Речевое дыхание.
методическая разработка по логопедии по теме

Рыль Наталья Александровна

Предлагаемый материал будет полезен в работе педагогам ЛОУ, учителям начальных классов и родителям. Правильное дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления и длительности воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevoe_dyhanie.doc26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Речевое дыхание- залог правильной речи.

Правильное дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз. Так как речь осуществляется на выдохе, то от силы, направления и длительности воздушной струи зависит правильность произношения многих звуков, плавность речевого потока. Учащиеся, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает произносить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Навык речевого дыхания приобретается постепенно в результате длительных постоянных тренировок на логопедических занятиях, также в системе уроков русского языка и литературного чтения. Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Правильное дыхание – это здоровье. Цель дыхательных упражнений – увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, экономный выдох. Работа над речевым дыханием заключается в следующем: • в выработке длительного ротового выдоха; • в формировании умения экономно расходовать воздух в процессе речи; • воздух набирать через нос; • плечи не поднимать; • выдох должен быть длительным и плавным; • необходимо следить, чтобы не надувались щеки. Комплекс дыхательных упражнений. 1.Ребенок делает короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произносит один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы). 2. Ребенок произносит плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa; аaaaaooooooo, аaaaaуууууу 3. «Ветер гудит» Ребенок приоткрывает рот и длительно произносит звук «у» на одном выдохе. 4. «Пароход гудит» Ребенок приоткрывает рот и длительно произносит звук «ы» на одном выдохе. 5. Ребенок производит счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), постепенно счет увеличивается до 10-15. Необходимо следить за плавностью выдоха. 6. Ребенок повторяет пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. 7. «Задуй свечку» Ребенок держит полоску бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Медленно и тихо дует на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. 8. «Накачать шину» Ребенку предлагается накачать «лопнувшую шину». Он «сжимает» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперёд сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно. 9. «Жук жужжит» Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, ребенок произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, учащийся делает непроизвольно вдох. 10. «Загнать мяч в ворота» Ребенку предлагается вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками. 11. «Сдуй снежинку с носа» Ребенку необходимо с силой подуть на язык, стараясь сдуть ватку с носа. Таким образом, решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания, – это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания...