Рабочая программа по коррекции речи детей средней группы с ОНР
рабочая программа (средняя группа) на тему
Рабочая программа по коррекции речи детей средней группы с ОНР составлена на основе программы Нищевой Н. В. с учётом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_pr_srednyaya.docx | 60.06 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МБДОУ
«Детский сад № 3» г.Чебоксары
_______Павлова Е.Л.
Приказ №____
от «___»__________ 2015 года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по образовательной области «Речевое развитие»
в младшей группе (4-5 года) для детей с общим недоразвитием речи
на период с сентября 2015 года по 31 мая 2016 года
составлена в соответствии с Примерной адаптированной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
(под ред. Н.В. Нищевой)
Составитель: Яковлева Анастасия Сергеевна, учитель-логопед
г. Чебоксары, 2015г.
СОДЕРЖАНИЕ:
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка
2. Характеристика детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
3. Целевые ориентиры. Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Особенности организации образовательной деятельности
2. Интеграция деятельности учителя-логопеда и педагогов
3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
4. Содержание образовательной области «Речевое развитие»
5. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности
6. Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Психолого – педагогическое обеспечение реализации программы
2. Условия и средства реализации программы (Организация предметно-пространственной развивающей среды. Информационное обеспечение программы. Учебно-методическое обеспечение программы.)
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Адресат: Рабочая программам по образовательной области «Речевое развитие» разработана для детей младшего дошкольного возраста (4-5 лет) с нарушениями речи.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Актуальность данного обучающего курса обусловлена непреклонным ростом числа детей с речевой патологией, в том числе одним из наиболее сложных и распространенных дефектов речи, каким является общее недоразвитие речи (ОНР). Дети с ОНР имеют особые образовательные потребности, поэтому остро нуждаются в специальной квалифицированной помощи логопеда.
Цель рабочей программы:
- построение системы работы в выпускной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 4 до 5 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольной образовательной организации и родителей дошкольников.
Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
Основными задачами рабочей программы являются:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
- создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, создание предпосылок к учебной деятельности;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Основные задачи раздела «Речевое развитие»:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Введение дополнений и изменений в содержание работы носит дифференцированный характер и связано с различием возможностей воспитанников и своеобразием речевых и когнитивных возможностей дошкольников с ОНР 1-2 уровней, дизартрией и другими дефектами.
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя следующие взаимосвязанные направления:
1) диагностическая работа
• выявление детей с трудностями адаптации;
• определение особых образовательных потребностей детей;
• определение особенностей организации образовательного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
2) коррекционно - развивающая работа
• своевременная специализированная помощь в освоении содержания обучения и коррекции недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, формирование коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
• осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с учётом их индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии);
• реализация системы мероприятий по социальной адаптации;
3) консультативная работа
• оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям).
4) информационно – просветительская работа
• разъяснительная деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителям (законными представителями), педагогическими работниками.
Данные направления отражают основное содержание программы коррекционной работы.
Программа учитывает общность развития нормально развивающихся детей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:
( на основе требований ФГОС ДО):
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей;
- уважение личности ребенка;
- реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Кроме того, при разработке Программы учитывались принципы и подходы её формирования, определённые главной целью комплексной программы:
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
- принципы интеграции усилий специалистов;
- принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
- принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
- принцип постепенности подачи учебного материала;
- принцип концентрического наращивания информации во всех пяти образовательных областях («Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).
Построение регионального компонента программы (Содержание, формируемое участниками образовательного процесса) осуществляется с учетом реализации принципа культуросообразности и регионализма, предусматривающего становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной, правовой действительности с учетом национальных ценностей и традиций в образовании.
Нормативные документы, на основании которых осуществляется педагогическая деятельность:
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»;
• приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования»;
• приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Программно-методический комплекс образовательного процесса:
• От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования./ под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
• Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи ) с 3 до 7 лет (под ред. Н.В. Нищевой Н.В., - СПб, 2015)
Программа разработана на основе «Примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи ) с 3 до 7 лет (под ред. Н.В. Нищевой Н.В., - СПб.: Детство – Пресс 2015).
1.2. Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
• число воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями: дети 4-5 лет с ОНР 1 уровнем – 2 человека, 1 ребенок – 2 уровень речевого развития.
Под общим недоразвитием речи понимается патологическая форма речевого развития, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой деятельности: фонетика, фонематические процессы (фонематический слух, фонематическое восприятие), лексика и грамматика.
Особенности, характерные для детей с ОНР: несовершенство их коммуникативных возможностей, а также в большинстве случаев специфика в протекании процессов внимания, памяти, восприятия, отклонения в формировании моторных навыков, недостатки в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта и т. д.
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с общим недоразвитием речи (Филичева Т. Б.).
При первом уровне речевого развития речевые средства ребенка ограничены, активный словарь практически не сформирован и состоит из звукоподражаний, звукокомплексов, лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой. Характерна многозначность употребляемых слов, когда одни и те же лепетные слова используются для обозначения разных предметов и явлений. Возможна замена названий предметов названиями действий и наоборот. В активной речи преобладают корневые слова, лишенные флексий. Пассивный словарь шире активного, но тоже крайне ограничен. Практически отсутствует понимание категории числа существительных и глаголов, времени, рода, падежа. Произношение звуков носит диффузный характер. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии. Ограничена способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
При переходе ко второму уровню речевого развития речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и основных цветов.
Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
1.3. Целевые ориентиры. Средний дошкольный возраст (с 4 до 5 лет)
Результаты освоения программы представлены в виде целевых ориентиров. В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации, особенностей развития детей. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической и/или психологической диагностики и не могут сравниваться с реальными достижениями детей.
Целевые ориентиры данной программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования). К целевым ориентирам дошкольного образования в соответствии с данной Программой относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:
- Ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность;
- Понимание обращенной речи приближается к норме;
- В активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы;
- Ребенок понимает различные формы словоизменения;
- Может пересказать текст из трёх-четырёх простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения;
- Может составить описательный рассказ по вопросам;
- Повторяет вслед за взрослым простые четверостишья;
- Различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа;
- Речь ребенка интонирована.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
2.1. Особенности организации образовательной деятельности
- образовательный процесс осуществляется на всем протяжении пребывания детей в дошкольной образовательной организации;
- процесс развития личности ребенка обеспечивается в различных видах общения, а также в игре, познавательно-исследовательской деятельности;
- содержание образовательного процесса охватывает пять взаимодополняющих образовательных областей;
- образовательный процесс строится на основе партнерского характера взаимодействия участников образовательных отношений.
Основной формой работы Программы является игровая деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.
Коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители дошкольников под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Основой перспективного и календарного планирования коррекционно-развивающей работы в соответствии с ФГОС ДО является комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное накопление и актуализацию словаря дошкольников с ОНР, согласуется с задачами всестороннего развития детей. Лексический материал отбирается с учётом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны ближайшего развития ребёнка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
В содержание обучения и воспитания введено 29 тем. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Часть тем имеет нейтральный характер и расположена свободно. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и уточнения детьми (пассив), так и для активизации (употребление). В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.
2.2. Интеграция деятельности учителя-логопеда и воспитателей
Эффективность коррекционно-развивающей работы в логопедической группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. Ведется тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей, в которой логопед указывает лексические темы на месяц, примерный лексикон по каждой изучаемой теме, основные цели и задачи коррекционной работы; перечисляет фамилии детей, коррекции развития которых воспитатели в данный отрезок времени должны уделить особое внимание в первую очередь.
Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы:
— логопедические пятиминутки, игры и упражнения;
— подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
— индивидуальная работа
Логопедические пятиминутки служат для логопедизации совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Планируется 2-3 пятиминутки на неделю, они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы. Именно в играх и игровых заданиях наиболее успешно раскрывается эмоциональное отношение ребенка к значению слова.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения, и прежде всего, индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.
В настоящее время все большее распространение и популярность в системе работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи приобретают интегрированные коррекционно-развивающие занятия, которые позволяют избежать перегрузки и дезадаптации детей, помогают высвободить время для свободной игровой деятельности детей, обеспечивают взаимодействие специалистов и родителей дошкольников в коррекционном процессе. В интегрированном коррекционно-развивающем занятии могут участвовать от 2 до 5 специалистов и родители дошкольников. На интегрированных занятиях используются все виды доступной дошкольникам деятельности: изобразительная и конструктивно-модельная, игры с пением и подвижные игры, рассматривание картин и рассказывание по картинам, решение ребусов и разгадывание кроссвордов, лексико-грамматические упражнения, театрализованные игры и игры-драматизации и т. п. На интегрированных занятиях дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря и в конечном итоге, формированию коммуникативной функции речи и успешной социализации детей. Проведение интегрированного занятия, освобождает специалистов от проведения их занятий, внесенных в этот день в сетку занятий. Продолжительность интегрированного занятия может варьироваться от 20 до 35 минут в разных возрастных группах. Смена специалистов и видов деятельности в ходе занятия, использование разнообразных приемов работы, высокий темп работы, физкультурная и релаксационная паузы позволяют поддерживать высокую работоспособность и заинтересованность детей.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в последнее время уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях. В МБДОУ «Детский сад № 3» г.Чебоксары создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер-классы, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДОУ.
В группе учитель-логопед и другие специалисты привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно в индивидуальных тетрадях детей, родительских логопедических папках «Родителям о речи ребенка». Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.
Материалы родительских логопедических папок помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.
2.4. Содержание образовательной области «Речевое развитие»
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ
- Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы.
- Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.
- Расширять словарь за счёт активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.
- Сформировать понимание простых предлогов.
- Сформировать понятие слово и умение оперировать им.
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
- Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
- Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.
- Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.
- Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.
- Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.
- Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.
- Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.
- Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.
РАЗВИТИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЯЗЫКА И НАВЫКОВ
ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА
Развитие просодической стороны речи
- Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.
- Формировать навык мягкого голосоведения.
- Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду).
- Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса.
Коррекция произносительной стороны речи
- Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.
- Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
- Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
Работа над слоговой структурой слова
- Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
- Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
- Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.
- Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.
Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза
- Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.
- Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.
- Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
- Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
- Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).
- Научить подбирать слова с заданным звуком.
- Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.
ОБУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ (НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ)
- Cформировать понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы.
- Познакомить с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К.
- Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе. Научить узнавать пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв.
- Сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И НАВЫКОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ
- Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание.
- Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
- Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
- Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.
- Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.
- Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.
- Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.
2.5. Тематическое планирование образовательной и коррекционной деятельности
Месяц, неделя | Лексическая тема |
Сентябрь | Первичное и углубленное обследование детей. Заполнение речевых карт. Подготовка и оформление документации. |
Октябрь, 1 неделя | Осень. Названия деревьев. |
Октябрь, 2 неделя | Огород. Овощи. |
Октябрь, 3 неделя | Сад. Фрукты. |
Октябрь, 4 неделя | Лес. Грибы и лесные ягоды. |
Ноябрь, 1 неделя | Игрушки. |
Ноябрь, 2 неделя | Одежда. |
Ноябрь, 3 неделя | Обувь. |
Ноябрь, 4 неделя | Мебель. |
Декабрь, 1 неделя | Кухня. Посуда. |
Декабрь, 2 неделя | Зима. Зимующие птицы. |
Декабрь, 3 неделя | Я и моя семья. |
Декабрь, 4 неделя | Новогодний праздник. |
Январь, 1 неделя | Зимние каникулы. |
Январь, 2 неделя | Домашние птицы. |
Январь, 3 неделя | Домашние животные и их детеныши. |
Январь, 4 неделя | Дикие животные и их детеныши. |
Февраль, 1 неделя | Профессии. Продавец. |
Февраль, 2 неделя | Профессии. Почтальон. |
Февраль, 3-4 недели | Транспорт. Профессии в транспорте. |
Март, 1 неделя | Весна. |
Март, 2 неделя | Мамин праздник. Профессии мам. |
Март, 3-4 недели | Цвета. Фигуры. |
Апрель, 1 неделя | Дикие животные весной. |
Апрель, 2 неделя | Домашние животные весной. |
Апрель, 3 неделя | Цветы. |
Апрель, 4 неделя | Насекомые. |
Май, 1 неделя | Наш город. Моя улица. |
Май, 2 неделя | Правила дорожного движения. |
Май, 3 неделя | Части тела и лица. |
Май, 4 неделя | Летние забавы. |
2.6. Мониторинг достижения детьми результатов освоения программы
Критерии оценки уровня функции | Уровни освоения программы 1-низкий уровень, 2 – ниже среднего, 3 – средний, 4 – достаточный. | Название пособия | Сроки проведения |
1. Звуко-произ-ношение 2. Фоне-матичес-кие про-цессы 3.Словар-ный запас 4.Грамма-тический строй речи 5.Связная речь. 6.Прост-ранствен-ная ориен-тировка. 7.Артикуля-ционная моторика. 8.Мелкая моторика. | 1.Нарушение нескольких групп звуков. 2.Недостаточное произношение одной группы звуков, изолированное произношение всех групп, при речевой нагрузке – общая смазанность речи. 3.Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков. 4.Звукопроизношение в норме. 1.Не слышит данный звук в любой позиции. 2.Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы. 3.С заданием справляется, но допускает ошибки. 4.Фонематические процессы в норме. 1.Активный словарь ограничен бытовым уровнем. 2.Владеет обобщающими понятиями. В речи в основном использует существительные и глаголы. 3.Использует существительные, глаголы, прилагательные. Но не всегда точно отражает в речи приставочные глаголы; не использует простые предлоги, наречия, числительные, местоимения. 4.Активный словарь близок к возрастной норме. 1.Речь резко аграмматична. 2.Допускает большое коли-чество ошибок в слово-изменении и словообразовании. 3. Допускает небольшое коли-чество ошибок в слово-изменении и словообразовании. 4.Грамматический строй близок к возрастной норме. 1.Фразовая речь отсутствует. 2. Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа. 3.Использует вопросно-ответную форму речи. Составляет 1 предложение с опорой на картинку. 4.Составляет описательный рассказ из 2-3 простых предложений. С помощью взрослого или опорой на картинки может пересказать знакомую сказку. 1.Не ориентируется на плоскости и в пространстве. 2.Владеет понятиями верх-низ, испытывает значительные затруднения в понятиях право-лево. 3.Ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения. 4.Пространственная ориентировка соответствует возрасту. 1.Объём артикуляционных движений ограничен. Наличие дефектов в строении артикуляционного аппарата. 2.Неполный объём артикуляционных движений; неточное выполнение статических артикуляционных упражнений. 3.Статические артикуляционные упражнения выполняет в полном объёме; при выполнении динамических упражнений испытывает затруднения. 4.Строение и подвижность органов артикуляции без особенностей. 1.Мелкая моторика ограничена (с трудом выполняет статичные пробы, наблюдаются гиперкинезы, тремор). 2.Испытывает затруднения при выполнении динамических проб. 3.Точно выполняет статические и динамические пробы, но испытывает затруднения в выполнении ассиметричных движений обеими руками. 4.Мелкая моторика в норме. | -Иншакова О.Б. Альбом для логопеда -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОСС, 2003. -РезниченкоТ.С. Ларина О.Д. Дифференциация согласных звуков: логопедический альбом. – М.: «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»,2004 -Косинова Е. М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту/Е. М. Косинова. – М.: ОЛИСС; Эксмо, 2007. -Батяева С. В., Савостьянова Е. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М.: РОСМЭН, 2014. -Володина В. С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2014. -Батяева С. В. Альбом по развитию речи для дошколь-ников.-РОСМЭН, 2014. -Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. -Программно-диагностический комплекс. Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. – СПб.: КАРО, 2006. | Сентябрь 2015, май 2016 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Психолого – педагогическое обеспечение реализации программы
1. Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)
2. Обеспечение психолого-педагогической условий (коррекционная направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми – игровой деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;
3. Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ОНР; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребёнка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
4. Обеспечение здоровье сберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);
5. Обеспечение участия всех детей с ОНР, независимо от степени выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
3.2. Условия и средства реализации программы
Организация предметно-пространственной развивающей среды
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда в соответствии с Программой обеспечивают:
- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность детей, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- возможность самовыражения детей.
Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в группе и кабинете логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию образовательной программы, учитывает национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность; учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей.
Развивающая предметно-пространственная среда содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.
Название образова-тельной области или темати-ческого блока | Центр речевого развития в кабинете логопеда. Материалы, оборудование |
Речевое развитие | 1.Зеркало с лампой дополнительного освещения. 2.Стульчики и стол для занятий у зеркала. 3.Крупные предметные картинки по изучаемым темам. 4.Книжки по изучаемым темам. 5.Книжки с потешками, колыбельными песенками, яркими картинками. 6.Простые сюжетные картинки. 7.Серии сюжетных картинок. 8. «Лото» по изучаемым темам. 9. Альбом по развитию речи для самых маленьких. 10. «Веселая артикуляционная гимнастика» 11. Игрушки для уточнения произношения в звукоподражаниях. 12.Предметные картинки для уточнения произношения в звукоподражаниях. 13. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, счётный материал. 14.Настольно-печатные игры. 15.Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания 16.Картотека предметных картинок по лексическим темам. 17.Звучащие игрушки (погремушки, колокольчики, бубен и др.) 18.Звучащие игрушки-заменители (заполненные горохом, макаронами, гречкой и т.д.) 19. «Волшебный мешочек» 20.Игрушки-гнезда (вкладывающиеся друг в друга стаканчики) 21.Поднос с тонким слоем манки для рисования. 22.Магнитная доска. 23. Резиновый мяч, бусы, пазлы из 2-3 частей, шнуровки, «Волшебный домик» (игрушки-вкладыши). 24.Разрезные картинки. |
Учебно-методическое обеспечение программы
1. Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Н.В. Нищева – СПб.: Детство – Пресс, 2015.
2. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2009.
3. Нищева Н. В. Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) — СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
4. Программно-диагностический комплекс. Мониторинг речевого развития детей 2-7 лет (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2014.
5. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, А. В. Лагутина; авт. – сост. Сб. Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2014.
6. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Голубева Г. Г., Лопатина Л. В., Ноткина Н.А., Овчинникова Т. С., Яковлева Н. Н.Программа воспитания и обучения дошкольников с
тяжелыми нарушениями речи. — СПб., 2009.
7. Нищева Н. В. Если ребенок плохо говорит…- СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
8. Лохов М. И., Фесенко Ю. А. Если у ребенка заикание…-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
9. Комратова Н. Г. Учимся говорить правильно. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
10.Коноваленко В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения/В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко, М. И. Кременецкая. – М.: Издательство ГНОМ, 2011.
11. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. – СПб.: КАРО, 2006.
12. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОСС, 2003.
13. Резниченко Т.С. Ларина О.Д. Дифференциация согласных звуков: логопедический альбом. – М.: «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»,2004
14. Косинова Е. М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка его возрасту/Е. М. Косинова. – М.: ОЛИСС; Эксмо, 2007.
15. Батяева С. В., Савостьянова Е. В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. – М.: РОСМЭН, 2014.
16. Володина В. С. Альбом по развитию речи. – М.: РОСМЭН, 2014.
17.Батяева С. В. Альбом по развитию речи для дошкольников.-РОСМЭН, 2014.
18.Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
19. Гуськова А. А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
20. Узорова О. Физкультурные минутки: Материал для проведения физкультурных пауз / О. Узорова, Е. Нефедова. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак», 2005.
21. Сайкина Е. Г., Фирилева Ж. Е. Физкульт-привет минуткам и паузам! Сборник физических упражнений для дошкольников и школьников: Учебно-методическое пособие для педагогов школьных и дошкольных учреждений. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
22. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е. В. Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению». – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
23. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство / Марина Полякова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
24. Краузе Е. Н. Логопедия. – СПб.: Учитель и ученик, КОРОНА принт, 2003.
25. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
26. Герасимова А. С. Популярная логопедия: практическое руководство для занятий с детьми/Анна Герасимова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
27. Селихова Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи: интегрированные занятия. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
28. Жукова Н. С. Уроки логопеда. Исправление нарушений речи / Н. С. Жукова; ил. Е. Нитылкиной. – М.: Эксмо, 2008.
29. И. И. Волкова, О. Г. Волков Логопедические карточки
30. Ивановская О. Г., Гадасина Л. Я. Читаем сказки с логопедом: Практическое пособие по развитию и коррекции речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – СПб: КАРО, 2007.
31.Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
32. Ткаченко Т. А. Логопедические упражнения / Ил. Т. Ляхович. – М.: Издательство Эксмо, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции речи детей подготовительной с ОНР
Рабочая программа составлена на 2015-2016 учебные года с использованием программы Нищевой Н. В., соответствует требованиям ФГОС....
Рабочая программа по коррекции речи детей старшей группы с ОНР
Рабочая программа составлена на 2015-2016 учебные года на основе программы Нищевой Н. В. с учетом требований ФГОС....
Рабочая программа по коррекции речи детей младшей группы с ОНР
Программа составлена на основе программы Нищевой Н. В....
Рабочая программа по ФГОС для детей средней группы по программе "От рождения до школы".
Рабочая программа по ФГОС для детей средней группы по программе "От рождения до школы"....
Рабочая программа (учебный план) для детей средней группы, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Рабочая программа составлена с учетом 5 образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Рабочая про...
Рабочая программа по развитию речи для средней группы
Соответствует ФГОС ДОУ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности для детей средней группы составлена на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой ( срок реализа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАОбразовательной деятельности для детей средней группы составлена на основе примерной общеобразовательной программыдошкольного образования «От рождения до школы»под ре...