Развитие фонематического слуха в играх
консультация по теме

Репина Екатерина Валентиновна

Работа по развитию фонематического слуха проводится в определённой последовательности. Сначала с ребенком проводят специальные игры и упражнения, которые направлены на узнавание и различение неречевых звуков.На следующем этапе работы ребенок учится различать слова, близкие по звуковому составу, находить похожие по звучанию слова (рифмы), а также подбирать по смыслу близкие по звучанию слова  к тексту или стихотворению.На этапе дифференциации фонем дети учатся различать фонемы родного языка, а также находить заданные звуки в звуковых рядах. Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму, основой которых является развитие навыков элементарного звукового анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_sluha_v_igrah.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического слуха в играх

Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды. Но слова с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения.    Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребенок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.     Способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы), понимать смысл сказанного называется фонематическим (речевым) слухом.     Работа по формированию фонематического слуха должна проводиться в определенной последовательности.    Сначала с ребенком проводят специальные игры и упражнения, которые направлены на узнавание и различение неречевых звуков. Данная работа также способствует развитию слухового внимания и памяти.

«Узнай по звуку»     Гуляя во дворе, в парке и т.п., обращайте внимание ребенка на звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды и др.), голоса птиц. Когда малыш научится хорошо различать эти звуки, предложите ему определить их источник с закрытыми глазами.     Например, скажите: «Закрой глаза. Сейчас я открою окошко, а ты постарайся определить на слух, какая погода на улице». Подобным образом можно определять звуки дома – тиканье часов, скрип двери и другие.

«Угадай, что звучит»    Взрослый раскладывает на   столе несколько  звучащих игрушек (например, погремушка, бубен, дудочка и т.п.). Предлагает ребенку послушать и запомнить, что как звучит.  Затем просит ребенка отвернуться и послушать, что сейчас зазвучит. После этого спрашивает, что звучало.

На следующем этапе работы ребенок учится различать слова, близкие по звуковому составу, находить похожие по звучанию слова (рифмы), а также подбирать по смыслу близкие по звучанию слова  к тексту или стихотворению.

«Повтори слова»    Ребенку предлагается повторить слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке.

Например:  Галка – палка             мак-бак-так                Зайка - сайка              бык-бак-бок              Пыль-быль                 моток-каток-поток

«Назови непохожее слово»    Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных: канава-канава-какао-канава винт-винт-бинт-винт ком-ком-кот-ком   буфет-букет-буфет-буфет будка-буква-будка-будка  дудка-будка-будка-будка

«Найди пары слов»    Перед ребенком раскладываются картинки (до 6), названия которых очень близки по звучанию. Затем взрослый четко произносит все слова и просит ребенка помочь отыскать среди них слова, сходные по звучанию (например: сом-дом).      Примерный набор предметных картинок:  лук – жук, бочка – почка, платок – молоток, ложка – кошка, миска – мишка, мышка – шишка, корзина – картина, матрешка – гармошка, уточка – дудочка, коза – коса, оса – лиса; сом – дом, мак -  рак, кот – рот.

«Закончи строчку»    Взрослый читает ребенку стихи. Затем  просит его закончить каждое стихотворение, подобрав подходящее слово (в рифму):

На столе лежала сайка,   Самолет гудит, поет -   Жил да был веселый гном, А по лесу бегал … ( зайка )  Собирается в … ( полет )  Он в лесу построил … (дом)       Работа по дифференциации слогов направлена на то, чтобы научить ребенка различать слоги по звонкости и глухости, по мягкости и твердости.

«Будь внимательным»   Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет названные слоги, например па-па-ба. Если ребенок затрудняется произнести три слога, начните с двух слогов (например, па-ба).

«Найди лишний слог»    Взрослый произносит несколько слогов, например па-па-па-ба. Ребенок должен определить, какой слог лишний: здесь лишний слог (ба). Затем слоговые ряды усложняются, например: ка-га-ка-ка, ва-ва-фа-ва, са-са-за-са и т.д.

«Закончи слово»    Взрослый произносит начало слова, а ребенок добавляет слог, чтобы получилось понятное слово: шка…(фы), жа…(ба) и т.д.

На этапе дифференциации фонем дети учатся различать фонемы родного языка, а также находить заданные звуки в звуковых рядах. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.      «Поймай звук»    Взрослый предлагает ребенку хлопнуть в ладоши, когда он услышит заданный звук, из произнесенного взрослым ряда звуков.  Например, взрослый произносит звуки: А, О, У, И, М,  А, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит звук «А».   Аналогично эта игра проводится с выделением других гласных и согласных звуков из ряда звуков, слогов и из слов.

«Звуки шутят»    Читая знакомые произведения, взрослый умышленно заменяет звуки в словах. Просит ребенка исправить ошибки.

Например: Хвост с узорами,     Где обедал, воробей?    сапоги со шторами.     В зоопарке у дверей.       (Русская народная песенка)    (С. Маршак)

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму, основой которых является развитие навыков элементарного звукового анализа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха через игру.

Фонематический слух (Фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукораз...

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха во время игры.

Развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического слуха во время игры....

Развитие фонематического слуха в играх и упражнениях

Развитие фонематического слуха в играх и упражнениях.Правильность и чистота речи зависят от разных факторов: от развития фонематического слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речево...

Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха через игру".

Предложенные ниже игры можно использовать для развития слухового внимания, правильного восприятия речи у детей 5-6 лет в домашних условиях....