Занятие индивидуальное: "Автоматизация звука Р в слогах и словах"
план-конспект занятия по логопедии на тему
Автоматизация звука Р в открытых, закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_r.docx | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель занятия:
- развитие артикуляционной и мелкой моторики,
- автоматизация звука Р в открытых и закрытых слогах, в слогах со стечением согласных;
- развитие фонематического восприятия;
- автоматизация звука Р в словах с открытым, закрытым слогом и со стечением согласных в слове;
- пополнение словарного запаса именами существительными;
- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
План занятия.
1.Организационный момент.
2.Уточнение артикуляции и произнесения звука изолированно.
3.Произнесение звука (р) в слогах.
4.Произнесение звука (р) в словах, где звук находится в разной позиции слова
5.Итог занятия.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Логопед: Раз, два, повернись и в животное превратись. Изобрази тигра, как он рычит (р-р-р). Изобрази дятла; как он стучит по дереву(трр-р). Как мурлычит ласковая кошечка?(мур-р).Покажи; как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голоском (кар-р-р); а мама-ворона отвечает ему низким голосом (кар-р-р).
Миша, какой звук сегодня мы будем продолжать изучать?
Ребенок: Звук (р).
2.Уточнение артикуляции и произнесение звука изолированно.
Логопед: Андрей, какое положение принимают губы и зубы при произнесении звука (р)?
Ребёнок: Губы полураскрыты, зубы разомкнуты.
Логопед: А где находится кончик языка?
Ребенок: Кончик языка поднят вверх, слегка касается бугорков за верхними зубами.
Логопед: Боковые края плотно прилегают к верхним зубам.
(Ребенок повторяет перед зеркалом.)
Логопед: Порычи как тигр. Он грозно рычит.
Ребенок: (р-р-р)
3.Произнесение звука (р) в слогах.
1.Пальчиковая гимнастика.
Логопед: Миша, нам почтальон принес письмо. Давай посмотрим. Ой, это письмо от буквы (р). Она просит спасти ее, она попала в беду. Дракон держит ее в сундуке, он хочет, чтобы из всех слов пропала буква (р). Давай поспешим ей на помощь.
Чтобы ты лучше думал и преодолел все препятствия, поиграем в игру «Здравствуй пальчик» (большой палец поочередно «здоровается» с остальными, при этом ребенок должен произносить, определенные слоги).
Ребенок: Ар-ар-ар, ро-ро-ро, тра-тра-тра, орт-орт-орт.
2. Воспроизведение слоговых рядов с заданной интонацией.
Логопед: Помочь букве (р) хотят другие буквы, они просят тебя соединить их.
Прилетел звук а. Соедини их. Что получилось? Какой слог?
Ребенок: РА.
Логопед: Давай соединим (р) со звуками у, ы, о.
Ребенок поочередно выполняет задание – РА-РО-РУ-РЫ
Логопед: если произнести слоги в такой последовательности, то получится волшебное заклинание --ры-ро-ру-ра ,
раздвигается гора.
Повтори его.
3.Произнесение звука (р) в словах .
1.Показ картинки с изображением гор.
Логопед: Что это?
Ребенок: Горы.
Логопед: Горы нам не страшны, мы знаем заклинание. Давай повторим: ры - ро - ру- ра - Раздвигается гора.
Логопед: Расступилась гора, а за ней огромные «та - во - ро».Что я перепутала? Произнеси это слово правильно.
Ребенок: Ворота.
Логопед: А около ворот- «Ох, рана!» Какое слово можно составить из этих двух слов?
Ребенок: Охрана.
Логопед: Чтобы охрана нас пропустила, тебе надо выполнить задание.
Игра « Волшебный кубик»
Ребенок бросает на игровое полотно кубик и называет картинки, на которые попал кубик.
Логопед: Нет, не пропускает нас охрана .Надо выполнить другое задание.
Игра «Большой- маленький»
Логопед: Я назову большой предмет, а ты –маленький. Рука.
Ребенок: Ручка.
(Аналогично ребенок преобразует слова: рана, рыба, корова, тетрадь, карандаш, кружка, пирамида, барабан, рама.)
Логопед: Стражники придумали еще задание, попробуй с ним справиться.
Игра» Четвертый лишний».
(Ребенок проговаривает название картинок, на которых изображены тигр, зубр, ворона, лев .Необходимо найти лишний предмет и объяснить, почему он не подходит к остальным предметам)
Ребенок: Лишняя ворона, потому что это птица, а тигр, лев и зубр –дикие животные
(Аналогичная работа проводится с картинками: морковь, помидоры, картофель, груша; хурма, персики, гранат, огурцы.)
Логопед: Стражники открыли ворота, но перед нами ров, нужен мостик, а он у Дракона . Он отдаст его, если ты поиграешь с ним в « добавлялки».
Игра « Добавлялки»
(с опорой на картинки).
Буратино взял…..(топор)
И пошел чинить….(забор)
Видит он-стоит….( машина)
Но машина без….(бензина)
Влил бензин он в …..(мотор)
И наехал на…..(забор)
Тут Тортилла….(прибежала)
Буратино…..(отругала.)
5.Итог.
Логопед: Молодец, Миша! Дошел до сундучка. Открой его. Что там?
Ребенок: Рисунок.
Логопед: Какой звук ты освободил?
Ребенок: Звук (р).
Логопед: Ты раскрасишь этот рисунок дома, на рисунке изображены предметы со звуком (р).Сегодня ты правильно и четко произносил звук (р).
Анализ индивидуального логопедического занятия
Индивидуальное логопедическое занятие проведено с ребенком старшего дошкольного возраста.
Цель занятия - автоматизация звука « Р » в слогах, словах. Материал занятия соответствует программе, речевым и возрастным особенностям детей старшей группы. Используемый материал доступен для ребенка.
Занятие проведено в игровой форме, использовано много наглядности: игрушки, предметные картинки. Занятие составлено методически правильно;
- есть все этапы работы со звуком – звукоподражание, уточнение артикуляции, воспроизведение звуковых рядов, произношение звука «Р» в словах: игры «Волшебный кубик», «Большой - маленький», «Четвертый лишний», «Добавлялки».
- использованы игры для развития мелкой моторики: пальцевая гимнастика, рисование.
- совершенствовались умения ребенка образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, игра - « Большой-маленький».
- в занятии использованы словесные, наглядные, игровые приемы.
- хороший эмоциональный настрой занятия, что способствует положительной мотивации.
- занятие выдержано во времени.
- поддерживалась высокая активность ребенка,
Цели занятия достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в слогах и словах
Индивидуальное логопедическое занятие предусматривает проведение самомассажа артикуляционного аппарата....
Коспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р в слогах и словах
На занятии использованы информационные, игровые и здоровье сберегающие технологии....
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука [р] в слогах и словах.
Индивидуальное занятие с ребёнком старшей группы по автоматизации звука Р в прямых слогах и словах с этими слогами....
конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Л" в слогах и словах
конспект индивидуального занятия для детей с общим недоразвитием речи...
конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Л" в слогах и словах
конспект индивидуального занятия для детей с общим недоразвитием речи...
Конспект занятия на автоматизацию звука С в слогах и словах
В конспект занятия включены практические задания на автоматизацию звука С в слогах и словах...
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука С в слогах и словах.
Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука СЗадачи: Коррекционно-образовательные:-формирование кинестетического образа звука С (ощущения положения органов артик...