Применение технологии «биоэнергопластика» в коррекционной работе учителя-логопеда
статья по логопедии на тему
В этой статье bзучается технология "биоэнергопластика", как инновационный метод развития мышц артикуляционного аппаратара. Представлены этапы и последовательность коррекционной работы при формировании атикуляционной моторики с применением биоэнергопластики. Значение биоэнергопластики в системе формирования звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
нетрадиционная технология "биоэнергопластика" в работе логопеда | 22.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение технологии «биоэнергопластика»
в коррекционной работе учителя-логопеда
Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка,
чем больше мастерства в детской руке,
тем ребёнок умнее.
В.А. Сухомлинский
В современных социально-экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с особыми возможностями здоровья. В рамках введения ФГОС ДО приоритетной задачей является решение этих проблем через применение инновационных технологий, которые призваны улучшить качество образования, повысить мотивацию детей, ускорить процесс усвоения новых знаний.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. К сожалению, в настоящее время с каждым годом наблюдается значительное увеличение числа детей с речевой патологией, это дети с особыми возможностями здоровья.
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. В исследованиях ученых Института физиологии детей и подростков АПН отмечена связь интеллектуального и речевого развития ребенка со степенью развития пальцевой моторики и стимулирующая роль тренировки тонких движений пальцев. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Работая с детьми в группах компенсирующей направленности и столкнувшись с их трудностями в речевой и моторной сфере, мы применили в своей практике инновационную технологию – биоэнергопластика.
Термин «Биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И.В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. «Биоэнергопластика» включает с себя три основных понятия: био – человек как биологический объект, энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. В коррекционной работе наиболее значимым является соединение биоэнергопластики с движениями органов артикуляционного аппарата. При выполнении артикуляционного упражнения рука, как бы «дублирует» положение языка, нижней челюсти, губ. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей с ОВЗ, развивает координацию движений и мелкую моторику, развивает чувство ритма, ориентировку в пространстве.
Артикуляционные упражнения в биоэнергопластике объединены в комплексы, которые используются для развития мышц речевых органов и формирования артикуляционных укладов групп звуков. Комплексы упражнений подбираются после тщательного обследования звукопроизношения и движений артикуляционных органов.
Работа по биоэнергопластике проводится в несколько этапов:
1 этап: Диагностический (1-2 неделя сентября)
Цель: определение структуры дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.
Содержание работы:
- Обследование строения и подвижности органов артикуляции проводятся общеизвестными методами, данные заносятся в речевую карту.
- Составление заключение о состоянии моторных функций речевого аппарата и звукопроизношения
- Подбор комплекса упражнений с учетом нарушенных звуков. Артикуляционные упражнения могут быть статическими, при которых органы артикуляции остаются в определенной позе на определенное время, и динамическими, при которых активно двигаются те или иные мышцы. Артикуляционная гимнастика должна включать оба типа упражнений.
2 этап: Подготовительный (сентябрь)
Цель: установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям с помощью игровых приемов, упражнений на релаксацию, музыкального фона и доброжелательного отношения к ребенку.
Содержание работы:
- Ознакомление со строением органов речи и традиционными артикуляционными упражнениями, используя артикуляционные сказки. При выполнении упражнений логопед сидит рядом с ребенком перед зеркалом. Сначала педагог объясняет, как выполнять упражнение, затем показывает, а потом вместе с ребенком выполняет его. Данный процесс педагог сопровождает движениями своей ведущей руки.
3 этап: Основной (октябрь — апрель)
Цель: развитие артикуляционного аппарата и мелкой моторики, координации движений и межполушарных связей.
Содержание работы:
- Проведение артикуляционных упражнений с применением биоэнергопластики, как статических, так и динамических упражнений
4 этап: Автоматизация умений (октябрь — апрель)
Цель: закрепление изученных упражнений в речевом уголке.
Содержание работы:
- Самостоятельное выполнение движений ребёнком, а учитель-логопед сопровождает выполнение упражнений, рассказыванием сказок.
Такую пальцево – речевую гимнастику выполняют весь учебный год. Логопед следит за правильным выполнением упражнений. Для разнообразия используем перчаточный, теневой, пальчиковый театры; подбираем или придумываем артикуляционные сказки, разные истории-путешествия сказочных героев. Занятия проводим индивидуально или с подгруппой из двух, трех детей.
Все полученные знания на коррекционных занятиях, дети закрепляют дома с родителями. С этой целью с семьями воспитанников устанавливаем партнёрские отношения. Для повышения педагогической культуры среди родителей проводим семинары-практикумы, игровые тренинги:
- знакомство с органами артикуляции;
- особенностями артикуляционных укладов при произнесении различных звуков;
- со спецификой проведения гимнастики с биоэнергопластикой;
Таким образом, в результате проведённой работы мы пришли к выводу, что выполнение артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой сокращает время занятий, усиливает их результативность. Применение биоэнергопластики позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию. Проведённая работа доказывает целесообразность применения биоэнергопластики в работе с детьми с речевой патологией.
Список литературы:
Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2011.
Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2010.
Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – СПБ.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2011.
О йога-данс или биоэнергопластике – интернет-ресурс.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры речи у детей пяти лет. М.:Арктур, 2001.
Ястребова А.В. Хочу в школу: система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. – М.: АРКТИ, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Применение метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда"
Эта работа будет интересна как учителям-логопедам, так и воспитателям логопедических групп....
Буклет "Использование метода биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками"
Буклет адресован учителям-логопедам, воспитателям и родителям детей, имеющих нарушения звукопроизношения. В буклете описаны преимущества метода биоэнергопластики, этапы работы над артикуляционными упр...
Применение технологии мультипликации в коррекционной работе учителя-логопеда со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи
Процесс создания мультфильмов несет в себе большой развивающий потенциал, позволяет ребенку выбрать вид деятельности в соответствии с его способностями и интересами, активно познаватьокружающий мир, р...
"Применение биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда"
Биоэнергопластика — это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями пальцев и кистей рук.Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное...
Мультимедийная презентация "Применение биоэнергопластики в коррекционной работе учителя - логопеда"
Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.Термин состоит из двух слов: биоэнергия и пластика.Биоэнергия – это та энергия, к...
Использование биоэнергопластики в коррекционной работе учителя-логопеда с дошкольниками в детском саду.
Хорошо сформированная устная речь является важным условием для начала успешного обучения ребёнка в школе. Наиболее распространенным для будущих первоклассников является неправильное произношение звуко...
- Мне нравится (1)