Развитие дыхания у детей с дизартрией
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Известно, что несформированное физиологическое и, как следствие, речевое дыхание ведут к патологическому формированию плавности речи, обедненному интонированию и неправильному звукопроизношению. Нарушения произношения различных групп звуков у детей характеризуется сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов . У дошкольников наблюдаются трудности организации коммуникативной деятельности, снижение познавательной деятельности, низкая работоспособность, что в дальнейшем может обусловить недостаточное формирование полноценной учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_dyhaniya_u_detey_s_dizartriey.docx | 27.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевого дыхания у детей с дизартрией
Как показывает практика 80-90 % детей группы с ОНР- это дети имеющие дизартрию и дизартрический компонент.
У таких детей отмечается низкий уровень развития дыхательной функции . Поэтому физиологическое дыхание дошкольников с дизартрией имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, ритм его недостаточно устойчив. Известно, что несформированное физиологическое и, как следствие, речевое дыхание ведут к патологическому формированию плавности речи, обедненному интонированию и неправильному звукопроизношению. Нарушения произношения различных групп звуков у детей характеризуется сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов . У дошкольников наблюдаются трудности организации коммуникативной деятельности, снижение познавательной деятельности, низкая работоспособность, что в дальнейшем может обусловить недостаточное формирование полноценной учебной деятельности.
Опираясь на требования ФГОС ДО необходимо усилить пропедевтическую работу по развитию речевого дыхания и коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией.
Л.С. Выготский в теории о речевом развитии считает, что «важнейшим из речевых движений является дыхание, речь без речевого дыхания немыслима». Такие авторы коррекционных методик как Белякова, Лопатина, и Мастюкова значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с речевыми патологиями нарушено. В современной научно-педагогической литературе говорится о том, что речевое дыхание у детей с дизартрией, так же как и физиологическое, спонтанно не формируется, для таких детей существует необходимость проведения коррекционных мероприятий по его формированию и требуется обучение специальным коррекционным физическим упражнениям (Л.И. Белякова, Н.Н. Гончарова, Т.Г. Шишкова, М.Н. Щетинин).
Создание системы пропедевтической работы по развитию речевого дыхания является необходимым для эффективной коррекции звукопроизношения у детей с дизартрией .
В рамках теории деятельности по развитию речевого дыхания в логопедической работе я широко используется игровой метод. Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Существует много разнообразных игр и игровых пособий, игровых упражнений на развитие дыхания, НО НЕТ СИСТЕМЫ.
Вся работа по развитию речевого дыхания проводится с момента поступления детей в группу и условно делится на 3 этапа. Цель дыхательных упражнений на первых двух этапах- сформировать диафрагмальный тип дыхания, увеличить объем дыхания, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Для этого активно применяю комплексы дыхательной гимнастики, в которые включаю отдельные упражнения комплекса парадоксальной гимнастики Стрельниковой. Следует особо отметить значение игр и игровых пособий для развития диафрагмального дыхания, которые объединены в групповой мини-музей «Дыхание ветра» и распределены по блокам, в зависимости от поставленных задач на определенном этапе по развитию дыхания у детей с дизартрией. На 3 этапе главной особенностью работы над дыханием является сочетание дыхательных упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией. С этой целью мною разработаны комплексы упражнений на формирование различных типов выдоха: дети учатся ощущать разницу в направлении воздушной струи, а это в свою очередь является необходимым в работе по подготовке к постановке звуков определенных групп. В работе над развитием дыхания у детей с дизартрией на каждом этапе использую разнообразые методы и приёмы, представленные на слайде.
Развитие речевого дыхания проводится в таких формах организованной образовательной деятельности с детьми, как индивидуальные и индивидуально-подгрупповые занятия, где разучиваются комплексы гимнастик по развитию диафрагамального дыхания, комплексы дыхательных упражнений для подготовки артикуляционного аппарата к дальнейшей постановке определенных групп звуков . Совместная деятельность с детьми осуществляется через организацию развивающей предметно-пространственной среды в группе, которая выполняет образовательную, развивающую, стимулирующую функции (создание мини-музея пособий по развитию дыхания «Дыхание ветра» и пособий представленных в логопедическом уголке) .
