Ознакомление детей с окружающим. Развитие словаря.
статья по логопедии на тему
Ознакомление детей с окружающим. Развитие словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_detey_s_okruzhayushchim.docx | 62.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление детей с окружающим. Развитие словаря.
Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:
1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности;
2) формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей;
3) все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.
Ознакомление детей с окружающим. Развитие словаря.
1. Значение словарной работы детей дошкольного возраста.
2. Особенности усвоения словаря детьми дошкольного возраста.
3. Задачи по словарной работе.
4. Виды занятий по ознакомлению детей с окружающим и развитию словаря.
Значение:
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно учиться, понимать литературу, радио, телепередачи. Следовательно, дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря, как одну из важных задач по развитию речи.
Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря для детей за счет незнакомых или трудных для них слов через расширение окружающего.
Например, ручей: чистый, голубой, разговорчивый, серебристый, быстрый, лучистый, звонкий, прозрачный, освежающий, бурлящий, журчащий, холодный.
Осень: золотая, поздняя, ранняя, пестрая, теплая, хмурая, холодная, радостная, багряная, солнечная, дождливая, ситцевая.
Особенности усвоения словаря детьми дошкольного возраста:
1. В силу наглядно-действенного, наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает названиями наглядно-представляемых или доступных его деятельности групп предметов, явлений, свойств, которые отражены в мозгу ребенка достаточно хорошо.
2. Постепенно овладением значения смысловым содержанием слова. Поначалу ребенок относит слово к отдельному предмету, явлению, такое слово не будет являться общением.
3. Словарь ребенка значительно меньше, чем у взрослого.
Задачи по развитию словаря:
1. Обогащение словаря из ознакомления с окружающим.
2. Активизация словаря.
3. Закрепление, уточнение словаря.
Для реализации данных задач педагог использует различные игры, например: «Придумай слово»:
То, что делает человек (спит, прыгает, работает).
Что можно шить? (платья, одежду).
Штопать? (носки, одежду).
Мерить? (обувь, одежду, шляпу).
Двигать? (стол, стул).
Что бывает круглым? (мяч, шар).
Что бывает низким? (стул, кровать).
Что бывает высоким? (шкаф, рост).
Веселый (какой?) – добрый, искрящиеся глаза.
Грустный (какой?) – печальные глаза, опущенные уголки рта.
Виды занятий:
1. Наблюдения за трудом взрослых, животными, за растениями, детьми.
2. Экскурсия (могут быть прогулки) в природу, общественное место (парикмахерская, мастерская художника).
3. Рассматривание картины.
4. Рассматривание предметов.
5. Загадывание загадок.
6. Круги по тематике развития речи:
- пальчиковые игры;
- стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы);
- артикуляционная гимнастика;
- звуковые игры;
- дыхательная гимнастика.
Экскурсия
1. Значение экскурсии в ознакомлении детей с окружающим.
2. Подготовка педагога и детей к экскурсии.
3. Методика проведения экскурсии.
1 цель экскурсии – внешний мир, представленный сознательно, разумно, систематически перед детьми является той ареной, на которую воздвигается здание их восприятий.
Содействовать стройному росту этого здания – главнейшая цель экскурсии.
2 цель экскурсии – это отражение окружающего мира в речи детей.
Существует два способа методического использования содержания окружающей среды в интересах детей: предмет, включенный в педагогическую работу как образовательный материал, приближается к детям, преподносится им, но это не всегда возможно. Если предметы, явления, которые нельзя приблизить, здесь второй путь, т. е. приближение детей к предмету, явлению.
Значение экскурсии:
1. Возникновение эстетических чувств.
2. Развиваются дети физически.
3. Возникновение интереса.
4. Обогащается словарь
5. Развивается грамматический строй речи.
6. Формируется культура речевого общения.
Педагог заранее должен приготовиться к экскурсии:
- Заранее найти место (Куда? Зачем?)
