Консультация для родителей на тему: «Правильно ли говорит мой ребенок?»
статья по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Свою беседу о развитии правильного звукопроизношения и речи в целом у детей дошкольного возраста хочу начать со слов выдающихся людей, адаптированных к теме разговора с вами, уважаемые родители.

К звукам в словах, как и к клавишам рояля, надо прикасаться умелыми руками.

Следите за речью своих детей, от нее зависит их и ваше будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_sayt_1.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Правильно ли говорит мой ребенок?»

Свою беседу о развитии правильного звукопроизношения и речи в целом у детей дошкольного возраста хочу начать со слов выдающихся людей, адаптированных к теме разговора с вами, уважаемые родители.

К звукам в словах, как и к клавишам рояля, надо прикасаться умелыми руками.

Следите за речью своих детей, от нее зависит их и ваше будущее.

А теперь к теме разговора.

Нередко у родителей возникает много вопросов: правильно ли говорит мой ребенок? Нет ли у него проблем со звукопроизношением? Нужна ли консультация специалиста-логопеда? Какой возраст наиболее благоприятен для занятий с логопедом? Как помочь своему ребенку в овладении звуками родного языка в домашних условиях?

Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к четырем - пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте.

Как известно, речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее становлении играет грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь.

При нормальном развитии речи к четырем – пяти годам (а может и к пяти – шести) у ребенка спонтанно устраняются физиологические нарушения звукопроизношения.

Что можно считать физиологическими, то есть свойственными (характерными) данному возрасту нарушениями звукопроизношения или другими словами, что такое физиологическое косноязычие? Это возрастная несформированность произношения некоторых звуков, и данное явление считается нормой в развитии речи примерно до пяти – шести лет.

Какие существуют современные показатели становления звуков в детской речи на той или иной возрастной ступени?

К трем годам ребенок овладевает наиболее простыми в артикуляции звуками – это П, ПЬ, М, МЬ, Б, БЬ, В, ВЬ, Ф, ФЬ, К, КЬ, Г, ГЬ, Х, ХЬ, Т, ТЬ, Д, ДЬ, Н, НЬ и, конечно, гласными.

К четырем годам появляются свистящие звуки – это С, СЬ, З, ЗЬ, Ц.

К пяти годам – шипящие Ш, Ж, Щ, Ч.

К шести годам – соноры Р, РЬ, Л, ЛЬ, Й.

Что это означает? Как к этому относиться?

А это значит, что ребенок, имеющий возрастные нарушения, способен самостоятельно их преодолеть. Однако этот естественный путь преодоления нелегок для дошкольников. И здесь на помощь могут прийти родители. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.

На помощь может прийти специалист – логопед, на консультацию к которому лучше привести своего ребенка примерно в возрасте трех – четырех лет. Только логопед сможет разобраться в состоянии звукопроизношения ребенка и определить является ли это нормой или необходима речевая коррекция специалиста.

Что можно посоветовать родителям дошкольников неравнодушных к формированию правильной красивой речи своего ребенка?

Прежде всего начните с себя. Подумайте, объективно оцените, как бы вслушайтесь в свою речь со стороны. Она должна быть достаточно громкой, внятной, неторопливой, с четкой артикуляцией звуков родного языка, интонационно выразительна.

Важное значение для правильного звукопроизношения имеет мускульно – мышечное состояние артикуляционного аппарата, особенно его активных органов – это губы и язык.

Не стремитесь «облегчить» жизнь ребенку, включая в рацион только «мягкую» пищу, нужно тренировать мышцы артикуляционного аппарата, предлагая жевать более твердую пищу, например, неочищенный огурчик, кусочки приготовленного мяса, корочку хлеба и т.д. Если ребенок не жует пищу в детстве – он будет «жевать» слова позже.

Кроме внимательного отношения к рациону ребенка, можно предложить включить в домашний досуг в занимательной игровой форме несколько упражнений артикуляционного характера. Описание этих упражнений можно найти в интернете или любой логопедической литературе (например, «Гимнастика для развития речи», Е. Косинова, ЭКСМО, М., 2003; «Логопедическая гимнастика», Т. Буденная, «Детство-Пресс», С.-Пб, 2003).

Не «сюсюкайте» с ребенком, не подражайте смягченному, детскому произношению, так как восприятие речи взрослого ребенком должно стать эталоном, стимулирующим процесс овладения правильным звукопроизношением, а не закреплять его недостатки подобной манерой общения.

Развивайте мелкую моторику пальцев рук. Учите ребенка завязывать узелки, бантики, шнуровать ботинки (не покупайте обувь на липучках), застегивать мелкие пуговицы, молнии, плести косички. Таким образом, вы «убьете двух зайцев»: будете воспитывать у своих детей навыки самообслуживания и самостоятельности и одновременно активизировать органы речевого аппарата, развивать зрительно – двигательную координацию и речь.

Запаситесь терпением и вспомните слова М. Сперанского (русский общественный и государственный деятель, реформатор):

«Речь, состоящая из сухих слов и бесцветных выражений, скучна и пресна, как несоленый суп».

Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "О чем говорить с ребенком в семье"

Консультация для родителей по развитию речи детей...

Консультация для родителей на тему: "О чем говорят растения?"

Консультация для родителей подготовительной группы на тему:  "О чем говорят растения?"...

Консультация для родителей на тему: «Что нельзя говорить ребёнку».

Иногда мы автоматически что-то говорим детям, совершенно не задумываясь над часто употребляемыми в семье фразами. Эти фразы передаются из поколения в поколение, слетают с языка легко и незаметно, и ча...

Консультация для родителей на тему: "Пальцы помогают говорить!"

Развитие мелкой моторики  пальцев рук - один из показателей интеллектуального развития ребёнка....

Консультация для родителей по теме «Сказка помогает говорить правильно».

Уважаемые родители! Для того чтобы ребенку было легче запомнить сказки и после рассказывать их, можно использовать различные дидактические игры.Так же эти игры очень хорошо помогают в развитии творчес...