Использование игр в коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу. Игра является основной деятельностью ребенка - дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование игр в коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи
Светлана Алексеевна Ремезкова, учитель – логопед МДОУ - детский сад №21 «Сказка», г. Серпухов,
Мария Алексеевна Амченкина, учитель – логопед МДОУ - детский сад №21 «Сказка», г. Серпухов,
Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить и трудиться в коллективе, воспитывает организаторские способности, волю, дисциплинированность, настойчивость и инициативу. Игра является основной деятельностью ребенка - дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения.
Вот почему проблема детской игры является актуальной в настоящее время.
Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль, как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.
Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие исследования. К таким исследованиям относятся исследования Л.С. Выготского, С.А. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Ф.И. Фрадкиной, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина, Т.Е. Конниковой, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, А.В. Черкова, Т.А. Марковой, Н.Я. Михайленко, Р.А. Ивановой и др.
У некоторых детей при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетика, лексика, грамматика. Это нарушение впервые было установлено Р.Е. Левиной и определено как общее недоразвитие речи. У детей с ОНР отмечаются нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи.
Детям с ОНР свойственны следующие лексические ошибки:
а) замена названия части предмета названием целого предмета (сиденье - стул);
б) подмена названий профессий названиями действий (балерина - «тетя танцует»);
в) замена видовых понятий родовыми и наоборот (деревья - «елочки»);
г) взаимозаменяемость признаков (высокий, широкий, длинный - «большой», короткий, узкий, низкий - «маленький»).
В свободных высказываниях дети мало пользуются прилагательными и наречиями, обозначающими признаки и состояние предметов, способы действий.
Многие дети допускают ошибки в словообразовании (шапка - шапенка).
Большое число ошибок приходится на образование относительных прилагательных со значением соотнесенности с продуктами питания, материалами, растениями и т.д. («мехная» шуба, «клюкованный» кисель)
Среди ошибок грамматического оформления речи наиболее специфичны следующие:
а) неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
б) неправильное согласование числительных с существительными (пять карандашов).
в) ошибки в использовании предлогов - пропуски, замены (Книгу достали от шкафа)
г) ошибки в употреблении падежных форм множественного числа (много деревов, собаков).
Фонетическое оформление речи у детей с ОНР значительно отстает от возрастной нормы; наблюдаются все виды нарушений звукопроизношения (сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, дефекты озвончения и смягчения).
Отмечаются стойкие ошибки в звуконаполняемости слов, нарушения слоговой структуры в наиболее трудных словах.
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе, без помощи логопеда.
Недостатки звукопроизношения, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, ее плавности - все это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей с ОНР, порождает у них и особенности поведения в игре.
Логопеду необходимо широко использовать игры в коррекционной работе, при этом следует помнить об их значении в целом как средство физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.
Независимо от вида, дидактическая игра имеет определенную структуру, отличающую ее, от других видов игр и упражнений. Игра, используемая для обучения, должна содержать, прежде всего, обучающую, дидактическую задачу. Играя, дети решают эту задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями.
Основные направления логопедической работы - это обогащение и активизация словаря, т.к. в процессе словарной работы ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определенного содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. А также формирование грамматического строя речи, направленное на развитие умения, выражать свои мысли простыми распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.
Дидактические игры широко используются при решении следующих задач:
- Обучение правильному образованию множественного числа существительных;
- Обучение самостоятельному образованию новых форм слова;
- Обучение правильному образованию трудных форм повелительного наклонения глаголов;
- Обучение правильному образованию притяжательных и относительных прилагательных;
- Обучение правильному согласованию существительных с прилагательными, числительными, местоимениями;
- Обучение правилам согласования слов в предложениях с использованием предлогов,
- Обучение детей грамматически правильному построению предложений (простых, сложносочиненных и сложноподчиненных);
- Формирование навыков связной речи.
На фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях мы используем для практического ознакомления детей с использованием в речи существительных, игры и игровые упражнения: «Что спрятано?», «Парные картинки», «Что нужно кукле?», «Что кому нужно?», «Кто, чем защищается?», «Лото»
Мы закрепляли в речи детей правильное употребление существительных единственного, множественного числа во всех падежах.
