Методическая разработка "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ"
методическая разработка по логопедии по теме

Капитан Елена Юрьевна

Данный материал описывает работу учителя - логопеда с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://www.asi.org.ru/wp-content/uploads/2014/01/Daunsajd-Ap.jpg                   

 

                           

    http://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2015/10/20314_rffcdygkfebogktn.jpg     

Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети – инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющими временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

  • Дети с нарушениями слуха
  • Дети с нарушениями зрения
  • Дети с нарушениями речи
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
  • Дети с задержкой психического развития
  • Дети с нарушением интеллекта
  • Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы
  • Дети со сложной структурой нарушения

Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование призвано учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья каждой из групп.

  1. Ограниченные представления об окружающем мире.
  2. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении.
  3. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (во время урока через каждые 10-15 минут делать перерыв, интересоваться самочувствием ребенка).
  4. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность.

 

https://i2-prod.mirror.co.uk/incoming/article11989612.ece/ALTERNATES/s615b/Meet-Lucas-the-first-Gerber-baby-with-Down-syndrome.jpg

         *диагностическое,

         * коррекционная и развивающая работа,

         * профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.

  Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

  • соблюдение интересов ребенка;
  • доступность;
  • непрерывность;
  • вариативность;
  • принцип создания ситуации успеха;
  • принцип психологической комфортности;
  • гуманность и реалистичность.

      

   Основными направлениями коррекционно – развивающей работы с детьми ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  •  оптимальное распределение времени  на каждый этап занятия;
  • компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
  • использование разнообразных форм и методов  логопедического воздействия;
  • освоение детьми с  ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.

п.2.11.2

ФГОС ДО:

                  ДАННЫЙ РАЗДЕЛ  ДОЛЖЕН  СОДЕРЖАТЬ:

1.специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2.механизмы адаптации Программы для детей ОВЗ.

3. использование специальных образовательных программ и методов.

4.специальные методические пособия с дидактическим  материалом.

5. проведение групповых и индивидуальных  коррекционных  занятий.

6. осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.

 

  • Учитель - логопед при обследовании детей выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка.
  • На основе диагностики составляет план индивидуального развития, определяется индивидуальный маршрут.
  • Привлечение  здоровых анализаторов для компенсации деятельности  детей  с ОВЗ.
  • В центре внимания остается наиболее пострадавший компонент речи.
  • Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата.
  • С одной стороны, принцип доступности, с другой стороны – не допускать излишнего упрощения материала.

  • Работа над речевой системой в целом.
  • Максимальное использование сохранных анализаторов.
  • Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).
  • Длительное закрепление направленных речевых навыков.
  • Частый повтор упражнений с элементами новизны.
  • Частая смена видов деятельности, т.к. у детей с ОВЗ быстрая утомляемость.
  • Дозировка знаний и речевого материала (постепенное усложнение).
  • Постоянное поддержание интереса к занятиям.

  • Беседы.
  • Консультации.
  • Родительские собрания.
  • Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей.
  • Проведение совместных викторин, конкурсов.

  1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком.
  2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики, психологии развития, логопедии.
  3. Сформировать адекватную самооценку.

  • Чаще разговаривайте со своим ребенком, читайте ему.
  • Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную по вопросам ОВЗ детей.
  • Общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ, передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  • Не изводите себя упреками. В том, что у вас больной ребенок, Вы не виноваты! Никто от этого не застрахован.
  • Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.

Нам, взрослым, не нужно забывать главное: дети с ОВЗ- это тоже дети, только требующие к себе больше внимания и усилий, без нас им не обойтись. Нам нужно набраться терпения для работы с такими детьми. Работая  с ними, начинаешь по – новому смотреть на жизнь, свои проблемы уходят на второй план. Такие дети доверчивые, добрые и ждут от нас того же.

Мир «особого» ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мио «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка – допускает лишь СВОИХ!

http://www.pfrf.ru/files/branches/adygea/Reb-inv.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по использованию цветной непряденой шерсти в работе с детьми. Материалы и приёмы работы.

Для создания картин из шерсти мы используем, главным образом, цветную непряденую шерсть. Но это не единственный необходимый материал. Раз мы делаем картину, значит, нам нужна и рама для неё. Обы...

Методическое пособие к опыту работы "Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми"

Методическое пособие представлено в мультимедийном формате, состоит из двух частей:1.Теоретическая: текстовый файл – теоретическое обоснование, методические рекомендации по организации утренней гимнас...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)

Идея патриотизма занимала особое место, но особенно  актуально проблема патриотического воспитания стала сегодня....

План работы методического объединения «Работа с одарёнными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения» на 2012 — 2014 учебный год.

Работа МО осуществлялась по плану, в котором определены темы, содержание, формы организации, сроки проведения заседаний.Взаимодействие с участниками МО по вопросам выявления и развития одарённости у д...

Методические рекомендации "Работа с детьми с задержкой психического развития"

Особенности развития детей с задержкой психического развития. Дидактическая игра как действенный метод обучения. Правила работы воспитателя с детьми....

Развивающие пособие «Снежная книга» . Методические рекомендации работы с детьми раннего возраста

Методические рекомендации работы с детьми раннего возраста по развивающей книге из ткани и фетра. Разработаны для воспитателей и родителей на основе программы " От рожения до школы" под ред....