Разработка методического обеспечения коррекционной и образовательной деятельности. III Организационный раздел.
рабочая программа по логопедии на тему

В III организационный раздел входят:

3.1 Программно-методическое обеспечение коррекционной и образовательной деятельности.

К методическим материалам и средствам обучения и воспитания относятся: комплект Примерной общеобразовательной  программы дошкольноо образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комарова, М.А. Васильева и "Примерной адаптированной основной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет." В.В. Нищевой.

3.2  Организация коррекционно-образовательной деятельности и режим пребывания детей в образовательном учреждении.

3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка методического обеспечения коррекционной и образовательной деятельности

lll. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Программно-методическое обеспечение коррекционной и               образовательной деятельности

К методическим материалам и средствам обучения и воспитания по обеспечению Программы относятся: учебно-методический комплект  к   Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, 2014 и « Примерной адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н. В. Нищевой., оборудование, оснащение наглядными и техническими средствами. В каждой возрастной группе имеются учебно-методические игры и пособия в соответствии с целями и задачами Программы, индивидуальных и возрастных особенностей детей. В детских садах имеется оборудованный физкультурный и музыкальный залы, кабинеты логопедов, дифектологов. В каждой группе имеется оборудованный логопедический кабинет для занятий с учителем-логопедом. В группах имеется спальня. Все группы достаточно обеспечены наглядными средствами обучения и оборудованием для организации обучения и воспитания детей. Во всех группах имеются магнитофоны,  ноутбуки. В физкультурном зале имеется достаточное оборудование для всестороннего развития физических возможностей детей.

В учреждении имеется мультимедийные экраны, ноутбуки  которые используются для образовательной работы с детьми и созданным самостоятельно презентациям педагогами учреждения.

3.2. Организация коррекционно-образовательной деятельности и режима пребывания детей в образовательном учреждении.

Основные направления коррекционной и образовательной деятельности

В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в Программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Такие образовательные области, как «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» связаны с основным направлением и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.

Отражая специфику работы в группе компенсирующей направленности и учитывая основную ее направленность, а так же имея в виду принцип интеграции образовательных областей, автор включает задачи речевого развития не только в образовательную область «Речевое развитие», но и в другие области.

I. Речевое развитие

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ, ФОРМИРОВАНИЕ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ,  РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА (РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ, КОРРЕКЦИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ; РАБОТА НАД СЛОГОВОЙ СТРУКТУРОЙ И ЗВУКОНАПОЛ- НЯЕМОСТЬЮ СЛОВ; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО И СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА), ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ, ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ

II. Познавательное развитие

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ, ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

III. Художественно-эстетическое развитие

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (РИСОВАНИЕ, АППЛИКАЦИЯ), ЛЕПКА, МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ, МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ, ПЕНИЕ, ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ)

IV. Социально-личностное развитие

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕПРИНЯТЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ И ГРАЖДАНСКИХ ЧУВСТВ, РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ, ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, СЮЖЕТНОРОЛЕВАЯ ИГРА, ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ), СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ,  ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ, СОЦИУМЕ, ПРИРОДЕ

V. Физическое развитие

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ, ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОРТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ), ОВЛАДЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫМИ НОРМАМИ И ПРАВИЛАМИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

                        Система коррекционной и образовательной деятельности

Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля).

Как правило, сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на учебный год.

 С первого октября начинается организованная образовательная деятельность с детьми во всех возрастных группах в соответствии с утвержденным планом работы.

 Медико-психолого-педагогическое совещание обязательно проводится в конце учебного года с тем, чтобы обсудить динамику индивидуального развития каждого воспитанника.

Во всех возрастных группах логопедом проводится  фронтальная подгрупповая работа (согласно сетке занятий). В остальное время логопед проводит только индивидуальную работу с детьми. Во второй половине дня логопед проводит консультирование родителей. Количество консультаций с родителями проводится по необходимости, но не чаще 2 раз в неделю.

  На работу с одной подгруппой детей в младшей группе отводится 10 минут, в средней группе - 15, в старшей группе - 20 минут, в подготовительной к школе - 30.

В середине учебного года, с 01.01 по 10.01, в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая - весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми, кроме того все специалисты принимают участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкультурные и логоритмические занятия. Так же организуется коррекционно-развивающая работа и в июне при переходе детского сада на летний режим работы.

Организация режимных моментов.

Младшая группа.

В группе для детей младшего возраста с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) проводится всего 14 подгрупповых и групповых занятий в неделю продолжительностью 10 минут, что не превышает рекомендованную САНПИНом предельную недельную нагрузку (30 минут в день или 150 минут в неделю). В сетку не включаются и индивидуальные занятия со специалистами.

Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности детей, в семье.

Образовательная область. Направление деятельности. Количество занятий в неделю.