К условиям реализации идеи относится обязательное взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-образовательного процесса. Дети с дизартрией, освоившие правильное дыхание, нуждаются в постоянном контроле и наблюдении за правильностью их дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Достижение результата работы невозможно без взаимодействия с педагогами: в первую очередь с воспитателями группы, так же педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем. Исходя из того, что родители воспитанников мало осведомлены о необходимости выполнения работы по развитию дыхания у детей с речевой патологией разработаны разнообразные формы взаимодействия с ними в данном направлении
В СИСТЕМУ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ входит:
- планирование индивидуально-подгрупповой работы по развитию дыхания,
- каталог игровых пособий для развития дыхания - в котором предсталены экспонаты группового мини- музея, расположенные по блокам- для развития определенного типа вдоха и выдоха, для удобства использования в работе по развитию дыхания у детей с дизартрией.
- Картотека игр и игровых упражнений для развития дыхания, в которой представлены подробные инструкции с фотографиями по использованию каждого пособия мини-музея.
- Информационные буклеты по теме для родителей и педагогов ДОУ,
- мною так же разработаны общие комплексы по развитию диафрагмального типа дыхания с использованием статических и динамических упражнений Стрельниковой и Лазарева, а так же специальные комплексы дыхательных упражнений для индивидуальной и индивидуально-подгрупповой работы, направленные на подготовку к постановке определенных групп звуков. Все упражнения имеют игровые названия.
- Среди многообразных форм взаимодействия с семьями воспитанников, хочется выделить такую новую и интересную форму, как Веб - квест.
В рамках данной темы был проведен ВЕБ-КВЕСТ «Необычная игрушка», цель которого: формирование у родителей знаний о необходимости развития правильного дыхания у детей с речевыми нарушениями.
Родителям было предложено принять участие в увлекательной игре вместе со своими детьми. Им предоставлена была информация о том, что предстоит узнать в ходе так называемой игры: о значимости работы по развитию дыхания у детей, о пособиях по развитию дыхания , истории возникновения некоторых игрушек.
По желанию родители совместно с детьми выбирали определенные роли. Далее каждой группе участников раздавались электронные инструкции, с подробным описанием действий, источников для поиска информации. Родители были ориентированы на конечный результат совместной продуктивной деятельности с детьми. Моё общение с родителями проходило через электронную почту; участники каждой из групп объединялись и «готовили» презентации о дыхании, о пособиях по развитию дыхания, искали материал и готовили к выступлению-защите своих детей, создавали книжки-самоделки, папки с информацией о истории возникновения игрушки-вертушки, создавали игрушки для развития дыхания своими руками. Итогом стало выступление детей: историков, современников и изобретателей. Результативность деятельности родителей и детей представлена гиперссылкой в презентации. )
По результатам диагностики на начало года можно констатировать, что у детей с дизартрией преобладает ключичный, грудной и смешанный тип физиологического дыхания, им свойственен малый объем вдыхаемого воздуха, в прoцессе диагностики речевогo выдоха oтмечаются задержки дыхания, дополнительные вдохи, произнесение слов происходит иногда в разные фазы дыхания как на вдохе, так и на выдохе, у всех детей нарушено звукопроизношение. Причем, доминирует искажение нескольких групп звуков одновременно. На конец 1-ого года обучения значительно повысились показатели: у детей изменился тип дыхания, увеличился объём и продолжительность речевого выдоха, отмечается положительная динамика в коррекции звукопроизношения.
Использование мною разработанной системы в практике позволяет:
- повысить эффективность коррекции звукопроизношения
- нормализовать речевое дыхание у детей 1-ого года обучения с дизартрией:
сформировать диафрагмальный тип дыхания;
развить фонационный озвученный выдох.
3. достичь координации дыхания, речи и движений
4. осуществлять индивидуально-ориентированный подход
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система развития речевого дыхания у детей с дизартрией
Цели и задачи данной работы: - апробировать уже известные методики развития речевого дыхания у детей с нарушениями речи. - систематизировать имеющиеся данные по развитию речевого дыхания ...
Развитие дыхания у детей
Коррекция заикания без нормализации дыхания БЕССМЫСЛЕННА. Вашему вниманию предлагаются теория и практика по развитию дыхания у заикающихся детей....
Практические рекомендации по выполнению игр и упражнений для развития речевого дыхания у детей с дизартрией.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании малыш сможет...
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....
Мастер-класс для педагогов «Формирования правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста с нарушениями речи: «Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей»
Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах развития речевого дыхания дошкольников.Задачи:1. Продемонстрировать игры для развития речевого дыхания.2. Рассказать воспитателям о необходимо...
Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник»
Знакомство с пособиями на развитие дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный рото...
Развитие дыхания у детей с дизартрией
Развитие дыхания...