"Инновационные тенденции в специальном образовании"
статья по коррекционной педагогике по теме

Васильева Светлана Петровна

"Инновации в специальном образовании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tendentsii_v_spetsialnom_obrazovanii.docx20.64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Инновационные тенденции в специальном образовании»

        Развитие национальной системы специального образования во все исторические периоды непосредственно связано с социально-экономическими условиями в данной стране, политикой государства по отношению к людям с отклонениями в развитии, законодательством в сфере образования и прав человека, состоянием дефектологической науки как интерактивной области научных знаний на стыке медицины, психологии и педагогики.

        Кризис и его исторические корни.

        Состояние системы специального образования в период 90-х годов принято определять как кризис государственной системы специального образования и кризис коррекционной педагогики как науки, для которого характерны следующие признаки:

  • социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом.
  • охват системой специального образования лишь части нуждающихся детей, «выпадение» из системы детей с глубокими нарушениями в развитии
  • жесткость и безвариативность форм получения образования
  • примат образовательного стандарта над развитием личности ребенка.

        Становление государственной системы специального образования в России началось после 1917 г. и происходило в особых условиях в логике становления одного из институтов тоталитарного государства.

        Дети с отклонениями в развитии были объявлены предметом исключительно государственной заботы и оказались в определенной изоляции от среды нормально развивающихся сверстников, семьи, церкви, общественных благотворительных инициатив. Сформировалась система «закрыты» специальных образовательных учреждений интернатного типа.

        Закон о всеобуче (1930 г.) установил единый образовательный ценз, обязательный для всех детей, в том числе для большинства категорий детей с отклонениями в развитии. В результате дети с грубыми интеллектуальными, эмоциональными нарушениями в развитии или сложной структурой дефекта были отторгнуты государственной системой специального образования и маркированы как необучаемые.

        Аномальные дети, признаваемые обучаемыми, попадали в систему специального образования и обязаны были получить цензовое образование, т.е. усвоить государственный стандарт, разработанный для нормально развивающихся детей. Очевидно, последний оказался непригодным и для нормально развивающихся детей, вследствие чего сегодня активно критикуется и переосмысливается.

        Социальный заказ, по сути, поставил молодую отечественную дефектологическую науку перед сверхзадачей, не ставившейся ни в одной другой стране мира, ни в один из исторических периодов развития науки об аномальном ребенке.

        Парадоксально, но такая «негативная» ситуация имела и «позитивные» результаты. Свидетельством тому является:

  • постановка теоретических и исследовательских задач высокого уровня
  • интенсивная разработка теоретических основ специальной психологии и педагогики, вызванная необходимостью дать цензовое образование детям с отклонениями в развитии
  • высокий уровень развития специальных педагогических технологий, построение «обходных путей» обучения для детей с отклонениями в развитии разных категорий.

        Дефектологическая наука обеспечила дифференцированное обучение аномальных детей разных категорий в рамках национальной государственной системы. Сегодня система включает 15 типов специального обучения, реализуемых в 8 основных типах спецшкол с обеспечением содержания, методов и форм организации.

        Методология и теоретические основы решения поставленной сверхзадачи признаются зарубежными специалистами крупными достижениями не только российской, но и мировой специальной психологии и педагогики.

        Следует подчеркнуть, что весь позитив работал на систему обучения аномальных детей, в значительной мере изолированных от общества. Однако, в 60-80 гг. в практике стало всё более проявляться противоречие между целью специального образования, заданной государством (образовательный стандарт) и целями, которые определяла наука, создавая эту систему (как систему, призванную обеспечить условия для максимально возможного «культурного развития» каждого ребенка).

        В системе обозначается примат образовательного стандарта над задачами всестороннего развития аномального ребенка, в отдельных типах школ происходит перенос цели на средство (например, устная речь начинает осмысливаться как главная цель образования глухого ребенка). В результате обучения специалистам становится видимым дисбаланс между обучением и развитием. Эти противоречия стали общеочевидными, благодаря произошедшим в стране социально-политическим изменениям, стали предметом критики.