1. Речевое развитие. Восприятие художественной литературы 1

2. Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская,

конструктивно-модельная деятельность 1

3. Познавательное развитие. Развитие математических представлений 1

4. Художественно эстетическое развитие. Рисование 1

5. Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация 1

6. Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие 2

7. Физическое развитие. Физическая культура 3 (1 на свежем воздухе)

8. Подгрупповое занятие с учителем-логопедом 2

9. Индивидуальные занятия с логопедом 2

10. Индивидуальное занятие с воспитателем

ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ

Прием детей, игры, утренняя гимнастика _______________________ 7.00-8.10

Подготовка к завтраку _______________________________________ 8.10-8.20

Завтрак _________________________________________________       8.20-8.50

Подготовка к занятиям, игры _________________________________  8.50-9.00

Организованная образовательная деятельность, подгрупповая работа

логопеда__________________________________________________   9.00-10.10

Первое занятие воспитателя и первое логопедическое занятие

(проводятся по подгруппам) __________________________________ 9.00-9.10

Второе занятие воспитателя и второе логопедическое занятие

(проводятся по подгруппам) _______________________________       9.20-9.30

Игры, подготовка к прогулке ______________________________       9.30-10.10

Прогулка, индивидуальная работа логопеда с детьми возвращение с прогулки, чтение художественной литературы _____________________________          10.10-12.30

Обед  _______________________________________________            12.30 -13.10

Подготовка ко сну. Сон _____________________________                 13.10-15.10

Подъем. Оздоровительные процедуры _______________________    15.10-15.30

Подготовка к полднику. Полдник ___________________________    15.30-16.00

Индивидуальная работа по заданию логопеда, игры и свободная

деятельность ____________________________________________     16.00-16.40

Подготовка к прогулке. Прогулка. Возвращение с прогулки ______  16.40-18.20

Уход домой _____________________________________________     до 19.00

Индивидуальная работа логопеда с детьми проводится согласно циклограмме рабочего времени логопеда.  Логопед проводит ее с детьми и во время прогулки. Продолжительность индивидуального занятия не более 10 минут. Присутствие логопеда в групповом помещении позволяет ему участвовать в оречевлении режимных моментов, живом общении с малышами, что позволяет специалисту быстрее вызвать каждого ребенка на контакт, построить с ним доверительные отношения.

В младшей группе особое внимание должно быть уделено сбалансированности занятий и свободного времени малышей. Дети должны получить возможность играть и отдыхать в специально организованной предметно пространственной развивающей среде и в первой, и во второй половине дня. Для игр и отдыха в первой и второй половинах дня выделяется по 40 минут. В это время воспитатель осуществляет наблюдения за детьми, оказывает им необходимую помощь, становится партнером по играм, а во второй половине дня еще и проводит индивидуальные занятия по заданию логопеда.

В июне логопедом проводится только индивидуальная работа с детьми, по возможности, на свежем воздухе. Закрепляется и повторяется весь материал, пройденный за учебный год. В конце июня логопедом даются индивидуальные методические рекомендации родителям каждого ребёнка на лето.

Средняя группа.

В средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи с октября по май (включительно) проводится в неделю 13 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 15 минут, и по 2-3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями с каждым ребенком, что не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку (40 минут в день и 200 минут в неделю).

 Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Образовательная область. Направление деятельности. Количество занятий в неделю.

1. Речевое развитие. Восприятие художественной литературы 1

2. Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская,

конструктивно-модельная деятельность 1

3. Познавательное развитие. Развитие математических представлений 1

4. Художественно эстетическое развитие. Рисование 1

5. Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация 1

6. Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие 1

7. Физическое развитие. Физическая культура 3 (1 на свежем воздухе)

8. Подгрупповое занятие с учителем-логопедом 3

9. Индивидуальные занятия с логопедом 2- 3

10. Индивидуальное занятие с воспитателем 2

                                         ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ

Прием детей, игры, утренняя гимнастика ............................................................... 7.00-8.25

Подготовка к завтраку, завтрак................................................................................. 8.25-8.55

Подготовка к занятиям .............................................................................................. 8.55-9.00

1- е занятие воспитателя и 1-е подгрупповое логопедическое занятие                  9.00-9.15

2- е занятие воспитателя и 2-е подгрупповое логопедическое занятие                  9.25-9.40

 Индивидуальная работа логопеда с детьми, совместная деятельность воспитателя с детьми, подготовка к прогулке, прогулка                                                                 9.40-12.15

Возвращение с прогулки, индивидуальная работа логопеда с детьми, игры,

чтение художественной литературы .................................................................... 12.15-12.30

Подготовка к обеду, обед ..............................................................................         12.30-13.00

Подготовка ко сну, сон ..................................................................................         13.00-15.00

Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры                                      15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник .................................................................         15.20-15.50

Вечернее занятие .......................................................................................              15.50-16.05

Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры,

свободная деятельность детей ......................................................................          16.05-16.15

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой ...........................................          16.15-18.00

Возвращение с прогулки, чтение художественной литературы...18.00-18.15

Подготовка к ужину, ужин ....................................................................................  18.15-18.45

Игры, уход детей домой ........................................................................................  18.45-19.00

Участие логопеда в режимных моментах ...............................................               12.30-13.00

Индивидуальная работа логопеда с детьми проводится согласно циклограмме рабочего времени логопеда.

Старшая группа.

В старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с октября по май (включительно) проводится в неделю 16 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 20минут,  по 2- 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную СаНПиНом недельную нагрузку (45 минут в день или 225 минут в неделю в первой половине дня и два раза в неделю по 25 минут во второй половине дня, то есть всего 275 минут в неделю).

Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельно игровой деятельности, в семье.

Образовательная область. Направление деятельности. Количество занятий в неделю.

1. Речевое развитие. Восприятие художественной литературы 1

2. Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская,

конструктивно-модельная деятельность 2

3. Познавательное развитие. Развитие математических представлений 1

4. Художественно эстетическое развитие. Рисование 2

5. Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация 1

6. Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие 2

7. Физическое развитие. Физическая культура 3 (1 на свежем воздухе)

8. Подгрупповое занятие с учителем-логопедом 4

9. Индивидуальные занятия с логопедом 3

10. Индивидуальное занятие с воспитателем

                                        ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ

Прием детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика .......................................... 7.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак................................................................................ 8.30-8.55

Подготовка к занятиям ............................................................................................. 8.55-9.00

1- е занятие воспитателя и 1-е подгрупповое логопедическое

занятие ........................................................................................................................ 9.00-9.20

2- е воспитателя и 2-е подгрупповое логопедическое

занятие ........................................................................................................................ 9.30-9.50

Индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке, прогулка ...........................................................................................................................            9.50 -12.25

Возвращение с прогулки, индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, чтение художественной литературы ................................................................................    12.25-12.40

Подготовка к обеду, обед .....................................................................................    12.40-13.10

Подготовка ко сну, сон ............................................................................................ 13.10-15.00

Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры .......................................15.00-15.15

Подготовка к полднику, полдник ............................................................................15.15-15.30

Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры,

свободная деятельность детей ................................................................................ 15.30-16.05

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой .....................................................16.05-18.00

Возвращение с прогулки, игры ...............................................................................18.00-18.20

Подготовка к ужину, ужин ......................................................................................18.20-18.45

Игры, уход детей домой ...........................................................................................18.45-19.00

Индивидуальная работа логопеда с детьми проводится согласно циклограмме рабочего времени логопеда.

                                      Подготовительная к школе группа.

В подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи проводится в неделю 17 коррекционно-развивающих подгрупповых, групповых, интегрированных занятий продолжительностью 30 минут, по 2-3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает допустимой недельной нагрузки, рекомендованной СаНПиНом (90 минут в день в первой половине для и 30 минут в день во второй половине дня два раза в неделю, то есть 510 минут в неделю). Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в совместной и самостоятельной игровой деятельности, в семье.

Образовательная область. Направление деятельности. Количество занятий в неделю.

1. Речевое развитие. Восприятие художественной литературы 2

2. Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская,

конструктивно-модельная деятельность. 2

3. Познавательное развитие. Развитие математических представлений 2

4. Художественно эстетическое развитие. Рисование 1

5. Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация 1

6. Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие 2

7. Физическое развитие. Физическая культура 3 (1 на свежем воздухе)

8. Подгрупповое занятие с учителем-логопедом 4

9. Индивидуальные занятия с логопедом 3

10. Индивидуальное занятие с воспитателем 3

                                                ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ

Прием детей, игры, дежурство, утренняя гимнастика .......................................7.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак ............................................................................8.30-8.50

Игры .......................................................................................................................8.50-9.00

1- е занятие воспитателя и первое подгрупповое логопедическое занятие     9.00-9.25

2- е занятие воспитателя и второе подгрупповое логопедическое занятие     9.35-10.00

Индивидуальная работа логопеда с детьми, игры, подготовка к прогулке, прогулка ............................................................................................................................     10.00 -12.35

Возвращение с прогулки, индивидуальная работа логопеда с детьми, чтение художественной литературы ...........................................................................    12.35-12.45

Подготовка к обеду, обед......................................................................................12.45-13.15

Подготовка ко сну, сон .........................................................................................13.15-15.00

Подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры ...................................15.00-15.15

Подготовка к полднику, полдник ........................................................................ 15.15-15.30

Вечерние занятия, индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию

логопеда, игры, самостоятельная деятельность детей....................................... 15.30-16.15

Чтение художественной литературы ...................................................................16.15- 16.30

Подготовка к прогулке, прогулка.........................................................................16.30-18.00

Возвращение с прогулки, игры ............................................................................18.00-18.20

Подготовка к ужину, ужин ...................................................................................18.20-18.45

Игры, уход домой ..................................................................................................18.45-19.00

Индивидуальная работа логопеда с детьми проводится согласно циклограмме рабочего времени логопеда.

3.3. Особенности организации развивающей предметно -                   пространственной среды

Показатели организации развивающей предметно-пространственной среды:

1. Создание условий для развития материально-технической базы учреждения.

