«Технология РЕСS и её применение»
методическая разработка по логопедии на тему
Главная проблема детей, которым поставлен диагноз детский аутизм или расстройство аутического спектра – общение с окружающими. Естественная потребность ребенка поделиться своими впечатлениями, на что-то пожаловаться, что-то попросить наталкивается на неумение выразить свою мысль. В общении с такими детьми помогает использование карточек пекс (РЕСS).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-_klass.docx | 20.07 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технология РЕСS и её применение»
Главная проблема детей, которым поставлен диагноз детский аутизм или расстройство аутического спектра – общение с окружающими. Естественная потребность ребенка поделиться своими впечатлениями, на что-то пожаловаться, что-то попросить наталкивается на неумение выразить свою мысль. В общении с такими детьми помогает использование карточек пекс (РЕСS).
Однако многие родители не желают ничего слышать о них, приводя следующие доводы:
- ребенок, используя картинки в общении, будет выглядеть странно на фоне нормальных сверстников;
- аутист будет лениться и вообще потеряет стимул развивать речь.
Для чего нужна система РЕСS?
Как ведет себя нормальный ребенок? Он подходит ко взрослому, обращает на себя внимание и просит то, что ему нужно. Аутичные дети не умеют этого делать! Аутичные дети также довольно часто не могут высказать свою мысль. Зачастую ребенок бегает по комнате и выкрикивает слова, может постараться самостоятельно достать желаемый предмет, но не подойдет ко взрослому и не попросит нужную ему вещь. Не зная, как добиться желаемого, дети-аутисты закатывают истерику. Нередко бывают случаи, когда ребенок просит, но взрослый не понимает его.
Использование РЕСS помогает избежать этих проблем. Понятие коммуникация в данном методе подразумевает общение на доступном ребенку-аутисту языке — с помощью картинок.
Немного истории
Систему общения с помощью обмена карточками-картинками (the Picture Exchange Communication System; сокращенно — PECS) разработали доктора Лори Фрост и Энди Бонди в рамках проводимой в штате Делавэр Программы по исправлению аутизма. Цель системы — быстрое обучение целенаправленному, самостоятельно и активному общению детей, больных аутизмом.
Суть метода
Используя РЕСS, можно намного быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и непроизвольно произносить слова, чем когда в обучении используется голосовая имитация и наименования предметов. РЕСS делает общение ребенка с окружающими людьми более доступным. Программа РЕСS способствует быстрому приобретению базисных навыков коммуникации.
Использование РЕСS, благодаря совмещению словесного и визуального процессов, ускоряет развитие разговорной речи, а не не тормозит ее, как считают многие родители. Да, ребенок с карточками выглядит необычно, но такой «разговор» со сверстниками лучше, чем полное отсутствие общения. Конечно же метод РЕСS не дает гарантию, что ребенок заговорит. Может быть, через год, а может через пару дней ребенок научится произносить несколько слов, а возможно, что все усилия родителей и врачей не принесут никакого результата. Однако метод позволяет ребенку «донести» до окружающих его желания, и мы не имеем морального права лишать детей этой возможности.
Этапы обучения
Подготовительный этап
- Стараемся создать большое количество возможностей для общения
- Узнаём об актуальном уровне развития навыков общения
- Планируем дальнейшее обучение, ждём от ребёнка общения
- Собираем информацию о предпочтениях ребёнка, составляем таблицу «Перечень предпочтений»
Этап 1 «Как осуществлять общение»
Научить ребёнка, увидев желаемый предмет, брать изображение этого предмета и обменивать на сам предмет.
Обязательные требования
- Использовать за раз только одну карточку
- Создавать много (30-40) если понадобится ситуаций, в которых возникнет у ребёнка потребность просить
- Использование различных стимулов (еда, игрушки…)
Этап 2 «Расстояние и настойчивость»
Научить ребёнка подходить к своему индивидуальному альбому, привлекать внимание, брать карточку и обменивать на желаемый предмет.
Обязательные требования
- Использование многих картинок, но каждую в отдельности
- Работа с различными собеседниками
- Создание большего количества ситуаций для спонтанных просьб
Этап 3 «Различение карточек»
Научить ребёнка просить желаемый предмет, выбрав необходимую карточку из набора, подойти к собеседнику и дать ему карточку
Обязательные требования
- Работа с различными собеседниками
- Создание большего количества ситуаций для спонтанных просьб
- Изменение расстановки карточек в альбоме
Этап 4 «Структура предложения»
Научить ребёнка просить предметы в форме фразы, выполняя следующую последовательность: подойти к альбому с карточками, взять карточку «Я хочу» и положить на наборное полотно, взять карточку с желаемым предметом и положить рядом с предыдущей карточкой, взять наборное полотно и подойти к собеседнику
Обязательные требования
- Работа с различными собеседниками
- Создание большего количества ситуаций для спонтанных просьб
- Упрощение некоторых элементов при необходимости
Этап 5 «Качество предметов»
Научить ребёнка просить предметы с помощью шаблона, состоящего из карточек (этап 4), добавлять карточку обозначающую признак предмета и обменивать это предложение на предмет
Обязательные требования
- Работа с различными собеседниками
- Создание большего количества ситуаций для спонтанных просьб
- Упрощение некоторых элементов при необходимости
- Использование нескольких образцов при обучении какому-либо понятию
Этап 6 «Что ты хочешь?» (состоит из двух частей)
Научить ребёнка просить и отвечать на вопрос
Обязательные требования
- Словесное и материальное поощрение
- «Задержка подсказки»
- Создание большего количества ситуаций для спонтанных просьб
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности их применения в ДОУ»
консультация для родителей...
ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ДОУ
Охрана и укрепление физического и психического здоровья – одна из основных задач дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здор...
ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ДОУ»
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и...
Обзор материала: "Инновационные технологии, их отбор и применение в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи в ДОУ"
Инновационные методы в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы. На фоне комплексной логопедической помощи, инновационные методы оптимизируют процесс ко...
«Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности их применения в ДОУ в условии ФГОС»
Охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья здоровья - одна из основных задач дошкольного образования. Традиции системы дошкольного образования и их развития обеспечивают положительн...
Использование современных образовательных технологий в ДОУ. Эффективность применения ИКТ-технологий
В данный период жизни, в условиях ФГОС ДО, предлагающего нам модернизировать и оптимизировать процесс обучения воспитанников, использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно-о...
Технология проведения аттестации с применением дистанционных технологий
Алгоритм проведения аттестации.Алгоритм проведения промежуточной и итоговой аттестации едины.Теоретическая часть для 1 и 2 обучения состоит из 10 тестовых вопросов, представленных в форме картинок на ...