"Инновационные тенденции в специальном образовании"
статья по коррекционной педагогике по теме
"Инновации в специальном образовании"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_tendentsii_v_spetsialnom_obrazovanii.docx | 20.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Инновационные тенденции в специальном образовании»
Развитие национальной системы специального образования во все исторические периоды непосредственно связано с социально-экономическими условиями в данной стране, политикой государства по отношению к людям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования и прав человека, состоянием дефектологической науки как интерактивной области научных знаний на стыке медицины, психологии и педагогики.
Кризис и его исторические корни.
Состояние системы специального образования в период 90-х годов принято определять как кризис государственной системы специального образования и кризис коррекционной педагогики как науки, для которого характерны следующие признаки:
- социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом.
- охват системой специального образования лишь части нуждающихся детей, «выпадение» из системы детей с глубокими нарушениями в развитии
- жесткость и безвариативность форм получения образования
- примат образовательного стандарта над развитием личности ребенка.
Становление государственной системы специального образования в России началось после 1917 г. и происходило в особых условиях в логике становления одного из институтов тоталитарного государства.
Дети с отклонениями в развитии были объявлены предметом исключительно государственной заботы и оказались в определенной изоляции от среды нормально развивающихся сверстников, семьи, церкви, общественных благотворительных инициатив. Сформировалась система «закрыты» специальных образовательных учреждений интернатного типа.
Закон о всеобуче (1930 г.) установил единый образовательный ценз, обязательный для всех детей, в том числе для большинства категорий детей с отклонениями в развитии. В результате дети с грубыми интеллектуальными, эмоциональными нарушениями в развитии или сложной структурой дефекта были отторгнуты государственной системой специального образования и маркированы как необучаемые.
Аномальные дети, признаваемые обучаемыми, попадали в систему специального образования и обязаны были получить цензовое образование, т.е. усвоить государственный стандарт, разработанный для нормально развивающихся детей. Очевидно, последний оказался непригодным и для нормально развивающихся детей, вследствие чего сегодня активно критикуется и переосмысливается.
Социальный заказ, по сути, поставил молодую отечественную дефектологическую науку перед сверхзадачей, не ставившейся ни в одной другой стране мира, ни в один из исторических периодов развития науки об аномальном ребенке.
Парадоксально, но такая «негативная» ситуация имела и «позитивные» результаты. Свидетельством тому является:
- постановка теоретических и исследовательских задач высокого уровня
- интенсивная разработка теоретических основ специальной психологии и педагогики, вызванная необходимостью дать цензовое образование детям с отклонениями в развитии
- высокий уровень развития специальных педагогических технологий, построение «обходных путей» обучения для детей с отклонениями в развитии разных категорий.
Дефектологическая наука обеспечила дифференцированное обучение аномальных детей разных категорий в рамках национальной государственной системы. Сегодня система включает 15 типов специального обучения, реализуемых в 8 основных типах спецшкол с обеспечением содержания, методов и форм организации.
Методология и теоретические основы решения поставленной сверхзадачи признаются зарубежными специалистами крупными достижениями не только российской, но и мировой специальной психологии и педагогики.
Следует подчеркнуть, что весь позитив работал на систему обучения аномальных детей, в значительной мере изолированных от общества. Однако, в 60-80 гг. в практике стало всё более проявляться противоречие между целью специального образования, заданной государством (образовательный стандарт) и целями, которые определяла наука, создавая эту систему (как систему, призванную обеспечить условия для максимально возможного «культурного развития» каждого ребенка).
В системе обозначается примат образовательного стандарта над задачами всестороннего развития аномального ребенка, в отдельных типах школ происходит перенос цели на средство (например, устная речь начинает осмысливаться как главная цель образования глухого ребенка). В результате обучения специалистам становится видимым дисбаланс между обучением и развитием. Эти противоречия стали общеочевидными, благодаря произошедшим в стране социально-политическим изменениям, стали предметом критики.