2. Наличие необходимых условий для проведения здоровьесберегающих мероприятий.

3. Оснащение предметно-пространственной среды:

- внешнее пространство;

- внутреннее пространство.

Важным условием обеспечения качества образовательного процесса является создание предметно-развивающей среды, которая будет соответствовать нормативно-правовому статусу учреждения и реализуемым образовательным программам.

При разработке среды учитываются следующие принципы ее построения:

• Полнота среды, что предусматривает обеспечение полноценности ее содержания для всех видов детской деятельности;

• Деятельностно - возрастная организация среды, что подразумевает постоянное ее обогащение и развертывание соответственно развитию возможностей детей;

• Динамичность, что предполагает возможность быстрого изменения среды, исходя из интересов, потребностей детей;

• Обеспечение эмоционального и функционального комфорта ребенку, что выражается в достаточном количестве материалов, целесообразности их размещения, соответствии их требованиям дизайна по цветовой гамме, фактуре материалов;

• Развивающий характер среды, что выражается в наличии игрушек и материалов, позволяющих ребенку полноценно осваивать все виды детской деятельности и области знаний дошкольника, периодическая сменяемость их, внесение нового, неизвестного для стимулирования физической и интеллектуальной активности, творчества детей и развития сенсомоторных способностей.

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих. Микросреда – это внутреннее оформление помещений. Макросреда – это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения).

Оборудование помещений детского сада должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки – обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.

Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям.

Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В качестве таких центров развития выступают:

• уголок для сюжетно-ролевых, театрализованных игр;

• зона экспериментирования;

• книжный уголок;

• зона для настольно-печатных игр;

• выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т.д.);

• уголок природы (наблюдений за природой);46

• спортивный уголок;

• уголок для игр с песком и водой (во 2 младшей и средней группах);

• игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);

• уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной,

изобразительной, музыкальной и др.

В групповых комнатах созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотрена площадь, свободная от мебели и игрушек, дети обеспечены игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалка), игрушки, стимулирующие двигательную активность, меняются несколько раз в день.

Помещения детского сада. Предназначение помещений детского сада. Оснащение  предметно - пространственной среды.

Кабинет педагога-психолога: тренинги;  индивидуальная работа; развитие эмоционально-волевой сферы ребенка;  формирование положительных личностных качеств;  развитие деятельности и поведения детей; диагностические тесты и материалы;  развивающие игры, игрушки и пособия;  стол для индивидуальных занятий с детьми;  документация педагога- психолога

Музыкальный и спортивный залы: утренняя гимнастика;  физкультура;  музыкальные занятия;  праздники и досуги; индивидуальная работа;  релаксация;  укрепление здоровья детей;  приобщение к ЗОЖ;  развитие творческих способностей детей;  гимнастические скамейки со зрительными ориентирами;  гимнастическая лестница;  маты;  разнообразные атрибуты для выполнения ОРУ и разных видов ОВД;  атрибуты для подвижных игр;  инвентарь для спортивных игр и развлечений; фортепиано;  музыкальный центр с набором аудио кассет и СD дисков;  детские музыкальные инструменты; атрибуты для музыкально - дидактических и подвижных игр; демонстрационный материал;  атрибуты для танцев.

Методический кабинет: консультации; семинары; круглые столы; педсоветы; практикумы; выставки методической литературы;  повышение профессионального уровня педагогов;  руководство и контроль за воспитательно-образовательной и коррекционной работой; библиотека методической и справочной литературы;  нормативные и инструктивные документы;  детская художественная литература;  методические материалы и рекомендации;  дидактические, наглядные  материалы;  проектор; ноутбук; колонки; переносной экран.

Кабинеты  учителей-логопедов:  индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми;  консультативная работа с родителями и педагогами;  развитие психических процессов и речи детей;  коррекция фонетико- фонематического и лексико- грамматического компонентов речи;  развитие мелкой моторики;  столы для занятий с детьми;  зеркала;  демонстрационный и раздаточный дидактический материал;  развивающие игры и пособия;  диагностический материал; речевой материал;  модели; макеты; муляжи; наглядный материал.

Организация предметно-пространственной развивающей среды по возрастам

Важное значение при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии имеет организация предметно пространственной развивающей среды как в кабинете и логопеда, так и в групповом помещении. Известно, что предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для расширения опыта эмоционально - практического взаимодействия дошкольника со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для ребенка сферах жизни и позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

Она должна представлять собой хорошо оборудованные полузамкнутые микропространства для игр детей поодиночке или небольшими подгруппами. Не следует перегружать уголки оборудованием, так как это затрудняет выбор игр ребенком - лучше менять оборудование раз в неделю. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу действий.

Младшая группа

При организации предметно-пространственной развивающей среды в младшей группе нужно учитывать, что дети младшего дошкольного возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность (Полякова М.Н.), поэтому не следует часто переставлять мебель в группе, менять местоположение и количество развивающих центров.

На четвертом году жизни резко возрастает двигательная активность малышей. Причем у детей с тяжелой речевой патологией движения плохо скоординированы, дети моторно неловки, не обладают быстротой реакции. Поэтому пространственная организация среды должна одновременно и обеспечивать безопасность, и стимулировать двигательную активность. В центре группового помещения рекомендуется оставлять свободное место для катания в большом грузовике, катания кукол в коляске, сооружения модульных конструкций. С учетом того, что в этом возрасте у детей формируются сенсорные способности (в первый период работы акцент делается на развитие слухового и зрительного восприятия), в группе должно быть достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек и предметов-заместителей.

Дети младшего дошкольного возраста предпочитают крупные яркие игрушки, которые должны быть сделаны из различных материалов чистых цветов и несложных форм. Особенно в логопедической группе не должно быть неестественно окрашенных игрушек, так как у детей формируются эталонные представления об окружающем.

Помня о том, что развитие речи непосредственным образом связано с развитием мелкой (пальцевой) моторики, педагогам следует оснащать развивающую среду в младшей логопедической группе большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики.

Дети четвертого года жизни с общим недоразвитием речи, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников, предпочитают игры не «вместе», а «рядом», для чего также должны быть созданы все условия. При этом начинающееся формирование коммуникативных навыков в игре предполагает создание обстановки для сюжетно-ролевых игр.

Особое значение в младшей группе необходимо уделять играм - драматизациям и театрализованным играм, проводимым, конечно, пока на самом элементарном уровне. Это требует должного оборудования (костюмы, маски, атрибуты) для обыгрывания сказок «Репка», «Курочка Ряба», «Волк и козлята».

В младшей группе обязательно оборудуется уголок «Учимся говорить».

Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете, как правило, имеющем небольшие размеры, является очень сложной задачей:

Во-первых, в кабинете должны быть созданы комфортные, обеспечивающие безопасность детей условия для занятий.

Во-вторых, создавая развивающую среду, логопед должен учитывать такой фактор как эмоциональное благополучие ребенка. Это должно быть место, куда малыш идет с радостью и удовольствием. А значит, особое внимание нужно уделить цветовой гамме, в которой будет выдержан интерьер кабинета, оформлению мест для занятий за столом и у зеркала. Пастельные тона в оформлении интерьера, достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересные игрушки - немаловажные детали.

Логопедический кабинет должен представлять собой хорошо освещенное помещение площадью не менее 10 м2. На одной из стен кабинета крепится большое зеркало с лампой дополнительного освещения. В младшей группе под зеркалом располагается стол для  предметных картинок и речевого материала (уточнение произношения в звукоподражаниях, произношения гласных и согласных раннего онтогенеза), а также несколько стульев и столов, рассчитанная на подгруппу детей. Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, а также для того, чтобы приучить детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, следует иметь набор игрушек. Малыши с удовольствием учатся широко открывать рот вместе с заводной собачкой, распластывать язычок вместе с меховой кошечкой, показывать зубы вместе со смешным динозавриком.

Пол логопедического кабинета обязательно должен быть покрыт ковром или ковровым покрытием, т. к. постановку дыхания рекомендуется начинать в положении лежа. Кроме того, в младшей группе на ковре можно проводить большую часть подгрупповых занятий, уложив детей на животики или посадив их по-турецки.

Игры, игрушки, пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Причем, полки на уровне роста детей должны быть открытыми с тем, чтобы на них размещался сменный материал для самостоятельной деятельности детей. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Это и позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета. Этому же способствует размещение на стенах кабинета или на дверцах шкафов магнитной доски, наборного полотна, коврографа, на которых малыши могут рисовать, складывать разрезные картинки или плоские сборные игрушки.

В младшей группе в кабинете логопеда рекомендуется создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирования первичных представлений о цвете и форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной сферы.

Обязательно должны быть оборудованы отдельные уголки с развивающими играми и игрушками для мальчиков и девочек.

Организуя места для свободной деятельности детей, следует учитывать особенности их развития и не перегружать уголки оборудованием.

На закрытых полках в шкафах в специальных папках или коробках хранится сменный материал по всем изучаемым лексическим темам. В каждой папке или коробке должны быть крупные предметные и сюжетные картинки, настольно-печатные дидактические игры и пособия для уточнения и расширения словаря, формирования и совершенствования грамматического строя речи, фонетико-фонематических представлений, связной речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, неречевых психических функций.

Кроме того, в кабинете должны быть наборы муляжей, крупные и мелкие игрушки по всем лексическим темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок.

Составляя еженедельные задания воспитателям, логопед может давать им не только методические рекомендации, но и обеспечивать их необходимыми играми и пособиями из своего кабинета, что позволит эффективно осуществлять преемственность в работе и закреплять с детьми пройденный материал.

На отдельном стенде логопед помещает график и расписание работы,  советы и методические рекомендации родителям.

