ж-Ш; Ч-С , Ч-Г, Ч-Щ; Щ-С, Щ-Т, Щ-Ч, Щ-Ш;
Р-Л, Р-Р', Р -Л', Р-Й, Л-Л;
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи(в диалогической речи,в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде...).
III. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном произношении материале.
Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию.
Приложение 2
Литература для родителей:
- Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. — СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
2. Баскакина И. В., Лынская М. И. Логопедические игры. — М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2008.
3. Блисковская Ю., Грозовский М., Ворламова Н. Азбука. — М.: Росмэн, 2009.
4. Бортникова Е. Чудо-обучайка. — Екатеринбург: Литур, 2006.
5. Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. — М., 1999.
6. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. — СПб., 2001.
7. Жукова Н. С. Букварь. — М.: ЭКСМО, 2008.
8. Жукова О. С. Развиваем речь. — М.: Астрель, 2008.
9. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4—5лет. — М.: Ювента, 2007.
10. Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5—6 лет. — М.: Ювента, 2008.
11. Колесникова Е. В. Тесты для детей 5 лет. — М.: Ювента, 2001.
12. Колесникова Е. В. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Ювента, 2007.
13. Скворцова И. В. Логопедические игры. — М.: ОЛМА, 2008.
14. Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. — М.: Книголюб, 2007.
15. Ткаченко Т. А. Логические упражнения для развития речи. — М.: Книголюб, 2005.
16. Теремкова Н. Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР. — М.: Гном, 2007.
7.Список литературы
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-С.П.: Детство-Пресс, 2002
2. Боровцова Л. А. Документация учителя-логопеда ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Волкова Г.А. Методика психолго-логпедического обследования детей
с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.
4. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятияв подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1998.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
8. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
9. Н.В.Нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
10. Поволяева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
11.Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2005.
12. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
13.Ткаченко Т.А. учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
14.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
15.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
17.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития. -М.:АРКТИ,1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте"
Рабочая программа " Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте"...
Рабочая программа «Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте»
Рабочая программа учителя-логопеда «Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте».Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание ...
Рабочая программа "Коррекция речевых нарушений в условиях дошкольного образовательного учреждения"
Рабочая коррекционно-логопедическая программа«Коррекция речевых нарушений в условиях дошкольного образовательного учреждения»Информационная карта программы ...
Рабочая программа «КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНЫХ ОТДЕЛЕНИЯХ ГБОУ ШКОЛЫ №657»
Программа для старших групп...
Рабочая программа "Коррекция речевых нарушений в условиях дошкольного логопункта» на 2021 – 2022 учебный год
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта Детского сада №161 ОАО «РЖД» рассчитана на 2021-2022 учебный год и предназна...
Рабочая программа "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта"
Данная программа подходит для учителей-логопедов ДОУ, реализующих коррекционно-развивающее обучение в условиях логопедического пункта....
Рабочая программа «Коррекция речевых нарушений на дошкольном логопункте»
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...