Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики»
консультация по логопедии на тему
Пальчиковая гимнастика поможет предупредить отставание в моторном развитии ребенка или преодолеть это отставание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 31.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 23 «БРУСНИЧКА»
(МБДОУ «Детский сад № 23 «Брусничка»)
Консультация для родителей
«Игры на развитие мелкой моторики»
Разработала:
Третьякова А.А..
Ханты-Мансийск
Цель: донесение до родителей (законных представителей) о необходимости применения пальчиковых игр и упражнений для наилучшего психического и интеллектуального развития ребенка.
Задачи:
- Подвести родителей к осознанию своей роли в развитии сенсомоторных навыков и повышения уровня и речевого развития детей.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
На кончиках пальцев находится большое количество нервных окончаний, которые стимулируют работу головного мозга. Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Рифмованные пальчиковые и жестовые игры способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Так же они развивают автоматизм движений, и очень пригодятся ребенку при развитии навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, молний; завязывания шнурков и т.д.). Движения правой и левой рукой контролируются разными полушариями мозга. Когда ребенок начнет легко выполнять нужные движения одной рукой, необходимо научить его выполнять те же движения другой рукой. Можно предложить ребенку пальчиковые игры с разнообразными мелкими подручными предметами – бусинами, карандашами, тканью, бумагой.
Я предлагаю Вам использовать в домашней обстановке следующие виды игр для пальчиков:
- выкладывание букв из различных материалов.
- игры с пластилином. игры с бумагой.
- игры с карандашом, крупой, бусами, орехами.
- поделки из природного материала.
- рисование.
- графические упражнения.
- шитье, вязание, плетение.
- игры со счетными палочками.
- игры на кухне.
Пальчиковая гимнастика поможет предупредить отставание в моторном развитии ребенка или преодолеть это отставание. Все пальчиковые игры надо начинать с веселой разминки – сгибания и разгибания пальчиков. Она поможет разогреть ручки ребенка и ввести его в игровую ситуацию. Помимо сжимания и разжимания пальцев, важно уделять внимание их расслаблению. В последнее время многие педагоги внедряют массаж пальцев рук. Даже самый примитивный массаж заключающийся в сгибании и разгибании пальцев рук ребенка, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Существуют массажные движения, выполняющиеся с помощью простого предмета – карандаша. С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие, способствуют овладению тонкими движениями, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук.
Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
- Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
- Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).
- Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать).
- Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
- Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
- Помогать перебирать крупу.
- Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
- Вытирать пыль, ничего не упуская.
- Включать и выключать свет.
- Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
- Перелистывать страницы книги.
- Затачивать карандаши (точилкой). Стирать нарисованные каракули ластиком.
- Переливать жидкостей из одной емкости в другую.
- Играть с мозаиками и пазлами.
- Перебирать пуговички или других предметов по размеру.
- Собирать конструкторы.
- Опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
- Лепите вместе из пластилина.
- Рисовать. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.
- Вырезать из бумаги разные фигурки.
- Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
- На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
- Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.
- Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук.
- Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.
Рекомендуемая литература для родителей.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития. 2000.
- Кислинская Т.А. Гениальность на кончиках пальцев: Развивающие игры-потешки для детей от 1 года до 4 лет. — М.: Генезис, 2008.
- Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. М.: Олма-пресс, 2003.
- Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: АСТ, 1999.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь: Серия «Учебники для вузов».– СПб.: Лань, 1999.
- Шанина С., Гаврилова А. Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка. – М.: Издательство «ДОМ. XXI век». – 2008.
- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1 – 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М: Мозаика-Синтез. 2009.
Приложение
Силач. Для игры понадобятся резиновые игрушки. Предложите ребёнку сначала сжимать игрушку двумя руками. А затем — одной.
Сборные матрешки. Прекрасное средство для развития ручных умений и мышления малыша, это традиционная народная дидактическая игрушка.
Пирамидки. Выбирая в магазине пирамидку, отдайте предпочтение той, у которой кольца разного диаметра равномерно увеличиваются к основанию. Такая игрушка разовьет не только пальчики Вашего малыша, но и логическое мышление. Можно построить пирамидку из стаканчиков от йогурта, надев их один на другой.
Обведи по контуру. Игра проводится в два этапа. 1 этап — карандашом обводится фигура; 2 этап — контур выкладывается горохом или крупой.
Трафареты. Это треугольники, прямоугольники, круги из тонкого картона или пластмассы. Ребенок с Вашей помощью пальцем или карандашом должен водить по краям лежащей на столе фигурки. Так приучают чувствовать фиксированную линию.
Мозаика, конструктор. Величина деталей зависит от навыков Вашего малыша. Выбор этих игр сейчас велик. Сначала приобретите самый крупный конструктор и самую крупную мозаику. Из конструктора помогите построить башню, затем кукольную мебель и прочее. Из мозаики научите выкладывать дорожки, цветочки, геометрические фигуры, а затем более сложные узоры (ёлочки, машинки, домики и т.д.) Соблюдайте правило — при игре с мелкими предметами взрослый должен находиться рядом с ребёнком! Дети очень любят класть мелочь в рот, нос и уши!
Бусы. Сейчас продаются готовые комплекты для игры, куда входят шнурок, разноцветные бусы разной формы и даже пластмассовая иголочка. Но эту игру мамочка может сделать сама.
Рисуем пальцем. Сейчас в продаже встречаются специальные краски для такого авангардного «искусства». Можно использовать любые другие (нетоксичные) краски. Рисуйте сначала линии прямые, кривые, волнистые, затем геометрические фигуры, простейшие узоры. Шершавая неровная поверхность. Маленькому ребёнку очень полезно двигать ладошкой по жесткой бумаге, ситечку, камню. Предложите ему вдобавок закрыть глаза, тогда тактильные ощущения обострятся. Не поленитесь и вырежьте для малыша буквы из наждачной бумаги: тогда каждую он действительно «почувствует», и Вы одним выстрелом двух зайцев «убьёте»: и буквы кроха узнает, и мелкую моторику разовьет.
Разноцветные прищепки. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха: «Сильно кусает котенок — глупыш, Он думает, это не палец, а мышь. (смена рук) Но я же играю с тобою, малыш, А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»
Золушка. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: «Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут — будут из печи булочки и калачи».
Пластилин. В Вашем доме коробочка с этим разноцветным материалом должна быть обязательно. Пусть лепит что угодно: мнет, крутит колбаски, шарики — массирует точки на пальцах и ладонях.
Забавные картинки. На листе картона равномерно распределите слой пластилина. Горошинами или другой крупой ребенок выкладывает различные картинки: цветы, море (волны), рыбки, и т.д. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д.)
Солёное тесто. Вместо пластилина для лепки можно использовать тесто. На 1 стакан муки: 0,5 стакана соли, немного воды. Можно добавить пищевой краситель. Готовые изделия, высыхая, застывают. Их можно использовать для игры. Слепите овощи, фрукты, хлеб, булочки и т.д.
Узоры из счетных палочек. Цветные пуговицы. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, машинку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игры на развитие мелкой моторики"
Консультация для родителей....
Консультация для родителей."Игры для развития мелкой моторики у детей дома".
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома....
Консультация для родителей."Игры для развития мелкой моторики у детей дома".
Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные матери...
Консультация для родителей. «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»
Цель: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу. ...
Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук»
Тонкая моторика - это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития....
Консультация для родителей "Игры на развитие мелкой моторики"
Цель:ознакомить родителей с понятием «мелкая моторика», показать влияние мелкой моторики на речевое и умственное развитие ребенка,дать рекомендации по развитию мелкой моторики у дошкольников...
Консультация для родителей "Игры на развитие мелкой моторики"
В последние 5–10 лет уровень речевого развития детей падает. Почему?•Да потому, что с детьми все меньше и меньше говорят родители, которые страшно заняты на своей работе. И сами дети все меньше и мень...