- Что рассказать, с чем познакомить?
- Продумать время (общая продолжительность не более 1 часа, расстояние 1 км. в один конец, или несколько метров, если дети маленькие).
- Экскурсия с помощником (няня, методист, второй педагог, родитель).
- Напомнить детям правила поведения.
Требования:
1. Соответствие с интересами детей;
2. Определить количество детей;
3. Направлена на предмет;
4. Не должна носить характер урока, формального обучения, должна быть свободна;
5. Тщательная подготовка педагога;
6. Заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться впервые;
7. После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую игру, нарисовать свои впечатления;
8. Число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с другими занятиями.
Отбор сведений об окружающем, с учетом:
1. Научная достоверность
2. Систематичность
3. Доступность
4. Конкретность знаний
5. Воспитывающий характер знаний.
Маленьким детям: организовать специальные занятия-экскурсии по групповой комнате с наблюдением (что в комнате, на площадке).
Ведущий метод – наблюдение.
Цель его: определить кто, что это? Каков объект? Каковы его основные качества?
Проявление: взаимодействия с окружающими, знакомят с профессиями (дворник, няня, повар).
Для старших детей 4-5 лет педагог решает задачи словарной работы:
- вводит новые слова в активный словарь детей;
- закрепляет известные;
- знакомит с оттенками слова.
Например, в кафе (пункт питания, там можно поесть сладкое, фрукты, а можно хорошо поесть: первое, второе блюда).
Старшим детям дошкольникам 6-7 лет дается более глубокое представление о предметах и явлениях, более глубокое погружение, например, в кафе (есть кафе, где можно только поесть; а есть кафе, где можно не только поесть, но и развлечься: есть игровые программы на базе кафе, есть игровые уголки).
Картины для детей дошкольного возраста
1. Значение картин в развитии детей дошкольного возраста.
2. Структура занятий по рассматриванию картины.
3. Требования к занятиям по знакомству с картинами.
Картины широко применяются в воспитании и обучении детей. Картина не должна заслонять или подменять живой действительности. Картины вызывают активное мышление памяти речи.
Задача педагога – учить детей воспринимать картину, вести от беспорядочного рассматривания к последовательному, выделять существенное; расширять запас слов детей; воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано.
Типы серии картин:
1. «Мы играем» - те ситуации, которые возникают в группе, на участке.
2. «Наша Таня» - девочка Таня приходит к детям четыре раза в год (времена года).
3. «Наши маленькие друзья» - грузинские дети, украинские, их жизнь.
4. «Домашние и дикие животные»
5. «Иллюстрации к художественной литературе, временам года»
Картины могут быть: демонстрационные, раздаточные (набор открыток на разные темы, рассказы детей по картинкам).
Структура занятия по ознакомлению с картинами
Состоят из трех частей, а лучше комбинированные: занятие + ИЗО, занятие + музыка, занятие + родной язык.
I часть – вводная (1-5 мин.): настроить детей к восприятию (беседа, загадки), младшим детям педагог еще раскрывает содержание этой картины для того, чтобы заинтересовать.
II часть – основная (от 10-20 мин. в зависимости от возраста детей): вопросы к детям. Заканчивается эта часть образцовым рассказом педагога, подтверждающим суть картины или чтением художественной литературы (описание). Для детей 5-7 лет образцом может быть рассказ ребенка. Если картина первый раз в группе, то образцом может быть рассказ только педагога.
III часть – итог занятия: сюрпризные моменты, словесная игра (подвижная), занятие по ИЗО после просматривания.
Основной словарный прием в ходе занятия – это вопросы к детям:
1. Для выяснения общего смысла картины: о чем? Как мы назовем картину? Правильно ли ведут себя дети?
2. Описание предметов: что? Какой? Что делает? На что походит? Сначала на первом плане и далее, удаляясь вглубь картины.
3. Для установления связи между частями: для чего? Почему? Показать, что это (картина) целое.