        В последние годы, благодаря новым установкам государства, в экстремально короткий исторический срок были разомкнуты рамки изолированной системы обучения аномальных детей. Стали  разрешены частичные благотворительные инициативы; патронаж церкви, резко расширены права родителей имеющих  детей с нарушениями в развитии, им предоставлено право выбора образовательного учреждения (специального или массового); стало возможным построение новых форм образовательных структур, методов обучения.

        В исторической перспективе можно сказать, что буквально «в одночасье» принципиально изменился социальный заказ, и государство, общество, родители, специалисты смежных областей, никогда раньше «не видевшие» этих проблем и этих детей, потребовали от дефектологов немедленно научно-методически обеспечить новые социальные установки на всех уровнях, во всех аспектах.

        Подвергающиеся сегодня критике недостатки специального обучения есть не столько промахи дефектологической науки, сколько результаты культурно-исторических, идеологических и экономических аномалий в развитии страны в прошлом.

        Совершенно очевидно, что дефектологи не могли в один день выполнить новый социальный заказ. Более того, начав работать над этим заказом в отдельных аспектах значительно раньше других специалистов, они понимали весь комплекс проблем, требующих решения, и, прежде всего, необходимость фундаментальных исследований и тщательной экспериментальной апробации. Именно поэтому дефектологи принципиально не хотели участвовать в скоропалительном массированном введении инноваций, предлагая программу планомерного скоординированного выхода из кризиса. В сознании общественности они оказались в позиции противостояния инновациям в области форм обучения детей с отклонениями в развитии.

        В 90-х годах на федеральном и региональном уровнях начали возникать разнообразные инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого-педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, осуществлялось кальпирование западных моделей. Сегодня, по прошествии 10-15 лет, лучшие, наиболее компетентные энтузиасты в области инновации начинают осознавать непродуктивность и опасность «быстрых решений».

        Институт дефектологии АПН РФ считает, что необходима последовательная и планомерная трансформация системы на разных уровнях, роль науки в ближайшие годы состоит в решении следующих задач:

  • поддерживать и развивать государственную систему специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования
  • целенаправленно проводить переподготовку кадров, чтобы обеспечить высокий уровень профессиональной компетенции кадров
  • создание государственной системы комплексной диагностики и коррекции нарушений различных категорий аномальных детей с первых месяцев жизни
  • определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения; разработать содержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей; разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений;
  • в соответствии с новым социальным заказом разработать концепцию нового содержания специального образования детей школьного возраста с различными особенностями в развитии и соответствующую ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов
  • обеспечить клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение контингентов детей с недостатками развития, не охватывавшихся ранее государственной системой воспитания и обучения
  • на основе изучения общего и специфического в обучении аномальных детей, разных категорий, построить максимально полные «карты» (модели, шкалы) основных содержательных линий развития ребенка. Указать в картах развития все возможные обходные пути в достижении этапных задач.

Таким образом, ясность взаимодействия между государством, обществом, дефектологической наукой и практикой на современном этапе, показало позитивные и негативные тенденции этого взаимодействия, охарактеризовало  роль науки и выдвигаемые пути выхода из кризиса системы специального образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные тенденции развития системы образования в г. Одинцово»

Актуальность темы обусловлена высокой значимость грамотно построенной системы образования, без изучения современных тенденций которой невозможно определить положительные и отрицательные моменты с цель...

Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежом

Определение основных тенденций развития дошкольного образования за рубежомСравнительный анализ  общественного дошкольного воспитания в разных странах: Америка, Япония, Китай, Германия, Финляндия ...

Консультация для учителей-логопедов : «Тенденции модернизации системы образования в организации деятельности логопункта и ПМПк в ДОУ»

Презентация опыта  для учителей-логопедов : «Тенденции модернизации системы образования в организации деятельности  логопункта и ПМПк в ДОУ»...

Статья "Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с на-рушениями речи."

"Инновационные тенденции в системе обучения и воспитания детей с на-рушениями речи."...

Инновационные тенденции в развитии современного образования

Важной особенностью образовательной системы являются иновации, осуществляемые в сфере образования....

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ, РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрывается проблематика современного инклюзивного образования детей с ОВЗ, описывается модель  организации инклюзивного образования детей с ОВЗ, дается характеристика особенностей прим...