Средняя группа

Своеобразие организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении средней группы детского сада связано с особенностями развития детей этого возраста. Развивающая среда для детей пятого года жизни должна сохранять некоторые черты среды для малышей и свои, только ей присущие особенности. Это прежде всего связано с ярким проявлением разных темпов развития детей пятого года жизни. Кроме того, дети среднего дошкольного возраста, так же как и малыши, испытывают острую потребность в движении и быстро перевозбуждаются, если она не удовлетворяется. Поэтому пространственная организация среды в средней группе должна предусматривать достаточно широкие возможности для передвижений ребенка и для разнообразной двигательной деятельности, быть комфортной и безопасной. Это особенно касается логопедических групп для детей с общим недоразвитием речи, потому что их воспитанники плохо координированы и моторно неловки.

Удовлетворяя потребности детей в движении, можно оборудовать в группе «дорожку движения», где с помощью символов или фотографий указаны двигательные задания для малышей. Именно в средней группе важно начать учить детей работать по заданным схемам.

Дети пятого года жизни любят обозначать свою игровую территорию, для этого нужно иметь в группе одну ширму, цветные шнуры, и т. п.

Игрушки и предметы в группе должны отражать все многообразие окружающего мира и соответствовать реальным объектам по своему внешнему виду, так как в этом возрасте у ребенка с общим недоразвитием речи идет активное накопление словаря, многие предметы ребенок наблюдает впервые и воспринимает как своего рода эталон. В связи с этим не следует использовать в средней возрастной группе для детей с общим недоразвитием речи объекты шаржеобразного характера, с искаженными пропорциями и неестественных расцветок. Игрушки и предметы должны быть чистых ярких цветов, разных размеров и несложных форм, из различных материалов.

Пятый год жизни - время расцвета сюжетно-ролевой игры (Полякова М. Н.). Сюжеты игр детей этого возраста просты и связаны с имеющимся у ребенка жизненным опытом: семья, детский сад, магазин, аптека, почта, зоопарк, цирк и т. п. Поэтому игровые наборы должны содержать фигурки животных разных размеров, куклы обоих полов в костюмах представителей разных профессий, наборы мебели, посуды, одежды, транспорта и предметов-заменителей, использование которых стимулирует развитие творческого мышления. При этом следует учитывать, что дети среднего возраста любят многократно повторять полюбившиеся игры, поэтому не стоит слишком часто менять игрушки и атрибуты в уголке сюжетно - ролевых игр.

В средней группе особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи, поэтому необходимо приобрести достаточное количество крупных мозаик, пазлов, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «Волшебный экран» и небольшие доски для рисования. Обязательно следует включить в оборудование зон для развития мелкой моторики природные материалы: ракушки и камушки для перебирания, крупные пуговицы, бусы или косточки от старых счетов для нанизывания и т. п. Для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса также можно использовать контейнеры с крышками разных форм и размеров.

У детей пятого года жизни проявляется активный интерес к речи, языку. В средней группе начинается постановка и автоматизация звуков. Поэтому особое внимание нужно уделить оборудованию центра «Будем говорить правильно», в котором следует иметь картотеки предметных и сюжетных картинок и настольно-печатные дидактические игры для уточнения произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза, автоматизации и дифференциации поставленных звуков, подборку игр для совершенствования грамматического строя речи, картинки и игрушки для накопления словаря по всем лексическим темам. Воспитатели должны позаботиться о том, чтобы в этом центре было достаточное количество игрушек и пособий для работы над дыханием, серий картинок и опорных картинок для обучения детей рассказыванию.

В кабинете логопеда развивающая среда должна быть организована таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций. Для этого необходимо еженедельно частично обновлять дидактические игры и материалы в центрах «Развитие лексико-грамматической стороны речи», «Развитие фонетико - фонематической стороны речи», «Развитие сенсомоторной сферы», «Развитие связной речи и речевого общения», «Игры и игрушки для мальчиков», «Игры и игрушки для девочек».

Особое внимание нужно уделить оборудованию места для занятий у зеркала, где дети проводят достаточно много времени ежедневно. Большое зеркало с лампой дополнительного освещения, стол для пособий и предметных картинок, стулья - традиционное оборудование этого центра в кабинете логопеда. Как и в младшей логопедической группе, в этой возрастной группе можно использовать в качестве зрительной опоры при проведении артикуляционной и мимической гимнастики картинки и забавные игрушки.

Нижние полки в шкафах или на стеллажах в кабинете логопеда должны быть открытыми и доступными детям. Именно на них располагается сменный дидактический материал. На стенах можно закрепить магнитную доску и пару мини-коврографров для свободной деятельности детей. Во время подгрупповых занятий дети смогут выполнять на них индивидуальные задания. Полки выше роста детей следует закрыть. На них в папках и контейнерах хранятся игры, игрушки и пособия по всем изучаемым лексическим темам, отражающие все направления работы логопеда. В кабинете логопеда должны быть небольшой мольберт, магнитная доска. Обязательным оборудованием являются магнитофон или музыкальный центр и хорошая фонотека (запись звуков природы, фоновая музыка для подгрупповых занятий, музыка для релаксации, музыкальное сопровождение для подвижных игр и пальчиковой гимнастики, для внесения в подгрупповые занятия элементов логоритмики).

