Конспект игрового логопедического занятия "Радуга открытий".
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме
Конспект игрового логопедического занятия с применением здоровьесберегающих методов и приемов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 27 «Петушок»
Конспект игрового логопедического занятия
с применением здоровьесберегающих методов и приемов
«Радуга открытий»
г. Саянск, Иркутская область
Конспект игрового логопедического занятия с применением здоровьесберегающих методов и приемов «Радуга открытий»
Цели:
Коррекционно-познавательная: Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения согласных звуков по признакам: глухость – звонкость, твердость – мягкость. Совершенствование умения четко артикулировать гласные звуки [а], [у], [о], [и], [ы], [э]. Закрепление умения выделять первый звука в слове, отвечать на вопросы полным ответом.
Коррекционно-развивающая: Развитие фонематического восприятия, звуко-слогового анализа, внимания, памяти, мышления; артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением, общих речевых навыков.
Коррекционно-воспитательная: Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, умения работать в группе, умения находить выбор из проблемной ситуации.
Материал: фонограмма: «Завывание ветра», «Музыка превращения»; пособие «Разноцветная поляна» с «бабочками» и «пчелками»; символы гласных звуков (по Т.В.Александровой); карточки, обозначающие гласный, глухой и звонкий, твердый и мягкий согласный звук; «Замки» красного, синего и зеленого цвета; изображение реки, «рыбки – слова»; картинки (АРБУЗ, УШИ, УТКА, ОСЛИК, ИГОЛКА, УЛИТКА, ДОМ, КОТ, СУП, БАБОЧКА, МАШИНА, ШАПКА.); прищепки, шаблоны «гусениц» из картона; проектор, ноутбук.
Возраст детей: 5-6 лет
Ход занятия
1.Орг. момент.
- Сегодня у нас необычный день. К нам в детский сад пришло много гостей. Давайте их поприветствуем. (Дети здороваются) Гости – это всегда праздник, радость и, конечно, сюрпризы. И для вас есть сюрприз: мы отправимся в сказочную историю.
2. Введение в проблемную ситуацию.
(Звучат фонограммы «Ветер», «Звон разбитого стекла»)
- Что же случилось? (Ответы детей: «Радуга упала», «Ветер сдул радугу».)
- Это злой Колдун-Бормотун безобразничает. Колдун-Бормотун ужасно не любит разные звуки, музыку, песни, смех. Да он и сам-то половину звуков не выговаривает, только бормочет себе под нос разные колдовские заклятия. И сейчас он наколдовал так, что радуга разбилась. Да, дети, радуга рассыпалась на мелкие кусочки. Радуга – это радость. Раньше русский народ говорил: «Кто под радугой пройдет, тот всю жизнь счастлив будет».
- Как нам радугу собрать? Страна наша большая. Где радуга упала, мы не знаем, будет трудно ее найти. Да и пешком так далеко не пойдешь. Давайте превратимся в волшебников. Они могут легко перемещаться в разном направлении. Попробуем?
(Звучит музыка, дети кружатся вокруг себя с закрытыми глазами)
- Вот мы и стали волшебниками. Для того, чтобы собрать всю радугу, нам нужно выполнить задания.
-Сколько у радуги цветов? 7. И заданий у нас будет тоже 7.
Называем последовательность цветов.
3. Основная часть.
Отправляемся в путь: (к первому заданию)
-И оказались мы в лесу. Как хорошо идти по лесной дорожке в солнечную погоду! Как мы пойдем? (Весело, бодро, радостно, быстро, подпрыгивая).
- Осторожно! Мы вошли в лес! Как нужно идти по лесу? (Тихо, аккуратно, осторожно) Почему? (Чтоб не беспокоить лесных жителей)
- Внимание! Мы проходим мимо поляны, на которой сидит волчья стая. Теперь мы не пойдем, а побежим. Как мы побежим? (Быстро, помчимся, полетим как пуля, как стрела, стремительно).
- Устали! Нет сил идти дальше. Теперь мы не идем, а бредем. Как еще можно сказать? (Плетемся, тащимся, ползем еле-еле, как сонная муха, как черепаха)
- Красный (первое задание в красном конверте)
Полянка «Бабочки» (Упражнения на развитие направленной воздушной струи)
- Мы оказались на лугу. Как много здесь цветов. Посмотрите, бабочки! Они много летают и наверняка знают, куда упала радуга. Но сначала бабочки просят поиграть с ними. Бабочек так и хочется взять за крылышки. Но мы не будем этого делать, а лишь подуем на бабочек и посмотрим, как они полетят.(+упражнение для языка «Желобок»). На нашей полянке летают и пчелы. Пчелки садятся к нам на носики. (+упражнение для языка «Чашечка»).
- Молодцы ребята! Справились с заданием, и за это бабочки помогли найти нам первый кусочек радуги. Какого он цвета? (Красный кусочек радуги)
2. Оранжевый (второе задание в оранжевом конверте)
- Звуки бывают разные. Бывают речевые звуки и неречевые.
Речевые звуки это звуки, которые мы с вами произносим, произнесите любые звуки (а,у. и, м, н…и т.д.)А какие бывают неречевые звуки? (ответы детей: шум ветра, стук, шорох, дождь и т.д.)
Игра «Отгадай, что звучит?» Узнавание неречевых звуков
Задание выполнено. Появляется кусочек радуги оранжевого цвета.
3. Желтый (второе задание в желтом конверте)
- На полянке нас встречают гласные звуки. Как вы думаете, почему их так назвали, гласные? Совершенно верно, потому что у этих звуков есть красивый голос и они легко поются. И выдыхаемому воздуху ничего не мешает (ни губки, ни зубки, ни язычок).
- Поиграем с гласными звуками? (дети встают в круг)
Речь с движением: «Гласные звуки» - уточнение артикуляции гласных звуков.
А-А-А-А – закачалась голова. (Покачивать головой вправо-влево).
О-О-О-О – покатилось колесо. (Круговые движения руками).
У-У-У-У – у машины руль держу. (Показать руками «руль»).
Э-Э-Э-Э – две руки на голове. (Положить руки на голову).
И-И-И-И – руки шире растяни. (Поднять руки вверх).
Ы-Ы-Ы-Ы – мыли дома мы полы. (Опустить руки вниз, движения вправо-влево).
(Т. Куликовская)
- Давайте возьмем с собой наши гласные звуки и отправимся дальше.
А в небе еще кусочек радуги появился – желтого цвета!
4. Зеленый (четвертое задание в зеленом конверте)
- Мы оказались у какого-то замка. Что это за замок? (Это волшебный замок звуков. В красном замке живут гласные звуки, в синем замке твердые согласные, в зеленом мягкие согласные).
- Согласные звуки, почему их так назвали? (потому что они сами петь не умеют, но соглашаются петь вместе с гласными звуками. При этом получаются ….слоги))
- Какие согласные звуки войдут в дверь с колокольчиком? (звонкие) Назовите их.
-Какие звуки войдут в дверь с таким знаком /колокольчик зачеркнут?/ (глухие). Назовите их.
- И возле замка нашелся кусочек радуги. Какого он цвета? (Зеленый кусочек радуги)
5. Голубой (пятое задание в голубом конверте)
Выделение первого звука в слове.
Слова: АРБУЗ, УТКА, ОСЛИК, УЛИТКА, ИГОЛКА, АПЕЛЬСИН, БАБОЧКА, ШАПКА, МАШИНА,ДОМ, НОЖНИЦЫ, САПОГИ
Озеро, в нем плавают рыбки. Каждый ребенок выбирает себе рыбку (в каждой рыбке по две карточки - картинки).
- А вот и следующее задание. Нам нужно назвать предмет, изображенный на картинке и определить, на какой звук начинается слово?
Задание выполнено. Появляется кусочек радуги голубого цвета.
6. Синий (шестое задание в синем конверте)
Делим слова на части (слоги)
- Ребята нам нужно перейти на другой берег озера, сделать это можно при помощи мостика. Мостик мы с вами построим из вот этих палочек. Но чтобы построить мостик, нам нужно поделить слова на части (слоги).
- Молодцы, ребята, переходим на другой берег.
- Появился еще один кусочек радуги. Какого он цвета? (синий кусочек радуги)
4. ФИЗМИНУТКА
- Помните, ребята, что Колдун-Бормотун не выносит шума, песен.
- Давайте поиграем со звуками. Так мы прогоним Колдуна-Бормотуна. Дети становятся в круг.
Целебные звуки вам снова скучать не дают.
Прилетел ветер, завыла вьюга. В-В-В-В. (Дети кружатся).
Ветер стих. Где-то ноет «нытик». Н-Н-Н-Н. (Дети останавливаются, кладут руку на животик)
Ой, комары летят! З-З-З-З. (Дети бегут и машут руками).
Кыш, кыш, комары. Летите к нам жуки! Ж-Ж-Ж-Ж. (Дети становятся спиной друг к другу, поставив кулачки в бока и шевеля локтями).
Улетайте, жуки! Трактор едет. Тр-Тр-Тр-Тр. (Дети «едут», изображая трактор).
Тише, тише! Я слышу крик сказочной птицы. А-А-А-А. (Дети останавливаются, поднимают руки вверх, как перья хвоста).
Спасибо, целебные звуки. Звук В излечит насморк, звук З – горло, звук Ж избавит от кашля, звук Н вылечит животик, звук Р снимет усталость. Звук М лечит голову, звук А-дыхание, звук Н, когда болит зуб. Звук Ш расслабляет наше тело и помогает дышать.
- Ребята, вместе с колдуном ушло и всё его колдовство. И нам осталось выполнить последнее задание.
Дети садятся за столы.
7. Фиолетовый (седьмое задание в фиолетовом конверте)
Игра с прищепками (конструируем из прищепок и картона сороконожек)
Пальчиковая гимнастика
Две сороконожки
Бежали по дорожке
Бежали, бежали.
Друг друга повстречали
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Что едва-едва разняли.
Появляется кусочек радуги фиолетового цвета.
- Молодцы, ребята, мы с вами выполнили все задания. Вот и засияла на небе разноцветная радуга, всем людям даря счастье и улыбки. У кого-то улыбка появилась на лице, у кого-то в сердце
5. Заключительная часть.
Игра «Назови ласково» (Встаем в круг, каждый ребенок называет свое имя, а дети называют его ласково. Вместо радуги появляется солнышко.)
- Благодаря нашим знаниям и стараниям мы собрали радугу, и нам пора превращаться в людей. Но прежде, чем это произойдет, я хотела бы договориться с вами о маленьком секрете. Хотелось бы, чтобы вы всегда оставались немного волшебниками и своими делами приносили людям радость
Закрываем глаза и слушаем нашу музыку превращений.
6. Рефлексия:
Смысловая рефлексия занятия:
- Кто нам разбил радугу? Какие звуки мы с вами сегодня вспомнили?
Эмоциональная рефлексия занятия:
– Что понравилось вам больше всего?
- Какое задание вам показалось самым легким?
- Что было самое трудное?
- Мы снова стали детьми, но в душе останемся чуть-чуть волшебниками. Всем детям расскажем, как мы радугу собирали, что видели и что узнали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Открытое занятие посвященное "Дню Матери" совместно с родителями "День открытых дверей в детском саду" Тема: "С чего начинается Родина".
Цель: Формировать чувство патриотизма путём осмысления таких понятий как « Род, Родители, Родина». Воспитание чувства долга, любви к ближним. Пробуждение интереса к истории своего рода и желания...
Открытое итоговое родительское собрание с элементом открытого показа НОД
Примерный конспект открытого итогового родительского собранияв старшей группеНОД по математическим играм Тема: «Что умеют наши дети?»Цель: показать и научить родителей игровым приемам развития у ...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «МОЙ ВЕСЕЛЫЙ, ЗВОНКИЙ МЯЧ» (открытый просмотр на «Дне открытых дверей»)
Занятие по рисованию в первой младшей группе с использованием натрадиционной техники "Закрашивание с помощью кусочка поролона". Занятие проводится в игровой форме, в нем воспитываются добрые чувства, ...
«Открытие Малых Олимпийских игр, посвященных открытию ХХII Зимних Олимпийских игр «Сочи 2014».
Цели и задачи: популяризация зимних видов спорта среди детей дошкольного возраста, привлечение детей к занятиям спортом, воспитание чувства патриотизма.Время и место проведения: 7 февраля 2014, спорти...
Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"
Цель: Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...
конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)
Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...