Буклет "Нарушение процесса письма"
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему
Буклет посвящен процессу нарушения письма - дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_disgrafiya.docx | 262.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.
По степени выраженности расстройств процесса письма в логопедии различают дисграфию и аграфию. При дисграфии письмо искажается, но продолжает функционировать как средство общения. Аграфию характеризует первичная неспособность овладеть навыками письма, их полная утрата. Поскольку письмо и чтение неразрывно связаны, нарушение письма (дисграфия, аграфия) обычно сопровождается нарушением чтения (дислексией, алексией).
Причины дисграфии.
Овладение процессом письма находится в тесной взаимосвязи со степенью сформированности всех сторон устной речи: звукопроизношения, фонематического восприятия, лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Поэтому в основе развития дисграфии могут лежать те же органические и функциональные причины, которые вызывают дислалию, алалию, дизартрию, афазию, задержку психоречевого развития.
К последующему появлению дисграфии может приводить недоразвитие или поражение головного мозга в пренатальном, натальном, постнатальном периодах: патология беременности, родовые травмы, асфиксия, менингиты и энцефалиты, инфекции и тяжелые соматические заболевания, вызывающие истощение нервной системы ребенка.
К социально-психологическим факторам, способствующим возникновению дисграфии, относятся двуязычие (билингвизм) в семье, нечеткая или неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослых, неоправданно раннее обучение ребенка грамоте при отсутствии у него психологической готовности. Группу риска по возникновению дисграфии составляют дети с конституциональной предрасположенностью, различными речевыми нарушениями, ЗПР.
Классификация дисграфии.
В зависимости от несформированности или нарушения той или иной операции письма выделяют 5 форм дисграфии:
артикуляторно-акустическую дисграфию, связанную с нарушением артикуляции, звукопроизношения и фонематического восприятия;
акустическую дисграфию, связанную с нарушением фонемного распознавания;
дисграфию на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
аграмматическую дисграфию, связанную с недоразвитием лексико-грамматической стороны речи;
оптическую дисграфию, связанную с несформированностью зрительно-пространственных представлений.
Наряду с «чистыми» формами дисграфии, в логопедической практике встречаются смешанные формы.
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.
МБДОУ ДСКВ № 32 г. Ейска
МО Ейский район
Нарушение
процесса письма.
Учитель - логопед Петрова О. А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование функций речи в процессе развития мелкой моторики и подготовки руки к письму
Письменный способ выражения мысли – одно из величайших достижений человечества.Значение умения пользоваться этим способом общения для каждого человека Исключительно велико. Однако письмо может стать п...
"Причины нарушения процесса письма"
Ваш ребенок с трудом овладевает письмом: выполненные им упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Он не использует заглавные буквы, знаки препинания, отде...
Система работы по коррекции нарушений процесса письма у младших школьников
Современная психология, рассматривая письмо как один из видов речевой деятельности, представляет его как более сложный психический акт нежели устная речь. Разными авторами высказываются несколько разл...
Процесс письма и предпосылки для овладения им
Консультация для родителей. Подготовила учитель-логопед: Батырева Л.А г. Элиста МКДОУ №4 &laqu...
Роль психологических функций в обеспечении процесса письма
В данной статье описана роль участия сихологическоих функций в обеспечении процесса письма. отржены взглады различных авторов на эту проблему....
подготовка детей с нарушением зрения к овладению процессом письма
подготовка ребёнка к овладению процессом письма через совершенствование зрительно-моторной координации....
Психофизиологические основы процесса письма
Письмо – сложный психический процесс, включающий в себя вербальные (знаковые) и невербальные формы психической деятельности (внимание, зрительное, пространственное и акустическое восприятие, мел...