Развитие фонематического слуха в играх
консультация по теме
Работа по развитию фонематического слуха проводится в определённой последовательности. Сначала с ребенком проводят специальные игры и упражнения, которые направлены на узнавание и различение неречевых звуков.На следующем этапе работы ребенок учится различать слова, близкие по звуковому составу, находить похожие по звучанию слова (рифмы), а также подбирать по смыслу близкие по звучанию слова к тексту или стихотворению.На этапе дифференциации фонем дети учатся различать фонемы родного языка, а также находить заданные звуки в звуковых рядах. Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму, основой которых является развитие навыков элементарного звукового анализа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_fonematicheskogo_sluha_v_igrah.docx | 15.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического слуха в играх
Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка. Способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы), понимать смысл сказанного называется фонематическим (речевым) слухом. Работа по формированию фонематического слуха должна проводиться в определенной последовательности. Сначала с ребенком проводят специальные игры и упражнения, которые направлены на узнавание и различение неречевых звуков. Данная работа также способствует развитию слухового внимания и памяти.
«Узнай по звуку» Гуляя во дворе, в парке и т.п., обращайте внимание ребенка на звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.), голоса птиц. Когда малыш научится хорошо различать эти звуки, предложите ему определить их источник с закрытыми глазами. Например, скажите: «Закрой глаза. Сейчас я открою окошко, а ты постарайся определить на слух, какая погода на улице». Подобным образом можно определять звуки дома – тиканье часов, скрип двери и другие.
«Угадай, что звучит» Взрослый раскладывает на столе несколько звучащих игрушек (например, погремушка, бубен, дудочка и т.п.). Предлагает ребенку послушать и запомнить, что как звучит. Затем просит ребенка отвернуться и послушать, что сейчас зазвучит. После этого спрашивает, что звучало.
На следующем этапе работы ребенок учится различать слова, близкие по звуковому составу, находить похожие по звучанию слова (рифмы), а также подбирать по смыслу близкие по звучанию слова к тексту или стихотворению.
«Повтори слова» Ребенку предлагается повторить слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке.
Например: Галка – палка мак-бак-так Зайка - сайка бык-бак-бок Пыль-быль моток-каток-поток
«Назови непохожее слово» Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных: канава-канава-какао-канава винт-винт-бинт-винт ком-ком-кот-ком буфет-букет-буфет-буфет будка-буква-будка-будка дудка-будка-будка-будка
«Найди пары слов» Перед ребенком раскладываются картинки (до 6), названия которых очень близки по звучанию. Затем взрослый четко произносит все слова и просит ребенка помочь отыскать среди них слова, сходные по звучанию (например: сом-дом). Примерный набор предметных картинок: лук – жук, бочка – почка, платок – молоток, ложка – кошка, миска – мишка, мышка – шишка, корзина – картина, матрешка – гармошка, уточка – дудочка, коза – коса, оса – лиса; сом – дом, мак - рак, кот – рот.
«Закончи строчку» Взрослый читает ребенку стихи. Затем просит его закончить каждое стихотворение, подобрав подходящее слово (в рифму):
На столе лежала сайка, Самолет гудит, поет - Жил да был веселый гном, А по лесу бегал … ( зайка ) Собирается в … ( полет ) Он в лесу построил … (дом) Работа по дифференциации слогов направлена на то, чтобы научить ребенка различать слоги по звонкости и глухости, по мягкости и твердости.
«Будь внимательным» Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет названные слоги, например па-па-ба. Если ребенок затрудняется произнести три слога, начните с двух слогов (например, па-ба).
«Найди лишний слог» Взрослый произносит несколько слогов, например па-па-па-ба. Ребенок должен определить, какой слог лишний: здесь лишний слог (ба). Затем слоговые ряды усложняются, например: ка-га-ка-ка, ва-ва-фа-ва, са-са-за-са и т.д.
«Закончи слово» Взрослый произносит начало слова, а ребенок добавляет слог, чтобы получилось понятное слово: шка…(фы), жа…(ба) и т.д.
На этапе дифференциации фонем дети учатся различать фонемы родного языка, а также находить заданные звуки в звуковых рядах. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков. «Поймай звук» Взрослый предлагает ребенку хлопнуть в ладоши, когда он услышит заданный звук, из произнесенного взрослым ряда звуков. Например, взрослый произносит звуки: А, О, У, И, М, А, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит звук «А». Аналогично эта игра проводится с выделением других гласных и согласных звуков из ряда звуков, слогов и из слов.
«Звуки шутят» Читая знакомые произведения, взрослый умышленно заменяет звуки в словах. Просит ребенка исправить ошибки.
Например: Хвост с узорами, Где обедал, воробей? сапоги со шторами. В зоопарке у дверей. (Русская народная песенка) (С. Маршак)
Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму, основой которых является развитие навыков элементарного звукового анализа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха через игру.
Фонематический слух (Фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукораз...
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".
Консультация "Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....
Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.
Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....
Развитие фонематического слуха в играх и упражнениях
Развитие фонематического слуха в играх и упражнениях.Правильность и чистота речи зависят от разных факторов: от развития фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речево...
Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха через игру".
Предложенные ниже игры можно использовать для развития слухового внимания, правильного восприятия речи у детей 5-6 лет в домашних условиях....
- Мне нравится (1)