В последние годы, благодаря новым установкам государства, в экстремально короткий исторический срок были разомкнуты рамки изолированной системы обучения аномальных детей. Стали разрешены частичные благотворительные инициативы; патронаж церкви, резко расширены права родителей имеющих детей с нарушениями в развитии, им предоставлено право выбора образовательного учреждения (специального или массового); стало возможным построение новых форм образовательных структур, методов обучения.
В исторической перспективе можно сказать, что буквально «в одночасье» принципиально изменился социальный заказ, и государство, общество, родители, специалисты смежных областей, никогда раньше «не видевшие» этих проблем и этих детей, потребовали от дефектологов немедленно научно-методически обеспечить новые социальные установки на всех уровнях, во всех аспектах.
Подвергающиеся сегодня критике недостатки специального обучения есть не столько промахи дефектологической науки, сколько результаты культурно-исторических, идеологических и экономических аномалий в развитии страны в прошлом.
Совершенно очевидно, что дефектологи не могли в один день выполнить новый социальный заказ. Более того, начав работать над этим заказом в отдельных аспектах значительно раньше других специалистов, они понимали весь комплекс проблем, требующих решения, и, прежде всего, необходимость фундаментальных исследований и тщательной экспериментальной апробации. Именно поэтому дефектологи принципиально не хотели участвовать в скоропалительном массированном введении инноваций, предлагая программу планомерного скоординированного выхода из кризиса. В сознании общественности они оказались в позиции противостояния инновациям в области форм обучения детей с отклонениями в развитии.
В 90-х годах на федеральном и региональном уровнях начали возникать разнообразные инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого-педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, осуществлялось кальпирование западных моделей. Сегодня, по прошествии 10-15 лет, лучшие, наиболее компетентные энтузиасты в области инновации начинают осознавать непродуктивность и опасность «быстрых решений».
Институт дефектологии АПН РФ считает, что необходима последовательная и планомерная трансформация системы на разных уровнях, роль науки в ближайшие годы состоит в решении следующих задач:
- поддерживать и развивать государственную систему специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования
- целенаправленно проводить переподготовку кадров, чтобы обеспечить высокий уровень профессиональной компетенции кадров
- создание государственной системы комплексной диагностики и коррекции нарушений различных категорий аномальных детей с первых месяцев жизни
- определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения; разработать содержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей; разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений;
- в соответствии с новым социальным заказом разработать концепцию нового содержания специального образования детей школьного возраста с различными особенностями в развитии и соответствующую ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов
- обеспечить клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение контингентов детей с недостатками развития, не охватывавшихся ранее государственной системой воспитания и обучения
- на основе изучения общего и специфического в обучении аномальных детей, разных категорий, построить максимально полные «карты» (модели, шкалы) основных содержательных линий развития ребенка. Указать в картах развития все возможные обходные пути в достижении этапных задач.
Таким образом, ясность взаимодействия между государством, обществом, дефектологической наукой и практикой на современном этапе, показало позитивные и негативные тенденции этого взаимодействия, охарактеризовало роль науки и выдвигаемые пути выхода из кризиса системы специального образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с нарушениями речи.
Консультация для воспитателей....
«Современные тенденции развития системы образования в г. Одинцово»
Актуальность темы обусловлена высокой значимость грамотно построенной системы образования, без изучения современных тенденций которой невозможно определить положительные и отрицательные моменты с цель...
Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежом
Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежомСравнительный анализ общественного дошкольного воспитания в разных странах: Америка, Япония, Китай, Германия, Финляндия ...
Консультация для учителей-логопедов : «Тенденции модернизации системы образования в организации деятельности логопункта и ПМПк в ДОУ»
Презентация опыта для учителей-логопедов : «Тенденции модернизации системы образования в организации деятельности логопункта и ПМПк в ДОУ»...
Статья "Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с на-рушениями речи."
"Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с на-рушениями речи."...
Инновационные тенденции в развитии современного образования
Важной особенностью образовательной системы являются иновации, осуществляемые в сфере образования....
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ, РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье раскрывается проблематика современного инклюзивного образования детей с ОВЗ, описывается модель организации инклюзивного образования детей с ОВЗ, дается характеристика особенностей прим...