Логопеду следует позаботиться о том, чтобы кабинет стал тем местом, куда каждый ребенок идет с желанием и удовольствием, так как именно это обеспечит максимальный коррекционный эффект, положительную динамику развития. Мягкие пастельные тона в оформлении кабинета, удобная мебель, ковровое покрытие на полу - обязательные условия.

Старшая группа

Организуя предметно-пространственную развивающую среду в старшей группе, педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими особенностями старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Прежде всего, следует учесть, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом развития речи. Л. С. Выготский отмечал, что в этом возрасте происходит соединение речи с мышлением. Речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления, поэтому именно в старшей логопедической группе нужно сделать акцент на развитие словаря, на усвоение понятий, и именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные игры, игры-драматизации, активно использовать театрализованные игры. В центре «Будем говорить правильно» в групповом помещении обязательно должны быть представлены словесные игры, игры и упражнения для совершенствования грамматического строя речи, предметные картинки по всем изучаемым лексическим темам. Количество картинок по каждой лексической теме должно быть значительно большим по сравнению с предыдущей возрастной группой. В центре «Играем в театр» должно быть представлено оборудование для проведения игр-драматизаций и театрализованных игр во всех видах театра (настольном, кукольном, пальчиковом, плоскостном и т.п.) по нескольким хорошо знакомым детям сказкам. Учитывая особенности общего и речевого развития детей с ОНР, не стоит брать более одной сказки на каждый период работы. К изготовлению декораций и костюмов для постановки представлений по этим сказкам обязательно привлекаются дети.

В 5 лет происходит заметное изменение памяти (Немов Р. С.). У детей впервые появляются действия, связанные с намерением что-то запомнить. В связи с этим важно стимулировать повторение как основу запоминания, активно использовать различные мнемотехнические средства, символы, схемы.

Ребенка шестого года жизни следует учить рассматривать и сравнивать предметы, воспринимаемые посредством всех органов чувств; находить в них общее и различное; учить объединять предметы по общим признакам. Так, совершенствование чувственного опыта приобретает особое значение: оно способствует улучшению восприятия, стимулирует и развитие мышления, и развитие речи. Очень важным становится проведение занятий в групповой лаборатории, где дети узнают об элементарных свойствах предметов, учатся простейшим навыкам обращения с ними, узнают о правилах безопасного поведения. Предоставляя детям возможность понюхать, потрогать, пощупать предметы и материалы, педагог не только развивает их тактильный и сенсорный опыт, но и прививает интерес к познавательной деятельности. В лаборатории появляются первые приборы: лупы, микроскоп, безмен, песочные часы, аптечные весы. Педагоги привлекают детей к фиксации результатов опытов в журнале.

Особое значение приобретает использование обучающих дидактических игр, в которых начинается формирование мотивации готовности к школьному обучению.

У пятилетних детей появляется желание объединяться для совместных игр и труда, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели. Значит нужно создать условия для проведения игр-соревнований, более активно привлекать детей к различным совместным трудовым действиям (уходу за комнатными растениями, подготовке оборудования и пособий к занятиям и т. п.).

У детей шестого года жизни развивается и эстетическое восприятие действительности, поэтому эстетике оформления жизненного пространства уделяется особое внимание. Детей привлекают к организации развивающего пространства в групповом помещении, прислушиваются к их пожеланиям, используют для оформления интерьера выполненные ими поделки.

В логопедическом кабинете при организации развивающей среды нужно создать и наполнить необходимым оборудованием центры, отражающие развитие всех сторон речевой деятельности: словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и навыков языкового анализа, связной речи и речевого общения.  Должны быть представлены словесные и настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков. Центры с пособиями для развития всех видов моторики (артикуляционной, тонкой, ручной, общей) по-прежнему должны иметь место в кабинете логопеда. Игрушки и оборудование в них могут стать более разнообразными и сложными (кубик Рубика и другие игрушки-головоломки, калейдоскопы и т.п.). По рекомендации психологов следует сохранить и центры с игрушками и играми для девочек и мальчиков. Детей можно привлечь к замене оборудования в центрах. В этой возрастной группе можно практически полностью заменять оборудование во всех центрах еженедельно, оставляя небольшую часть материалов, игр и пособий для закрепления пройденного.

Подготовительная группа

Последний год пребывания дошкольника в детском саду - очень важный период в его развитии. Именно в этом возрасте формируется мотивация готовности к школьному обучению, появляется потребность в знаниях и стремление к их совершенствованию, развиваются познавательные интересы. Это необходимо учитывать при организации предметно-пространственного развивающего пространства в группе. Так, в групповой библиотеке необходимо иметь достаточное количество доступной для детей справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии и атласы, папки с разнообразным иллюстративным материалом. В группе должны появиться географические карты и атласы, глобус; дидактические игры, развивающие познавательные интересы детей.