4. Для перехода за пределы изображенного: что было до этого? Что будет потом?
5. Вопросы о личном опыте детей, близком к содержанию картины: а у тебя дома котенок есть?
6. Для активизации словаря (старшим детям) задаются вопросы для подбора синонимов, антонимов. Например, девочка не смелая, трусливая, робкая, растерянная.
Требования:
1. Картина подбирается заранее с учетом интереса детей, с учетом учебно-воспитательной работы, с учетом времени года, местных условий (сначала своя местность, затем другое).
2. Картина должна висеть на уровне глаз детей.
3. Заранее подбирается указка или другие атрибуты.
4. Продумать размещение детей: полукругом не всегда; в шахматном порядке; с учетом слуха, зрения, роста детей; в круг.
5. Педагог и дети, которые выходят к картине, должны стоять справа от картины.
Ознакомление детей с предметами ближайшего окружения
1. Значение работы с детьми по ознакомлению с окружающим.
2. Виды занятий по ознакомлению с предметами.
3. Методические приемы:
- использование раздаточного материала;
- сенсорное обследование с помощью вопросов, указаний, пояснений;
- сравнение предметов.
Элементарные знания, которые даются детям при ознакомлении с окружающими предметами, в том числе и с предметами домашнего обихода: как предмет называется, кому и для чего он нужен, из чего он сделан, какого он цвета, формы, какие у него имеются признаки.
С этой целью рекомендуется проводить занятия, во время которых рассматриваются предметы, и ведется беседа о них.
3 группы занятий:
1. Первичное ознакомление детей с предметами, в виде дидактических игр, например, учиться заваривать чай, укладывать куклу Катю спать, с целью ввести в речь детей название предметов и некоторых действий с ними.
2. По ознакомлению детей с качествами и свойствами предметов.
Качествами называют те особенности предмета, которые воспринимаются органами чувств без нарушения целостности предмета, например, твердый, мягкий, гладкий и т.д.
Свойствами называют те особенности предмета, которые вычленяются вследствие нарушения целостности предмета, например, рвется, бьется, хрупкий, прочный и т.д.
Данные занятия с дошкольниками состоят из частей:
1 часть этого занятия посвящается вычленению нужного качества или свойства предмета педагогом у себя за столом под наблюдением детей.
2 часть занятия посвящается обучению детей обследовательским обстоятельствам, т.е. вычленению нужного качества и свойства каждым ребенком, и вводится новое слово, обозначающее данные признаки предмета.
Педагог должен уметь давать точные указания к вычленению нужного качества и свойства. Проводятся упражнения детей в выделении качеств и свойств в окружающих их предметах в группе, на улице и дома, а также воспитывается правильное использование данного предмета.
3. Формирование обобщений.
Видовое понятие – это понятие, узкое по объему, входящее как составная часть в родовое понятие, например, стол, стул, чашка.
Эти понятия объединяют один вид предметов.
Родовое понятие – понятие большого объема, включающее как составные части видовые понятия. Родовое «одежда» включает ряд видовых (платье, пальто, куртка). Родовое «мебель» включает ряд видовых (шкаф, стул, стол).
Загадки для детей дошкольного возраста
Загадки были распространены на Руси в древности. Загадкам посвящены разные исследования.
Типы:
1. Метафоры – употребление слова в переносном значении, на основе сходства каких-либо отношений или явлений.
2. Загадка-сказка звукоподражательного образа, например, медведь, лиса, какие звуки издают? А заяц?
3. В виде шутливого вопроса.
4. Загадки-задачки.
Педагогическая ценность
Нет точных указаний, когда загадка перешла к детям. Но уже в XIX веке она бытовала в репертуаре взрослых и детей и была введена в учебную литературу. Это было фактом признания педагогической ценности загадки.
Педагогическую ценность загадок исследователи видели в том, что они знакомят ребенка с «радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определенность мышления, и силу воображения.
Решающую роль в поддержании интереса к загадке играют с одной стороны:
- конкретность;
- доступность;
- красочность образов;
- звучность рифм.
С другой стороны:
- стремление испытать других в мудрости;
- получить удовольствие превосходства над другими, менее умудренными, не столь опытными.
Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если загадка не разгадана, это вызывает у ребенка жажду познания, чтобы сравнивать с другими и не быть хуже других.
Как отобрать загадку для дошкольников
При отборе загадок необходимо, чтобы материал загадок по своему содержанию, прежде всего, отвечал задачам педагога с учетом возраста детей по ознакомлению с окружающим.
Загадки для малышей
Для малышей характерна общая эмоциональная восприимчивость. Они живо реагируют на предметы, которые вызывают у них положительные эмоции. Тематика загадок ограничена. Это загадки о тех предметах, с которыми ребенок чаще сталкивается. Малышам предлагаем загадки, в которых названы яркие, характерные признаки внешнего вида, отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают (голос животных…). Предлагаются детям и рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-то словом загадки, простыми сравнениями и метафорами. Загадки можно предлагать как народные, так и литературные. Загадки могут быть и лаконичные и подробные. В характерах предметов и явлений загадка может быть краткой, но среди признаков должен быть обязательно назван существенный, характерный. Предлагаются загадки с более сложными типами логических задач. Широко используются загадки, отгадывание которых идет на постепенном исключении неверных сопоставлений. Детям предлагаются загадки, отгадывать которые можно только после длительных, неоднократных наблюдений за одним явлением.
Например, Молода, похожа на серп
Поживет, станет как лепешка (месяц, луна).
Считалка: один, два, три, четыре, пять
Начинаем мы считать!
Это котик – вытри ротик,
Это песик – хитроносик,
Это ежик – ворчунишка,
Это мишка – торопышка,
Это зайка – убегайка
Кто последний, догоняй-ка!!
Дидактические игры
1. Значение дидактических игр в ознакомлении с окружающим и развитие словаря.
2. Виды дидактических игр.
3. Методика проведения дидактических игр.
Дидактические игры широко используются в обучении детей от 3 до 7 лет, как средство обогащения, закрепления, уточнения знаний об окружающем мире.
Дидактические игры как целое занятие проводятся с младшими детьми. В начале занятия педагог показывает предметы, картинки, предназначенные для игры, спрашивает о предметах, объясняет содержание игры и дает образец ответа.
Для старших детей 5-7 лет дидактические игры включаются отдельным элементом в другое занятие по ознакомлению с окружающим (10-15 мин.) и вне занятий.
Виды дидактические игр:
1. Дидактические игры с наглядным материалом (игрушки, картинки, предметы).
2. Дидактические игры без наглядного материала, в виде словесных упражнений.
3. Словесные дидактические игры.
А. И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр:
1. Игры-беседы;
2. Игры-путешествия;
3. Игры-поручения;
4. Игры-предположения;
5. Игры-загадки.
Методика проведения игр
1. Педагог должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в игре. Выбор определяется как уровнем умственного развития детей дошкольного возраста, так и задачами воспитания. Игра не должна быть слишком трудной, но и не легкой, тогда она принесет детям пользу и радость.
2. В начале игры необходимо создать:
- игровое настроение, прежде всего сам педагог настраивается на игровой лад;
- если надо две группы детей, то делят на две группы и выбирают считалкой вожаков, а также считалкой распределяют роли;
- если надо парами, но нужно провести «сговор»: игроки сходятся парами и сговариваются, как им называться. Дети придумывают не только отдельные слова, но иногда и рифмованные фразы, например, «я травка-муравка». В самом сговоре есть благоприятные условия для развития сообразительности, находчивости, дети радуются подобранному слову;
- есть условие в игре (за ошибку и не выполнение правил - фант). При разыгрывании фантов детям, проигравшим и те, у которых фанты, дают задания: произнести несколько раз скороговорку, пропеть по-петушиному, попрыгать по-заячьи, без рук сесть и встать, «превратись в дедушку», «стань пчелкой».
3. Необходимо сделать игры занимательными, сохранить то, что отличало бы от занятий и дидактических упражнений.
Занимательность должна заключаться:
- в правилах;
- игровые элементы (считалки, сговор, соревнования, разыгрывание фантов).
4. Создать условия для умственной активности всех детей. Игры нужно строить так, чтобы были задействованы все дети.
5. В каждую игру варианты усложняются.
6. Роль педагога меняется в зависимости от возраста детей.
7. Особое внимание правилам – объяснение правил: для малышей – во время игры, для детей 4-5 лет – до игры, для старших детей дошкольников 5-7 лет правила более сложные.
От 1 до 2 лет:
«Поможем кукле Кате запомнить посуду, мебель, игрушки»; настоящие игрушки или картинки, чтоб ребенок знал эту игрушку или картинку.
«Кому что надо положить» - знать глагол «положить».
«Что изменилось» - перед детьми ставят чашку и блюдце, дети должны запомнить, как они стоят, потом их просят закрыть глаза, в это время педагог убирает чашку со стола или блюдце ставит на чашку, дети открывают глаза и педагог спрашивает у них: «Что изменилось?»
«Чей малыш, чья мама».
«Назови правильно» (гриб – грибочек, платок – платочек, книга – книжечка, банка – баночка).
«Подскажи» (при чтении знакомых сказок, рассказов, стихотворений).
От 2 до 3 лет:
«Чудесный мешочек» (на ощупь определяет и называет).
«Чудесная коробка» (обобщение – головные уборы, одежда).
«Найди сходство и различия предметов», например, шуба – пальто; туфли – босоножки; коза – овца, кошка – тигр.
От 3 до 5 лет:
«Кому что нужно для работы»
«Для чего нужна вещь?» (книга, карандаш, плащ, весы).
«Вам письмо» (почтальон-педагог выдает корреспонденцию до востребования, если адрес ребенок свой называет, о себе все, ребенок получает письмо).
«Подбор слов синонимов, антонимов», например, при рассматривании картинок выделить то слово, которому учим: мальчик огорчен (печален, не веселый), неуклюжий щенок (спотыкающийся, его не держат лапы).
«На подбор прилагательных».
«Добавим слово»: хлеб – хлебушка; поле – полюшко.
«Как назвать вторым словом», например, шуба – одежда, чашка – посуда.
«Из чего сделан предмет»: металлические, резиновые, деревянные.
От 5 до 7 лет, о смысле слов:
«Объяснение смысла слов, например, день был пасмурный, солнечный.
«Вершки – корешки».
«Кто, что лишнее». Карточки: насекомые – одна рыба; лесные цветы – домашние; листья осины – береза. Кубики: голова, хвост, лапы в одном существе от разных животных.
«Определи на ощупь» (бархат, шерсть, шелк).
«Кто заметит, услышит больше», показывать предметы, на что это похоже.
«Составление детьми небылиц»
- 15 лягушек палили из пушек дубовый пенек;
- ой, врешь, куманек.
«Кто веселее?»
«Мимические картинки»
«Кто старше?». Карточки с выражением лица: дед, папа, сын.
«Что теплее?»: зимнее платье, летнее платье, купальник.
«Кто сильнее?»: слон, обезьяна, зебра.
«Что выше?»: дерево, жираф, небо.
«Что тверже?»: камень, глина, земля.
«Что ярче светит?»: свеча, люстра, солнце, прожектор, луна.
«Кто назовет больше качеств предмета», арбуз – разрезать.
«Чем похожи, не похожи предметы».
«Как сказать иначе».
«Угадай, кто пришел», например, Миша! Кто к тебе подошел? – описывают девочку (мальчика), как одеты, особенности.
«Кто ловкий?»: кто больше соберет воздушных шаров. В ложечке принести воду, не разлить.
«Отгадай, какой цветок?», например, серединка желтая, лепестки белые.
С детьми дошкольниками педагог должен проводить настольный театр, теневой, кукольный, драматизация, занятия по чтению художественной литературы.
Игры на формирование словаря.
«Угадай, что изменилось?».
Существует несколько вариантов этой игры (в зависимости от сложности заданий). Самый легкий, применяемый в группах раннего возраста, заключается в том, что к нескольким стоящим перед детьми предметам добавляют новый. Следующий вариант: один из предметов убирают; более сложный вариант: один из предметов заменяют новым или меняют их местами. В этой игре удачно активизируются существительные, числительные, прилагательные, наречия, предлоги, например: карандаши были в коробке, теперь на коробке; были две длинные ленты, теперь одна длинная, одна короткая; справа сидел зайчик, а теперь справа матрешка; кукла была в шапке, а теперь она в платочке. Основная задача этих игр — подбор детьми точных слов для ответа. Поэтому воспитатель может использовать ограниченное количество предметов (от двух до пяти) и производить немного изменений и перемещений (1—2).
«Чудесный мешочек».
Эта распространенная игра может служить прекрасным методом активизации словаря, особенно у детей младших групп или плохо говорящих. В некоторых вариантах этой игры ребенок молча достает из мешочка предмет, показывает его детям, и все вместе называют его. В этом случае мешочек служит просто атрибутом игры.
Хорошо, если мешочек обыгрывается, он должен быть по-настоящему "чудесным" (с двойной вдержкой), плотно охватывающим руку ребенка.
Можно использовать одновременно 2—3 мешочка с одинаковыми комплектами предметов в них, соответственно вызывая для ответа двух-трех детей.
Основное правило: мешочек не откроется до тех пор, пока не назовешь то, что нащупал рукой. Старший дошкольник может не только назвать предмет, прежде чем достать его из мешочка, но и определить его форму (круглый, продолговатый), материал, из которого он сделан (резиновый, деревянный, металлический, матерчатый), качество его поверхности (гладкий, шероховатый, скользкий, холодный и др.).
Методика игры «Чудесный мешочек» подробно разработана в дошкольной педагогике. Предварительно дети должны внимательно рассмотреть предметы или игрушки, выделить их качества. И в начале игры, до вкладывания игрушек в мешочек, следует еще раз назвать их, привлечь к ним внимание ребят. В старших группах ребенок может добавить к своему ответу рассказ-описание этого предмета, загадку или стихотворение о нем.
Обобщения - Транспорт.
Наземный транспорт
Скажи, что ты видишь на каждой картинке. Назови одним словом всё, что здесь нарисовано.
Спросите ребенка, почему все, что здесь нарисовано, называется не просто транспорт, а наземный транспорт.
Водный транспорт
Скажи, что ты видишь на каждой картинке. Как назвать этот транспорт одним словом?
Спросите ребенка: "Для чего нужен транспорт?", "Какой он бывает?", "Какой транспорт может выбрать любой маршрут? Почему?". Назови эти машины. "Какой транспорт ходит по определенному маршруту? Почему?" Назови эти машины. "Чем отличается троллейбус от трамвая?", "Чем отличается велосипед от мотоцикла?", "А самолет от вертолета?", "Знаешь ли ты части автомобиля? Назови их". (Мотор, кабина, кузов, колеса, фары.)
Игры на формирование грамматической стороны речи
Назови одним словом
Взрослый:
"Я буду описывать что-то, а ты назови, то, о чем я рассказываю одним словом:
часы, которые помогают проснуться,
большая ложка, с помощью которой наливают суп,
утренняя еда,
человек, который направляется в дальние страны и т.д."
Ребенок называет слово. Потом играющие меняются ролями. Эта роль будет совсем непростой для ребенка, помогайте ему составить нужное описание, если у него не получается. Только тогда будет неинтересно вам отгадывать получившуюся задачку. Пусть малыш загадает ее папе или бабушке.
Четвертый лишний
Правила игры, наверняка, известны всем. Из четырех слов, названных взрослым, ребенок выбирает одно - "лишнее" - слово, которое по значению не вписывается в данный ряд. У него нет признака, общего для остальных трех слов. В подобную игру можно играть, используя картинки - это гораздо проще. Без картинок, на слух, не всякий ребенок сразу разберется, как решить задачку. Нет возможности рассмотреть ряд, поразмыслить. Нужно, во-первых, хорошо запомнить все слова и быстро понять, что именно не вписывается в общий ряд.
Поэтому, для начала можно давать упрощенные задания. А потом уже переходить на более сложные.
1 вариант упрощенной игры.
Сначала взрослый называет ребенку признак, по которому следует сортировать слова. Например, предметы, которые нужны на кухне: сковородка, холодильник, кровать, ложка. Ребенок сразу улавливает, что именно не вполне уместно на кухне и дает правильный ответ.
Проводя такие тренировочные игры, старайтесь давать как можно более разнообразные признаки для объединений слов (не только традиционное - назначение предмета). Пусть это будут и цвета, и размеры, и материал, из которого предмет изготовлен, и мягкость- жесткость, и прозрачность-непрозрачность, и многое другое. Можете называть животных, объединяя их в группы по месту обитания, способу передвижения, видовой принадлежности и т.д. называйте не только существительные, но и прилагательные, объединенные общим признаком. Например, горячий, теплый, жесткий, холодный (лишнее слово - жесткий, общий признак - температура, по-детски - "нагретость").
2 вариант упрощенной игры.
Называйте не четыре, а только три слова, из которых надо выбрать лишнее. Но уже не называйте общий признак. Пусть ребенок сам догадывается.
Скажи по другому (синонимы) и наоборот (антонимы)
Игра опять строится на вашем примере. Скажите ребенку примерно следующее:
"Есть слова, которые означают одно и то же. Например:
жесткий - твердый,
печальный - грустный,
смелый - храбрый,
блестеть - сиять,
сердиться - злится,
враг - противник, и так далее.
Я буду называть одно из таких слов, а ты подумай, как его можно сказать по другому."
А есть слова, которые означают противоположное понятие. Например:
жара - холод
добро - зло
друг - враг
здоровый - больной
горький - сладкий
белый - черный
говорить - молчать
смеяться - плакать
ложиться - вставать
закрывать - открывать и т.д.
Пусть ребенок подбирает антонимы к словам.
Попробуйте меняться ролями - пусть ребенок придумывает задание для вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для детей 5-6 лет по ознакомлению детей с окружающим миром.
Социальное развитие ребенка невозможно без формирования интереса к труду взрослых и умения ценить его общественную значимость, беречь результаты труда, а также включения в совместные с взрослыми трудо...
Перспективный план интегрированных занятий с детьми по теме «Ознакомление детей с окружающей действительностью, как средство воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста», для детей старшего дошкольного возраста.
Планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....
Ознакомление детей с окружающим. Развитие словаря.
Ознакомление детей с окружающим. Развитие словаря. Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов: 1) работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим м...
Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим и развитию речи у детей старшего дошкольного возраста. Тема "Транспорт. Профессии"
Закрепить название профессий у людей, управляющих различными видами транспорта, виды транспорта....
ООД в подготовительной группе по ознакомлению детей с окружающим миром (ОО. Познавательное развитие). Тема: «Путешествие в Африку»
Цель: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей. Формировать целостное представление о природных зонах и животном мире Африки. З...
«Сенсорное развитие, как средство при ознакомлении детей с окружающим миром».
laquo;Сенсорное развитие, как средство при ознакомлении детей с окружающим миром».Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение е...
НОД по ознакомлению детей с окружающим миром и развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР "Кот в сапогах в гостях у ребят"
Данный конспект разработан для детей страшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Подобранные игровые приемы помогут расширить и активизировать словарь по теме ...