Такие игры как, «Один - одна - одно», «Разложи картинки» - учат детей различать род существительных. Игры «Что это?», «Игра в загадки», «Обобщения», мы используем при закреплении обобщающих понятий. Эти игры предполагают активный поиск слова и понимание его значения. Все эти игры и такие, как «Чьи детки?», «Рыбы, звери, птицы», «Сложи животное», «Угадай, что это?», «Овощи», мы включаем во фронтальные занятия по темам: «Домашние животные», «Игрушки», «Рыбы, звери, птицы».
Мы выделили 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования.
1 этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
2 этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
3 этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
1 этап
- Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: «к, ик, чик»
- Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;
- Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов.
-Образование притяжательных прилагательных с суффиксом «ин»
2 этап
- Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных с суффиксами «оньк, еньк, ышек, ышк».
- Образование существительных с суффиксом «ниц» (сахарница).
- Образование существительных с суффиксом «инк» (пылинка), с суффиксом «ин» (виноградина).
- Глаголы с приставками «в, вы, на»
- Глаголы пространственного значения с приставкой «при».
- Образование притяжательных прилагательных с суффиксом «и» без чередования (лисий);
- Образование относительных прилагательных с суффиксами «н, ан, ян, енн»;
- Образование качественных прилагательных с суффиксами «н, ив, чив, лив».
Содержание 3 этапа логопедической работы
- Уточнение и закрепление названий профессий
- Образование приставочных глаголов
-Образование притяжательных прилагательных с суффиксом «и» с чередованием (волчий);
- Образование относительных прилагательных с суффиксами « ан, ян, енн»;
- Образование качественных прилагательных с суффиксами «оват, еньк».
Приведем пример некоторых игровых упражнений по закреплению словообразования существительных на фронтальных занятиях - это игры «Назови ласково», «Что для чего?», «Кто у кого?», «Назвать животных парами», «Игра с мячом», «Как зовут папу, маму, детеныша?», «Два брата ИК и ИЩ», «Назвать профессии» и.т.д.
Применение оптимальных игровых средств на фронтальных логопедических занятиях, насыщенность их игровыми ситуациями с привлечением сказочных героев, создание игры на всех занятиях вызывает огромный интерес к заданиям у детей, постоянно поддерживает их положительный настрой, стимулирует мыслительную деятельность дошкольников, повышает мотивацию к обучению.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
Короткова Э. П. Обучение рассказыванию в детском саду М.- 1978 г.
Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей М. – 2004 г.
Глухов В.П. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. М. – 2003 г.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада». М. - 2007 г.
Готовность к школе /Под ред. И.В. Дубровиной/ Москва. 1995 г.
Карпова С.Н. Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов-на-Дону, 1987.
Игнатьева С.А, Канунникова Е.О, Парахина Е.С.. Оценка состояния коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР //Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» №2 2007г.//
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план (образовательной области "Познание") по экологическому воспитанию в старшей группе. Из опыта работы «Формирование экологического мировоззрения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами игровой деятельности
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспи...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОРМ РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
В настоящее время повсеместно наблюдается упрощение и оскудение русского языка. Исключительно мал и беден словарный запас многих взрослых, которые в свою очередь должны быть примером для подражания в ...
Применение игровых приемов в коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (из опыта работы)
Применение игровых приемов в коррекционной работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи (из опыта работы) В современном мире компьютерных технологий и гад...
Исследовательская работа ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 3 УРОВНЯ НА МАТЕРИАЛЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР».
Для того чтобы правильно понять и эффективно воздействовать наречевой дефект, выбрать наиболее рациональные и экономичные пути его преодоления, необходимо уметь выявлять характер речевых нарушений, их...
Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....
ПРАКТИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Ребенок с ОНР испытывает большие трудности при употреблении предлогов в устной речи: пропуски, искажения, замена на совершенно непонятное слово, не подходящие по смыслу предлоги. Таким образом, необхо...
ПАМЯТКА- ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ (ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ) В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ(ТЕОРИИ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ)В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ...