Методическая разработка "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ"
методическая разработка по логопедии по теме
Данный материал описывает работу учителя - логопеда с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka-korrektsionnaya_rabota_s_detmi_ovz.docx | 263.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Это дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети – инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми – инвалидами, но имеющими временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
- Дети с нарушениями слуха
- Дети с нарушениями зрения
- Дети с нарушениями речи
- Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
- Дети с задержкой психического развития
- Дети с нарушением интеллекта
- Дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы
- Дети со сложной структурой нарушения
Специальное (коррекционное) и инклюзивное образование призвано учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья каждой из групп.
- Ограниченные представления об окружающем мире.
- Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении.
- Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство (во время урока через каждые 10-15 минут делать перерыв, интересоваться самочувствием ребенка).
- У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность.
*диагностическое,
* коррекционная и развивающая работа,
* профилактическая и консультативная работа с педагогами и родителями, воспитывающими детей данной категории.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
- соблюдение интересов ребенка;
- доступность;
- непрерывность;
- вариативность;
- принцип создания ситуации успеха;
- принцип психологической комфортности;
- гуманность и реалистичность.
Основными направлениями коррекционно – развивающей работы с детьми ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
- компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
- использование разнообразных форм и методов логопедического воздействия;
- освоение детьми с ОВЗ Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
п.2.11.2
ФГОС ДО:
ДАННЫЙ РАЗДЕЛ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ:
1.специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
2.механизмы адаптации Программы для детей ОВЗ.
3. использование специальных образовательных программ и методов.
4.специальные методические пособия с дидактическим материалом.
5. проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.
6. осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития.
- Учитель - логопед при обследовании детей выясняет характер нарушения речевой деятельности ребенка.
- На основе диагностики составляет план индивидуального развития, определяется индивидуальный маршрут.
- Привлечение здоровых анализаторов для компенсации деятельности детей с ОВЗ.
- В центре внимания остается наиболее пострадавший компонент речи.
- Организация, форма работы, привлекаемый материал должны соответствовать возрасту логопата.
- С одной стороны, принцип доступности, с другой стороны – не допускать излишнего упрощения материала.
- Работа над речевой системой в целом.
- Максимальное использование сохранных анализаторов.
- Дифференцированный подход (психические особенности, работоспособность, уровень сформированности речи).
- Длительное закрепление направленных речевых навыков.
- Частый повтор упражнений с элементами новизны.
- Частая смена видов деятельности, т.к. у детей с ОВЗ быстрая утомляемость.
- Дозировка знаний и речевого материала (постепенное усложнение).
- Постоянное поддержание интереса к занятиям.
- Беседы.
- Консультации.
- Родительские собрания.
- Индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей.
- Проведение совместных викторин, конкурсов.
- Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребенком.
- Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики, психологии развития, логопедии.
- Сформировать адекватную самооценку.
- Чаще разговаривайте со своим ребенком, читайте ему.
- Больше читайте, и не только специальную литературу, но и художественную по вопросам ОВЗ детей.
- Общайтесь с семьями, где есть дети с ОВЗ, передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
- Не изводите себя упреками. В том, что у вас больной ребенок, Вы не виноваты! Никто от этого не застрахован.
- Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите с ребенком о ней.
Нам, взрослым, не нужно забывать главное: дети с ОВЗ- это тоже дети, только требующие к себе больше внимания и усилий, без нас им не обойтись. Нам нужно набраться терпения для работы с такими детьми. Работая с ними, начинаешь по – новому смотреть на жизнь, свои проблемы уходят на второй план. Такие дети доверчивые, добрые и ждут от нас того же.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мио «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка – допускает лишь СВОИХ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по использованию цветной непряденой шерсти в работе с детьми. Материалы и приёмы работы.
Для создания картин из шерсти мы используем, главным образом, цветную непряденую шерсть. Но это не единственный необходимый материал. Раз мы делаем картину, значит, нам нужна и рама для неё. Обы...
Методическое пособие к опыту работы "Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми"
Методическое пособие представлено в мультимедийном формате, состоит из двух частей:1.Теоретическая: текстовый файл – теоретическое обоснование, методические рекомендации по организации утренней гимнас...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»
Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...
Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)
Идея патриотизма занимала особое место, но особенно актуально проблема патриотического воспитания стала сегодня....
План работы методического объединения «Работа с одарёнными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения» на 2012 — 2014 учебный год.
Работа МО осуществлялась по плану, в котором определены темы, содержание, формы организации, сроки проведения заседаний.Взаимодействие с участниками МО по вопросам выявления и развития одарённости у д...
Методические рекомендации "Работа с детьми с задержкой психического развития"
Особенности развития детей с задержкой психического развития. Дидактическая игра как действенный метод обучения. Правила работы воспитателя с детьми....
Развивающие пособие «Снежная книга» . Методические рекомендации работы с детьми раннего возраста
Методические рекомендации работы с детьми раннего возраста по развивающей книге из ткани и фетра. Разработаны для воспитателей и родителей на основе программы " От рожения до школы" под ред....