«Технология РЕСS и её применение»
методическая разработка по логопедии на тему

Главная проблема детей, которым поставлен диагноз детский аутизм или расстройство аутического спектра – общение с окружающими. Естественная потребность ребенка поделиться своими впечатлениями, на что-то пожаловаться, что-то попросить наталкивается на неумение выразить свою мысль. В общении с такими детьми помогает использование карточек пекс (РЕСS).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Технология РЕСS и её применение»

Главная проблема детей, которым поставлен диагноз детский аутизм или расстройство аутического спектра – общение с окружающими. Естественная потребность ребенка поделиться своими впечатлениями, на что-то пожаловаться, что-то попросить наталкивается на неумение выразить свою мысль. В общении с такими детьми помогает использование карточек пекс (РЕСS).

Однако многие родители не желают ничего слышать о них, приводя следующие доводы:

  • ребенок, используя картинки в общении, будет выглядеть странно на фоне нормальных сверстников;
  • аутист будет лениться и вообще потеряет стимул развивать речь.

Для чего нужна система РЕСS?

Как ведет себя нормальный ребенок? Он подходит ко взрослому, обращает на себя внимание и просит то, что ему нужно. Аутичные дети не умеют этого делать! Аутичные дети также довольно часто не могут высказать свою мысль. Зачастую ребенок бегает по комнате и выкрикивает слова, может постараться самостоятельно достать желаемый предмет, но не подойдет ко взрослому и не попросит нужную ему вещь. Не зная, как добиться желаемого, дети-аутисты закатывают истерику. Нередко бывают случаи, когда ребенок просит, но взрослый не понимает его.

Использование РЕСS помогает избежать этих проблем. Понятие коммуникация в данном методе подразумевает общение на доступном ребенку-аутисту языке — с помощью картинок.

Немного истории

Систему общения с помощью обмена карточками-картинками (the Picture Exchange Communication System; сокращенно — PECS) разработали доктора Лори Фрост и Энди Бонди в рамках проводимой в штате Делавэр Программы по исправлению аутизма. Цель системы — быстрое обучение целенаправленному, самостоятельно и активному общению детей, больных аутизмом.

Суть метода

Используя РЕСS, можно намного быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и непроизвольно произносить слова, чем когда в обучении используется голосовая имитация и наименования предметов. РЕСS делает общение ребенка с окружающими людьми более доступным. Программа РЕСS способствует быстрому приобретению базисных навыков коммуникации.

Использование РЕСS, благодаря совмещению словесного и визуального процессов, ускоряет развитие разговорной речи, а не не тормозит ее, как считают многие родители. Да, ребенок с карточками выглядит необычно, но такой «разговор» со сверстниками лучше, чем полное отсутствие общения. Конечно же метод РЕСS не дает гарантию, что ребенок заговорит. Может быть, через год, а может через пару дней ребенок научится произносить несколько слов, а возможно, что все усилия родителей и врачей не принесут никакого результата. Однако метод позволяет ребенку «донести» до окружающих его желания, и мы не имеем морального права лишать детей этой возможности.

Этапы обучения

Подготовительный этап

  • Стараемся создать большое количество возможностей для общения
  • Узнаём об актуальном уровне  развития навыков общения
  • Планируем дальнейшее обучение, ждём от ребёнка общения
  • Собираем информацию о предпочтениях ребёнка, составляем таблицу «Перечень предпочтений»

Этап 1 «Как осуществлять общение»

Научить ребёнка, увидев желаемый предмет, брать изображение этого предмета и обменивать на сам предмет.

Обязательные требования

  • Использовать за раз только одну карточку
  • Создавать много (30-40) если понадобится ситуаций, в которых возникнет у ребёнка потребность просить
  • Использование различных стимулов (еда, игрушки…)

Этап 2 «Расстояние и настойчивость»

Научить ребёнка подходить к своему индивидуальному альбому, привлекать внимание, брать карточку и обменивать на желаемый предмет.

Обязательные требования

  • Использование многих картинок, но каждую в отдельности
  • Работа с различными собеседниками
  • Создание большего количества ситуаций для спонтанных просьб

Этап 3 «Различение карточек»

Научить ребёнка просить желаемый предмет, выбрав необходимую карточку из набора, подойти к собеседнику и дать ему карточку

Обязательные требования

  • Работа с различными собеседниками
  • Создание большего количества ситуаций для спонтанных просьб
  • Изменение расстановки карточек в альбоме

Этап 4 «Структура предложения»

Научить ребёнка просить предметы в форме фразы, выполняя следующую последовательность: подойти к альбому с карточками, взять карточку «Я хочу» и положить на наборное полотно, взять карточку с желаемым предметом и положить рядом с предыдущей карточкой, взять наборное полотно и подойти к собеседнику

Обязательные требования

  • Работа с различными собеседниками
  • Создание большего количества ситуаций для спонтанных просьб
  • Упрощение некоторых элементов при необходимости

Этап 5 «Качество предметов»

Научить ребёнка просить предметы с помощью шаблона, состоящего из карточек (этап 4), добавлять карточку обозначающую признак предмета и обменивать это предложение на предмет

Обязательные требования

  • Работа с различными собеседниками
  • Создание большего количества ситуаций для спонтанных просьб
  • Упрощение некоторых элементов при необходимости
  • Использование нескольких образцов при обучении какому-либо понятию

Этап 6 «Что ты хочешь?» (состоит из двух частей)

Научить ребёнка просить и отвечать на вопрос

Обязательные требования

  • Словесное и материальное поощрение
  • «Задержка подсказки»
  • Создание большего количества ситуаций для спонтанных просьб


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ДОУ

Охрана и укрепление физического и психического здоровья – одна из основных задач дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здор...

ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ДОУ»

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и...

Обзор материала: "Инновационные технологии, их отбор и применение в системе коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи в ДОУ"

Инновационные методы в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы. На фоне комплексной логопедической помощи, инновационные методы оптимизируют процесс ко...

«Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и возможности их применения в ДОУ в условии ФГОС»

Охрана жизни и укрепления физического и психического здоровья здоровья - одна из основных задач дошкольного образования. Традиции системы дошкольного образования и их развития обеспечивают положительн...

Использование современных образовательных технологий в ДОУ. Эффективность применения ИКТ-технологий

В данный период жизни, в условиях ФГОС ДО, предлагающего нам модернизировать и оптимизировать процесс обучения воспитанников, использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно-о...

Технология проведения аттестации с применением дистанционных технологий

Алгоритм проведения аттестации.Алгоритм проведения промежуточной и итоговой аттестации едины.Теоретическая часть для 1 и 2 обучения состоит из 10 тестовых вопросов, представленных в форме картинок на ...