6 лет - сензитивный период развития речи. Дошкольники этого возраста используют различные виды речи, у них появляется интерес к слову, они активно занимаются словотворчеством, самостоятельно придумывают сказки и рассказы. К моменту окончания подготовительной группы у дошкольников с общим недоразвитием речи должно быть преодолено отставание в речевом развитии.

Нужно предоставить детям возможности для усвоения родного языка и экспериментирования со словом. В центре «Будем говорить правильно» должна быть разнообразные словесные игры.

Пространственную среду следует организовать таким образом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружающих предметов, т.к. стремление к исследованию становится преобладающим мотивом их поведения. Однако, дошкольники с общим недоразвитием речи при этом могут испытывать определенные трудности: они выполняют определенные действия, но не могут объяснить, как это сделали. В таком ситуации взрослый должен стать равноправным партнером своих воспитанников и оказывать им необходимую помощь.

В возрасте шести-семи лет происходит активное становление ребенка как личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы для совместной игры. Это тоже учитывается при организации жизненного пространства: развивающие центры рассчитываются для работы в них большего количества детей, чем в предыдущих возрастных группах.

Игра является средством формирования и развития многих личностных качеств и приобретает в подготовительной группе особое значение. Педагог должен создавать такие игровые ситуации, которые продвигают развитие детей вперед, вносить элементы игры в учение, общение и труд, использовать игру для воспитания. Сюжетно-ролевые игры с правилами, проводимые в подготовительной группе, должны помогать формированию личностной и нравственной саморегуляции. Игры должны отличаться большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, «проблемных ситуаций».

Конструкторская игра у детей седьмого года жизни превращается в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то нужное, полезное. Например, стаканчики из-под йогурта дети могут использовать для изготовления подставок для кисточек; а из пробок от минеральной воды с помощью педагога изготовить «тактильные» коврики и т.п. В связи с этим в уголке продуктивной деятельности должны быть материалы, необходимые для изготовления поделок детьми. 

Дети седьмого года жизни с удовольствием участвуют в играх - соревнованиях, в которых формируется мотивация достижения успеха. Значит нужно так организовать пространство, чтобы выделить достаточно места для проведения таких игр.

В логопедическом кабинете развивающая среда организуется таким образом, чтобы способствовать совершенствованию всех сторон речи, обеспечить самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность. В этой возрастной группе в кабинете логопеда должно быть представлено достаточное количество игр и пособий для подготовки детей к обучению грамоте и развитию интереса к учебной деятельности. Обязательными в оборудовании кабинета становятся настенный и разрезной алфавит, магнитная азбука и азбука для коврографа, кубики с буквами, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, атрибуты для игры в школу, дидактические игры «Собери портфель», «В школе и в детском саду», «На уроке и на перемене», «Скоро в школу» и т.п. Делая акцент на развитие связной речи, логопед оснащает кабинет более сложными схемами и алгоритмами для составления рассказов о предметах и объектах, большим количеством серий сюжетных картинок, сюжетных картин. В работе над лексическими темами используются репродукции с картин известных художников. Можно использовать репродукции картин для оформления интерьера кабинета, раздевалки, группового помещения. Столы для подгрупповых занятий в подготовительной к школе группе должны быть рассчитаны на двух человек для того, чтобы дети привыкали к работе за партами в школе в дальнейшем. Еженедельную замену оборудования в кабинете в этой возрастной группе дети могут производить самостоятельно под руководством логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Познавательная развитие. "Раздел: ФЭМП"

Математические знания улучшают абстрактное мышление,усиливают его быстроту,учат абстрагироваться,концентрироваться и тренируют память.Математика необходима для общего развития детей,поскольку развивае...

Методическое обеспечение рабочей программы . Образовательная область "Познавательное развитие". "Раздел ФЭМП"

Процесс формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой работы на занятиях и вне их, направленной на ознакомление...

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Познавательное развитие". Раздел "Здоровье"

Здоровый образ жизни, ЗОЖ — образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.          ...

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область Познавательная развитие. "Раздел ФЭМП".

В данном разделе представлено методическое обеспечение рабочий  программы, направленое на  формирование элементарных математических представлений в соттвествии ФГОС ДОО....

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область Познавательная развитие. "Раздел Здоровье"

Здоровый образ жизни определяется как система поведения и совокупность навыков человека, с помощью которых он поддерживает и улучшает собственное состояние здоровья....

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Развитие речи. "Раздел: "Речевое развитие"

Речевое развитие – одна из основных линий развития дошкольника. Речевое развитие помогает дошкольнику войти в современный мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С ...

Методическое обеспечение рабочей программы. Образовательная область "Познавательная развитие. "Раздел: Познавательное"

Задача регионального компонента – способствовать формированию духовно-нравственных ориентаций, развитие творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира....