Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС ДО
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС
Время не стоит на месте. Все течет, все изменяется. И если совсем недавно мы использовали в своей работе наглядные пособия, развивающие и коррекционные игры, сделанные своими руками, берегли их, зная какой нелегкий труд был приложен для их создания. То сейчас мы любой картинный материал можем найти в интернет ресурсах в доли секунды. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества.
Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Для ребенка дошкольного возраста игра – это ведущая деятельность, в которой проявляется, формируется и развивается его личность. И здесь у компьютера имеются широкие возможности, потому что правильно подобранные развивающие компьютерные игры и задания являются для ребенка, прежде всего игровой деятельностью, а затем уже учебной.
Включение в занятие презентаций позволяет добиться хороших результатов при автоматизации звуков у детей. Анимация позволяет обыграть некоторые эпизоды. Красочные слайды, где могут быть размещены фотографии, схемы, рисунки, буквы, являются отличной наглядностью. Использование презентации повышает мотивацию и снижает такие недостатки работы, как возможный вербализм и формализм при отработке лексического материала, особенно если личный опыт детей ограничен.
При использовании ИКТ дети с нарушениями речи: подражают звукам, учатся сопоставлять картинку и звук, быстрее и лучше запоминают информацию, задействуют различные каналы восприятия, моделируют жизненную ситуацию,
легко и ненавязчиво знакомятся с общественными явлениями, разнообразием животного и растительного мира, профессиями т.д.
Рассмотрим два основных направления использования компьютера учителем – логопедом.
- Компьютер используется для ведения логопедической документации, обработки информации.
- Использование компьютера в процессе коррекционной работы.
Компьютер помогает:
- При обследовании речи детей;
- Для развития фонематического слуха;
- Развития слоговой структуры слова;
- Развития грамматического строя речи;
- Обогащения словарного запаса;
- Развития связной речи;
- Для автоматизации поставленных звуков;
- Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта и речи, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, что развивает мелкую мускулатуру рук.
Используя в своей деятельности информационно-коммуникативные технологии с целью повышения эффективности процесса коррекционно-логопедического воздействия, логопед при этом решает следующие задачи:
- повышение мотивации детей к логопедическим занятиям;
- формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и логопедом;
- адекватная (осознанная) оценка ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой;
- положительное эмоциональное состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.
Но также нельзя забывать что при использовании ИКТ нужно соблюдать требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на логопедических занятиях:
· Программа должна иметь указание на возраст ребенка;
· Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением;
· Объекты, отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям;
· Программа должна быть на русском языке;
· Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором;
· Задания - интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения;
· Периоды и эпизоды игры должны быть не более 3-5 минут;
· Желательно, чтобы ребенок работал с клавиатурой, так как справиться с мышкой ему еще сложно;
· Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме;
· Чередование разных компьютерных игр.
В своей работе я использую как авторские логопедические программы и презентации такие как: Игры для Тигры, Домашний логопед.
В своей работе я использую различные виды презентаций (11 слайд), в связи с тем, что специфика работы логопеда направлена больше на индивидуальный подход к каждому ребенку то большинство презентации для занятий создаю сама, на каждую неделю согласно календарному плану. Нельзя забывать и о том, что одной из главных задач педагога это сохранение здоровья ребенка. А при использовании в своей работе компьютера одно из направлений на котором стоит заострить внимание это здоровьесбережение. (на слайде прочитать)
Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его.Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к ...
Проект "Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС"
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования....
Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
«Человек образованный — тот, кто знает, где найти то, чего он не знает » Георг Зиммель....
система работыпо приобщению детей раннего возраста к истокам отечественной народной культуры через использование фольклора в условиях реализации ФГОС ДО
Приобщение детей к истокам отечественной народной культуры, через использования фольклора. Детский фольклор даёт нам возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить к народной поэзиии. Песенк...
Презентация на тему: "Актуальность использования ИКТ в условиях реализации ФГОС ДОУ".
Современный мир невозможно себе представить без информационно-коммуникационных технологий. Возможности, предоставляемые сетевыми электронными ресурсами, позволяют решить ряд задач, актуальных дл...
Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС в ДОУ
В материале представлена методическая разработка по использованию ИКТ в условия реализации ФГОС в ДОУ...
Использование ИКТ в условиях реализации ФГОС
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию ...