Отбор речевого материала.
консультация по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Отбор речевого материала
В логопедической литературе достаточно подробно описывается содержание и приёмы коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, М.Ф. Фомичёва и др.).
Многие авторы отмечают, что закрепление поставленных звуков может осуществляться в определённой последовательности с применением речевого материала, который важно использовать как на логопедических занятиях, так и вне их – в процессе коррекционной работы воспитателя и в условиях домашних занятий ребёнка с родителями.
Вместе с тем в ряде практических пособий предлагаемый для этого лексико – грамматический материал не вполне отвечает методическим требованиям проведения автоматизации и дифференциации звуков. Если этот материал используется специалистом без осуществления необходимого отбора, то практически неизбежно появление ошибок в реализации соответствующей логопедической технологии.
Отбирая речевой материал для занятий с ребёнком, необходимо соблюдать целый ряд требований.
Наиболее важными из них являются следующие.
При выборе материала для различных этапов автоматизации и дифференциации звуков важно учитывать индивидуальные особенности усвоения нормативного звукопроизношения ребёнком.
При автоматизации большинства звуков на уровне слога возможны различные варианты выбора фонетического материала: как прямые, так и обратные слоги (реже используется интервокальная позиция – поставленный согласный звук между гласными). Имеются общие рекомендации по поводу выбора типа слога для закрепления тех или иных групп согласных звуков. Однако, по нашему мнению, выбор определяется главным образом тем, в каком сочетании поставленный звук ребёнку легче и удобнее произносить правильно. Это определяется, как правило, сразу после появления адекватного произнесения звука в изолированном положении, то есть после постановки звука на занятии.
Желательно закреплять согласный звук в сочетании с различными гласными (или первоначально с одним из гласных) в слогах и затем, излишне не задерживаясь на этом, переходить к автоматизации на уровне слова.
Первоначально отбираются слова, включающие те слоги или звукосочетания, в которых звук произносится правильно. Затем ребёнок упражняется в произнесении серий слов, в каждой из которых звук произносится в определённой позиции. Переход к произнесению слов в каждой последующей позиции производится лишь в том случае, если освоена предыдущая позиция.
Приведем пример последовательности использования разнотипных по структуре лексических единиц для автоматизации звука С:
- прямой слог – слова с этим слогом;
- обратный слог и слова с ним;
- звук между гласными в звукосочетаниях и соответствующая серия слов;
- стечение согласных в начале слова;
- стечение согласных в конце слова;
- стечение согласных в середине слова;
- автоматизируемый звук повторяется дважды в слове, при этом данный звук часто оказывается в разнообразных позициях.
Автоматизируя звук на уровне предложения, целесообразно как можно быстрее помочь ребёнку перейти от упражнений с минимальным включением слов с автоматизируемым звуком к предложениям до максимального их наполнения. В результате ускорится процесс введения правильно произносимого звука в самостоятельную речь ребёнка.
Важной особенностью организации процесса закрепления звукопроизносительных навыков детей с общим недоразвитием речи является то, что используемый материал одновременно может применяться для коррекции недостатков и развития лексико – грамматического строя речи. Кроме основной направленности, это важно по другим причинам. Упражнения и задания для преодоления ошибок лексико – грамматического характера, как правило, содействуют развитию других высших психических функций детей, повышают их положительную мотивацию в обучении и вызывают познавательный интерес, позволяя избежать «механического тренажа».
Нами отобраны и разработаны серии разнообразных упражнений, заданий, игр для закрепления правильного произношения поставленных звуков в речи дошкольников с ОНР и одновременно решения других коррекционных задач. Эти практические материалы могут быть использованы как на логопедических занятиях, так и применяться вне их взрослыми из ближайшего окружения ребёнка (воспитателями, родителями) при условии соответствующих разъяснений логопеда.
Выбор того или иного вида заданий и упражнений по комплексной коррекции нарушений зависит от состояния различных сторон речи и в целом психического развития ребёнка, от актуальных задач конкретного периода логопедической работы и других факторов.
Таблица иллюстрирует возможности выбора речевого материала для такого рода заданий и упражнений.
Подбор речевого материала для заданий и упражнений, предусматривающих одновременное решение разных коррекционных задач
Закрепление звукопроизносительных навыков | Коррекция нарушений лексико – грамматического строя и развития навыков словообразован-я | Речевой материал для заданий и упражнений |
Дифференциация звуков Л – Л’ – Р – Р’ в словах | Подбор антонимов | Молодой – старый, весёлый – грустный, плохой – хороший, слабый – сильный, белый – чёрный, больной – здоровый, длинный – короткий, большой – маленький, лёгкий – тяжёлый, сильный – слабый, тепло – холодно, темно – светло, хорошо – плохо, грустно – весело, легко – тяжело, добро – зло |
Выбор родственных слов | Дифференциация звуков С – С’ | Лес, лесок, лесной, лесник, лесовик, лесовод, лесоруб, лесовоз, лесопарк, лесополоса |
Автоматизация звуков: 1) Ш; 2) Л’; 3) дифференциация звуков С – С’ | Выполнение операции образования сложных слов |
|
Автоматизация звуков: 1) Ш; 2) Л’; 3) дифференциация звуков Ц – Ч | Отбор слов с уменьшительно – ласкательным значением |
|
Автоматизация звуков: 1) Л; 2) Ш | Употребление творительного падежа существительных |
|
Автоматизация звуков:
| Образование множественного числа существительных в именительном (1) и родительном (2) падежах |
б) палец – пальцы, овца – овцы, птица – птицы, пуговица – пуговицы, боец – бойцы, заяц – зайцы, яйцо – яйца, лицо – лица, кольцо – кольца; г) печь – печи, птичка – птички, читатель – читатели, учитель – учителя, печать – печати; (2) а) много столов (самолетов, сумок, собак); в) много барабанов (раков, баранов, сырков, уроков, роз, рук, ворон, сорок, рыб); г) много печей (птичек, читателей) |
| Употребление глагольных форм (настоящего времени; повелительного наклонения) |
2) хочет – хотят (мальчик хочет посадить дерево; дети хотят …..; дед хочет вытянуть репку; дед и баба хотят …..) |
Автоматизация звука Ц | Образование возвратных глаголов | (кот) умывается, (мама) улыбается, (Катя) одевается, (лисицы) охотятся, (поезд) останавливается, (Гена) занимается |
| Подбор прилагательных (в том числе относительных и качественных) |
2) луна – лунный, лук – луковый, ласка – ласковый, луч – лучистый, футбол – футбольный, глаз – глазной, липа – липовый, лень – ленивый, любить – любимый |
Автоматизация звука Р | Согласование прилагательных с существительными в роде и числе | Красная машина – красный шар, красивая роза – красивый цветок, оранжевая ракета – оранжевый шарф, румяная Рая – румяный пирог, озорная мартышка – озорной Рома |
Автоматизация звуков: 1) С; 2) Ш | Употребление сочетаний числительных с существительными |
|
| Использование предложно – падежных конструкций |
|
Выбор речевого материала для каждого ребёнка индивидуализируется. Идеальный вариант состоит в том, что материал максимально содержит автоматизируемые (или дифференцируемые) звуки, но в то же время не включает пока еще не поставленные звуки, которые неправильно произносятся ребёнком.
Как правило, формулировки инструкций к заданиям и упражнениям не вызывают особых затруднений у квалифицированных специалистов. В связи с этим обратим внимание лишь на некоторые моменты.
Логопедические инструкции должны отличаться четкостью и точностью и предполагать однозначный изначально запланированный специалистом ответ ребенка. Например, вербальная инструкция «Посмотри на картинки. Вот один стол, а здесь – много …….(столов)» предполагает, что дети выберут форму родительного падежа множественного числа существительных. Другой вариант задания: «Вот один стол, а здесь – не один стол. Как назвать эти предметы? (столы)». Во втором случае дети используют форму именительного падежа.
Если ребенок затрудняется в выборе нужной формы ответа, логопед использует разнообразные виды помощи: дополнительные (в том числе наводящие) вопросы, наглядный материал, образец ответа и др.
Один и тот же речевой материал может быть использован в различных вариантах заданий. К примеру, закрепляя предложно – падежные конструкции в речи ребенка, логопед может предложить ребенку:
а) вставлять нужные «маленькие слова» (предлоги) в произносимые им предложения;
б) ответить на вопросы по содержанию сюжетных картинок;
в) самостоятельно составить предложения по соответствующим сюжетным картинкам.
Многолетний опыт логопедической работы свидетельствует о том, что применение заданий и упражнений, которые позволяют одновременно решить несколько коррекционных задач с учетом актуальных и потенциальных речевых возможностей ребенка с ОНР, усиливает эффективность коррекционно – развивающих воздействий по преодолению имеющихся у него дефектов.
Подготовила и провела учитель-логопед Н.А.Рыль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков дошкольников с речевыми нарушениями».
Отбор речевого материала для закрепления звукопроизносительных навыков у дошкольников с речевыми нарушениями....
Дидактический и речевой материал по развитию неречевых и речевых психических функций у детей 3-4 лет по лексической теме «Человек. Части тела »
В этом материале подобранны игры и упражнения на развитие речевых и неречевых функция для детей 3-4 лет....
Практический речевой материал для детей старшей и подготовительной группы «Речевые пятиминутки
Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается импрессивная и экспрессивная речь: формируется, рас...
Речевые пятиминутки в режимных моментах воспитателя (практический речевой материал для детей старшей группы)
Эффективность коррекционно-образовательного процесса предусматривает тесное взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями массовых групп. Совместное планирование работы позволяет оптимизировать рабо...
Практический речевой материал для детей старшего дошкольного возраста «Речевые пятиминутки».
Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.Речевые пятиминутки способствуют развитию всех комп...
Консультация на тему: "Влияние биоэнергопластики на речевое развитие дошкольников" с использованием речевого материала
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями тела и кистей рук, которые имитируют движения языка и челюсти, с включением системы упражнений на развитие сылы...
Практический речевой материал для детей старшей и подготовительной к школе группы «Речевые пятиминутки»
Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции не речевых и речевых психических функций. Речевые пятиминутки способствуют развитию всех ко...